,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


План Ющенко
  • 26 февраля 2009 |
  • 11:02 |
  • TEMA |
  • Просмотров: 10657
  • |
  • Комментарии: 11
  • |
0
План Ющенко


Какие бы разночтения не возникали вокруг даты следующих президентских выборов, ясно одно – до них осталось меньше года. А даже непродолжительное наблюдение за событиями в украинском политикуме делает ясным другое – кампания уже началась. И вряд ли она обойдется без активного участия нынешнего главы государства.

Вся президентская рать

Полуофициальное объявление "иду на вы" трех основных кандидатов в президенты пришлось на начало сентября 2008 года. Тогда Виктор Ющенко и Виктор Янукович практически синхронно намекнули на то, что к бою они практически готовы, а через несколько дней к участникам будущего забега присоединилась Юлия Тимошенко. Прошли месяцы, и предпрезидентские расклады принципиально не изменились. Разве что гарант Конституции не спешит радовать сторонников уверенностью. Одиннадцатого февраля в интервью немецким СМИ глава государства в ответ на вопрос о предвыборных намерениях сказал: "Придет время, и я приму самодостаточное решение. Оно будет достойным". Но пока подробности "достойного" решения остаются за кадром, президентский лагерь понемногу готовится к бою.

Стартовые ресурсы Банковой на первые несколько взглядов выглядят не слишком обнадеживающе. За годы президентства Виктор Ющенко беспрецедентно преуспел не только в потере народного доверия (с 48,3 % полной поддержки действий (46,7 % населения поддерживали действия ВАЮ в качестве президента) в феврале 2005 года до 3,4 % (3,9 %) в декабре 2008), но и в массовой утрате сторонников. И если в 2004 году перечень соратников будущего президента был "налицо", включая и небедных людей, обеспечивающих материальную поддержку, то к 2009 году в когда-то стройных рядах наметились большие прорехи.

Если отвлечься от бренда "Банковая" то, следует заметить, что уровень поддержки Виктора Ющенко в широких политических кругах заметно подсократился. В первую очередь это касается условно президентских политических проектов. На парламентских выборах 2006 года сомнений по поводу того, что во фракции блока "Наша Украина" собрались симпатики президента, не возникало (особенно с учетом того, что многие маленькие, но храбрые партии пустились в самостоятельное плавание). В 2007 году, в виду ситуативного, но все равно идеологически оправданного в глазах избирателей объединения с "Народной самообороной", имидж всецелой подконтрольности свежеиспеченной фракции высочайшей воле начал рассеиваться. Справедливости ради стоит напомнить, что немало усилий для этого приложил и сам президент. Итог общеизвестен: от фракции НУ-НС остался практически один бренд (к слову, уже не слишком популярный даже в узких кругах). Из осколков блока в полном распоряжении патрона осталось только чуть более двух десятков депутатов – группы "За Украину" и партии "Единый центр" плюс "сочувствующие" (вроде Ивана Плюща). Для заметной поддержки разного рода законодательных инициатив накануне выборов, пожалуй, маловато будет.

Но на горстке народных избранников ресурсы не заканчиваются. В распоряжении главы государства находятся, как минимум, две партии. Одна из них – еще не отпраздновавший первую годовщину существования, созданный по велению сверху "Единый центр". Несмотря на усилия по раскрутке проекта, воспринимать его как прочную опору для любых начинаний сложновато – популярность подшефной Виктору Балоге партии в массах не высока. Другая президентская (во всех смыслах, после памятного акта возглавления) сила – куда более раскрученный "Народный союз "Наша Украина". Но делать ставку на давних соратников тоже, возможно, рано. Учитывать здесь стоит как "низовые" проблемы, связанных с гипотетическим слиянием с "ЕЦ" (в середине февраля Луганскую областную организацию НСНУ покинуло ее руководство, причем, обратимость процесса полураспада местных представительств остается под большим вопросом), так и "верхние", которые обеспечивают "разброд и шатания" известных "нашеукраинцев". Одни, как, к примеру, Павел Жебривский, торжественно покидают давно нестройные ряды, другие, как Вячеслав Кириленко и его ближайшее окружение, увлеклись новой "игрушкой" – общественным движением "За Украину": совсем не партией, не слишком политическим и очень уважающим президента, но все-таки новым брендом.

Печальность зрелища, которое представляет собой сейчас президентский лагерь, может компенсироваться возможностями Банковой. Благодаря Секретариату президента и его главе обеспечивается не только повседневная трудовая деятельность президента, но и львиная доля средств, которые могут быть использованы в ходе предвыборной кампании. Помимо пресловутого "административного ресурса" (хотя недооценивать его возможности нельзя – стоит только вспомнить кампанию-2004), через Банковую, предположительно, осуществляется коммуникация президентского окружения с "противоположным лагерем". Трогательные "орденоносные" отношения Виктора Балоги и Бориса Колесникова, укрепленные трудоустройством Раисы Богатыревой в СНБО, уже давно не новость. Свежайший же тренд – пристальное внимание заинтересованной общественности к координации медиаусилий Банковой и ПР-группы Левочкина-Бойко, направленных против "газовой" политики премьера и изгнания "РосУкрЭнерго" с рынка. Впрочем, общением с обеспеченными и влиятельными людьми на Банковой уже давно не брезгуют, напротив, пытаются направить его в конструктивное русло. Например, путем создания Национального совета по вопросам благотворительности, возглавляемого Виталиной Ющенко и объединяющего таких широко известных меценатов, как Виктор Пинчук и Ринат Ахметов. Но даже, если отвлечься от природы сотрудничества президентского лагеря с украинскими богачами, чрезмерно переживать за технические проблемы организации потенциальной кампании не стоит. Это в 2004 году перспективный кандидат был отлучен от большей части ресурсов (главным образом – медиа), а каждый спонсор в широком понимании этого слова ценился на вес золота (кто же знал, как будут развиваться дружеские отношения президента с, к примеру, Петром Порошенко или, тем более, Давидом Жванией). В 2009 году Виктор Ющенко президент. Со всеми вытекающими отсюда организационными, медийными и финансовыми возможностями влияния на предвыборную кампанию. Вопрос в том, каким образом и с какой целью можно распоряжаться этими возможностями.

Через тернии к звездам

Стартовые условия для предвыборной кампании Виктора Ющенко выглядят, мягко говоря, безрадостно. В "сухом остатке" он - президент, действия которого не одобряют свыше 70% населения. В остальном – у него неоднородная команда, нехватка ярких спикеров (большая часть оных успешно мигрирует в направлении собственных проектов) и необходимость отыскать средства поднятия явно "умирающего" рейтинга.

Увеличить количество избирателей, готовых проголосовать за президента (а в декабре 2008 года желающих это сделать было менее пяти процентов) крайне непросто. Но, если Виктор Ющенко действительно соберется участвовать в гонке, сделать это жизненно необходимо – в случае прохождения во второй тур шансы нынешнего главы государства на второй срок еще можно рискнуть и рассмотреть, тут слишком многое зависит от соперника.

По большому счету, перед Виктором Андреевичем сейчас открывается несколько стратегий: экстренно сделать что-нибудь, потрясающее воображение избирателей; подробно рассказать, что нечто потрясающее он уже сделал, и останавливаться на достигнутом никак нельзя; или аргументировано объяснить, что непосредственные противники сделали/сделают так ничтожно мало, что допускать их к власти не имеет смысла.

Наиболее конструктивным выглядит первый вариант. Правда, сразу же возникает вопрос по поводу того, чем же именно может себя обессмертить Виктор Андреевич в течение ближайшего года. Перспективными могли бы выглядеть вариации на тему внешней политики. Но ПДЧ нашему государству в ближайшее время не дадут (да это и не то событие, которое спровоцирует всенародный восторг), ассоциированное членство в ЕС зависло в воздухе, "попахивающем" экономическим противостоянием вокруг введения Украиной дополнительных таможенных пошлин, а карта добрососедских отношений с Россией кочует по рукавам других крупных политических игроков.

С учетом слабости "внешнего" фактора можно попытаться сосредоточиться на "внутреннем". Теоретически кризисные условия позволяют "эффективному государственному менеджеру" заработать массу рейтинговых очков. Правда, только в том случае, если упомянутый кризис окажется, если не повержен, то хотя бы "ущемлен в правах". На сегодня экономическая активность президента заключается все больше в критике действий правительства. Но, кто знает, возможно, экс-главе НБУ все-таки удастся что-то сделать и увеличить ряды своих симпатиков.

Помимо экономического чуда попытаться осчастливить народ можно еще путем воплощения в жизнь давних политических мечтаний. Вполне вероятно, что для Гаранта этим воплощением в жизнь могла бы стать конституционная реформа. Вот только объяснить ее беспрецедентную значимость для широких кругов населения будет достаточно нелегко. Для того чтобы народ с пониманием отнесся к перекраиванию Конституции, изменения должны коснуться "наболевшего" – например, сокращения депутатского корпуса и/или отмены депутатской же неприкосновенности. К слову, можно также непосредственно поинтересоваться мнением электоральных масс. Не зря же недавно глава государства озвучил идею о референдуме по поводу конституционных изменений – близость к народу такая позиция демонстрирует сильнее, чем торжественное обзаведение блогом, а уважение к народной же воле должно порадовать вот-вот и электорат. Мысль, хоть и не свежая, но здравая, только без "но" обойтись трудно: во-первых, в силу законодательных особенностей (о которых "Подробности" писали накануне) воплотить в жизнь народную волю будет крайне сложно, во-вторых, испытанием терпения граждан, возможно, тоже злоупотреблять не стоит – а то после референдума не всем захочется через несколько месяцев снова посетить избирательные кабинки.

Апология будущих достижений главы государства впереди, а вот второе и третье стратегические направления уже открыты. Безусловно, Виктор Ющенко заслуженно войдет в историю Украины. Вспомнить будет что: и повышение "градуса" общей демократичности; и ряд преобразований (хотя значительную часть предвыборных обещаний президент не выполнил, но это правило "хорошего тона" для украинских политиков); и внимание к исторической памяти; и то же вхождение в ВТО… Аргументов, позволяющих застолбить за Виктором Андреевичем место в народной памяти хватает. Трудность в том, что подобная тактика в большей степени рассчитана на удержание давних сторонников, а не привлечение новых.

В равной степени преимущественно на "прибитый" электорат действует и практика критики других политических игроков. Естественно, что на фоне чужих просчетов любые достижения выглядят более привлекательно. Проблема в том, что представители Банковой слишком увлекаются этим направлением. На рейтинг той же Юлии Тимошенко в большей степени могут повлиять кризис и результаты неоправданных действий правительства, а постоянные напоминания о том, что эти действия все-таки не оправданы. Хотя публичные перепалки всерьез оживляют политическое бытие (как, например, трогательный обмен "комплиментами" между нынешним главой государства и одним из предыдущих). Да и в целом - возможность покритиковать всласть часто выглядит слишком соблазнительной…

Есть ли у вас план, мистер Ю?

Какими бы ни были потенциальные действия Виктора Ющенко, направлены они могут быть на повышение рейтинга. Что, при этом не исключает вероятность использования "дополнительных вариантов". Оставляя за скобками эффективность административного ресурса, стоит сосредоточиться на других технологических достижениях. Например, политологи считают, что серьезным "подспорьем" в выборах могут быть "технические кандидаты". Электоральная база крупных игроков и без дополнительных условий местами "перекрывает" друг друга. Нельзя наверняка сказать, насколько значительно может повлиять на результат выборов присутствие в чьем-то поле "легковесов". Но с учетом высокого уровня усталости украинцев от политики (стабильно около 10-15 процентов "соцопрошенных" не планируют идти на выборы, до 10 процентов – хотят голосовать против всех, и часто свыше 15 – до последнего не знают, кого они поддержат) три процента "сюда" – пять процентов "туда" – это тоже немалое количество голосов. В виду этого особенно интересным становится наблюдение за гипотетическими "браконьерами": Анатолий Гриценко или Арсений Яценюк могут отхватить "кусок" симпатий у Юлии Тимошенко или представители левых сил – присвоить часть симпатиков Виктора Януковича. Безусловно, так "откусить" у главных соперников нынешнего Гаранта, чтобы их шансы уровнялись с президентскими, невозможно, но игра все равно может стоить свеч.

Если использование технических кандидатов воздействует на чужой электорат, то мобилизовать остатки своего можно при помощи "Операции "Преемник". Многие политики уже сейчас рекомендуют Виктору Ющенко не мучиться и уйти в отставку. Но, с одной стороны, похоже, глава государства убежден, что ему еще есть что сделать для этого государства, а с другой – воспитать смену не так уж и просто. Рассчитывать на повторение успехов российских властей бессмысленно: и страна не та, и избиратели тоже (2004 год тому пример). К тому же, неясно, из кого мог бы вырастить "заместителя" Виктор Андреевич. Часть потенциальных кандидатов выглядит бесперспективно (Вячеслав Кириленко, Виктор Балога – муссировались и такие слухи), на раскрутку других нужно большее количество времени и большое количество ресурсов. Тем более что наиболее интересные кандидаты: Арсений Яценюк как "вредитель" в электоральной нише Юлии Тимошенко или Раиса Богатырева как собиратель голосов той части симпатиков Партии регионов, которые по каким-то причинам не захотят поддерживать Виктора Януковича, - постепенно выходят из сферы влияния Банковой. И даже если этот отход служит отвлекающим маневром, смысл в нем есть – печать "Одобрено Банковой" может приносить не только дивиденды, но и ущерб.

Вне зависимости от того, сам Виктор Ющенко примет участие в выборах или верный последователь его идей, основной курс, как уже упоминалось, будет взят на попадание во второй тур. Именно в его преддверие развернутся основные баталии президентских выборов. Использование дополнительных средств теоретически может поднять рейтинг действующего главы государства хотя бы до 15-20 процентов, а кризис и действия/бездействие основных соперников может, в свою очередь, снизить проценты их поддержки. Главное для Банковой – попытаться добиться подобного паритета. Правда, героическим прохождением во второй тур проблемы Виктора Ющенко могут не ограничиться. Степень вероятности того, что он смог бы выиграть у Виктора Януковича остается – всегда можно припомнить старое противостояние и попретендовать на голоса избирателей, "просто сочувствующих" Юлии Тимошенко. Но в случае проигрыша лидера Партии регионов на первом этапе, потенциальное противостояние премьера и президента становится очень интересным. В отличие от 2004 года жестко противопоставить один лагерь симпатиков другому будет непросто - скажется недавнее единство позиций. И потому спрогнозировать поведение избирателей нелегко.

В случае если президентскому лагерю не удастся поработать над поднятием рейтинга патрона, открытыми перед ним остаются "запрещенные приемы". Теоретически, всенародные выборы – это не единственный способ сохранить за собой пост. Да, большая часть "вариаций на тему" выглядит экзотично: от избрания главы государства в парламенте (Банковая, что интересно, любит инкриминировать такое намерение гипотетическому альянсу Партии регионов и БЮТ) до введения прямого президентского правления. Степень вероятности одного из подобных сценариев напрямую зависит о того, насколько демократически избранный президент держится за власть…

Во многих случаях пребывание на президентском посту служит дополнительным бонусом для участника президентского забега. Для этого необходимо, если не поразить страну и международное сообщество выдающимися достижениями, то хотя бы не ухудшить положение дел. Виктору Ющенко это не удалось. Причем его правление трудно назвать катастрофой, что объяснило бы такое стремительное падение популярности. Возможно, корень проблемы в том, что Виктору Андреевичу просто не удалось взять планку, установленную им самим же осенью 2004 года. В таком случае, за несоответствие надеждам и чаяниям президенту предстоит заплатить ставшим привычным креслом. А, может и нет. Что интересно: многие политики убеждают, что у кандидата Ющенко есть еще порох в пороховницах, а вот политологи уверены, что шансы нынешнего Гаранта минимальны. В любом случае, в запасе у Банковой немного времени, энное количество ресурсов и (возможно) осознание того факта, что под лежачий камень вода течь не станет. А правильно направленная воля к победе плюс четкий план действий по реализации этой воли могут делать чудеса. Волю Виктору Андреевичу могут обеспечить окружающие его кризис-менеджеры от политики. Вопрос только в том, есть ли у Ющенко план?..
Ксения Сокульская, Подробности



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх