,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Янукович против коррупции: неравная борьба
0
Рассмотрим последовательность действий. 26 февраля в числе первых указов президента Виктора Януковича было принято решение о создании Национального антикоррупционного комитета. 11 марта президент и его парламентская коалиция утвердили нового премьер-министра, министра внутренних дел, председателя СБУ, вице-премьер-министра силового блока. 12 марта президент выступил на координационном совещании с руководителями правоохранительных органов. Всем этим людям была поставлена главная задача: борьба с коррупцией. Слова звучат правильно.

Однако вот забавное совпадение. Как раз накануне голосования за новых силовиков, призванных очистить власть от организованной преступности, коалиция Партии регионов… лишила Кабмин реальных инструментов борьбы с коррупцией! Депутаты, лояльные Януковичу, дружно проголосовали за отсрочку целого пакета специальных антикоррупционных законов — «О принципах предотвращения и противодействия коррупции», «Об ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений» и «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за коррупционные правонарушения». Таким образом законы, принятые еще в июне 2009 года, вступят в действие только с 1 января 2011 года! И то не факт. Глава профильного комитета ВР И.Калетник (претендент на пост председателя государственной таможенной службы) не скрывает, что весь пакет могут отменить вообще и приступить к разработке нового. Так что на словах декларируя «наведение порядка», на деле команда Януковича показывает, что каких-либо хирургических операций на этой самой болезненной язве нашей власти проводить не собирается. Общество получает очередной сеанс самовнушения в стиле Ющенко и Тимошенко.

Итак, кратко охарактеризуем суть вопроса, который «ЗН» поднимало уже не один раз. С 2005-го под влиянием международных организаций, противодействующих коррупции и незаконному отмыванию денег (прежде всего FATF и Совета Европы), Украина занимается разработкой нового антикоррупционного законодательства. Главное отличие этой системы от действующего Уголовного кодекса — она содержит не только санкции, но — и это принципиально важно — впервые вводит современные механизмы контроля финансовой деятельности государственной власти и каждого государственного служащего. А правоохранительные органы получают (могли бы получить) реальные и современные инструменты выведения на чистую воду коррупционеров любого ранга.

Пакет законов разрабатывался Министерством юстиции и профильным комитетом парламента, причем представители Партии регионов все это время принимали активное участие в этой работе. У наших российских соседей аналогичные законы действуют уже более года. Приняв антикоррупционный пакет в июне 2009-го, депутаты перенесли время его вступления в действие на 1 января 2010-го. Однако перед самым Новым годом Партия регионов при поддержке «Нашей Украины — Народной самообороны» еще раз отсрочила вступление в действие этих законов до 1 апреля 2010-го. Сейчас очевидно, что заявления инициатора переноса депутата О.Новикова о необходимости доработки законов, внесении правок за эти три месяца, были абсолютно лицемерными. Никаких правок парламент не внес, ничего не исправил, потому что, как и прогнозировало «ЗН», даже не собирался этим заниматься.

Справедливости ради следует отметить, что А.Лавринович и Р.Князевич свои правки внесли, однако у коллег эти правки никакого энтузиазма не вызвали. А ведь они позволяли ликвидировать большинство мелких законодательных недоработок. Более того, генпрокурор А.Медведько на координационном совещании в пятницу заявил о поддержке перенесения принятия антикризисных законов на неопределенное время. В общем, законы просто отфутболили куда подальше — еще на восемь месяцев. И высока вероятность, что и после этого процесс их принятия растянется на долгие годы. Вот ведь странность: когда надо принимать неконституционные изменения в закон о выборах или о порядке формирования коалиции, депутаты делают все буквально за одни сутки — в нарушение регламента ВР проводят всю подготовительную работу, сравнительные таблицы, согласования. Но почему-то, когда речь идет о самом главном приоритете — борьбе с коррупцией, — о которой сейчас по несколько раз на день заявляют новые президент и премьер, а ранее несколько лет столь же громогласно заявляли предыдущие правители, депутаты позволяют себе необъяснимый в политической природе саботаж.

А как еще это назвать? Ведь проект создания Национального антикоррупционного комитета (НАК) разрабатывался специально для практического применения мероприятий, предусмотренных данным пакетом законов! То есть самую главную политическую инициативу Януковича его родная Партия регионов «прихлопнула» еще до создания самого бюро! О чем Виктор Федорович будет отчитываться через 100 дней?

Конфликт интересов заключается в следующем. НАК спроектирована по образцу института генеральных инспекторов США. Комитет по идее является организацией, координирующей работу всех правоохранительных, специальных, фискальных и надзорных органов. В каждую структуру исполнительной власти вводится сотрудник комитета — антикоррупционный уполномоченный, который, по замыслу американцев, обладает широкими правами. Однако его основной задачей является оперативный аудит государственных решений — т.е. не только финансовых расходов, как это мониторит у нас Счетная палата, а любых решений. Например, если какое-то государственное ведомство продает за бесценок правительственную резиденцию, а какой-то руководитель правительства ее приобретает, то, по мнению недалеких янки, антикоррупционные уполномоченные в данных структурах обязаны немедленно провести оценку данных решений, обратить внимание компетентных органов и даже могут сами возбудить уголовное дело! Один из министров юстиции США был вынужден уйти в отставку после того, как генеральный инспектор начал против него расследование.

Почему деятельность генеральных инспекторов США высокоэффективна, а экономический эффект их деятельности измеряется миллиардами долларов? Конечно, не потому, что американцы обладают секретом назначения исключительно честных людей на высокие должности. А потому что США обладают эффективной системой финансового контроля доходов и расходов. Взаимодействие налоговой службы, контролирующей расходы государственных служащих и генеральных инспекторов, радикально сужает возможности у американских чиновников украсть и разбазарить.

Именно потому пакет антикоррупционных законов вводит обязательное декларирование всех доходов и расходов государственных служащих и их ближайших родственников. Именно потому изучение этих деклараций должно стать основной сферой деятельности уполномоченных Национального антикоррупционного комитета. И именно потому ни один из нынешних украинских власть имущих категорически не желает принятия нового антикоррупционного законодательства. Ведь в таком случае пришлось бы внимательно следить, чтобы легальные расходы строго соответствовали легальным доходам. Иначе любая неточность в заполнении декларации предполагает отстранение от должности! А не очередное бессмысленное возбуждение дела «по факту», скорость закрытия которого прокуратурой прямо зависит от финансовой состоятельности «клиента». К слову, декларации наших прокуроров и судей в таком случае также служили бы предметом публичного расследования.

«Мы, я считаю, будем советоваться, собираться с коллегией МВД, и если необходимо приблизить срок введения в силу этих антикоррупционных законов, будем обращаться в Верховную Раду для того, чтобы пересмотреть этот срок», — заявил Янукович, представляя в четверг нового министра МВД. Таким образом, время реализации указа президента о НАК будет зависеть от позиции милицейских генералов. Если Виктора Федоровича и правда интересует мнение МВД, то, скорее всего, антикоррупционные законы не вступят в силу никогда. Потому что именно руководители МВД — старые-новые, являются одними из самых непримиримых противников этих законов. Потому что новое антикорруцпионное законодательство запрещает деятельность милицейских внебюджетных фондов — тех кормушек через которые не только оплачиваются некоторые нужды милиции, но, главное, легализируются взятки и поборы с бизнесменов и прочие финансовые операции милицейских чинов.

Среди прочих антикоррупционных инициатив Януковича на прошедшей неделе нельзя не отметить и его интересные кадровые решения, которые, несомненно, здорово укрепят борьбу с преступностью во власти. И не исключено, что дальновидные депутаты Партии регионов после известия о том, кого именно будут назначать на должности в силовом блоке, проявили простой инстинкт самосохранения — они слишком хорошо знают своих коллег.

Так, борьбу с коррупцией возглавит новый председатель СБУ Валерий Хорошковский (кстати, парламентский комитет по нацбезопасности и обороне его кандидатуру отклонил), который, судя по декларации о доходах его семьи, стал самым богатым главой спецслужбы в странах Европы и Америки. Читая о доме в 9800 квадратных метров, о квартире в 1200 квадратных метров, о банковских счетах на триста двадцать миллионов гривен и прекрасном автопарке, о трудовой биографии, связанной с работой в российской финансово-промышленной группе, понимаешь: да, этому человеку сложно предложить взятку. Хотя бы потому, что не у каждого найдется достойное предложение. Конечно, полное отсутствие какого-либо опыта оперативной работы, специального образования, в наше время уже не является проблемой для организации борьбы с коррупцией. Если достиг успеха в бизнесе — значит, достоин руководить защитой государственной безопасности. А еще это значит, что наша власть — это бизнес. А бизнесом обязан руководить бизнесмен.

И очень симптоматично, что новым первым заместителем нового председателя СБУ сразу же назначили начальника департамента оперативно-технических мероприятий СБУ В.Химея. По терминологии бизнеса, в корпорации «СБУ» Химей руководил самыми высоколиквидными активами — «прослушкой». Это назначение позволяет говорить о приоритетах, которые задаются такой кадровой политикой. Любопытно, что еще один заместитель Хорошковского — А.Присяжнюк, — является бывшим председателем правления ГАО «Черноморнефтегаз».

Учитывая эти назначения, наверное, никого не удивит, если борьба с коррупцией для СБУ начнется с изъятия документов таможни о газе «РосУкрЭнерго», с операции по возврату 11 миллиардов кубов газа, с разборок о принадлежности нефтеносных шельфов в морской экономической зоне Украины. Но будем рассчитывать на лучшее: а вдруг без всякой корысти спецслужба, как и обещает ее новый начальник, в ближайшие дни приступит к поимке и разоблачению расхитителей государственной собственности? Будем верить. Хотя без антикоррупционных законов СБУ будет по-прежнему непросто довести до суда какое-либо антикоррупционное расследование.

Итак, борьба с коррупцией в Украине — тоже бизнес. Который приносит конкретные политические и финансовые дивиденды.

Демонстративно блокируя новое антикоррупционное законодательство, новая власть показывает не просто нежелание «светить» нажитое имущество в декларациях, нет, это показывает, что ее планы быстро переделить и освоить государственные ресурсы уже ничто не остановит.

Юрий БУТУСОВ



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх