,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Кто в мешке
  • 18 декабря 2009 |
  • 21:12 |
  • ЧР |
  • Просмотров: 14117
  • |
  • Комментарии: 5
  • |
0
Каждые выборы, а они в последнее время на Украине случаются часто, их участникам приходится решать одну и ту же задачу. Нет, не доказывать избирателям преимущества своей программы. И даже не объяснять, почему главные тезисы предыдущей так и остались лозунгами. Все значительно сложнее. Как провести масштабную кампанию, с рекламой на ТВ, тысячами билбордов, звездными концертами, и при этом убедить электорат, что за феерией не стоят олигархи, борьба с антинародными интересами которых – тоже часть кампании. В крайнем случае, как скрыть имена спонсоров?

В ходе нынешней президентской гонки с этой задачей главные кандидаты пока не справляются. Не так давно украинская газета «Дело» обнародовала данные о том, каким банкам претенденты доверили свои предвыборные бюджеты. Вычислить, что за избранными банками стоят спонсоры кандидатов, было несложно. Впрочем, все не так просто. Наученные горьким опытом, украинские олигархи стали дальновиднее и, как нынче модно говорить, диверсифицировали свои политические инвестиции. Поэтому разобраться, кто на кого сделал ставки, не так просто, как в 2004 или 2005 году.


АХ, КАКАЯ ЖЕНЩИНА

Раскручивать сюжет о том, что Тимошенко живет не по средствам, ее оппоненты любили всегда. Тем более, делать это несложно. До последнего времени декларация о доходах нынешнего премьера вызывала у особо доверчивых избирателей сочувствие, у остальных – улыбку. Того, что показывала налоговикам Тимошенко, не хватило бы не то что на наряды любимой ею марки Louis Vuitton, а даже на аксессуары к ним. Об этом избирателям исправно докладывали регионалы. Но Тимошенко удавалось выкручиваться. Мол, не такие уж эти платья дорогие, а жемчуг на шее – вообще, дешевая бижутерия. С экрана и впрямь, пробы на золоте не разобрать.

Похожую тактику премьер решила применить и в нынешней президентской кампании. На вопросы о том, во сколько обошелся предвыборный тур звезд украинской эстрады в ее поддержку, организаторы в один голос заявляют, что все исполнители работают исключительно за идею. Между тем, по оценкам экспертов, на этой идее певцы неплохо заработают, потому что реальный бюджет тура достигает $50 млн. «Зачем убеждать всех в том, что ведущие украинские певцы ездят месяц по Украине, выступая и агитируя за Тимошенко бесплатно? Кто в это поверит? Пусть скажет, где она взяла на это деньги, и кто за это заплатил», – без обиняков спрашивает бывший министр кабинета Тимошенко Иосиф Винский.

Ответ очевиден. В непростые времена экономического кризиса цель кампании премьера – продемонстрировать единство с народом, а значит – скромность и аскетизм. Украсив всю страну тысячами своих билбордов, Тимошенко умудрилась на них не засветиться. Политолог Кость Бондаренко считает, что таким образом лидер БЮТ убила двух зайцев: и попиарилась, и минимизировала негативную реакцию в свой адрес из-за слишком дорогой рекламы. «Тимошенко всегда позиционировала себя как борца с крупным капиталом, поэтому сейчас шиковать она себе позволить не может, – уверен эксперт. – Тем более, не время говорить о том, что ее кампанию этот самый капитал финансирует».

В числе главных спонсоров Бондаренко называет золотой запас БЮТ: самого молодого украинского миллиардера, депутата Константина Жеваго, короля украинского автопрома Тариэла Васадзе, известного участника многочисленных земельных скандалов Богдана Губского, братьев банкиров Сергея и Александра Буряков. К солидному списку можно добавить руководителя группы советников премьера, совладельца одной из крупнейших металлургических компаний мира «Индустриальный союз Донбасса» Виталия Гайдука и его партнера по бизнесу Сергея Таруту. Их готовность инвестировать в Тимошенко объяснима. Ее шансы стать президентом велики, но даже в случае проигрыша лидер БЮТ останется главой правительства, а значит, сохранит реальную власть и сможет отблагодарить вчерашних спонсоров.


С РЕГИОНА ПО НИТКЕ

В отличие от своего главного конкурента, у Януковича есть только один шанс придти к власти – победить на выборах. Пока победа призрачна, зато налицо очень скромная рекламная кампания. Причем действительно скромная, а не скрыто помпезная, как у Тимошенко. Немногочисленные билборды и ролики на ТВ бывший член «Партии регионов» Тарас Чорновол объясняет финансовыми проблемами кандидата. По его информации, до недавних пор в региональных штабах еще не платили зарплату, в то время как агитаторы от БЮТ уже полгода сидят на приличном денежном довольствии.

Отсутствие финансирования экс-соратник Януковича объясняет несколькими причинами. Во-первых, у одного из новых спонсоров «Партии регионов» – совладельца компании «РосУкрЭнерго» Дмитрия Фирташа – после вытеснения с украинско-российского газового рынка серьезные финансовые проблемы. Во-вторых, традиционных финансистов партии, в числе которых Ринат Ахметов и Борис Колесников, не устраивает глава избирательного штаба и, соответственно, распорядитель денежных потоков – регионал Николай Азаров. И в-третьих, победа Януковича для того же Ахметова может быть менее выгодной, чем приход к власти Тимошенко. «С такого масштаба бизнесменом, как Ахметов, Тимошенко ссориться не будет. А вот Янукович – человек непредсказуемый. Кто знает, что с ним случится после долгожданной победы», – риторически вопрошает Чорновол, намекая на неформальный раскол внутри «Партии регионов». В том, что Янукович в случае победы не захочет оставаться в тени самого богатого украинца, уверен и депутат от БЮТ Владимир Бондаренко. По его убеждению, знает об этом и Ахметов, поэтому и урезал предвыборный бюджет главного регионала.

А пока крупные спонсоры думают, агитационную работу на местах взяли на себя депутаты в регионах. Благо, добрая часть из них – промышленники, представители среднего и крупного бизнеса. По словам Чорновола, похожая схема работала и во время парламентских выборов 2007 года. Хотя не всегда удачно. Нардеп вспоминает, что его бывший соратник, который отвечал за агитацию у себя в округе, справился с задачей очень оригинально. Договорившись с мэром, он за день до приезда Януковича заклеил все билборды по пути следования кортежа плакатами «Партии регионов», а на следующий день снял их. Вышло и дешево, и сердито. Правда, эффекта – ноль. Без надлежащего контроля центрального штаба то же самое может получиться и на этот раз.

Ситуация осложняется и возможным переходом части регионалов в финансовый стан врага, то есть Тимошенко. В числе перебежчиков могут оказаться гендиректор «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев, с подачи правительства получивший подряд на модернизацию газотранспортной системы, директор концерна «Стирол» Николай Янковский, который получил льготы на оплату газа. Кроме того – руководители шахт, которые участвуют в госпрограмме по поддержке угольной отрасли.

СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ

Текучка состоятельных покровителей – проблема, хороша знакомая и Арсению Яценюку. По крайней мере, если верить заявлениям политиков и экспертов, с перспективным кандидатом в разное время пытались работать практически все украинские олигархи. Самой резонансной была версия о том, что Яценюка финансирует Фирташ. Ее высказала сама Тимошенко, но никак не подтвердила. Логику премьера Slon.ru растолковал Бондаренко. По его словам, на вполне законные подозрения наталкивает слишком частое появление Яценюка на подконтрольном Фирташу телеканале «Интер». Кроме того, кандидат не скрывает связи с медиаконсультантом «РосУкрЭнерго» Владимиром Грановским. Впрочем, сам кандидат эту версию отрицает, а прямых доказательств нет.

Невозможно доказать и популярную версию об активном участии в раскрутке Яценюка зятя бывшего президента Леонида Кучмы – бизнесмена Виктора Пинчука. Единственное, что на практике связывает известного мецената и политика, – активное участие первого в работе благотворительного фонда второго Open Ukraine.

Другое дело – сотрудничество Яценюка с совладельцем банка «Форум» Леонидом Юрушевым. Его не отрицает сам кандидат. Да и зачем отрицать? Юрушев – не Фирташ. До недавних пор его фамилия была известна очень ограниченному кругу людей. «Наличие спонсора, незапятнанного в политических и финансовых скандалах, – хорошая находка для кандидата, который позиционирует себя как независимый. Даже если эта находка вынужденная», – комментирует Бондаренко, добавляя, что главное – это размер финансирования, а оно, судя по масштабной рекламе Яценюка, приличное.

Чего не скажешь о непроходных кандидатах. Им приходится рассчитывать в основном на свои силы. Или прибегать к помощи сочувствующих, собирая деньги через интернет, как это сделал бывший министр обороны Анатолий Гриценко. Исключением во втором эшелоне являются действующий президент и коммунисты. Впрочем, учитывая, что кампания Виктора Ющенко весьма скромная, говорить о серьезной финансовой поддержке не приходится. Скорее всего, гарант обойдется админресурсом на местах и, возможно, привлечет к кампании Фирташа, которого считают одним из спонсоров президента.

Что касается коммунистов, то их спонсорство эксперты и главный крымский коммунист Леонид Грач приписывают российскому бизнесмену Константину Григоришину. Хотя лидер КПУ Петр Симоненко отрицает причастность россиянина к своему детищу. Оно и понятно. Брать деньги на борьбу за права пролетариата у империалистического капитала последователям Ильича уж совсем негоже.
Катерина Коберник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх