,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


«Донецк: история, события, факты»: Юзовка и евреи
0
Чем занимались евреи

Начиная с середины 1880-х годов, пишет Фридгут, не только в Юзовке, но и во всем Донбассе еврейская община составляла от 15 до 25 процентов населения разных местностей. Но евреи практически не были связаны с шахтами и заводами. Те немногие евреи, которые работали в горной промышленности, в основном были администраторами, бухгалтерами или кладовщиками. «Сборник статистических сведений по Екатеринославской губернии» объясняет это просто: квалифицированный или неквалифицированный труд евреям не нравился. Однако (также как и поляки), продолжает Фридгут, евреи были полезны предпринимателям в роли управляющих. Они хорошо были знакомы с языком, нравами и обычаями русских рабочих, но в то же время, считались чужаками, а потому капиталист мог чаще всего быть уверен, что евреи не объединятся против него вместе с рабочими.


Землей в Донбассе евреи владеть не могли. Чтобы заняться угледобычей, они должны были либо взять шахту в аренду, либо найти партнера не-еврея, который владел бы участком, пригодным для строительства шахты.

Но, несмотря на все эти преграды, евреев все чаще можно было найти среди горных учебных заведений Юга России, они играли все более заметную роль в организациях горнопромышленников, еврейские фамилии все чаще мелькали в списках горных инженеров.

Тем не менее, общая картина оставалась прежней: в основном евреи в Донбассе оставались ремесленниками и торговцами, выделяясь тем самым из основной массы русского и украинского населения, занятого в промышленности и сельском хозяйстве. По мнению Фридгута, это — одно из самых ярких отличий Донбасса от промышленных районов Центральной России, где торговцы и ремесленники по происхождению мало отличались от основной массы рабочих.

Холерный погром

Усиление антиеврейских тенденций в России в к. XIX в. началось не на пустом месте; корни его уходят, как это ни парадоксально, в эпоху правления «царя-освободителя», Александра II (1855-1881). Проводимые им реформы носили половинчатый характер. Например, были предоставлены различные привилегии той незначительной части еврейского населения, которая приносили пользу в коммерческих и в других сферах или получившим светское образование (это при том, что существовали различные препятствия при поступлении в высшие учебные заведения). Израильский историк Ш. Эттингер прямо говорит о том, что современный антисемитизм в России берет свое начало с периода реформ, с тех лет, когда освободительные устремления еще не привели к реальным достижениям. Бывшим крепостникам было просто необходимо чье-либо бесправие, а бывшим крепостным, материальное положение большинства которых не только не улучшилось, но и в определенной мере ухудшилось, требовался виновник происходящего. Иногда им становился еврей. Тем более, вслед за подавлением польского восстания 1863 года отношение царя к национальным меньшинствам, включая евреев, изменилось к худшему, а после убийства Александра II группой революционеров, в которую входила и еврейка Геся Гельфман, вызвало, помимо прочего, не только травлю в русской прессе, но и еврейские погромы. Российские евреи пережили три основные волны погромов — в 1881-1884, 1903-1906 и 1917-1921 г.г.

Достаточно бросить беглый взгляд на эти даты, чтобы убедиться: погромы происходили в периоды пертурбаций и нестабильности в России. Бесчинства происходили преимущественно на территории Украины. Временами погромы даже пользовались поддержкой властей или их невмешательством. «Сердце мое радуется, когда били евреев,— пишет Александр III в письме к варшавскому генерал-губернатору И.В. Гурко,— но допускать этого ни в коем случае нельзя, так как от них богатеет земля русская». Однако, по всей видимости, царь не был в этом замешен: то же относится и к его окружению, которое беспокоило любое проявление массового брожения и нарушение порядка, поскольку грубая и разнуздалая толпа, избивавшая евреев, могла обратить свой гнев и на власть предержащих. Образ «еврея-эксплуататора» являлся «громоотводом» народной ненависти. В 1875 году в Юзовке произошел погром, который начался с вполне законных требований: «Получку каждый месяц!» «Чтобы отвлечь их от Юза, полицейские натравили толпу на базар (где торговали преимущественно евреи), чтобы превратить рабочий бунт в еврейский погром... Особенно пострадал еврей Баскин». В 1887 году Юз удачно изолировал рабочих завода от выступления шахтеров, распространив слух, что погромщики будут бить евреев».

Все слои населения Донбасса весьма негативно относились к евреям. Для властей евреи всегда были чужестранцами, а потому вызывали подозрение. «Евреи, как часто отмечалось в предыдущих обзорах, не принадлежат к общерусской семье. Бессмысленно ожидать от них лояльности», — это отрывок из рапорта шефа жандармов Екатеринославской губернии полковника Богутского. Для русских купцов евреи всегда были опасными конкурентами. А рабочий люд еврея-владельца трактира или еврея-торговца вообще считал прямым виновников своей нищеты, независимо от того, открывали рабочему кредит или нет.

Однако, как замечает профессор, на первом месте для донецких горняков в отношении к евреям стояло не то, что они были эксплуататорами, а то, что они являлись чужими. Прокурор Валериан Павлович Родзянко в своем отчете о холерном бунте 1892 года в Юзовке писал, что толпа вначале грабила еврейские лавки, а там, где хозяин мог доказать свое русское происхождение (обычно об этом свидетельствовала выставленная наружу Православная икона), бунтовщики платили за все, что выпивали. Правда, как добавляет Родзянко, когда выпивали все оплаченное, они таки грабили и русского лавочника.

Викентий Викентьевич Смидович (В.Вересаев). Автобиографическая справка

В 1892 году, студентом, ездил на холерную эпидемию в Екатеринославскую губернию и самостоятельно заведовал бараком на Вознесенском руднике П.А.Карпова, недалеко от Юзовки. Отношения с шахтерами были у меня прекрасные, доверием я пользовался полным. В сентябре холера кончилась, я собрался уезжать. Вдруг на Покров, 1 октября, рано утром, ко мне прибежал мой санитар, Степан Бараненко, взятый мною из шахтеров, — растерзанный, окровавленный. Он сообщил, что пьяные шахтеры избили его за то, что он «связался с докторами» и что они толпою идут сюда, чтобы убить меня. Бежать было некуда. С полчаса мы сидели со Степаном в ожидании толпы. Много за это время передумалось горького и тяжелого. Шахтеры не пришли: они задержались по дороге во встречном шинке и забыли о нас.


Врачи, наряду с иными государственными чиновниками, рассматривались им как слуги режима, враждебного и чуждого. Холерные бунты 1892 г., направленные, в том числе, и против медицинского персонала и приведшие к жертвам среди последнего, стали тяжёлым разочарованием для российской врачебной профессии. Она не имела средств против холеры и не желала перенимать их у гомеопатов, успешно лечивших эту болезнь ещё во время её первой панъевропейской эпидемии в 1830-32 гг. В то же время предлагавшиеся аллопатами меры дезинфекции и санитарии вызывали резкое противодействие населения, особенно сельского.


Письмо сельского врача Билинкиса М.И.Калинину (1927 г.). «...За мою долгую жизнь мне пришлось встречать и в печати, и в жизни нападки на врачей; я помню холерные бунты 1892 года, когда обезумевший от жестокой эпидемии народ сжигал холерные бараки, убивал зверски медперсонал за то, что врачи «отравляли» колодцы, разводили холеру.»

Врач Л. Билинкис.


Может, и в самом деле, задается вопросом Фридгут, евреи как-то по-особенному жестоко эксплуатировали русское население Донбасса? Вроде бы нет, поскольку со стороны русских лавочников или фабрикантов особого благородства или снисхождения отнюдь не наблюдалось. Дронов, Брусилов, Титов, пишет Фридгут, эксплуатировали рабочих не меньше, чем их коллеги-евреи.


Фридгут обращает внимание на то, что евреи занимали в отчетах губернаторов и жандармских начальников несоразмерно огромное место в 80-х и 90-х годах прошлого столетия. Причины этого явления установить весьма сложно. По мнению израильского профессора, должностные лица Екатеринославской губернии писали то, что от них ожидали. А царь и его семья ожидали услышать о евреях лишь негативные сведения, поскольку в их глазах все евреи должны были нести ответственность за цареубийство 1881 года.

Конечно, попадались чиновники, которые не согласны были с этой политикой, «выталкивающей евреев из общества». Екатеринославский губернатор Келлер (впоследствии погибший на фронте в русско-японскую войну) в рапорте, написанном на рубеже столетий, пытался объяснить радикализм взглядов еврейских ремесленников Юга России тем, что по отношению к ним властями проводилась именно такая неразумная политика, говоря по-иному, «ненормальным положением с еврейским вопросом».

Ситуация усугублялась еще и тем, что власти и газеты упорно замалчивали размах анти-еврейских выступлений в Донбассе. Прокурор Родзянко, вице-губернатор на тот момент, был в шоке от размеров ущерба, нанесенного Юзовским холерным бунтом. Городские власти нехотя доложили вначале, что было разгромлено лишь «несколько жидовских лавок», но о направленности мятежа ничего не говорилось в российских газетах (например, в московских и таганрогских). Данные, сообщенные Родзянко, «наверх» переданы не были. Однако публикации в английских газетах (в частности, «Таймс» за 30 августа 1892 года) свидетельствуют, что в российской столице знали (пусть и по слухам) о подлинном состоянии дел в бунтующей Юзовке.

Среди причин погромов названных комиссиями, созданными из представителей от всех сословий и обществ, в том числе еврейских, были следующие: евреи «возбуждают зависть в массе обогащением, что, при их исключительности, замкнутости и религиозном фанатизме делает из них весьма удобную цепь для возбуждения дурных страстей... невежественного народа»; народная масса, чувствуя себя вообще экономически стесненной, искала, на ком излить свой гнев, и евреи, вследствие своего бесправия и неблагоприятного общественного положения стали наиболее подходящим объектом для расправы.

Советская историография вообще на эту тему ничего не сообщала. Анти-еврейская суть холерного бунта 1892 года ни разу нигде не фигурировала. Советские историки, писавшие о Донбассе, такие как Потолов, Кондуфор и Гонимов, о погромах не написали ни слова.

Торгово-промышленное влияние евреев на российскую экономику «было причиною замечаемого неоднократно колебания в правительственных распоряжениях относительно евреев». Об этом говорит целый ряд правительственных постановлений, направленных на ограничение участия евреев в различных областях хозяйственной жизни. В частности, на основе законов: «Временных правил» от 3 мая 1883 г., «О воспрещении евреям постоянного жительства и владения недвижимым имуществом в области войска Донского» от 22 мая 1882 года, «О выдворении и временном пребывании евреев в областях Терской и Кубанской» от 18 июня 1892 года и «О временном воспрещении совершения от имени и в пользу евреев в губерниях, не входящих в черту общей еврейской оседлости, всякого рода крепостных актов» от 10 мая 1903 года Совет Министров разрешал акционерным компаниям с акциями на предъявителя приобретение земельных участков, расположенных в местностях, закрытых для еврейского землевладения, лишь при условии включения в их уставы особого ограничительного постановления, запрещающего лицам иудейского вероисповедания занимать должности директоров-распорядителей и управляющих недвижимым имуществом предприятия, а также ограничивая их число среди членов правления.

Вот далеко неполный перечень акционерных обществ и товариществ, уставами которых участие в управлении ими евреями или запрещено, или ограничено:

- Северо-Донецкое горнопромышленное общество (Бахмутский уезд);

- Екатеринославское машиностроительное акционерное общество (Новомосковский уезд);

- Акционерное общество Александро-Дмитриевских каменноугольных копей (д. Рубежная (Богдановка) Бахмутский уезд).

Всего более 1600 акционерных обществ и товариществ в России на 1 июля 1902 года.

Откуда родом юзовские евреи?

Еврейское население Донбасса резко росло. В 1869 году в Бахмутском уезде составляло 2476 евреев, а в 1897 это число возросло в четыре раза и составило 9469 человек. Откуда они появились?

Одна из версий такова. После убийства Александра II, в мае 1882 года вышла серия указов (т. н. «Майские указы»), предписывающих выслать евреев из Центральной России и восстановить черту оседлости. С 1882 по 1891 годы около 700 тысяч евреев покинуло Центральную Россию. Предполагают, что именно тогда Одесса стала «еврейским» городом. Скорее всего, основная часть юзовских евреев также появилась благодаря этой волне реэмиграции.

Прямых доказательств этого тезиса, говорит Фридгут, нет, но имеются косвенные подтверждения. Например, хорошо известно, что юзовские евреи намного лучше знали русский язык, чем евреи, которые проживали в пределах зоны оседлости. Перепись 1897 года показывает, что 72,6 % евреев Екатеринославской губернии хорошо владели русским языком. А дальше к западу этот же показатель равнялся 40,2 %. Когда сионистские организации вели переписку со своими организациями в Донбассе, то местные евреи (например, некто Р. Вахтер из Юзовки в ноябре 1899 года) специально просили, чтобы письма, брошюры и статьи, присылаемые в Донбасс, были на русском языке. А попытки Бунда как-то организовать евреев в Донбассе («далеко от Екатеринослава») провалились, потому что они практически не владели не идишем, не ивритом, не каким-либо другим еврейским языком.

Последний факт никак не объясняется пассивностью рабочих-евреев, поскольку губернатор в одном из своих ежегодных отчетов писал, что «большинство евреев в Юзовке — евреи, и с точки зрения политической надежности и готовности принять участие в забастовках, демонстрациях и уличных беспорядках, они являются источником беспокойства». Несколькими годами раньше аналогичный отчет сообщал: «Еврейская молодежь, за редким исключением, вся поражена идеями социализма». Кстати, так называемое «российское еврейство» (жившее, в основном, не в этнической России, а на территориях Украины, Белоруссии, Литвы и Бессарабии), то оно, как замечали многие исследователи, включая Теодора Герцля, на стыке XIX и XX веков еще сохраняло достаточно чистую еврейскость духа («идишкейт»), какой-то совершенно своеобразный еврейский характер. Можно много спорить о том, в какой мере национальный характер отразился на формировании языка идиш или, наоборот, в какой мере идиш повлиял на характер и духовность ашкеназийских евреев. Такой спор напоминал бы, скорее всего, головоломку о том, что было раньше — яйцо или курица. Образованная часть «российского еврейства» к тому времени уже вышла из гетто и присоединилась к русско-европейской культуре или, по крайней мере, хорошо с ней ознакомилась. Тем не менее, и для этих евреев идиш все еще оставался языком, глубоко затрагивающим их душевные струны. Именно этот язык они ассоциировали с родным домом и родным народом. Это был тот «мамелушн» («мамин язык»), который находился в центре ментальности, называемой «идишкейт».

Юзовские сионисты

Однако и сионистские организации в Донбассе действовали. С одной стороны, евреи, как и остальные подданные Российской империи были основательно ограничены в осуществлении своих гражданских прав. Но, с другой стороны, они могли пользоваться определенным общинным самоуправлением, чего многие другие этнические группы были лишены. Сионистские организации объясняли эти привилегии тем, что они готовят евреев к отправке на историческую родину. Чаще всего это еврейское самоуправление проявлялось в общих собраниях, которые обсуждали насущные вопросы повседневной жизни общин.

В результате всех сложных социальных процессов девятнадцатого и двадцатого столетий сегодня сложилось так, что для евреев, как это ни печально, антисемитизм — едва ли не единственный фактор, создающий ощущение общинно — группового или этнического единства. Еще один парадокс этого парадоксального народа...

Юзовские сионисты впервые организовались в 1887 году. К 1905 году их число достигло четырехсот человек. И они на тот момент уже поделились на несколько фракций: либеральную, православную, социалистическую... Однако, несмотря на внутренние споры, они чаще всего выступали сообща, когда речь касалась их главной цели.

По мнению израильского историка, эти связи, созданные благодаря участию юзовских евреев в сионистских организациях, спасли, в конечном итоге, их общину от дезинтеграции и раскола, чего в период революции и гражданской войны не удалось сделать русским.



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх