,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Анатолий Гриценко: Не могу спокойно смотреть, как власть разрушает государство
  • 2 сентября 2008 |
  • 10:09 |
  • kasta |
  • Просмотров: 15666
  • |
  • Комментарии: 11
  • |
0
"МЫ ПАДАЕМ В ПРОПАСТЬ"

- Анатолий Степанович, противостояние по линии Президент - премьер уже перешло в открытую войну. Об этом свидетельствуют обвинения со стороны Секретариата Президента в адрес Юлии Тимошенко в государственной измене и обвинения в сговоре БЮТ и Партии регионов. Чем, на ваш взгляд, вызван этот конфликт и к чему он может привести?

- Наши граждане уже устали от скандалов, которые все больше углубляют пропасть между властью и простыми людьми, эту власть избравшими. И в этом я вижу серьезную угрозу государственности и независимости Украины. Без преувеличения. Потому что сильным может быть государство, единое в своих действиях, с твердой опорой и поддержкой общества. А наша власть уже всех достала непрерывными скандалами и взаимными обвинениями первых лиц. И это не прекращается даже в условиях чрезвычайных ситуаций в Западной Украине и в Лозовой Харьковской области, на фоне войны в непосредственной близости от наших границ.

Ни у Президента, ни у премьера, ни у лидера оппозиции, к сожалению, нет даже желания совместно формулировать стратегические приоритеты для страны и сделать все, чтобы с каждым днем качество жизни и безопасность человека, его семьи поднимались на новый, более высокий уровень. Украина продолжает стремительно падать вниз, а ее руководители исходят желчью в адрес друг друга. И конца этому не видно.

- Связано ли это только с президентскими выборами или тут более глубокие причины?

- Я думаю, главный раздражитель, как для быка красная тряпка, это президентское кресло в 2010 году. Каждый из троих - Ющенко, Тимошенко, Янукович - личность неординарная, интересная, каждый на своем пути сделал много полезного для страны. Вопрос в другом: способны ли они в нынешних условиях повести Украину вперед, осуществить системные реформы? Мой вариант ответа - нет. Оттого и не используется власть, более того - они ее разрушают. А полномочия ведь огромные, возможности для самореализации тоже огромные, и до выборов больше года… Но борьба за кресло затмевает все.

- Получается, это самоцель?

- Видимо, да. Власть ведь можно использовать по-разному: для одних - это возможность реализовать свою программу, для других - прежде всего, доступ к миллиардным ресурсам.

"ПОКАЗАТЬ, ЧТО ВЛАСТЬ МОЖЕТ БЫТЬ ДРУГОЙ"

- Есть ли в Украине хоть какая-то политическая сила, которая могла бы вывести страну из затяжного кризиса? Собираетесь ли вы создать и возглавить такую силу? Планируете ли вы лично участвовать в предстоящих президентских выборах?

- Если бы такая сила была, то мы с вами говорили бы сегодня не о затяжном кризисе, а о прекрасной погоде, загорелых детях и предстоящем бабьем лете… Но потребность в такой силе есть. И разумных, ответственных людей в стране предостаточно.

Теперь о президентстве и выборах. Начну с детства и юности: я мечтал о разном, но мечты стать Президентом не было никогда. Теперь о сегодняшнем, взрослом восприятии, уже после работы на посту министра, члена СНБОУ, председателя парламентского комитета. Я понимаю, какая это огромная ответственность, тяжелейшая нагрузка и степень самоотречения.

В то же время, как человек и гражданин, я не могу спокойно смотреть, как власть разрушает государство. Государство, которое мы все вместе создавали. Поэтому публично заявил и могу еще раз повторить читателям вашего издания: чем больше вижу разрушительные действия нынешних претендентов на президентский пост, тем больше вероятность того, что придется принять участие в президентских выборах. Но если приму такое решение, то лишь тогда, когда будет реальная возможность победить, реализовать задуманное и показать, что власть может быть другой.

Президентские выборы - это слишком ответственно, и я считаю, что олимпийский принцип здесь неуместен.

- Некоторые недоброжелатели связывают вашу критику действий Президента и его Секретариата с вашей обидой на отставку с поста министра обороны. Подтвердите или опровергните такое мнение.

- Скажу лишь, что при выборе кандидата на пост министра обороны уровень профессионализма и результаты работы - это было последнее, что интересовало Президента. Другие аргументы сработали. Главе государства, очевидно, на этом этапе понадобился не министр обороны, а министр избыточного военного имущества. Но я с другого факультета. Меня интересовала армия, перспективы ее развития, ее боеспособность и боеготовность, а не земельные участки, ряженые "казаки" с маршальскими звездами и новое сословие замполитов. И еще - в последнее время я все больше убеждаюсь в том, что у Президента были и другие причины назначить на пост министра обороны не профессионала, а лояльного исполнителя, готового безоговорочно выполнить любой приказ. Не стану развивать эту тему, на то есть причины.

Сейчас же я счастлив, что не министр обороны. Говорю искренне. Потому что не смог бы работать между молотом и наковальней. С одной стороны, Президент, которого армия никогда не интересовала, с другой - премьер, в конфликте с Президентом. Но ведь без правительственной поддержки развивать армию невозможно. Работать в комитете по вопросам нацбезопасности мне интересно. У нас сильный состав и очень даже приличные результаты. И я, поверьте, не просыпаюсь утром с мыслью кого-то критиковать, в жизни есть намного более приятные и интересные занятия. Каждое утро я на рабочем месте, независимо от того, в Раде скандал или блокирование. Стараюсь добиться максимально возможного результата. Так меня воспитывали родители.

О ФОРМАТЕ ПАРАДА

- Как известно, вы выступали против проведения военного парада на День Независимости. Почему?

- Президент имеет полное право провести парад. Но это нужно делать умно и своевременно. Верховный главнокомандующий должен знать, что в Вооруженных силах учебный год начинается с 1 декабря. Значит, решение о параде нужно принять хотя бы в ноябре предыдущего года. Чтобы Генштаб уточнил планы боевой подготовки, учебные планы военных вузов (сессии, отпуска), чтобы было время на тренировки, на подготовку техники к параду.

Второй фактор: нужно заложить в бюджет средства для проведения парада. Ни первого, ни второго сделано не было. Глава государства принимает решение о проведении парада не в ноябре, а в… июне. К тому же без согласования с правительством, с городской властью Киева, которая, кстати, так и не дала "добро" на пролет боевых самолетов и вертолетов.

В конце концов, Президент "проломил" своим указом. А откуда взяли средства на проведение парада, ведь в бюджете их нет? За счет сокращения боевой подготовки, в нарушение закона о бюджете. Поломали планы подготовки войск, сессии и отпуска курсантов.

Дальше: издается приказ Еханурова о параде, и лишь после него (а не наоборот) решение Главы государства! И только после этого задумались и поручили Киевской госадминистрации совместно с "Укравтодором" просчитать: а выдержит ли бетон на Крещатике, не нарушится ли асфальтное покрытие? Расчеты подготовили лишь к 4 августа, а войска давным-давно маршируют, деньги тратятся. Это умно? Технологично? Такого бардака у нас не было никогда.

Если говорить о самом параде, то я бы дал высокую оценку военным - прошли красиво, лучше, чем россияне на Красной площади. Но в то же время никто не понял "нового" формата присутствия на параде руководства страны. И в сталинские, и в брежневские времена, и при Кучме на трибуне стояли все руководители государства, под трибуной - военные атташе…

А в этом году - на возвышении Президент, все остальные руководители - в общей массе, за заградительной лентой, как бы подтанцовка? По принципу "Чем темнее ночь, тем ярче звезды"? Главу государства решили явить народу как самого главного правителя, подчеркнуть его статус верховного главнокомандующего? Если в этом состоял замысел парада, то намного дешевле было развесить плакаты "Виктор Ющенко - верховный главнокомандующий". Для тех, кто забыл.

В парламентско-президентской республике председателю Верховной Рады отвели место рядом с пресс-секретарем Президента. Премьер и половина членов правительства не пришли вообще. Лидер оппозиции, лидеры парламентских фракций - тоже. Виктор Андреевич не задумывался, почему?

О ВОЙНЕ НА КАВКАЗЕ

- Что вы можете сказать о войне на Кавказе и о позиции Украины относительно этого конфликта?

- Чтобы извлечь уроки на будущее, нужно понять, что произошло. Я дал оценку этой войне на четвертый день после ее начала, и эта оценка остается в силе. Считаю действия президента Грузии неправильными, ошибочными. Они привели к трагическим последствиям и для людей, и для страны. Грузия потеряла обе автономные республики - и Южную Абхазию, и Осетию.

Считаю также заслуживающими осуждения действия грузинских военных, которые применили против своих же сограждан реактивные системы залпового огня. Это недопустимо. Убежден, лицо, отдавшее такой приказ, должно пойти под суд. Но точно так же я осуждаю военную агрессию России против суверенного государства, в нарушение норм международного права. Это не миротворческая операция, это была война. Действовать таким образом не имеет права любое государство, тем более - постоянный член Совбеза ООН. Если говорить о мотивах России, думаю, их два: желание наказать Запад за признание независимости Косова и стремление воссоздать статус супердержавы.

- А как вы расцениваете реакцию Украины?

- Мне кажется, она могла быть более взвешенной. Украина должна осудить применение силы обеими сторонами. И не признавать - ни Южной Осетии, ни Абхазии, как мы не признали самостоятельным государством и Косово. Позиция нашей страны по этому вопросу честная и последовательная, в отличие от России. Потому что, не признав, как и мы, Косово, Россия затем поступила абсолютно непоследовательно и признала две упомянутые автономии.

Оценивая действия Президента Украины, отмечу: он сделал много, больше других. Но его решения могли быть более оперативными, а некоторые - более продуманными. Глава государства был просто обязан немедленно - максимум на второй день - созвать Совет национальной безопасности и обороны, отозвать из отпусков всех силовиков, министров, секретаря СНБО, главу СП, ГУР. Он должен был наладить постоянный (24 часа в сутки) мониторинг ситуации, активировать предусмотренный для таких случаев Антикризисный центр - для межведомственной координации. Ющенко этого не сделал, а никто другой не имеет для этого полномочий. Говорят, СНБО соберут 5 сентября или позже, но ведь месяц уже прошел, оттого и решения не всегда лучшие принимались, и заявления не самые продуманные от имени Украины звучали…

Президенту нужно говорить меньше, а делать больше. И говорить громко лишь то, что можешь выполнить. Иначе слову Украины не верят, оно теряет свой вес, нас не воспринимают всерьез. Неужели это не понятно? Например, заявление о том, что мы можем не допустить в Севастополь российские корабли, которые участвовали в боевых действиях. С точки зрения технической, военной эту задачу можно выполнить, но Ющенко, отдавая приказ, готов нести потом ответственность за вполне прогнозируемые, крайне опасные последствия такого шага? Или он повторит ошибку президента Грузии, единолично принявшего силовое решение, не советуясь с партнерами? А чем все закончилось после громких заявлений? А ничем - корабли спокойно вернулись в Севастополь.

И это не первый случай громкого пустословия, в мае и июле было еще два, тоже по флоту. Ничему не учимся? Я понимаю эмоциональное напряжение, абсолютно обоснованное возмущение действиями РФ, но не могу поддержать решение Ющенко об отмене ранее запланированного визита нашей делегации в Москву (кстати, организованного по просьбе Украины) во главе с замминистра иностранных дел. Почему? Да потому что Россия не окажется в изоляции, Запад все равно будет с ней сотрудничать по важным вопросам (Иран, КНДР, борьба с терроризмом, энергоресурсы и другое). В любом случае, если у нас разные позиции, то их можно сблизить только путем переговоров. Поэтому отказ от поездки в Москву считаю ошибкой. Нужно думать на два-три шага вперед.

- Сейчас много говорят о том, мол, сначала Грузия, потом Украина… Как вы считаете, возможен ли вооруженный конфликт между Украиной и Россией?

- Руководители Украины и России, которые допустят военный конфликт, будут прокляты историей и своими народами. В течение семнадцати лет, несмотря на все проблемы, нам удавалось их решать мирно. Уверен, и дальше мы будем так же действовать.

На мой взгляд, за такой уверенностью стоит понимание и Киева, и Москвы того факта, что война между Украиной и Россией, самыми крупными государствами континента - это была бы катастрофа для всей Европы. Экономическая, энергетическая, экологическая!

Понятно, что военные во всех странах оценивают, планируют, готовятся, даже на маловероятный случай. Но на политическом уровне считаю обсуждение военных сценариев провокативным, наоборот - мы должны делать все возможное, и Киев, и Москва, чтобы сотрудничество между Украиной и Россией было взаимовыгодным и мирным. Таким оно и будет.

Беседовал Алексей Петруня, "CN-Столичные новости"

источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх