,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Как культ Победы помог начать войну на Донбассе
  • 30 марта 2015 |
  • 16:03 |
  • Licemer |
  • Просмотров: 416
  • |
  • Комментарии: 3
  • |
-1
Окончание Второй мировой войны в Украине теперь будут отмечать дважды. Накануне Дня Победы по европейскому образцу установлен День памяти и примирения - соответствующий указ президент подписал 24 марта.

Похоже, власть всерьёз взялась за демонтаж советского идеологического наследия. В связи с этим полезно вспомнить, какую роль сыграл культ Великой Победы в сепаратистском мятеже на Донбассе.

Воинствующий антифашизм

Распад СССР сыграл с Донбассом злую шутку. Экономический кризис 1990-х сломал хребет местной промышленности, а с ней - и основы идентичности. Слава шахтёрского края померкла, заводы-гиганты обращались в руины. Отвечать на вопрос "Кто мы?" стало труднее: вроде бы уже не советские, но и не украинские. Жители Донбасса стали искать себя - то в местничестве, то в коммунизме, то в русском православии.

Местная политическая элита быстро осознала открывшиеся возможности. После тяжёлого поражения в 2004-м "регионалам" понадобилась идеология, способная мобилизовать электорат. Не мудрствуя лукаво, они перехватили у коммунистов культ Великой Отечественной войны. Тем более, что в конце нулевых его стали активно возрождать в России. Оттуда и позаимствовали его главные атрибуты, в частности - георгиевскую ленточку.

В Луганске поначалу все выглядело довольно невинно. Разве что школьников выстраивали, чтобы протянуть через весь город "ленту памяти". В остальном День Победы праздновали шаблонно. Чиновники произносили протокольные речи, ветеранам дарили гвоздики, а для горожан устраивали концерт. Обилие флагов Партии регионов на мероприятиях и обиды задвинутых коммунистов вызывали разве что улыбку.

Как-то незаметно для всех на "победных" мероприятиях стали появляться реконструкторы в гимнастёрках и плащ-палатках. Дальше - больше.

В феврале 2013-го по случаю 70-летия освобождения Луганска по городу прошла колонна военной техники времён войны и шеренги "освободителей".

В апреле разыграли реконструкцию боя за Луганск - с авиацией, гаубицами и холостой пальбой.

На День Победы - снова помпезный парад с бутафорским оружием.

Милитаризм достиг апогея в сентябре, когда по улицам Луганска проехал восстановленный танк Т-34, на котором красовался наряженный танкистом заместитель мэра. Реконструкторы из военно-патриотических организаций, одетые в гимнастёрки, несли артефакты войны, как мощи святых. В те же дни по городу запустили трамвай, стилизованный под бронепоезд, построенный в Луганске в 1941-м.

Враг у ворот

С усилением экзальтации менялось и настроение праздника. Благодарность ветеранам за мирное небо над головой сменялась суровой решимостью повторить подвиг дедов. Ненависть к "фашистской гадине" не была абстрактной - на роль врага определили "бандеровцев". Настороженно-предвзятое отношение к жителям Западной Украины сформировалось на Донбассе ещё в советские времена. Но в середине 2000-х пропаганда вышла на новый уровень.

Уже во время Оранжевой революции "регионалы" убеждали Донбасс, что Майдан - это нацистский путч, а Ющенко идёт по стопам фюрера. В 2007-м в Луганске даже существовал "музей жертв Оранжевой революции", в котором целый уголок был посвящён обличению "бандерофашизма". Параллельно с этим "регионалы" и коммунисты плодили "антифашистские" организации, которые преимущественно занимались демонизацией Галичины и Украины в целом.

В 2010-м в Луганске с большой помпой был открыт памятник жертвам ОУН-УПА. По официальной версии, сотни жителей Донбасса отправились после войны восстанавливать Западную Украину, за что были убиты бандеровцами. Примерно в то же время звездой местного масштаба стал ветеран НКВД. Известность пришла к нему в 2011-м, когда на сессии облсовета он поделился воспоминаниями об охоте на украинских повстанцев.

В авангарде борьбы с "фашизмом" стояла местная власть. Например, глава Луганского облсовета Валерий Голенко даже судился с президентом Ющенко, пытаясь лишить Бандеру звания героя Украины.

С приходом к власти Януковича "воинствующий антифашизм" стали раскручивать на общегосударственном уровне. Не случайно осенью 2013-го провластные митинги проходили под лозунгом "В Европу без фашистов".

В итоге Партия регионов получила мощный инструмент мобилизации своих сторонников. А на Донбассе антифашизм заполнил идеологический вакуум - под знаменатель Великой Победы подводилась вся политическая жизнь региона. Оппозиционеров автоматически объявляли фашистами: дескать, не все ещё усвоили суровый урок войны. Но бояться нечего: Партия регионов не даст Донбасс в обиду.

Вставай на смертный бой

С началом Евромайдана пропагандистская машина заработала ещё сильнее. Тем более, к делу подключилось российское ТВ.

- В Украину пришла беда, пришел фашизм, - объявил тогдашний губернатор Луганской области Владимир Пристюк.

Напряжение, копившееся годами, прорвало, а внушаемые страхи ожили. На Донбассе началась паника, как будто на дворе 1941-й и солдаты Вермахта уже взяли Киев.

Понятно, что истерии подверглись не все. Но этого хватило, чтобы ситуация вышла из-под контроля "регионалов", не сумевших защитить страну от "бандеровцев". Поэтому синие флаги Партии регионов быстро сменили триколоры. Янукович оказался трусом, поэтому Донбасс позвал на помощь Путина. Дальнейшие события известны. В 2014-м луганчане праздновали День Победы уже не с ряжеными "освободителями", а вооружёнными боевиками.

Создавая вокруг Великой Отечественной войны милитаристский культ, "регионалы" закладывали идеологические основы "Русской весны". В итоге это обернулось для них потерей власти, а для Донбасса - мятежом и войной. Но работа была выполнена на совесть. Сепаратистам не пришлось выдумывать почти ничего нового, чтобы оправдать захват власти и развязывание войны против Украины.

Понятно, что идеологическое безумие на Донбассе - не повод отказываться от памяти о войне. Однако приобщение к общеевропейской практике проведения Дней памяти и примирения пойдёт только на пользу. Советская традиция бряцания оружием в День Победы возбуждает отнюдь не пацифистские чувства. Это вполне соответствовало духу "холодной войны", но вряд ли таким наследием стоит дорожить.

Источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх