,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Власть за стеклом или прозрачная власть
  • 27 июля 2010 |
  • 12:07 |
  • Whites |
  • Просмотров: 19387
  • |
  • Комментарии: 0
  • |
0
В Украине за стеклом живет власть. Присмотритесь – ведь несколько тысяч чиновников и депутатов разных уровней, судей, руководителей силовых структур фактически отделились от миллионов украинцев. Они скрыты стеклами дорогих лимузинов (зачастую бронированными), роскошных квартир и загородных домов, прикрываются армией частных охранников и 300-тысячным составом Министерства внутренних дел. Порой Украина напоминает ЮАР, на стадионах которой недавно проходил Чемпионат мира по футболу. Там представители зажиточного белого меньшинства живут в строго охраняемых кварталах, а миллионы черных влачат жалкое существование. ЮАР, как и Украина, с 90-х годов ХХ века прошла серьезные преобразования, избавилась от апартеида, но не смогла преодолеть масштабные общественные проблемы. Почему украинская власть полагает, что она пользуется иммунитетом от народного гнева, если в истории Украины хватает эпизодов борьбы за независимость с оружием в руках, а крестьянские антисоветские отряды существовали еще десять лет после завершения Гражданской войны?
Почему украинская власть выбрала для себя позицию за стеклом? Ответ прост и прозрачен – в нашей стране существует система выборов, позволяющая «слугам народа» наплевать на своего работодателя – народ. Парламент, областные и городские советы формируются по закрытым партийным спискам, и избранным по ним в советы политикам строго-настрого запрещено покидать фракции партий и блоков под угрозой лишения депутатского мандата. В украинском случае – привилегий для попадания на прием к чиновникам и обеспечения иммунитета для собственного бизнеса. Не секрет, что депутатский мандат для многих бизнесменов – удобное приложение для реализации собственных потребностей. В украинской политической системе есть только один карающий и милующий фактор – лидер партии или блока, у которого по отношению к однопартийцам практически диктаторские полномочия.
Сегодня в обществе активно обсуждается вопрос о возможном возвращении к смешанной системе выборов. Напомним, что в 1990 и 1994 годах Верховная Рада формировалась исключительно на мажоритарной основе, и те созывы называют наиболее демократичными. Хотя немногие депутаты-мажоритарщики активно оппонировали власти, именно результатом «мажоритарных» созывов стало принятие Декларации о государственном суверенитете 16 июля 1990 года, провозглашение независимости Украины 24 августа 1991 года, принятие 28 июня 1996 года Конституции Украины. В 1998 и 2002 годах Верховная Рада формировалась на смешанной основе (225 депутатов были избраны по спискам партий и блоков и столько же – по одномандатным округам). Пятый созыв парламента был избран по закрытым партийным спискам и проработал всего полтора года вместо отведенных законом пяти лет. Шестой созыв Верховной Рады, также избранный по закрытым партийным спискам, сегодня находится под прямой угрозой роспуска. Правила, по которым будет избран седьмой созыв Верховной Рады (по графику выборы должны пройти осенью 2012 года) окончательно не определены.
Хотя Конституционный Суд признал соответствующим законодательству процедуру формирования парламентской коалиции при участии и фракций Верховной Рады, и отдельных депутатов, в Украине все знают: это решение – политическое по своей природе, практически реверанс перед Виктором Януковичем. Карикатурность формирования коалиции в украинском парламенте особенно очевидна на фоне смены власти в Великобритании. Там лейбористы, 13 лет управлявшие страной, не сумели выиграть выборы в парламент, и их лидер Гордон Браун не стал цепляться за власть и нашел в себе мужество не только покинуть резиденцию на Даунинг-стрит, 10, но и пост лидера Лейбористской партии. Такое развитие событий только подчеркивает давнюю истину «Демократия – это процедура» и напоминает, насколько далеко украинское общество от демократических традиций.
Украинцам необходимо учиться демократии. И это обучение касается не только депутатов всех уровней, но и всех граждан нашей страны. Построение гражданского общества, формирование партийной системы, в которой берут не числом, а умением (в Украине зарегистрирована 181 политическая партия, среди которых немного по-настоящему популярных и влиятельных политических сил) – это базовые задачи для нашей страны. Объявление о реформах снизу заслуживает повышенного внимания, но эти изменения не меняют структуру власти. Более эффективное использование институтов прямой демократии (возвращение к мажоритарной системе выборов, проведение местных и всеукраинских референдумов) выглядит сегодня если не панацеей, то необходимым шагом. Сегодня очевидно, что без реальной демократизации Украина будет оставаться аутсайдером европейского развития с серьезными проблемами, создающими прямую угрозу суверенитету страны.

Статья подготовлена для фонда «Сначала Люди»



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх