,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Кто не платит – тот заказывает музыку
  • 1 марта 2009 |
  • 00:03 |
  • I.B |
  • Просмотров: 53639
  • |
  • Комментарии: 23
  • |
0
Опасность раскола Украины все чаще становится предметом общественного обсуждения. Большую озабоченность вызывают ментальные, языковые и религиозные различия между регионами Украины, по известным причинам превращающиеся в антагонизмы.

Однако, как определили еще классики, общественно-политические процессы представляют собой лишь надстройку над экономическим базисом. Т. е. суть любого общественного процесса лежит в экономической плоскости, а катализатором радикальных политических перемен часто служит несправедливое распределение продуктов человеческого труда.

Экономическая «разность потенциалов» регионов Украины не является секретом, однако конкретный анализ на основе реальных цифр найти сложно. Между тем замалчивание проблемы не может ее решить, поскольку загоняет болезнь внутрь, что неизбежно приводит к тяжелому обострению. А то и к летальному исходу.

Для сравнительного анализа мы разделили, хотя и с определенной долей условности, административные регионы Украины на три «суперрегиона», объединенных общей историей и с многократно подтвержденными на выборах политическими предпочтениями их жителей.

Юго-восток: Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Луганская, Николаевская, Одесская, Херсонская, Харьковская области, Автономная Республика Крым и город Севастополь. Эти регионы имеют общее историческое название, сегодня, по понятным причинам, выведенное из обращения — Новороссия. Возникло оно на рубеже XVIII—XIX вв., когда после покорения Крымского ханства огромные территории причерноморских степей стали доступны для оседлой жизни и хозяйственного использования. Российская империя реализовала грандиозную программу освоения этих земель, сюда приглашались и переселялись миллионы людей не только со всей империи, но и из-за ее рубежей. Понятно, что особенно много было переселенцев из близлежащей Украины.

Центр: Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Хмельницкая, Черкасская и Черниговская области. Территория этого «суперрегиона» примерно совпадает с границами Украинского Гетманства XVI—XVIII вв., которое принято считать предшественником современного украинского государства.

Запад: Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Черновицкая области. При определенных различиях между ними общим является то, что все эти области вошли в состав СССР и Украины в 1939—1945 гг. и ранее, за исключением Волынской и Ровенской областей, никогда не входили в состав Российского государства.

Киев. Столицу нашей державы мы выделили в отдельный «суперрегион» исходя в первую очередь из экономических соображений.

Общий котел

Для оценки вклада каждого «суперрегиона» во всеукраинскую государственную копилку и получаемой оттуда своей доли общего пирога мы используем такие показатели, как валовой внутренний региональный продукт и реальные располагаемые доходы населения в каждом регионе. Для расчетов использованы соответствующие данные по каждому из административных регионов Украины с официального сайта Госкомстата Украины за 2006 г. — последний, по которому на этом сайте в наличии вся необходимая информация. Очевидно, что за следующие два года имеющиеся пропорции не претерпели принципиальных изменений.

Справедливость же существующего распределения оценим по «коэффициенту потребления», определяемому нами как соотношение располагаемого дохода и ВВП на душу населения по каждому «суперрегиону» (см. табл. 1).

Кто не платит – тот заказывает музыку


Сразу же бросается в глаза «аномально» высокий вклад Киева и киевлян в суммарный национальный продукт — составляя 5,96% от населения Украины, жители столицы дают 17,51% ее ВВП. Впрочем, такой «феномен» присущ не только Украине и объясняется, естественно, не особыми талантами столичных обитателей, а «благотворным» влиянием проходящих через и возле центральных органов власти финансовых потоков, создаваемых трудом всей страны. Подробно рассматривать суть этого явления мы не будем, лишь отметим, что экономические успехи столицы определяются исключительно статусом и нисколько не зависят от ее географической принадлежности тому или иному региону. Поэтому при сравнении «суперрегионов» Киев мы вынесем за скобки.

Доминирующая роль юго-востока в экономике Украины видна совершенно очевидно. При численности населения, составляющей 47,34% от населения Украины и примерно равной суммарному населению центра и запада (46,61%, напомню — без Киева, но с Киевской обл.), юго-восток производит 49,41% всеукраинского ВВП против 30,21% двух других «суперрегионов». Особенно «пасущими задних» выглядят западные области — при 20,28% от населения страны дающие лишь 12,7% валового внутреннего продукта!

Конечно, уровень доходов и потребления также различен для регионов, однако тут диспропорции не столь велики — понятно, за счет перераспределения ресурсов от экономически сильных регионов слабым. И тут стоит обратить внимание на выведенный коэффициент потребления. Если среднестатистический житель юго-востока получает в виде реальных доходов 64% стоимости произведенного им продукта, то для жителя центра этот показатель составляет 82%, а для «западенця» — 89%! Фактически западные области Украины ничего не вносят в общенациональную копилку!

Впрочем, объем регионального ВВП, определяемого как рыночная стоимость товаров и услуг, произведенных во всех отраслях экономики, нельзя считать наиболее объективным критерием вклада каждого региона в общенациональную экономику. Если финансовые ресурсы из регионов-доноров путем административного регулирования перебрасываются в депрессивные регионы, то они и создают там весомую часть производимого ВВП. К примеру, на эти средства строятся дороги, больницы, школы, подрядчики закупают стройматериалы, работники задействованных в освоении средств предприятий тратят зарплату в местных магазинах, делая им выручку и покупая в значительной мере товары народного потребления местных же производителей, и т. д. и т. п.

Чтобы что-нибудь купить, нужно что-нибудь продать!

Более показательным критерием выглядит объем экспорта товаров и услуг из каждого региона. Ни одно государство не может существовать в условиях полной автаркии, производить все необходимые для достойного существования промышленные товары и тем более — ни одно государство не располагает всем «ассортиментом» требуемых современной цивилизацией природных ресурсов. А как говорил кот Матроскин: «Чтобы что-нибудь купить, нужно что-нибудь продать!» Именно экспорт является локомотивом экономики любого государства, обеспечивает его существование, особенно если данное государство не располагает в достаточной мере необходимыми ресурсами, особенно — энергоносителями.

Экспортируемые товары и услуги по определению являются конкурентоспособными, поскольку нашли своего потребителя, готового платить за них, на мировом рынке. Сказанное особенно относится к экспорту товаров украинских производителей, поскольку благодаря «мудрой» политике нынешнего руководства Украины для них не существует «дружественных» рынков (кроме маленькой Грузии), где для украинских товаров могли быть установлены преференции — традиционный рынок СНГ, по понятным причинам, все более сужается, а открывать рынки ведущих западных стран никто для нас не собирается! Объемы экспорта-импорта товаров и услуг по регионам Украины за одиннадцать месяцев 2008 г. приведены в таблице 2.

Кто не платит – тот заказывает музыку


Вновь обращает на себя внимание «выдающаяся» роль стольного града Киева, особенно в экспорте услуг (а в 2007 г. доля Киева по этому параметру достигла 47,1% от общеукраинского значения), и опять приходится констатировать, что такой успех обусловлен лишь столичным статусом. Характерно, что экспорт товаров из Киева составил 7 861,3 млн. долл., что при среднем курсе за рассматриваемый период около 5 грн. соответствует порядка 39 306 млн. грн., а весь объем реализованной киевскими предприятиями промышленной продукции за данный период равнялся 24 454 млн. грн. (без учета производства и распределения электроэнергии, теплоснабжения, холодной и горячей воды). Очевидно, что Госкомстат лишь фиксирует экспорт, прошедший таможенное оформление в Киеве, по местонахождению головных офисов, но реально произведенный в других регионах Украины.

С учетом «киевского фактора» можно констатировать, что юго-восток обеспечивает не менее трех четвертей экспортных поступлений Украины. Лишь 11,12% выручки от экспорта товаров и 2,98% от экспорта услуг обеспечивает центральный регион (причем около трети — одна область — Полтавская) и совсем уж лептой вдовицы выглядит вклад западных регионов — при 20,28% от населения страны — 6,24% экспорта товаров и 2,83% экспорта услуг.

Конечно, мне могут возразить, что нельзя все мерить экспортом, есть и внутреннее разделение труда — товары и услуги, произведенные в центре и на западе Украины, занимают значительное место на украинском рынке, включая и юго-восточный регион. Так-то оно так, но внутренний рынок всегда — в той или иной степени — защищен таможенными барьерами. Иначе говоря — если экспортируемый продукт конкурентоспособен по определению, то конкурентоспособность и объемы реализации товара на внутреннем рынке зачастую определяются протекционистскими мерами правительства.

Самый наглядный пример в нашем случае — украинская сахарная промышленность — базовая отрасль для многих западноукраинских областей. Увы, украинский сахар неконкурентоспособен на мировом рынке. Его реализация внутри Украины (включая, естественно, и юго-восток) обеспечивается лишь квотированием импорта. Т. е. государство не просто защищает своего производителя высокими ввозными пошлинами, а разрешает импортировать только такое количество сахара, сколько необходимо для обеспечения баланса потребления в стране.

Будем называть вещи своими именами — если Украина распадется, в экономическом плане для юго-востока это будет означать лишь избавление от висящего на ногах балласта! Критического сокращения рынков сбыта для юго-восточных предприятий не произойдет. Зато прекратится идущее по многим каналам внерыночное (административное) перетекание ресурсов в депрессивные западные регионы. Речь идет не только о прямых многомиллиардных субвенциях из государственного бюджета, формируемого за счет регионов-доноров, но и о привилегированном доступе товаров из центра и запада Украины на юго-восточные рынки. Тем же сахаропроизводителям в этом случае придется на равных конкурировать с зарубежными производителями на главном для них юго-восточном рынке. А вот у потребителей юго-востока появится куда больше возможностей выбора наиболее приемлемой и по цене и по качеству продукции!

Резюмируя, следует со всей определенностью сказать — государство Украина существует исключительно благодаря труду и за счет жителей юго-востока (Новороссии).

Одни работают — другие управляют

А теперь самое время вернуться от экономического базиса к политической надстройке и посмотреть, кто, как и в чьих интересах формирует экономический и политический курс государства Украина? По просьбе нашего читателя коллега Николай Бирюков в материале «Где родился министр?» (чит. пожалуйста, на F5) проанализировал, уроженцы каких областей Украины сейчас работают в центральных органах власти (в т. ч. и судебной). По «суперрегионам» все это выглядит так — см. табл. 3.

Кто не платит – тот заказывает музыку


Согласимся, картина получается прямо противоположная той, которая показана в экономических таблицах, — доля выходцев с юго-востока не только не соответствует вкладу этого региона в экономику страны, но и значительно ниже доли юго-востока в населении Украины (26,5% к 47,34%). Особенно заметно доминирование запада в нынешнем составе Кабмина — 8 из 24 членов Кабинета и лишь 4 представителя юго-востока (правда, в это число входят премьер и ее первый зам). Зато на полный откуп уроженцам запада отдан гуманитарный блок: вице-премьер Иван Васюник, министр культуры и туризма Василий Вовкун и министр образования и науки Иван Вакарчук или родились в столице украинского Пьемонта, или учились и работали там. Это же относится и к министру экономики Богдану Данилишину и министру финансов (по состоянию на 14 февраля) Виктору Пинзенику.

При анализе «списка Бирюкова» бросается в глаза, что подавляющее большинство уроженцев юго-востока в высших эшелонах власти трудятся в ведомствах экономического блока. А вот в руководстве гуманитарных, силовых, внешнеполитических ведомств «схидняков» можно перечесть по пальцам: один заместитель министра иностранных дел, один заместитель министра культуры, один заместитель министра обороны, правда, уроженцы Днепропетровщины руководят Генеральной прокуратурой и СБУ.

Конечно, главное не то, откуда родом тот или иной высокопоставленный чиновник, а то, проводником какой политики он является. И упомянутые выше господа Медведько и Наливайченко наглядное тому подтверждение! Оба надежные проводники западного (во всех смыслах) политического курса нынешнего руководства Украины.

Глубокий анализ причин политического доминирования запада Украины в формировании внешне- и внутриполитического курса страны мы делать не будем, но отметим, что нынешние правители Украины, представляющие исключительно запад и частично центр страны, пришли к власти в результате двух государственных переворотов — так называемой помаранчевой революции и «продавленных» «майданным» президентом-узурпатором незаконных парламентских выборов!

Прощай, империя?

Именно так (без вопросительного знака) называлась статья в одном из украинских изданий в 1991 г., посвященная принятию Верховной Радой Акта провозглашения независимости Украины. Автор ликовал по поводу крушения «последней империи» — Советского Союза — и освобождения Украины от «имперского ига».

Хотя четкого определения понятия «империя» не существует, чаще всего под империями подразумевают государства, включающие территории, населенные различными народами при политико-экономическом доминировании одного из них. И действительно, все классические империи прекратили свое существование. Но многонациональные государства (порой именуемые «мини-империями») существуют, хотя практически все испытывают проблемы с сохранением территориальной целостности (включая и относящиеся к благополучному «первому миру»).

Причем наиболее остро стоит эта проблема не в государствах с относительно небольшими по численности населения и экономически слабыми периферийными национальными регионами, хотя именно в них сепаратистские движения принимают экстремистские формы (баски в Испании, Корсика во Франции), а страны, в которых «под одной крышей» сосуществуют два близких по численности и экономическому потенциалу народа (Канада, Бельгия). Целостность этих государств сохраняется благодаря разумным компромиссам между основными регионами и национальными группами, взаимному уважению интересов, национальных и региональных особенностей. А вот Чехословакия испытания на разрыв не выдержала — стороны предпочли «бархатный» развод!

Нынешняя же Украина представляет собой уникальный для сегодняшнего дня тип «мини-империи», в которой политически полностью доминирует самый малочисленный по населению и экономически слабый регион. Такое государство исторически обречено! Как показывает опыт истории, не спасают такие «империи» ни сговор с элитами эксплуатируемых народов и регионов (если называть вещи своими именами), ни попытки насильственной нивелировки этнических и религиозных групп внутри государства. Как говорится: «Можно какое-то время обманывать весь народ, можно все время обманывать часть народа, но нельзя все время обманывать весь народ!» Не может быть прочной и долговечной политическая надстройка без экономического базиса!

Спасти Украину от распада может только приведение политической надстройки в соответствие с существующим экономическим базисом, т. е. обеспечение достойного и соответствующего экономическому весу юго-востока участия в формировании и проведении политического курса Украины. Речь, понятно, идет не о происхождении тех или иных обитателей киевских кабинетов, а о соответствии государственного курса во всех сферах интересам и чаяниям политического юго-востока.

Но пойдут ли нынешние «можновладці» с запада на разумные уступки и компромиссы, могущие сохранить Украину в нынешних границах и избежать развития событий по «горячему» сценарию? К сожалению, такой надежды практически нет!

(с) Александр ФИДЕЛЬ, 2000



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх