,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Азаров надеется завершить то, что начала Тимошенко
  • 18 июня 2010 |
  • 07:06 |
  • kasta |
  • Просмотров: 7863
  • |
  • Комментарии: 1
  • |
0
В среду правительство Украины утвердило законопроект «О рынке газа». Этим Киев отказался от идеи слияния «Нафтогаза» с «Газпромом» и разблокировал переговоры с ЕС о модернизации газотранспортной системы (ГТС) Украины. Как известно, украинско-европейская декларация о модернизации ГТС была подписана правительством Юлии Тимошенко в Брюсселе в марте 2009 года и вызвала критику России, напоминает Независимая газета.

Почти на полтора года об этой идее забыли. Не только из-за кризиса, не позволявшего Европейскому союзу выделить на украинские нужды 5–7 млрд. долл., но и из-за бездействия украинских властей. Ведь в декларацию о намерениях закладывались обязательства Киева по реформированию нефтегазового сектора, выполнение которых являлось условием финансирования модернизации ГТС.

Суть требований европейцев сводилась к двум вещам: реорганизации компании «Нафтогаз», предполагающей разделение ее на отдельные структуры по видам деятельности – добыча газа, транспортировка, поставка потребителям. В этом контексте в документ были вписаны требования о демонополизации украинской отрасли: допуске на рынок независимых коммерческих поставщиков газа и разрешении на использование подземных газовых хранилищ коммерческими структурами. Вторым условием являлась реорганизация самого рынка, предполагающая выравнивание и доведение до коммерческого уровня цен на газ для всех категорий потребителей. Ни то ни другое не было сделано в предвыборный период.

Утвержденный сейчас правительством законопроект о рынке газа стал первым шагом к выполнению требований ЕС. Содержание документа будет обнародовано в момент передачи его на рассмотрение Верховной Рады. Однако источники, близкие к исполнительной власти, утверждают, что речь идет о поэтапном повышении цены на газ для бытовых потребителей и промышленности. Те же источники отмечают, что законопроект может не пройти утверждение парламента, поскольку ему воспротивится мощное лобби металлургических и химических предприятий. Этим бюджетообразующим отраслям до сих пор удавалось добиться льготных цен на газ – за счет государственного субсидирования. А население получало дешевый газ украинской добычи. Сейчас власть вплотную подошла к тому, чтобы повысить цену для всех, что может вызвать социальную напряженность в обществе.

Однако представители ЕС одобряют решительность украинской власти в проведении реформ. Уже на 25 июня в Брюсселе запланированы переговоры комиссаров Евросоюза с руководством Минтопэнерго Украины по вопросу модернизации ГТС, сообщил премьер-министр Николай Азаров. «Я думаю, мы должны в течение лета найти решение этой проблемы и разработать на 2011 год вполне конкретную программу модернизации», – сказал он. О том, какая роль в этом процессе отводится России, Азаров рассказал на днях западным СМИ. Так, в интервью ВВС премьер, не говоря прямо об отказе от идеи объединения «Нафтогаза» и «Газпрома», заявил, что украинская компания останется в госсобственности: «И я не думаю, что это удивит наших российских партнеров. Ведь они понимают, что с таким ценным активом ни одно государство не рассталось бы».

Азаров пояснил, что украинская сторона собирается продолжать сотрудничество с обоими газовыми партнерами – РФ и ЕС. «Мы предлагаем Евросоюзу и России определить объемы транзита газа на длительный период, скажем, на 10 лет. Европа должна дать гарантии России, что будет покупать у нее газ, а Россия должна дать гарантии нам, что будет перекачивать эти объемы газа по нашей ГТС, а не строить обходные транспортные пути, которые сделают нашу систему ненужной. Мы должны получить такие гарантии. В обмен на них мы готовы рассмотреть вопрос участия ЕС и России в менеджменте и модернизации ГТС Украины», – изложил глава правительства позицию Киева.

Правительственные чиновники поясняют, что модернизация ГТС выгодна всем сторонам: Россия и ЕС при минимальных затратах получат надежный транспортный коридор, пропускная способность которого в результате модернизации ГТС должна возрасти до 60 млрд. куб. м газа в год, а Украина может рассчитывать не только на стабильные прибыли от транзита, но и на продвижение к созданию зоны свободной торговли с ЕС. Эксперты отмечают, что российская сторона пока не комментирует ситуацию, от позиции «Газпрома» и правительства РФ наполовину зависит успех украинской идеи. С другой стороны, специалисты сходятся во мнении, что Киеву некуда деваться: без реформ «Нафтогаз» может быстро скатиться к банкротству.

Руководитель Международного энергетического клуба Александр Тодийчук отмечает, что реформа нефтегазового сектора Украины, включающая коренную реорганизацию «Нафтогаза», назрела давно. До сих пор компания, переживающая постоянный финансовый кризис, выживала за счет единственной прибыльной дочерней структуры – «Укртрансгаза», занимающегося непосредственно транспортировкой. Одно только выделение этой структуры из системы «Нафтогаза» приведет к банкротству других дочерних структур. Поэтому правительству придется заниматься повышением рентабельности всей системы – в том числе за счет таких непопулярных мер, как рыночное выравнивание цен на газ для всех потребителей.

Эксперт по энергетическим вопросам Александр Нарбут отметил, что реформы выходят за границы Украины и затрагивают интересы «Газпрома». Ведь все газовые контракты, подписанные с российской компанией, придется пересматривать в случае, если в результате реформ исчезнет украинский контрагент – «Нафтогаз» в его нынешнем виде и с нынешними функциями. Однако эксперт отмечает, что Украина может выиграть в этой ситуации, ведь Киев при поддержке ЕС сможет добиться от «Газпрома» права покупать российский газ на входе на территорию Украины, чтобы на выходе выступать не посредником, а полноправным продавцом. Хотя этот вопрос время от времени поднимается в течение последних десяти лет, российская компания отказывалась его рассматривать.

источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх