,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


«Вторая Республика»: есть ли жизнь после выборов?
0
«Вторая Республика»: есть ли жизнь после выборов?
Андрей Маклаков
16 ноября 2009 года
[/i]
Дождались: наш политический класс – банкрот. Нет, не в финансовом, а в моральном, профессиональном, человеческом отношении. Причем точно перед выборами. Скандал о развращении детей при участии важных господ – это только один небольшой эпизод в его длинной истории. Еще Георгий Маленков в 1953 году отмечал «полное пренебрежение нуждами народа», «взяточничество и разложение морального облика» правящей бюрократии. Что изменилось?


Конечно, развращение детей это «одно из имен зла», как выразился Славой Жижек в своем недавнем эссе «О перспективах радикальной политики». Вот только имен у зла в эпоху политкорректности становится все больше и больше, а добром становится банальность и слабоумие. Вывод Жижека звучит так: «сегодня мы не в состоянии даже помыслить никакую революцию – ни сексуальную, ни социальную». Мы не видим никакой альтернативы существующей системе. Чтобы хотеть перемен, нужно желание, а не брюзжание – то есть его жалкое подобие, смешанное со страхом.

Так за кого ж голосовать-то? – вопрос этот звучит все чаще, и все чаще тут же звучит ответ: не за кого. Это показывают опросы общественного мнения, об этом говорят и пишут. Тогда поставим вопрос иначе: какой будет наша страна после выборов? Что будет делать президент, кто бы он ни был? Какого рода Неизбежность нас ждет?

Просто ложь, святая ложь и реклама

«Ложь говорит пытливому уму не меньше, а иногда даже больше, чем правда», –говорила Агата Кристи. Реклама – это разновидность лжи, это ясно, но почему она так важна для нас? Нет, не потому, что она предлагает нам фундаментальную «трансцендентальную иллюзию», – как называл ее Никлас Луман, – которая заменяет нам религию. Реклама кандидата в президенты – это как брачный танец самца, это – заявка на победу. И если бигборд кандидата составлен плохо, то какой из него президент?

Реклама важна для нас еще по одной причине. Это на прошлых выборах мы мучились, изучая громоздкие предвыборные программы. В течение последних двух-трех десятилетий политика неуклонно теряет былое содержание. Когда содержания становится все меньше, когда нет борьбы идеологий, и спор вокруг проектов будущего окончен, для избирателя приобретает особое значение форма – то есть, меняется его психология.

С распадом социалистического лагеря этот процесс ускорился, что и побудило Ф.Фукуяму заговорить о «конце истории». Рядовой избиратель не станет копаться в Интернете, чтобы решить, какой кандидат ему подходит больше всего, а принимает решение (если он еще способен думать и не носится с теориями мирового заговора «комуняк», «жидов» или «москалей»), сидя у телевизора или разглядывая бигборды.

В этой избирательной кампании реклама, прямо скажем, не блещет. Но не будем ругать кандидатов и их штабы за их работу «широкой метлой». Дело в том, что «умных» избирателей, которые принимают решение, не руководствуясь жаждой мести или страстью, а рационально, – максимум, 20%, да и завоевать таких людей – дело хлопотное.

В жизнь вошло «поколение Х» (не икс, а «ха», от «hamsters», то есть хомячков – так его называют на Западе), выросшее на компьютерных играх, всевозможных гаджетах и девайсах. Сообразительные в технике, его представители мало что соображают в общественной жизни, а в том, что касается культуры, – поражают своим невежеством. А ведь избирательные штабы просто кишат такими ребятами! Увы, таков дух времени. Как сказал бы незабвенный Гумберт, наш zeitgeist – это дух ядреных молодых подмышек.

Наконец, реклама может раскрыть то, что кандидаты предпочли бы скрыть. Их отношения друг с другом, их представления о себе, любимых, их комплексы, даже их сексуальные проблемы. Это вещь пикантная. Это как проверка на детекторе лжи, надо только знать, как им пользоваться.

Что вы там, на Петровке, задумали?

Начнем по алфавиту, чтобы подчеркнуть равномерность нашего отношения к будущим спасателям Отечества.

Бигборды Анатолия Гриценко впечатляют своей армейской лаконичностью, правда, не без привкуса наскальной живописи. Насупленный взгляд исподлобья: «перший непрохідний». Кто будет голосовать за человека, принявшего образ неудачника? Обидно за хорошего человека – наверняка среди предложенных ему вариантов были и получше. Не думаю, что этот заведомо провальный вариант был ему навязан извне. Анатолий Гриценко сам выбрал свою судьбу.

Борис Тарасюк выглядит совершенно иначе. Никаких пустых призывов, никакого клейма пораженчества. Комизм ситуации в том, что на бигбордах он изображен точь-в-точь с таким же выражение лица, с каким красуется Бенджамин Франклин на стодолларовых банкнотах, раскрывая нам тайную, и, пожалуй, не очень скромную мечту кандидата…

Бигбордов с лицом Олега Тягнибока немного. Размытое изображение толпы, энергичный разворот головы, хулиганский взгляд исподлобья, мол, мы живем в своей, Богом данной, стране. Остальные, значит, убирайтесь. И все же надо отдать должное его команде – она отошла от традиционной для националистических партий черно-бело-красной гаммы. Для чего региональной партии выдвигать кандидата в президенты? Причина внутренняя: убедить себя и своих сторонников, что их идеи имеют потенциал. Что интересно, – это присутствие голубого цвета в рекламе заставляет лишний раз вспомнить сплетню о том, что объединение «Свобода», отнимая голоса у Тимошенко, подыгрывает Партии Регионов.

Сергей Тигипко – человек утонченный, хотя и родом из села. Его реклама –добротная, аккуратно сработан сайт кандидата, к выборам подготовлена и издана книга. Правда образ энергичного и волевого политика совершенно не клеится к бывшему комсомольцу и довольно бесконфликтному человеку, который последние годы пребывал в безвестности. Цвета кандидата весьма некстати раскрывают его близость к «регионалам». Ну что ж, по крайней мере, для Тигипко – человека субтильного сложения, изображающего из себя сильного и бескомпромиссного лидера, выборы станут чем-то вроде сеанса психотерапии по С.Ковалеву: с визуализацией желаемого, с подключением СуперЭго и так далее.

О предвыборной агитации Тимошенко сказано много, но комментаторы почему-то уделили мало внимания тому, что забавный переход с «ВОНА ПРАЦЮЄ» на «ВОНА – ЦЕ УКРАЇНА». Это не смена тактики, а вынужденная мера: Интернет полон сообщений о том, как зло и остроумно высмеяли ее предвыборную агитацию безвестные шутники (тут есть и шедевры народного творчества, вроде «вони – кака, вона – цяця»). Миллионы, потраченные Тимошенко на агитацию, фактически оказались выброшенными на ветер, что как-то не очень вяжется с ее имиджем деятельного и эффективного лидера. Настораживает и смена акцентов: реклама Тимошенко деперсонализирована, что также не соответствует привычному для нее образу «девы-воительницы».

То, насколько наш народ склонен ко всяческим злым каверзам, показывает обструкция, учиненная над Инной Богословской на сайте «Украинской правды». В своем блоге она повесила пост «Почему я иду в президенты», где подробно и с чувством расписала, как она в период виборов любит украинский народ, и что намерена ради этого сделать, на что получила множество ответов, достойных пера М.Зощенко.

Агитация Януковича респектабельна и скучна. Обращаясь к народу с обещанием «почую кожного», он почему-то не смотрит в глаза, и вообще выглядит усталым. Сайт Януковича претенциозен, а заглавное фото, где он изображен донельзя зафотошопленным на фоне кранов – попросту нелепо. Чего ожидать от такого кандидата, даже если кроме агитации, не знаешь и не видел о нем ничего? Команда Януковича не обещает ничего, кроме «стабильности», а это хорошо только для тех, кто уже вкусил от жизни всего. Януковича нетрудно представить президентом. Несколько труднее представить первой леди его супругу, уже прославившуюся «наколотыми апельсинами».

Но самой нелепой, граничащей с неприкрытым идиотизмом, является реклама А.Яценюка. Мало того, что его рекламисты ничего не знают о психологии восприятия, и представили набор совершенно «глухих» картинок, к тому же в несочетающихся и диких цветах, так еще и отобрали такие фото кандидата, где он, и так не отличающийся харизматичностью, выглядит просто посмешищем. То, что избрали стиль «милитари», в общем-то, понятно – в политике Яценюк является выскочкой, да и пост председателя Верховной Рады в последнее время у нас отдают лишь бесцветным фигурам. Как поговаривают в народе, своей головокружительной карьерой Арсений Петрович обязан двум-трем «волосатым рукам» и облику толкового, послушного исполнителя. Вот только чего ожидать от такого кандидата? Да того же, что и от остальных – то есть ничего.


Анализ политической рекламы открывает нам две вещи.

Во-первых, характер отношений политиков и их рекламистов: кандидаты явно «нагибают» рекламщиков, избирая не самые выигрышные варианты, а те, которые им «просто понравились», решая свои психологические проблемы. Отсюда и все просчеты.

Во-вторых, как это ни странно, но слабость их мотивации: не очень-то они и стремятся в президенты! Иначе как объяснить откровенную неряшливость и лень, с которой ведется агитация? Все они – это обеспеченные люди, живущие в роскошных апартаментах, ездящие на дорогих авто и отдыхающие на шикарных курортах. Чего еще им хотеть от жизни? Кроме того, их мотивация ослаблена еще и тем, что им просто нечего сказать. Их единственный мотив участия в предвыборной гонке – это тщеславие и алчность, отсюда и «война компроматов», и закулисные договоренности. Их коллективное имя – Пустота.

На пороге неизбежного

Что такое наши выборы? Это борьба личностей, а не идей. Идеи давно кончились. Потому среди кандидатов нет ни одного «красного» или «розового», и даже О.Тягнибок выступает в облике центриста. Согласитесь, раньше такого не было. Выборы были борьбой идеологий, борьбой надежд. Потому от нынешних выборов мы ничего и не ждем. Да и пост президента в нашей стране – это пост не реформатора, а консерватора. Президент – это не ведущий, а разводящий, не лидер, а гарант. Переходной период закончен, капитализм победил.

Не значит ли это, что наше славное будущее уже наступило? Разве не отсюда происходит наша скука, столь характерная для жителей Старого Света?

Похоже, все, что нам остается, – это рассматривать кандидатов под микроскопом, выискивая различия в их лапках и крылышках. И, оказывается, сходства гораздо больше.

Во-первых, все они принадлежат к одному роду: правящему классу Советского Союза/независимой Украины. Почти все они в молодости носили пионерские галстуки, потом стали комсомольцами, молодыми карьеристами и даже проникли на номенклатурные должности. Если бы Союз не распался, эти люди сегодня восседали бы в президиумах и вели нещадную борьбу с «низкопоклонством перед Западом». Даже если к кому-то из них жизнь повернется задом, то и в тюрьме все они сохранят отблеск былого номенклатурного величия.

Во-вторых, все они являются порождением потоков капитала. Не было бы газовых денег – не было бы Тимошенко. Не было бы потока валюты от продажи металла – не было бы и Януковича. За плечами каждого из кандидатов стоят интересы сотен и тысяч людей из групп «особых интересов».

В чем разница между кандидатами? Разные партийные платформы? Разное видение будущего? – Увы, его нет ни у Барака Обамы, ни даже у Девида Кэмерона, лидера британских тори, и он только обещает его представить «потом», а ведь интеллектуальный потенциал правящей элиты Соединенных Штатов или Британии не сравнить с нашим.

Похоже на то, что избиратели и баллотирующиеся персоны давно утратили интерес друг к другу: назрел развод. Никто больше не ищет «третьего пути». Дебоши в Верховной Раде для общества ровно ничего не значат. В таких условиях даже прямой подкуп избирателей выглядит положительной, умиротворяющей политтехнологией.

Это мировая тенденция. Вслед за Европой мы входим в новый режим существования. Ни Европа, ни наша страна более не управляется законами, постановлениями и указами. Нами движут хаотично перемещающиеся капиталы, за которыми едва поспевает власть, придерживающая на ходу штаны. Истерия по поводу гриппа – это еще один из признаков того, что наша страна (вслед за Соединенными Штатами и большей частью мира) прочно села на иглу мировой фармацевтической мафии.

К этому состоянию «выборов без выбора» надо бы привыкнуть. Для начала неплохо бы дать новые названия на государственном языке: не выборы, а «елекції», не избиратели, а «електорат», не кандидаты, а «електатори».


Завеселившиеся до смерти

Скоро, очень скоро со старой Республикой Украиной будет покончено, но этого никто не заметит. Наступает время Второй Республики. Неизбежные изменения в Конституции, или принятие новой узаконят то, что давно уже вошло в жизнь – ликвидация большей части социальных завоеваний 20-го века (бесплатная медицина, образование, жилье, право на труд и его достойную оплату); выделение привилегированного слоя, который получит представительство во второй палате парламента; превращение страны в геополитическую трещину. Уверен: именно этим и будет заниматься новый президент, кем бы он ни был. Вернее, он будет реагировать, симулируя деятельность, не имея ни мотивации, ни особой возможности влиять на ход событий.

Есть ли жизнь после выборов? Еще какая? Богатые будут жить еще лучше, а бедные – еще хуже, но веселее. Потому что у нас есть телевизор и «Танцуют все!», «Україна має талант» и «Евро 2012», а в магазинах будет вдоволь спиртного. Потому что все будут смеяться, пить, петь и танцевать, а футбол приобретет статус государственной религии. Не потому, что мы этого хотим, а потому, что мы слишком слабы и распущенны, чтобы этого не хотеть. Страна Третьего мира не может позволить себе больших желаний.

Наш коллективный Калигула – это мы сами.

Ссылка



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх