,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Антисоциальные реформы: почему от Януковича и Азарова тщетно ожидать выполнения социальных обещаний
  • 15 апреля 2010 |
  • 19:04 |
  • wereshol |
  • Просмотров: 12265
  • |
  • Комментарии: 4
  • |
0
Украина — не Беларусь
Потери эти могут быть и материальными, и имиджевыми. Последние, понятное дело, чреваты потерями электоральными. Проблема Януковича состоит в том, что он пришел к власти в стране, где уже сформирован внутренний пул олигархов, которые, даже будучи традиционно разобщены в частных вопросах, едины в мысли не допустить к управлению стратегическими украинскими предприятиями россиян. Наши «тугие кошельки» прекрасно сознают, что одна уступка Москве неизбежно влечет за собой иные — по принципу «увяз коготок — всей птичке пропасть». Пример Лукашенко в этом плане для украинской экономики также не совсем показателен. Потому что экономика Беларуси — фактически полугосударственная, чего не скажешь об Украине.
Когда в 1994 году Александр Лукашенко взял власть в соседней стране, он фактически приостановил развитие Беларуси по олиграхически-капиталистическому пути. Хорошо это или плохо с точки зрения естественности исторического развития — однозначного ответа нет. Особо напрягаться «Бацьке» не пришлось — к моменту его прихода к власти тамошнюю промышленность еще не успели «подерибанить». Как результат — олигархат в Беларуси не появился, самостоятельной экономической и политической силой не стал. Привели к власти Лукашенко «красные директора» — они, собственно, и были основной и единственной правяще-денежной силой в соседней стране (так как в СНГ власть и собственность являются нераздельными понятиями). После чего президент Беларуси четко выполнил поставленную задачу. Построенная им система госкапитализма была изначально ориентирована на несколько положений, оказавшихся на том этапе спасительными для белорусской экономки.
Этими принципами были: недопущение приватизации стратегических предприятий, максимальное налаживание политических и экономических контактов с Россией в обмен на низкую цену на газ и льготные условия для местной промышленности, и, что очень важно, выполнение большого объема социальных обязательств государства, без которых поддержка режима внутри страны была бы невозможной. Все три пункта, необходимые для программы выживания белорусской экономики, были четко коррелированны с формированием новой идеологии, ассоциируемой с личностью Лукашенко.
Но сознательное изъятие из нее националистического компонента и постулирование идеи братских отношений с Россией сразу же было признано недостаточным для получения экономических преференций со стороны РФ. Решено было взять курс на максимально возможную интеграцию с Россией —возможную настолько, чтобы она не угрожала лишь одному: самостоятельности правящей элиты белорусских бюрократов и «красных директоров» в управлении страной и распоряжении ресурсами ее предприятий. Позже, с укреплением персональной власти Лукашенко, что произошло окончательно в период 1996-97 годов, то есть после знаменитого «перетряхивания» парламента и ликвидации (в том числе физической) представителей оппозиционных сил, это требование логически дополнилось желанием самого Бацьки максимально обезопасить свою власть от возможного недовольства Москвы.
После прихода к власти в России «питерских» Лукашенко понял, что ему теперь придется выступать более национальным лидером, чем «союзником»-интегратором. В первую каденцию правления Путина его еще спасало то, что Россия была занята построением «вертикали», и тогда он снова оказался нужен Москве как образец внешне «правильного» поведения на постсоветском пространстве. Но на втором сроке Владимира Владимировича у Лукашенко начались первые действительно серьезные проблемы во взаимоотношениях с Кремлем: экспансия России снова приобрела понятные черты имперскости, а Беларусь стала откровенно рассматриваться Москвой как «автономный округ» федерации, управляемый своенравным феодалом. Однако, не видя возможности — экономической и политической — развернуться в сторону Запада (не в последнюю очередь, благодаря репутации диктатора), Лукашенко вынужден был продолжать игры с «окончательным этапом заключительной стадии завершающей фазы» союзной интеграции. Главным призом игры стало сохранение низких цен на газ, без которых экономика Беларуси не может выжить, и регулирование допуска российского бизнеса к стратегическим белорусским активам. Завершилось все это передачей 50% «Белтрансгаза» в руки российских собственников (украинская власть на аналогичный шаг пока пойти не готова — потому-то Азаров и получил «гарбуза» на переговорах в Москве).
Ощутив тяжесть «ласкающей руки» Кремля и став заложником имиджевых обязательств собственной политики (в первую очередь, связанной с идеей дальнейшей интеграции внутри Союзного государства), Лукашенко вынужден был начать «крутиться» в поисках реальных возможностей для сохранения свободы маневра. В последние годы, когда давление на «Бацьку» стало носить черты откровенного теста на политическую лояльность — в частности, с требованиями признать независимость Абхазии и Северной Осетии, или войти в вооруженные силы ОДКБ (аналог Варшавского договора на территории СНГ), тот стал еще более изворотливым и неуступчивым. Что вполне возможно при 50%-ном владении «Газпромом» белорусской трубой и сохранении высокого уровня поддержки населения. Поддержка эта строится на двух китах — выполнении социальных обязательств, не позволяющих уровню жизни в Беларуси упасть ниже советского, и тотальном контроле над политической ситуацией и оппозицией. Система социальных льгот в Беларуси выстраивалась много лет, и строилась изначально с более фундаментального базиса. Только последний кризис начал вносить в нее определенные изменения. Но эрозии системы у наших соседей не происходит — социальная защита в Беларуси является одной из самых высоких на территории СНГ.



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх