,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Рифы под килем реформ
  • 12 августа 2010 |
  • 14:08 |
  • irenasem |
  • Просмотров: 42380
  • |
  • Комментарии: 3
  • |
0
Рифы под килем реформ


Трудолюбивый народ, не имея возможности применить свои силы, постепенно беднеет, глупеет и теряет трудовую мотивацию. Богом данный чернозем сжигается подсолнечником, рапсом и сорняками. Значительную часть промышленных предприятий вместо того чтобы реконструировать сдали на металлолом, а другая их часть не только морально устарела, но и физически износилась. Уникальный транзитный потенциал из-за амбициозной и неразумной политики, сводящейся к тупому сидению на трубе и сопровождаемой средневековой сказкой о «Великом шелковом пути», стали перехватывать другие народы. Страна довольно быстро освобождается от богатства, образованности, здоровья, утрачивает возможности и перспективы, т. е. развивается так, как будто готовится в последний путь — к переходу в счастливое инобытие. Она крепко увязла в болоте наиболее неуспешных стран, для которых характерны беспросветная бедность, системная коррупция и всеобщий беспорядок.

Свет в конце туннеля забрезжил с приходом к власти команды «регионалов» во главе с президентом Виктором Януковичем — в очередной раз появился шанс вырваться из отсталости и войти в клуб успешных стран. Новая власть решительно взялась за наведение порядка. То, что сделано ею за 100 дней, заслуживает высокой оценки. Заработали Верховная Рада и Кабинет Министров, стали быстро нарабатываться концепции и стратегии реформ. А главное — с каждым днем повышается управляемость государства. Страна уже входит в реформы. Поэтому принципиально важно вовремя понять возможные опасности — те рифы, на которые может напороться шхуна под названием «Украина», в трюме которой шумит склонная к бунту оппозиция, а матросы и капитан еще не совсем четко представляют ответы на вопросы «что и как делать?».

Три аспекта

Пока не ясны детали грядущей реформы, модель которой, по всей видимости, будет складываться на марше. Но уже понятно, что она представляет собой комплекс изменений, объединенных общей идеей системности, проявляющейся в трех аспектах. Первый связан с тем, что реформа объединяет в себе совокупность реформ, которые должны преобразовать практически все подсистемы общества. Второй заключается в том, что она выступает как структурная реформа, поскольку трансформирует основные структуры общества и государства. Третий: она обеспечивает переход украинского социума от одной общественной системы к другой — от кланово-олигархического, внешне современного, но по сути полуфеодального общества к цивилизованному капитализму с человеческим лицом, от неуспешного деградирующего общества к успешному, с устойчивыми тенденциями роста.

Реформа направлена на восстановление активной роли государства, не только укрепляющего административный тонус власти, но и выращивающего себе достойных партнеров по соуправлению и для самоуправления, в качестве которых должны выступить субъекты гражданского общества, прежде всего граждане и органы местного самоуправления. Она должна являть собой хорошо согласованную в пространстве и времени совокупность относительно самостоятельных реформ, среди которых выделяются: конституционная, политическая, судебная, местного самоуправления, административно-управленческая, военная, налоговая, здравоохранения, пенсионная, а также реформы внешней, экономической, социальной, кадровой политики. Стратегическая задача целостной реформы и ее составляющих — не просто устранить отдельные недостатки в экономике, политике, социальной и духовной сферах общества, а превратить его в систему, способную к саморазвитию, постоянному обновлению своих механизмов, приведению их в соответствие с требованиями времени.

Три документа

Наука давно обобщила мировой реформаторский опыт и сформулировала требования к успешным реформам. Наиболее важное среди них — наличие не декларативной национальной идеи, а трех научно обоснованных документов: концепции, дающей объяснение и обоснование модели реформы, стратегии, показывающей возможность ее воплощения в будущем, и программы (государственной или национальной), выполняющей функцию своеобразной партитуры для менеджерского исполнения реформы. Отсутствие хотя бы одного из этих документов создает вполне реальные трудности для реализации последней.

Привести реформу к провалу может дефицит новых идей — основа дефицита ее творческой силы, которая овладевает умами и движет ее вперед. В этом случае изменения неизбежно сведутся к частичным улучшениям без достижения ожидаемого результата.

Преобразования в сфере образования: Болонская система как жена Цезаря

Приведем простой пример, демонстрирующий, как может быть неудачно реформирована система образования вследствие недостаточного интеллектуального обеспечения проводимых преобразований. Самая простая модель реформы образования — ликвидация последствий неуклюжих реформаторских потуг прежнего министра. Но при этом Болонская система остается вне критики, как жена Цезаря — вне подозрений.

На самом же деле необходимость модернизации образования определяется прежде всего отсталостью технологий обучения, которые при постоянно растущем объеме учебной информации не позволяют обучаемым освоить ее ввиду их неспособности сделать это. Следовательно, предметом реформирования должны быть не столько технологии оценивания и контроля, на что направлена Болонская система, сколько технологии освоения информации, которые разработаны пока недостаточно и совершенствование их требует значительных ресурсов.

Кстати, украинская национальная педагогическая традиция ориентирована — в отличие от Болонской системы — на развитие способностей обучаемых. Однако судя по характеру развернувшегося в СМИ обсуждения проблем реформирования образования, по этому пути реформирование не пойдет. Вероятнее всего, оно будет носить улучшающий характер без качественного обновления; в итоге дух реформы быстро выветрится, а основная проблема так и останется нерешенной.

Ключ к реалистичности: найдутся ли ключники?

К числу ключевых параметров успешной реформы относятся ее реалистичность и технологичность: она должна ставить сложные, но принципиально решаемые задачи и сводиться ко вполне конкретным политико-управленческим технологиям.

Ключ к реалистичности реформы — как минимум, ее обеспечение ресурсами, а как максимум — их эффективное использование не только для достижения цели, но и для умножения возможностей, в том числе ресурсных. В нашей стране хватает управленцев, умеющих виртуозно воровать ресурсы, оставаясь при этом безнаказанными, а некоторые даже способны рационально вкладывать ресурсы в дело и получать хорошие результаты. Но мало кто владеет искусством «высшего ресурсного пилотажа», когда вложенные ресурсы дают не только практический результат, но и новые умноженные ресурсы.

Созидание общественной поддержки

Принципиально важный инструмент успеха — поддержка реформы основной частью общества. В начале, когда только формулируются основные задачи, уровень такой поддержки обычно довольно высок, но она может существенно снизиться уже на этапе принятия политического решения о запуске реформы, а в дальнейшем свестись к минимуму. Чтобы не допустить этого, нужно соблюдать несколько правил.

Первое предполагает постоянное информирование населения о действиях реформаторов. Второе предписывает, чтобы в информационное поле не выносились некачественные, недодуманные идеи (которые, вероятнее всего, приведут к критике).

Третье требует терпеливого созидания общественной поддержки реформ, что подразумевает партнерские консультации органов государственной власти с общественностью, включение ее представителей в рабочие группы для выработки и принятия решений, проведение общественных слушаний, конференций, сбор замечаний и предложений, обсуждение на веб-сайтах и т. д. Не менее важно обеспечить гражданский контроль реформ по достаточно широкому спектру вопросов — от недопущения нарушений прав и свобод людей до внесения существенных коррекций в реформирование.

Не следует рассчитывать на автоматическое усиление поддержки со стороны населения даже в случае, если жизнь людей станет улучшаться. Сложившиеся в последние годы потребительские амбиции, которые превышают возможности, ограниченные доходом, и толкают к неприятию государства, быстро не выветрятся. Здесь нужен постоянный системный диалог с различными социальными слоями и политическими группами общества.

Реформы «веером»: плюсы и минусы

Серьезные трудности в ходе проведения преобразований могут возникать и в связи с тем, что в стране развертываются сразу все реформы, что называется, «веером». Достоинство такого подхода состоит в необходимости встраивать отдельные реформы в их целостную систему. Но при этом сложно обеспечить, с одной стороны, комплексность каждой реформы, а с другой — взаимосвязь между отдельными реформами, минимизируя негативное влияние их друг на друга.

Нельзя недооценивать и самую большую опасность веерного реформирования — возможность негативных мутаций и вырождения реформы.

Эксперты считают идеальным вариантом структурную, ускоренную, кардинальную, прогрессивную реформу, которая характеризуется широкой социальной поддержкой. Но в процессе своего развертывания она может деградировать, перестать соответствовать идеалу и превратиться в реформу отдельных сторон общества, реформу замедленную, имитационную, приводящую в конечном итоге к возврату на прежние позиции — к старым формам жизни, которые совсем недавно подвергались обструкции.

Мутации и сентенции

Мутации реформы могут привести к итогам, определяемым такими формулами, как «ничего не произошло» или «гора родила мышь», когда все составляющие реформирования сводятся к мелким частичным улучшениям, сродни покраске травы и берез в гарнизоне перед визитом командующего.

Наиболее серьезную угрозу представляет результат, характеризуемый сентенцией «сон разума рождает чудовищ». В «переводе» на язык управления это означает: действия, предпринятые под маркой реформы, были столь необдуманными и противоестественными, что привели: во-первых, к разбалансированию общества и государства, усилению хаоса и неуправляемости; во-вторых, к утратам (в том числе расхищению) значительных ресурсов; в-третьих, к существенному ухудшению социально-экономического положения населения, которое от поддержки реформ перешло к решительным протестным действиям, возглавляемым окрепшей и агрессивной оппозицией.

Причины таких мутаций могут быть различными. Это «заговаривание» реформ самими реформаторами, «вымывание» наиболее перспективных идей оппонентами, быстрое «рассеивание» поддержки общественного мнения под давлением «непопулярных решений», отсутствие современной системы управления реформами и др.

Хватит ли гибкости жесткой фигуре?

Самым острым рифом на пути реформ может стать неспособность их руководителей к такому особому типу лидерства, как реформаторское. Поэтому граждан нашей страны волнует простой и одновременно очень сложный вопрос: не произойдет ли с Виктором Януковичем то же, что происходило ранее с двумя Леонидами и одним Виктором? В начале своего правления каждый из них охотно говорил о реформах. Но уже первые политические конфликты приводили к утрате реформаторской памяти.

Поскольку треугольник Янукович—Азаров—Тигипко — несомненно, очень жесткая фигура, возникает и второй вопрос: будет ли этот треугольник креативным, динамичным, согласованным и продуктивным? Не разломается ли на первом же крутом политическом повороте, например в ходе ближайших выборов? В то, что этого не случится, побуждают верить политическая воля, жизненный опыт и ответственность перед народом лидеров реформ.

Но еще сильнее хочется верить в большую удачу и счастливую судьбу Украины, которая пойдет курсом реформ, минуя рифы.

Доктор соц. наук, проф.,
первый заместитель директора
Института проблем государственного управления и местного самоуправления
Национальной академии государственного управления при Президенте Украины,
заслуженный деятель науки и техники Украины,
ndi@acadmy.gov.ua

Юрий СУРМИН



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх