,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Шеф, два счетчика!, или Будущее украинского такси
+7
Что изменит «Закон о перевозках в такси» и как нам это понравится

Шеф, два счетчика!, или Будущее украинского такси


В новом, 2014 году мы с вами будем свидетелями поистине грандиозных перемен в сфере общественного транспорта. О том, как будет реформироваться метро, интернет-издание Новости Украины – From-UA уже рассказывало. А сегодня – о том, как городские власти планируют обеспечить нам такси европейского уровня, что это собственно такое – европейский уровень и во сколько он встанет простым киевлянам.

По задумке Департамента транспорта городской администрации, в Киеве откроют более трехсот стоянок такси, где пассажиров будут поджидать лицензированные перевозчики.

Более, того, каждый автомобиль такси будет оборудован не только таксометром, но и книгой жалоб и предложений. Машины будут иметь опознавательные знаки – «шашечки» на крыше и нелегалам (а их сейчас – более 80 процентов на рынке) делать будет нечего. Вот такую прекрасную картину нарисовал для киевлян глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский.

Что такое европейский уровень?

В принципе, такой принцип работы давно и успешно используется во многих европейских странах.

В Германии (кстати, согласно опросу ADAC, крупнейшей общественной организации автомобилистов в Европе, именно немецкие такси являются лучшими в странах ЕС) на всей территории страны действуют единые тарифы, независимо от того, какой именно компании принадлежит такси, в переводе на наши деньги: 20-30 гривен за посадку и около 17 за километр. Если водитель ждет вас или машина попала в пробку, цена поездки возрастет на десять процентов. Зато для женщин и пенсионеров многие компании предоставляют скидку, да и на чай водителю не принято давать. Нелегальных таксистов в Германии практически нет. «Ловить» машину вообще не принято – такси можно найти на стоянках, которые есть во всех общественных местах или заказать по телефону.

В Испании работает практически такая же система – такси вы либо заказываете по телефону, либо берете на специальной стоянке. Тарифы меняются в зависимости от области страны и времени суток (в среднем – около 3,5 евро (35 гривен) ночью и 1,8 евро (18 гривен) днем за километр). Посадка и багаж оплачиваются отдельно, чаевые, как говорится, приветствуются.

В Греции вы вполне можете «ловить» машину на улице, но можете и вызвать через диспетчера или заказать на сайте. Тарифы, как и в Испании, зависят от времени суток. 30 евроцентов (3 гривны) за километр днем и примерно 60 (6 гривен) ночью. Посадка оплачивается одинаково в любое время – по 85 евроцентов (8,5 гр.).

В Турции все немного не так. Национальный колорит, так сказать. Турецкие таксисты сами ловят пассажиров, останавливаясь на улицах и предлагая свои услуги. Но есть и тут специальные стоянки, на которых вас ждут вполне официальные такси, оборудованные таксометром и вообще соответствующие всем стандартам. А еще есть автоматы – столбики с кнопкой вызова такси. Правда, восточный темперамент не позволяет таксистам, как и прохожим на улицах, передвигаться спокойно, поездка может стать значительно более насыщенной впечатлениями, чем вам бы того хотелось. Но зато тарифы вполне конкретные, также отличаются по времени суток и составляют примерно 1,3 турецкие лиры (6,5 гривны) за километр днем и 1,95 лиры (9,8 гривны) ночью. Посадка стоит 2 и 3 лиры соответственно (8 и 15 гривен). Чаевые очень приветствуются.

В Италии такси стоит 2-3 евро (20-30 грн.) за первые три километра и по 50 евроцентов (5 грн.) за каждый последующий. Ночью на тридцать процентов дороже. Если вы – женщина, и едете без сопровождения, вам сделают скидку десять процентов. А вы их оставите в качестве чаевых – принято оставлять ровно столько. И сдача у итальянских таксистов редко бывает…

Во Франции существуют специальные стоянки-остановки такси, а также диспетчерская служба, работающая по телефону и в интернете. Оплата – 60 евроцентов за километр (6 грн.) днем и 1,2 евро (12 грн.) ночью. Плюс посадка от двух до трех евро (20-30 гривен). Таксисты Франции не любят оплату картами, зато очень любят чаевые (10 процентов от стоимости поездки).

В Швеции, одной из самых цивилизованных и безопасных стран Евросоюза, таксисты не берут чаевых. Поездка стоит в среднем около восьми крон (15 гривен) за километр, посадка – двадцать крон (38 гривен). Тут вы можете заплатить как картой, так и наличными, как до, так и после поездки. Заказать такси удобно по телефону или через интернет. На улицах они практически не «ловятся».

В Великобритании, откуда мы, собственно и получили такое привычное теперь слово «такси», для того, чтобы стать таксистом и получить лицензию, нужно отучиться около трех лет. Английские такси – кэбы – спокойно «ловятся» на улицах, берутся на специальных стоянках, вызываются по телефону или заказываются на сайте, причем из любой страны мира. Платить тоже можно как хотите – хоть наличкой, хоть картой. Английские тарифы очень сложны и непривычны для нас, расслабленных метрической системой: 1,4 фунта за посадку (около 18 гривен), а дальше по 20 пенсов (около 1 гривны) за каждый 281 ярд (256 м). Как они там справляются с этими подсчетами – непонятно. Видимо, рассчитывают на таксометр, которым обязательно оборудованы все машины такси.

Но самое дорогое такси во всем Евросоюзе – в Финляндии. Час ожидания стоит 40 евро (400 гривен), посадка – примерно пять евро (50 грн.) днем и восемь (80 грн.) ночью. И по 1,4 евро (14 грн.) за километр. Причем, чем больше пассажиров едет, тем дороже. Так мало того, они еще и чаевые берут! Правда, не требуют, но и не отказываются. Вызвать такси в Финляндии можно как и везде – по телефону и интернету, а также взять на стоянках или, как в Турции, – вызвать с помощью автомата.

В Польше, ближайшей к нам стране Евросоюза, заказать такси вы можете по единому для всей страны номеру, или позвонить в какую-то конкретную компанию. Этот вариант – самый выгодный. Кроме того, везде есть стоянки, на которых можно взять машину – там цены будут выше. Однако и «грачей» хватает – как и украинские собратья, они особенно любят встречать прилетающих и приезжающих в аэропортах и на вокзалах. При посадке вы платите 1,5 евро (15 гривен) и далее – по 50 евроцентов (5 гривен) за километр. После 22 часов цена вырастает вдвое. Кстати, и в час пик поездка будет дороже.

Такси в Киеве – деньги на «бочку»

То, что называют этим словом у нас, к такси имеет очень отдаленное отношение. Во-первых, такси – это специально оборудованный автомобиль, в который человек садится где угодно и едет по нужному адресу, оплату ему автоматически просчитывает прибор – таксометр. Практически ни в одном киевском такси собственно таксометров и нет...

Во-вторых, сколько-нибудь стабильных тарифов тоже нет. В третьих, вообще, под гордым названием «такси» вам могут подать абсолютно любую машину – никаких опознавательных знаков на ней не будет, техническое состояние ее никто не проверял и трезвость водителя не контролировал. А все почему? Потому что услуги по перевозке граждан у нас проходят по классификации «Информационно-диспетчерские услуги» и работать в многочисленные (почти пятьсот диспетчерских служб в Киеве) компании водители идут вместе со своими автомобилями – что есть, на том и везть. Причем, в отличие от европейских, наши диспетчеры даже не гарантируют, что, приняв ваш заказ, они точно пришлют вам машину. Причина – в «бочках».

«Бочка» - это общая для нескольких диспетчерских служб база заказов, доступ к которой имеет абсолютно любой человек, установивший на свой мобильник несложную программку. Вот что рассказал корреспонденту интернет-издания Новости Украины – From-UA киевский таксист Вадим К.: «Устройство на работу в такси происходит следующим образом. Вы звоните по телефону, указанному в объявлении, на том конце провода вам задают некоторые вопросы – в основном, про машину. Могут спросить, есть ли киевская прописка, но в общем, особой роли это не играет. Некоторые компании, заявляющие себя как более дорогие – обращают внимание на то, какой марки и какого года ваша машина. Те, что подешевле – нет. Вас приглашают приехать и за «символическую» плату в сто-двести гривен устанавливают на телефон программу, с помощью которой вы будете «таксовать». Эта программа позволяет подключиться к так называемым «бочкам» - базам данных, куда выкидывают заказы из нескольких диспетчерских. Больше ничего – «ловить» заказы вы должны сами, выдергивая что получше из этой базы. «Бочек» таких несколько – некоторые совсем дешевые, на них сбрасывают те заказы, на которые никто не хочет ехать. Таксисты чаще всего подключаются к двум-трем базам.

Для привлечения клиентов многие компании тарифы устанавливаются нереально маленькие – например, 2,5 гривны за километр – то есть, таксист должен отвезти вас практически за свой счет, ему бензин выйдет дороже, не говоря уж про амортизацию автомобиля и так далее. Конечно, такие заказы никто не берет. Они висят на «бочке». Потому и заказать машину по таким тарифам практически невозможно. Если человек хочет уехать быстро и гарантировано, ему нужно примерно представлять, какие тарифы работают в действительности и не «вестись» на дешевизну. Хотя, если повезет, уехать можно – например, водителю по пути или он новичок и рассчитывает количеством взять. Но тогда не удивляйтесь, если на ваш заказ приедет рыдван, возраст и техническое состояние которого определить уже невозможно.

Есть такие компании, которые предъявляют определенные требования – например, должен быть опознавательный световой короб на крыше – «шашки» с названием такси, обязательно счетчик-таксометр и так далее. Эти компании строже относятся к подбору водителей и требуют наличия лицензии. Но и тарифы у них гораздо выше, это «элитный» класс. Там таксисты имеют обязательства, но и заработать могут.

Но лучше всего зарабатывают те, кто «пристроился» на стоянки у аэропортов, вокзалов, крутых клубов и популярных туристических мест. Они сами устанавливают свои тарифы, имеющие мало общего с реальностью. Пробиться туда просто так невозможно».

Итак, краткое резюме:

В Киеве такси – это автомобиль без опознавательного знака, любого цвета и модели, любой степени чистоты, в любом техническом состоянии, чаще всего не оборудованный ни ремнями безопасности, ни таксометрами. Единых тарифов нет, каждый просит, сколько совесть позволит. Диспетчером может стать любой желающий, организовав пункт приема заказа прямо у себя на кухне.

«Хлебные» места достаются избранным и передаются чуть ли не по наследству. Уехать на одно и то же расстояние в одно и то же время суток можно по стоимости, отличающейся в разы. Чаевые приветствуются в любом случае, и в некоторых ситуациях их могут даже вымогать. Сдача, если дается, то чаще всего купюрами, кратными пяти.

А что там, впереди?

В начале, мы уже примерно обрисовали для вас картину будущего благоденствия, а теперь остановимся подробнее на некоторых пунктах.
Во-первых, о том, почему вопрос поднялся только сейчас. В ближайшее время должен быть принят Закон о перевозках в такси, регламентирующий не только права и обязанности таксистов, но и само право называться так.

Только при условии, что такой Закон будет принят, возможны те благие перемены, о которых так много говорится на разных уровнях. Евгений Водовозов, директор Департамента транспорта КГГА рассказывал ранее, что оборудованные стоянки по образцу европейских, которые планируется открывать в Киеве – общим числом более 300 – будут предназначены только для законных таксистов. А для того, чтобы как-то различать законных и незаконных, нужно, чтобы им было чему соответствовать. То есть – Закон.

Кстати, даже и этот Закон не гарантирует одинаковых тарифов для всех служб такси города. Гарантия единых тарифов распространяется только на стоянки. Вызывая такси, вы по-прежнему будете выбирать подешевле и ждать, пока вам улыбнется удача. Такой информацией с нами поделился Василий Попик, глава Всеукраинского профсоюза таксистов. А также – своими мыслями о том, насколько реальные перемены нас ждут:

«Вы знаете, реальность воплощения этого проекта – это самый больной вопрос. Легче было договориться с властью о самом тексте Закона, то есть они поняли, что им с нами (профсоюзом таксистов – прим. корр.) надо договариваться, а то больно будет. Проблема больше даже не в принятии данных норм, а в выполнении принятого. Как оно будет работать – это зависит от власти. А она у нас априори ленивая. Мы четко понимаем – если мы их не заставим выполнять этот законопроект, они выполнять и не будут.

В случае принятия данного Закона в том виде, в котором он приемлем, – то, о чем мы и договариваемся с властью – мы сделаем все возможное, чтобы данный Закон выполнялся. Мы будем буквально сидеть у них на голове.

Одно из самых главных новшеств этого Закона – это то, что он будет распространяться не только на официально зарегистрированных перевозчиков. За нарушения будут наказываться водители, которые занимаются данным видом деятельности незаконно. И наказания будут серьезные – вплоть до ареста машины. В Законе будет прописана норма о контрольном заказе, с помощью которого будут ловить нелегальных таксистов. Это будет происходить таким образом: проверяющий вызывает такси через любую из существующих компаний. Если приезжает машина-нелегал – без опознавательных знаков, без таксометра, то таксисту платятся деньги за подачу машины и с этого момента наступает серьезная ответственность. Не нужно будет выходить на дорогу, кого-то там ловить и так далее. Хотя и каждый гаишник будет иметь право проверить разрешение и зафиксировать нелегальный извоз – это поможет бороться с так называемыми «грачами» - которые вообще чаще всего не таксисты, а просто случайные водители.

Кроме того, всем компаниям, предоставляющим информационно-диспетчерские услуги, нужно будет получить разрешение на ведение такого вида деятельности. Будет четкое разделение ответственности: ИДС (информационно-диспетчерская служба) несет ответственность за прием заказа, передачу его таксисту и отслеживание того, что таксист машину подал. С того момента, как таксист приехал и вы сели в его машину, ответственность за вас несет перевозчик (собственно, официальный таксист). Сейчас проблема в том, что к вам приезжает далеко не перевозчик, и никакой ответственности у него перед вами нет. Когда у каждого таксиста будет разрешение, которое реально будет стоить денег, он уже будет миллион раз думать, нахамить вам или нет. За свою трезвость, за техническое состояние автомобиля водитель будет отвечать сам, как это и происходит во всем мире.

Что касается контроля над тарифами, местные органы очень сильно хотят руководить этим вопросом. Но мы этого боимся, потому что видим примеры маршруток – цены на бензин взлетели и перевозчики возят себе в минус, грубо говоря. Вот поэтому мы и предложили городским властям: «если вы хотите руководить тарифами, создайте систему стоянок, на которых будут таксисты с установленными тарифами, прописанными прямо в машине. Министерство транспорта должно эти тарифы разработать и обосновать. У этих такси будет фиксированная цена. Но нам бы хотелось, чтобы при заказе по телефону цены можно было варьировать в зависимости от класса машины и так далее».

Вот так видит перспективы развития глава профсоюза, а один бывший киевский таксист, назовем его Сергей, добавил к этой информации вот что: «Будут обязательные таксометры – будут учиться накручивать счетчик, благо сейчас технологии развиваются и то, что было сложно, но можно сделать еще в советские времена, сейчас вообще не проблема. Нет ничего невозможного для людей с интеллектом». Кроме того, по мнению Сергея, самые «хлебные» места все равно никто никому не отдаст: «без разницы, будут там специально оборудованные стоянки или нет, стоять там будут те же, кто и раньше».

Этот вопрос мы тоже адресовали главе Всеукраинского профсоюза таксистов Василию Попику, и он ответил:

«Мы требуем, если таксист имеет лицензию, если он легальный перевозчик, он имеет право бесплатно стать на любую стоянку такси. Как только эта норма появится, мы будем задавать вопросы тому же аэропорту «Борисполь», как и что у них. Конечно, быстро и добровольно эти места не отдадут. Это проблема. Но это проблема власти – доказать, есть она у нас в стране или ее нет».

Ну что ж, поживем и увидим, как пойдет. Вряд ли все получится так здорово и безоблачно, как считают (или говорят, что считают) в КГГА или в Госкомпредпринимательства. Но какие-то перемены будут, и, будем надеяться к лучшему. Вот только как сами киевляне отреагируют на упорядочивание всей системы такси? Ведь повышение тарифов неизбежно в таком случае, об этом говорят как пессимисты, так и оптимисты.

«Мы будем работать с общественностью, - заверил нас глава профсоюза, - вести очень серьезную информационную кампанию, объяснять людям, что поднимать руку и садиться не в такси, в автомобиль без таксометра, без опознавательных знаков – опасно. И это реально опасно. Те же, кто гонится за дешевизной, должны расставить приоритеты, решить для себя, что важнее – жизнь или несколько сэкономленных гривен».

Так-то оно так, да только для некоторых людей и несколько сэкономленных гривен играют роль. Особенно, когда до сих пор царил полный беспредел в этой отрасли, а лично с ними ничего не случилось. С чего это должно произойти в Новом 2014 году?

«Лично я всегда выбираю низкий тариф, пользуюсь такси не часто и не уверена в том, что там, где дороже – лучше, - ответила на вопрос нашего корреспондента киевлянка Елена,- дороги у нас – какие были, такие и останутся. Остальные водители – как лихачили, так и будут лихачить. Не верю я в то, что будут какие-то реальные улучшения. У нас всегда найдут, как испортить хорошее дело».

Пожалуй, к этому и добавить нечего. Разве что – будем надеяться.


Александра Кошурникова



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх