,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Русинский вопрос : Украине не быть унитарной ?
  • 28 октября 2008 |
  • 02:10 |
  • WizzarDD |
  • Просмотров: 26986
  • |
  • Комментарии: 8
  • |
0
Русинский вопрос : Украине не быть унитарной ?


На Украине возбуждено уголовное дело против лидеров русинского национального движения в Закарпатье. При этом о русинах в последнее время слышно всё больше. В чём сущность русинской проблемы? И как сейчас русинам живётся на Украине?

Корень русинской проблемы в том, что ещё с XIII века Закарпатье было оторвано от остальных русских земель не только горным хребтом, но и государственной границей.

Большую часть истории закарпатцы жили в составе Венгрии и их культура, язык, самосознание развивались иначе, чем в соседней Галичине. И в XIX – начале ХХ в. у них было своё национальное возрождение, с идеологией, очень непохожей на украинскую. Тем не менее им пытались навязать украинскую идентичность – во время Первой и Второй Мировых войн, но главное – уже после, когда эти земли были присоединены к Украине. Нельзя не признать, что украинизация к нашему времени смогла принести немалые плоды, однако в целом осознание местным населением своего историко-культурного своеобразия сохранилось. С самого начала 1990-х гг. началось русинское национальное движение за признание своей национальности и за право на автономную жизнь. Ведь Закарпатье (Подкарпатская Русь) было автономной республикой ещё в составе Чехословакии в межвоенный период, а на референдуме 1 декабря 1991 года 78% населения Закарпатья высказалось за возвращение краю прав автономии.

Русинская национальность признана всеми странами, в которых есть русинское национальное меньшинство или крупные диаспоры, но только не на Украине. Киев не даёт никаких возможностей для создания и развития хотя бы культурной автономии русинов. В 1996 г. Кабинет министров Украины даже принял «План мероприятий по решению проблем украинцев-русинов» – фактически план ликвидации русинского народа. Например, п.3 гласит: «Создать учебники и произведения, интерпретирующие историю украинцев-русинов Закарпатья как неотъемлемой части истории украинского этноса». Этот план реализуется даже несмотря на то, что в августе 2006 года признать русинов в качестве национального меньшинства призвал правительство Украины Комитет по ликвидации расовой дискриминации ООН. Русины являются членами международной Организации непризнанных народов (UNPO). Однако мнение мирового сообщества, его требование соблюдения прав человека на Украине Киевом игнорируется.

Почему же Киев так недружелюбно относится к русинам? Чего он боится?


Упорство Киева в чём-то можно понять. Если дать ход процессу признания русинского народа, его прав на автономную культурную жизнь, то придётся признать и его право на административную автономию в Закарпатье. Ведь речь идёт и о результатах референдума, и о восстановлении того статуса края, которым он обладал до сомнительного с точки зрения международного права присоединения Закарпатья к Советскому Союзу. А если на Украине появится ещё одна автономия (кроме Крыма), то автономных прав потребует ещё целый ряд регионов – как на востоке, так и на западе страны. Здесь речь идёт об изменении государственного устройства Украины с унитарного на федеративный. А если учесть очень разную культурную и геополитическую ориентацию различных частей Украины, то такая федерализация может стать прямым шагом к её распаду. Фактически, в вопросе признания русинов Киев видит опасность, буквально смертельную для всей украинской государственности, так что удивляться тому, что русины до сих пор бесправны, не стоит.

Почему активизация русинского движения, которую мы можем наблюдать последнее время, произошла именно сейчас?

Политическое русинство было довольно активно в 1990-е гг. Тогда даже действовало теневое «Временное правительство Подкарпатской Руси» во главе с председателем Общества карпатских русинов проф. И.Туряницей. Однако в 1998 году оно объявило о самоликвидации. Конец 1990-х – это вообще время исторического максимума центростремительных процессов на Украине. Русины тогда сконцентрировались на культурной деятельности. Новая волна политической активизации русинства началась после событий «Оранжевой революции». Тогда – ещё в период голосования – Закарпатье обратило на себя внимание очень высокими процентами поддержки «восточного» кандидата В.Януковича. За него голосовали не только как за политика, ориентированного на близость с Россией, но и как за лидера федералистских сил. Тогда движение за автономизацию Юго-Востока страны дало русинам надежду на скорую победу их движения. Однако в дальнейшем наступило осознание, что борьба будет ещё долгой, и бороться за свои права им придётся самим.

Первую действительно значимую победу русинское движение одержало 7 марта 2007 года, когда на очередной сессии Закарпатского областного совета было принято решение признать национальность «русин» и внести её в перечень национальностей края. Тогда за это проголосовал 71 депутат из 79-ти. Киев дал резко отрицательную реакцию, но и отменить решение облсовета также не смог из-за непрописанности в украинском законодательстве соответствующих процедур (признания или непризнания новых национальностей). А 15 декабря 2007 г. две крупнейшие русинские организации края – Сойм подкарпатских русинов (во главе с прот. Димитрием Сидором) и Народная Рада русинов Закарпатья (во главе с Евгением Жупаном) приняли очень жёсткую декларацию с требованием создания для русинов «самоуправляемой административно-национальной территории под международным контролем».

При этом возможными гарантами такого статуса были объявлены ЕС и Россия. В документе содержались также и обвинения официального Киева в этноциде русинского народа. А совсем недавно – 7 июня 2008 года – состоялся объединительный съезд русинских организаций Закарпатья – Первый Европейский Конгресс Подкарпатских Русинов. Он создан как постоянно действующий орган русинского самоуправления. Был принят Меморандум с призывом к «правительствам, президентам и парламентам ЕС, Чешской Республики и Российской Федерации с настоятельной просьбой выступить гарантами государственно-правового статуса Закарпатья-Подкарпатской Руси». Реакция Киева, понятное дело, не заставила себя ждать: 27 июня стало известно о возбуждении против лидеров Сойма ПР уголовного дела. Глава СБУ В.Наливайченко заявил в интервью, что русинские активисты обвиняются в сепаратизме. Вообще, представители русинской общественности уже давно жалуются на не просто внимание, но и откровенное запугивание их со стороны органов госбезопасности. Но, фактически, это означает только одно: курс на радикализацию русинского движения уже необратим.

В русинском движении большую, а по некоторым мнениям, даже определяющую роль играет русинская диаспора в Америке. Какова её роль и сколь она, действительно, велика?


Да, в первую половину ХХ века из Закарпатья в Америку уехало около половины всего населения, и эта диаспора смогла не только сохраниться до наших дней, но и стать довольно мощной силой, развивающей русинскую культуру, разрабатывающей идеологию русинского движения, а также обеспечивающей русинам Закарпатья серьёзную поддержку на международном уровне. Важнейшая организация здесь – Карпато-русинский исследовательский центр во главе с известным историком Полом Робертом Магочи. Однако последнее время между русинами Закарпатья и их американской диаспорой стали нарастать противоречия, в чём-то носящие и конфликтный характер. Ведь существует и фактор большой политики. Американские русины также опасаются того, что русинское движение может сыграть роль катализатора кризисных процессов в украинской государственности, а соответственно, линию на его политическую радикализацию не поддерживают.

Помимо этого существуют крупные русинские национальные меньшинства в европейских странах – и там они имеют гораздо большие возможности для развития, ведь их там признают и поддерживают финансово (как и любые другие нацменьшинства тех же стран). Особенно сильно активизировалась национально-культурная жизнь у русинов в Словакии. Там издаются русиноязычные журналы и газеты, словари и пособия. Город Пряшев стал одним из главных центров русинского национального движения. Ведётся и радиовещание на русинском языке. За десять лет количество признающих себя русинами увеличилось здесь на 41% (по переписям 1991 и 2001 гг.). Есть и крупная русинская община-колония в Сербии, где русинский язык даже является одним из пяти официальных языков автономного края Воеводины. Роль зарубежных русинов в общем движении за возрождение русинского народа очень велика.

А как же Россия? Русинские общественные деятели нередко говорят об особенно тёплом отношении русинов именно к России…

Да, русины слывут русофилами. Это неудивительно: закарпатцы, будучи оторваны от остальных земель Руси на протяжении многих сотен лет, мечтали о воссоединении. Это стало главным нервом русинского национального возрождения в XIX – XX вв., это легло в основания русинской национальной идеологии. Конечно, в наше время, когда на восток от Закарпатья находится русофобская Галичина, речь о восточнославянском («общерусском») единстве уже не идёт. Однако именно Россию русины видят опорой и защитницей в их борьбе за свои права. Важнейшей основой для такого отношения к России (а также и её свидетельством) является то, что большая часть русинов исповедуют православие, а лидирующей церковной организацией в Закарпатье является Украинская Православная Церковь Московского патриархата (более 70% прихожан). Немалое значение имеет и тот факт, что русином был глава Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Лавр (Шкурла), сумевший преодолеть внутренний раскол в русском православии, подписав 17 мая 2007 г. с патриархом Алексием II акт о каноническом общении церквей.

Впрочем, эта любовь русинов, к сожалению, не взаимна – в России о них почти ничего не знают и какой-либо серьёзной поддержки им не оказывают. Исключением из этого стало разве что официальное признание Россией русинской национальности, состоявшееся во время подведения результатов Всероссийской переписи населения 2002 г. по национальностям. Хотя, давайте честно признаемся, даже в самой России людей, знающих о том, что восточнославянских народов не три, а четыре, — единицы. В целом, русинская тема для современной Москвы явно не самоценна – она для неё имеет значение лишь как составляющая взаимоотношений с Киевом. И так будет, наверное, до тех пор, пока политика Кремля будет оставаться реактивной, а российско-украинские отношения пребывать в состоянии стратегической неопределённости.

Каковы перспективы русинского движения?

Трудно сказать. У русинов довольно сильные позиции. Их поддерживает международное сообщество. Русинские нацменьшинства и диаспоры ведут очень активную деятельность по развитию русинской культуры. Возможно, в будущем русины со своими просьбами о братской поддержке смогут достучаться и до России. Само присоединение Закарпатья к Украине и вправду было плохо юридически оформлено и мало согласовано с нормами международного права, так что его действительно можно оспаривать. А требования русинов Закарпатья о восстановлении его автономного статуса поддерживает гораздо больший процент населения края, чем процент собственно тех, кто разделяет русинскую идентичность. Однако думается, что судьба русинского движения будет определяться не в Закарпатье – она зависит от того, как будет развиваться вся украинская государственность. Украина сейчас – территориально нестабильное государство, и перспективы его федерализации (да и, будем откровенны, даже распада) очень велики. Автономистское движение на Юго-Востоке страны также только усиливается, чему очень способствует радикально прозападный курс нынешней центральной власти. Однако и у нынешнего проекта унитарной Украины есть свои шансы на успех. Маленький русинский народ оказался важной фигурой в очень большой политической игре – то, проиграет он в ней и попросту исчезнет, растворившись в украинцах, или же мы увидим расцвет культуры и общественной жизни ещё одного восточнославянского народа – зависит от всех участников этой игры, в том числе и от России.
Эхо



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх