,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Правильный способ восстановления Грузии
  • 20 ноября 2008 |
  • 23:11 |
  • YoGik |
  • Просмотров: 8570
  • |
  • Комментарии: 3
  • |
Недостаточная прозрачность и отчетность относительно того, как деньги расходуются во время военных действий и во время процесса восстановления, следующего за ними, больше не устраивает налогоплательщиков. Учитывая, что количество обращений за помощью в глобальных масштабах становится все больше, а объемы оказания помощи сокращаются (за последние два года объем помощи уменьшился на 12%), ее эффективное и прозрачное использование становится все более обязательным. А правительства, которые не отчитываются перед своими гражданами, вероятнее всего, в данном вопросе вообще лишатся поддержки.

Прежде чем эти «намерения» станут «обязательствами», страны-доноры должны тщательно исследовать экономическую стратегию развития Грузии и оценить ее планы относительно использования гуманитарной помощи и помощи на восстановление. Им необходимо задаться вопросом, внесет ли помощь Грузии свой вклад в мир и стабильность или, напротив, будет препятствовать политическому решению конфликта и отпугивать потенциальных инвесторов.

Недавнее признание Россией Абхазии и Южной Осетии в качестве отдельных республик, несмотря на их де-факто автономный статус в составе Грузии с начала 90-х годов, еще сильнее осложняет поиск решения проблем внутренне-перемещенных лиц (ВПЛ), репатриантов и постоянного населения в зонах конфликта. Однако реинтеграция охваченных конфликтом групп для начала продуктивной деятельности является непременным условием политической, экономической и социальной стабильности. ООН считает, что в тех странах, которые не смогут с этим справиться, вероятна возможность повторного возгорания конфликта.

Таким образом, является ли модель развития Грузии способствующей динамичному и всестороннему росту, то есть росту, который приведет к продуктивным инвестициям, инновационным методикам и масштабному созданию рабочих мест?

Международный валютный фонд и официальные лица США, безусловно, признают неоспоримый успех Грузии в проведении эффективной макроэкономической политики и реформ, улучшающих деловую конъюнктуру. Иностранные инвесторы ответили на них огромными вложениями в экономику страны. Учитывая приток капитала в довоенные годы, который составлял 20% от ВВП, ежегодный рост экономики Грузии в 2007 году превысил 12%, а начиная с 2003 года, рост составил почти 40%.

Однако одного только быстрого роста недостаточно. Грузия не смогла создать рабочие места, динамизм и условия для приобщения к социальной жизни, что совершенно необходимо для мирного общества. Несмотря на некоторое разнообразие в последнее время, инвестиционные потоки в основном шли на строительство нефте- и газопроводов, а также другие крупные международные проекты. Кроме того, с 2003 года военные расходы Грузии увеличились с 1% до 7% от ВВП страны, отнимая ресурсы на непроизводительные инвестиции у развития человеческого потенциала.

Уровень безработицы довольно высок, усилилось неравенство доходов, а коррупция по-прежнему широко распространена, несмотря на важные положительные сдвиги в последние годы. Вопреки официальным статистическим данным, которые говорят о том, что менее одной трети населения живет за чертой бедности, эксперты полагают, что в условиях большого разрыва между городским и сельским населением, примерно половина населения страны оказалась в ловушке бедности.

Грузии необходимо найти решение проблемы ВПЛ через восстановление инфраструктуры, предоставление жилищных и других услуг, а также облегчение возможностей для создания рабочих мест таким образом, чтобы условия жизни населения, затронутого конфликтом, могли улучшиться. УВКБ ООН по делам беженцев предсказывает, что приблизительно 73 тыс. из 127 тыс. ВПЛ, которые появились в результате южноосетинского кризиса, вероятнее всего, вернутся на свое постоянное место жительства еще до начала зимы. Учитывая, что после предыдущего конфликта в 90-х годах 220 тыс. ВПЛ сегодня столкнулись с тем, что перспектива их возвращения в Абхазию и Южную Осетию стала крайне призрачной, властям Грузии необходимо найти практически осуществимое и постоянное решение проблемы приблизительно для 6% населения страны.

Кроме того, движение капитала, от которого очень сильно зависит Грузия, было прекращено еще в первые дни конфликта. Без решения проблемы ВПЛ — усилия по укреплению политической стабильности и безопасности обречены на провал. А при отсутствии стабильности и безопасности не будет достигнута цель соглашения о кредите поддержки МВФ на 750 млн. долларов, которые должны пойти на покрытие «временного внешнего дефицита финансирования» и поддержание «уверенности рынков и инвесторов».

Проблема сегодня заключается в пересмотре пакета помощи Грузии таким образом, чтобы она была сосредоточена прежде всего на «помощи в восстановлении», которая привлечет инвестиции и увеличит занятость населения. Несмотря на то, что «гуманитарной помощью» не стоит пренебрегать, она должна рассматриваться как помощь, которая стимулирует потребление, а не инвестиции, что создает ценовые диспропорции и препятствует созданию рабочих мест. Грузию необходимо отнять от груди гуманитарной помощи, как только ситуация позволит это сделать.

Помощь в восстановлении, направленную на создание условий для малого и среднего бизнеса, улучшение инфраструктуры, услуг, развитие горной промышленности и других секторов экономики, а также улучшение сельскохозяйственных урожаев и ирригации, необходимо начать оказывать немедленно, и она должна стать наиболее важной из международных обязательств по предоставлению помощи. Политика невмешательства не сможет этого сделать.

Правительство Грузии и страны-доноры должны рассматривать помощь в качестве инструмента для обеспечения субсидий частным предприятиям для поощрения и снижения стоимости затрат на увеличение занятости ВПЛ. Без динамичного и всестороннего роста стабильный мир останется иллюзией, а в условиях сегодняшних детальных проверок и огромных конкурирующих нужд на страны-доноры будет оказываться давление, чтобы те аргументировали необходимость масштабной финансовой помощи, которую они намереваются оказать.

Грациана дель КАСТИЛЬО — заместитель директора Центра по изучению капитализма и общества при Колумбийском университете и автор книги «Восстановление стран после вооруженных конфликтов». Эдмунд ФЕЛПС — директор Центра по изучению капитализма и общества при Колумбийском университете, в 2006 году стал лауреатом Нобелевской премии в области экономики.



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх