,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Не ту страну назвали…
  • 17 сентября 2008 |
  • 12:09 |
  • YoGik |
  • Просмотров: 14661
  • |
  • Комментарии: 4
  • |
Амбициозные новички
Опубликованный 10 сентября с.г. доклад «Ведение бизнеса-2009» (Doing Business-2009) стал уже шестым по счету ежегодным исследованием, сравнивающим нормы регулирования предпринимательской деятельности в различных странах.

Для той категории наших читателей, кто слышит об отчете впервые, напомним, что общий рейтинг условий ведения бизнеса выводится из сопоставления позиций каждой страны по десяти отдельным показателям. Эти показатели представляют собой подсчитанные по специально разработанной методике количественные оценки нормативно-правовых условий ведения бизнеса для малых и средних предприятий, работающих в так называемом формальном (а не теневом) секторе экономики.Касаются они различных этапов жизненного цикла предприятия: его открытия, получения разрешений на строительство, найма работников, регистрации прав собственности, получения кредитов, защиты прав инвесторов, уплаты налогов, осуществления международной торговли, обеспечения исполнения договоров и, наконец, ликвидации предприятия.



В нынешнем году рейтинг попол­нили три новых участника — Ба­гамы, Бахрейн и Катар. Таким образом, общее и количество дос­тигло 181. В подготовке исследова­ния приняли участие более 6700 местных специалистов, в том числе более 50 из них работают в Ук­раине. Данные приводятся за период с июня 2007-го по июнь 2008-го.

В совместном пресс-релизе Всемирного банка и Международ­ной финансовой корпорации (МФК) отмечается, что количество реализованных за указанный период реформ в области государст­венного регулирования предпринимательской деятельности достигло рекордных показателей. В 113 из исследуемых стран реализовано 239 реформ, способствовавших созданию более благоприятных условий для бизнеса.

«Странам необходимы правила, которые являются эффективными, простыми в применении и дос­туп­ными для всех, кто их должен выполнять. Иначе предприятия и предприниматели попадут в ловушку нерегулируемой неформальной экономики, где у них будет меньше возможностей доступа к финансовым ресурсам и найма рабочей силы, а работники будут лишены защиты трудового законодательства», — цитирует пресс-релиз Михаэля Кляйна, вице-президента Всемир­ного банка/МФК по вопросам развития финансового и частного сектора.
Первое место в мире по благоприятности условий для предпринимательской деятельности третий год подряд занимает Сингапур. За ним следуют Новая Зеландия, США, Гонконг и Дания. Вторую пятерку составили Соединенное Королевство, Ирландия, Канада, Австралия и Норвегия.



Наивысшие места в рейтинге среди стран Восточной Европы и Центральной Азии, к числу которых принадлежит и Украина, занимают Грузия (15-е место), Эстония (22-е), Литва (28-е), Латвия (29-е) и Азербайджан (33-е).

И хотя наших ближайших соседей пока нет в первой десятке мировых лидеров, именно государст­ва Восточной Европы и Цент­ральной Азии пятый год подряд опе­режают представителей других регионов мира по активности реформирования условий предпринимательской деятельности. С июня 2007 года по июнь 2008-го в 23 из 25 стран региона были реализованы 62 реформы (более четверти от общемирового показателя).

Здесь же находятся и первые четыре мировых лидера (причем все — новички) по количеству реализованных за прошлый год реформ в области нормативно-правового регулирования: Азербайджан (поднял­ся с 97-го на 33-е место в общемировом рейтинге), Албания (со 135-го на 86-е), Кыргызстан (с 99-го на 68-е) и Беларусь (со 115-го на 85-е).

Азербайджан, ставший мировым лидером в области сокращения регуляторной нагрузки на бизнес, осуществил реформы в семи из десяти сфер регулирования, рассматриваемых в докладе. Здесь ускорились процедуры создания новых предприятий, обеспечения исполнения договоров и регистрации прав собственности; сократились бремя налогового администрирования и ограничения в области трудовых отношений, а также повысились степень защиты прав инвесторов и использования кредитной информации.

Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает Беларусь, где за последний год были предприняты реформы в шести из десяти отслеживаемых в «Ведении бизнеса» регуляторных сфер. У наших северных соседей упрощен порядок создания новых бизнесов: внедрена единая регистрационная база данных, установлены сроки регистрации, вдвое сокращен минимальный размер уставного капитала нового предприятия. В стране действует система регистрации прав собственности по принципу «единого окна», реализуется широкая программа оптимизации административных процедур, устанавливающая жесткие сроки для органа регистрации. В результате сроки регистрации прав собственности в Минске сократились с 231 до 21 дня. На 140 дней быстрее теперь удается оформить разрешение на строительство, что стало возможным благодаря введению новых установленных законом сроков предварительных согласований и выдачи разрешений.

Также в Беларуси снижена налоговая нагрузка за счет отмены так называемого чернобыльского налога (ставка 3%) и налога для выплаты пособий по безработице (1%). Доработан упрощенный порядок налогообложения малых предприятий.

Лидеры рейтинга тоже, кстати, не прекращают реформировать условия предпринимательской деятельности. За прошлый год на этом поприще отличились пять из десяти ведущих стран. Например, в Сингапуре приняты меры по дальнейшей оптимизации процедур учреждения новых предприятий через Интернет. В Новой Зеландии в прошлом году только начала функционировать единая система электронной регистрации новых предприятий. Но также здесь снижена ставка налога на прибыль, введен в действие новый закон о неплатежеспособности. В Гонконге в рамках более широкомасштабной реформы системы лицензирования упрощен порядок получения разрешений на строительство. В Дании проведены налоговые реформы. В канадском городе Торонто для учреждения компании теперь требуется выполнить всего лишь одну процедуру.

Во многих странах с высоким уровнем дохода реформирование механизмов нормативно-правового регулирования стало обычной практикой. Здесь действуют программы, направленные на системное пресечение бюрократической волокиты, например, «Стань образцовым сотрудником регламентирующего органа» в Гонконге, «Симплекс» в Португалии, «Лучший работник регламентирующего органа» в Великобритании, «Акталь» в Нидерландах.

Для определения приоритетных задач правительства этих стран, как правило, консультируются с предпринимателями по поводу актуальных направлений реформирования. И если в 2003 году в Бельгии представители 2600 компаний отметили серьезные трудности при регистрации новых предприятий (требовалось выполнить семь процедур, что занимало почти два месяца), то на сегодняшний день ситуация значительно улучшилась. Осталось три процедуры, их выполнение занимает четыре дня. За два года количество вновь зарегистрированных предприятий увеличилось на 30%.

В Португалии 86 из 257 инициатив, реализованных в рамках программы «Симплекс», были приняты по итогам консультаций с предпринимателями, а введенная система регистрации предприятий «на месте» позволила сэкономить предпринимателям 230 тыс. дней ожидания в год.

Невостребованные рецепты

А что же Украина? Если судить по показателям доклада «Ведение бизнеса-2009», то нам все сложнее выдерживать сравнение даже с пресловутым Гондурасом. Если эта небольшая латиноамериканская страна в своем рейтинге поднялась на одну ступеньку (со 134-го места на 133-е), то Украина, наоборот, опустилась — со 144-го на 145-е.
Среди наших соседей по рейтингу такие экзотические страны, как Мозамбик, Иран, Кабо-Верде, Мадагаскар, Суринам, Судан, Буркина-Фасо, Сенегал.

«В Украине осуществляются реформы, но не теми темпами, которые могли бы позволить стране продвинуться вперед по сравнению с другими экономиками, с которыми Украина конкурирует за инвестиции и рынки, — заявил, комментируя результаты исследования, директор ВБ по Украине, Беларуси и Молдове Мартин Райзер на пресс-конференции в Киеве в среду. — Регуляторные преграды остаются очень значительными, и они тянут Украину вниз — с позиций среди первых 50%, где ей следовало бы быть, к числу последних 20%».

Справедливости ради следует отметить, что, в отличие от прошлогодних результатов, когда в Украине было отмечено полное отсутствие каких-либо реформ, в нынешнем году авторы доклада их насчитали аж четыре (правда, одна из них — со знаком «минус»).

В частности, как уже говорилось, нам зачли создание нового частного бюро кредитных историй. Появление которого уже вроде бы «облегчило процедуру получения кредита благодаря обмену кредитной информацией между финансовыми учреждениями» и позволяет им «более достоверно оценивать платежеспособность потенциальных заемщиков».

Доступность кредитов — это едва ли не единственная сфера, в которой Украина значительно улучшила свои позиции и выглядит конкурентоспособной по мировым стандартам. Сделав скачок сразу на 33 ступеньки вверх, она теперь занимает 28-е место.

Еще один показатель, которого можно не стыдиться, это исполнение контрактов. Хотя в этой области и не было отмечено никаких значимых улучшений, и Украина опустилась на одну ступень (с 48-й
на 49-ю), ей все-таки удалось не выпасть из числа 50 лучших.

А вот в сфере уплаты налогов мы по-прежнему занимаем предпоследнее, 180-е место. Хотя в докладе и отмечено, что налоговое бремя на предпринимательство снизилось в Украине за счет сокращения некоторых ставок отчислений в фонды социального обеспечения, а введение электронной системы подачи налоговой документации позволило значительно сократить время уплаты налогов.

Комментируя этот факт, руководитель деятельности МФК в Украине Елена Волошина отметила, что украинским компаниям приходится осуществлять почти 100 разных видов налоговых платежей. Благодаря внедрению электронной системы налоговой отчетности, общее количество часов, которые бизнес тратит на вопросы налогообложения, сократилось сразу на 1237 часов в год, что является очень серьезным показателем. Тем не менее затраты остаются на уровне свыше 800 часов в год, что серьезно тянет нас вниз.

Последнее из отмеченных экспертами улучшений в Украине состоит в том, что в результате модернизации инфраструктуры и служб портов на три дня сократились сроки операций по импорту. Что, впрочем, не улучшило наших позиций в сфере международной торговли, где Украина опустилась сразу на 10 строк — со 121-й на 131-ю.

И, наконец, о новшестве со знаком «минус»: в Киеве возросли издержки и сроки получения разрешений на строительство. Все новые строительные проекты в нашей столице в настоящее время облагаются налогом на инфраструктуру, а задержки в прохождении административных процедур удлинили, по данным доклада, общий срок получения разрешения на строительство на 42 дня.

В итоге соответствующий рейтинг ухудшился сразу на четыре позиции, и позади Украины с ее 179-м местом оказались только две страны — Россия и Эритрея.

Елена Волошина по этому поводу отметила, что расходы компаний на получение разрешений (на строительство среднестатистического складского помещения в столице) выросли почти до
60 тыс. долл. (а если быть точными, то до 57580 долл. — 1901% дохода на душу населения). Время, затрачиваемое на всевозможные лицензионные, согласовательные и инспекционные процедуры, увеличилось почти до 500 дней. По словам представителя МФК, при таком порядке вещей Украине будет очень сложно подготовить инфраструктуру к проведению чемпионата по футболу Евро-2012.

Можно ли что-то сделать для улучшения ситуации? По мнению Мартина Райзера, прогресс может и должен быть достигнут. Мы неоднократно слышали от многих ведущих украинских политиков, что есть большой интерес к вопросам реформирования. Но необходимо перейти от деклараций о намерениях к реальным практическим действиям, заявил директор представительства Всемирного банка.

Представители группы Всемирного банка советуют Украине в первую очередь сократить налоги и упростить налоговые процедуры, а также режим выдачи лицензий и разрешений для ведения бизнеса. Кроме этого, нашей стране рекомендуют принять закон об акционерных обществах, чтобы приблизить Украину к принципам ОЭСР в сфере корпоративного управления, и завершить реформу системы технических норм для упрощения международной торговли.

Холестерин под контролем

Если вдруг у наших чиновников когда-нибудь дойдут руки до практического использования результатов доклада, то важно понимать, что является предметом исследования, а что нет.

«Ведение бизнеса» — это не опрос местных предпринимателей о текущем состоянии бизнес-климата, а анализ, проводимый местными экспертами из соответствующих областей, насчет того, какой является бизнес-среда для гипотетической стандартной фирмы», — подчеркнул Мартин Райзер. Рассматривается зарегистрированное в крупнейшем городе страны и полностью легально функционирующее общество с ограниченной ответственностью. Этот стандартный подход применяется для всех исследуемых стран с целью унификации объекта изучения.

Кроме того, в исследовании анализируются не все значимые для компаний или инвесторов аспекты условий деятельности. Например, не рассматриваются такие факторы влияния на конкурентоспособность, как уровень безопасности, макроэкономическая стабильность, преступность и коррупция, квалификация рабочей силы, прочность и эффективность институтов, качество инфраструктуры. Также отдельно не исследуются и нормы, касающиеся регулирования иностранных инвестиций.

Кроме того, исследование «Ведение бизнеса» охватывает не все регламентирующие нормы и не все цели регулирования. Как отмечают сами авторы, их исследование — это своего рода анализ на уровень холестерина в артериях системы регулирования деятельности местных предприятий. «Анализ на холестерин не дает нам полного представления о состоянии здоровья человека. Но он позволяет определить значение одного из важных показателей. И предупреждает нас о необходимости что-то изменить в образе жизни таким образом, чтобы улучшить не только показатель холестерина, но и состояние здоровья в целом», — отмечается в обзоре.

Чтобы узнать, насколько результаты исследования «Ведение бизнеса» соотносятся с более широкими условиями предпринимательской деятельности и уровнем конкурентоспособности, авторы доклада предлагают сопоставить полученные данные с другими авторитетными экономическими контрольными показателями. Наиболее схожим по предмету исследования является набор показателей регулирования рынков по видам продукции, публикуемый Организацией экономического сотрудничества и развития. Коэффициент корреляции составляет 0,80.

Рейтинг мировой конкурентоспособности, публикуемый Всемирным экономическим форумом, и индекс конкурентоспособности стран мира по версии Института управления процессами развития являются более широкими по охвату показателей, но и они в целом тоже коррелируют с показателями исследования «Ведение бизнеса» (коэффициенты корреляции — соответственно 0,80 и 0,76).

Эти соотношения указывают на то, что в условиях мира и макроэкономической стабильности важнейшим фактором экономической конкурентоспособности являются условия регулирования предпринимательской деятельности.

Малые и средние предприятия — главные факторы, повышающие уровень конкуренции, темпы экономического роста и создания рабочих мест, особенно в развивающихся странах. Однако в тех же развивающихся странах до 80% хозяйственной деятельности осуществляется в неформальном секторе экономики.

«Там, где система регулирования носит обременительный характер, а конкуренция ограничена, успех предприятия, как правило, определяется наличием «нужных» связей, а не реальными возможностями компаний.

Но в тех странах, где механизмы регулирования деятельности наглядны, рациональны и применяются без излишеств, энергичным предпринимателям, независимо от наличия или отсутствия связей, легче действовать в рамках системы верховенства закона, пользуясь предусмотренными законодательством возможностями и средствами защиты», — делают вывод авторы исследования.

Один из ведущих авторов доклада «Ведение бизнеса» Светлана Багаудинова прокомментировала его результаты.

— Как вы бы оценили позиции Украины в рейтинге «Ведение бизнеса-2009»? Чем, на ваш взгляд, обусловлено хоть и незначительное, но все же ослабление позиций нашей страны?

— Прежде всего замечу, что в этом году мы добавили в нашу выборку три страны — Бахрейн, Катар и Багамы. Все они заняли позиции выше Украины. В связи с чем, а также произведенной корректировкой данных был пересмотрен в сторону снижения и наш первоначальный прошлогодний рейтинг (со 139-го на 144-й). Так что из снижения рейтинга на один пункт нельзя делать вывод, что ситуация в Украине ухудшилась. Просто даже те страны, которые находились рядом с ней в рейтинге, проводят реформы более быстрыми темпами и более широким фронтом.

Если сравнивать позиции Украины с другими странами бывшего Советского Союза, то приходится констатировать, что она занимает не слишком благоприятное место. Поскольку если Грузия, например, находится на 15-й позиции, страны Балтии входят в третий десяток, а Азербайджан оказался на 33-м месте, поднявшись в нынешнем году сразу на 64 ступеньки, то Украина (145-е) находится между Узбекистаном (138-е)
и Таджикистаном (159-е), попадая в нижнюю часть нашей рейтинговой таблицы.

— Одним из улучшений, которые были отмечены в Украине, является некоторое снижение налогового бремени на предпринимательство. Почему же тогда рейтинг Украины по позиции «Налогообложение» не улучшился?
— Было отрадно отметить введение в Украине электронной налоговой отчетности, благодаря которому удалось очень значительно сократить временные затраты на ее ведение. Однако и после этого Украина осталась в числе десяти стран, занимающих наихудшие места по этому показателю. Кроме того, в Украине остается одним из самых высоких в мире количество налоговых платежей — 99. Больше только в трех странах: Узбекистане — 106, Беларуси — 112 и Румынии — 113.

Этот показатель очень далек от достижений лидеров в этой области (среди которых и такие страны, как Швеция, Гонконг, Норвегия, Сингапур, Латвия). Там идут по пути максимальной консолидации налоговых платежей (от одного до семи), а налоговая отчетность подается только один раз в год.

В странах, реформирующих в последнее время свои налоговые системы (к их числу относятся Грузия с Азербайджаном), наблюдается интересная тенденция. Снижая налоговое бремя, они идут не столько по пути снижения налоговых ставок, но и по пути максимального упрощения форм отчетности в налоговой декларации, а также максимальной консолидации всевозможных мелких налогов в единые платежи.

— В отличие от прошлого года, в Украине все же реализовано несколько реформ. Как бы вы оценили их значимость и системность?
— Прежде всего, хотелось бы отметить реформу в области создания кредитных бюро. Построение системы обмена кредитной информацией в Украине — очень значимый системный шаг, поскольку традиционно для мелких и средних предпринимателей без особых связей в банковской сфере доступ к кредитным ресурсам затруднен или они обходятся слишком дорого. Теперь же как только добропорядочному предпринимателю удастся сформировать благоприятную кредитную историю, банковская сфера станет к такому заемщику значительно лояльнее.

Результаты наших исследований в рамках проекта «Ведение бизнеса» показывают, что после учреждения института кредитных бюро не только очень существенно возрастают объемы выдаваемых предпринимателям кредитов, но и улучшается их возвратность.

Также мы отметили реформу в области модернизации инфраструктуры портовых служб в Украине, позволившую сократить время экспорта и импорта товаров. Но при этом мы отметили усложнение и удорожание операций по получению строительных разрешений.

— Насколько важной, на ваш взгляд, является комплексность в осуществлении регуляторных реформ?
— За время существования нашего проекта мы заметили, что реформы, влияющие на рейтинг «Ведение бизнеса», как правило, являются частью более широкой программы экономических и регуляторных преобразований. Это то, что мы наблюдали, например, в Египте, Колумбии, Грузии — странах, которые реформировались последовательно, из года в год.

Если мы посмотрим на опыт Украины, то нельзя сказать, что последние шесть лет здесь системно проводились реформы.

Прежде всего, отсутствие системности связано с отсутствием в вашей стране политической стабильности. Мы обратили внимание, что 85% структурных реформ, которые довелось изучать, осуществлялись в первые 15 месяцев работы нового правительства. А если мы посмотрим на историю Украины за последние годы, то я не уверена, что у вас хоть одно правительство продержалось так долго.

— Можете ли вы привести положительные примеры в этом контексте?
— В контексте системности реформирования можно отметить, например, последний опыт Беларуси. Анализировавшиеся нами реформы ложатся в общую канву задачи улучшения делового климата в этой стране, которая неоднократно озвучивалась на уровне Кабинета министров страны. Правительство поставило перед собой масштабную цель — диверсификации экономики, привлечения внутренних и внешних инвестиций, выхода на внешние рынки. Все эти реформы достаточно системные и последовательные.

На примере Грузии, которая была одним из ведущих реформаторов на протяжении пяти лет, можно отметить очень широкий охват реформами различных сфер, начиная от борьбы с коррупцией, улучшения и упрощения налоговой системы, а также регуляторной системы страны. Новый ведущий реформатор — Азербайджан. Ситуация сходная: реформы проводятся не для того, чтобы повысить свое положение в рейтинге, а с целью улучшения инвестиционной среды и деловой привлекательности страны.

Например, реформа, которая прошла в этом году в Азербайджане с целью повышения степени защиты прав и интересов инвесторов, стала результатом двух-трехлетней совместной работы Международной финансовой корпорации и правительства страны. Был принят целый пакет документов, направленных на улучшение корпоративного управления. Лишь маленькая часть этих мер касалась нашей компетенции, но и это позволило Баку значительно улучшить свои позиции не только в рейтинге «Ведения бизнеса», но и в привлекательности для инвестиций. И в этом контексте комплексность подходов в осуществлении реформ, конечно, очень важна и необходима.

— Как вы считаете, насколько опыт других стран пригоден для использования в Украине?
— Вы затронули немаловажный аспект. В настоящее время уже накоплен огромный опыт проведения реформ различными странами в регуляторной среде, в том числе это касается реформ, затрагивающих наши индикаторы. И весь этот опыт доступен в регионе, в который входит Украина, — Восточной Европы и Центральной Азии.

И правительство Азер­байджана, например, прежде чем начинать свои реформы, изучало опыт Латвии и Грузии, осуществляло ознакомительные поездки с целью изучения их аспектов на месте. В частности, чтобы увидеть, каким образом была организована система «единого окна» для регистрации предприятий.

А в Беларуси перед структурированием схемы снижения административных барьеров изучался опыт Нидерландов. Поэтому если украинское правительство действительно поставит перед собой цель существенно улучшить регуляторную среду для бизнеса, то непосредственно в вашем регионе есть прекрасные возможности для обмена опытом.

Автор: Андрей АЛЕКСЕЕВ



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх