,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Пределы капитализма
  • 16 октября 2011 |
  • 01:10 |
  • Fess |
  • Просмотров: 1031
  • |
  • Комментарии: 5
  • |
+7
Пределы капитализма


Глобальные проблемы человечества активно обсуждаются в обществе с 70-х годов (в частности, в Римском клубе.) Тогда однозначно ставился вопрос о неотвратимости глобальной катастрофы при сохранении современного характера развития человеческой цивилизации. В сущности, экстенсивного характера развития, несмотря на успехи НТР, сформировавшей все предпосылки для подлинно устойчивого развития человечества, но которые так и не были реализованы в полной мере до нашего времени.

Мир охватил коллапс. Глобальная катастрофа неумолимо набирает темпы в отзвуках эха научных докладов конца 20 столетия. (Новое Средневековье по Умберто Эко).

Современный капитализм, неспособный преодолеть объективные пределы своего развития, начинает гнить, вгоняя мир в катастрофу глобального регресса.

Можно выделить 4 фундаментальных рамки:


1. Географические рамки

Товарное хозяйство, знаменуемое промышленным переворотом и зарождением современного капитализма, требует не только всё более глубокого разделения труда, но, и как следствие, в перспективе - всё более расширяющегося рынка и неумолимого роста совокупного спроса. В начале речь идёт, главным образом, о национальном рынке, а впоследствии - как о региональном, так и о мировом. (Адам Смит: «Годичный труд нации есть первичный фонд, составляющий для годичного потребления все вещи, необходимые и удобные для жизни; все эти вещи составляют всегда непосредственный продукт этого труда или куплены у других наций за этот продукт».)

Двигателем роста выступает потребление. (Жан де Сисмонди: «Мы исповедуем вместе с Адамом Смитом, что труд есть единственный источник богатства, что сбережение есть единственный способ его накопления, но мы прибавляем, что потребление есть единственная цель этого накопления и что национальное богатство растет только с национальным потреблением».)

Говоря о воспроизводстве, необходимо учитывать «догму Смита», т.е. выпадение постоянного капитала при анализе воспроизводства общественного капитала. К.Маркс, в своей теории воспроизводства, сформулировал закон опережающего роста производства средств производства. В.И. Ленин, развивая научную мысль Маркса, установил, что рост внутреннего рынка идет не столько за счет личного потребления, сколько за счет потребления производительного.

Географические же рамки заключаются в физической ограниченности земной поверхности, а, следовательно, и мирового рынка, при условии, что на мировом рынке в целом достигнуты пределы производительности капиталистического способа производства и тем самым абсолютное выражение основного противоречия капитализма.

(При этом уже на протяжении 300 лет капитализм сотрясают периодические кризисы перепроизводства. Карл Маркс: «Капитал».)

2. Социо-физиологические

(Владимир Ленин: «развитие капитализма неизбежно влечет за собой возрастание уровня потребностей всего населения».)

Одной из сторон человеческой жизнедеятельности является непрерывное потребление. Начиная от веществ, обеспечивающих жизнедеятельность организма, и заканчивая иного, более высокого рода. Наиболее хорошо иерархия потребностей человека изображена в пирамиде А. Маслоу.

Социо-физилогические рамки капитализма вытекают из ограниченных возможностей человеческого организма. Такие границы можно индексировать благодаря опыту экономики потребления США. Очевидно, человек не способен употреблять в пищу каждый день больше 50 гамбургеров, выпивать больше 50 литров кока-колы и смотреть телевизор или играть в компьютерные игры больше чем 24 часа в сутки и т.д.

При этом мы не можем обеспечить максимальный уровень потребления для каждого гражданина США, т.к. для того, что бы кто-то потреблял, кто-то должен произвести продукты потребления (здесь главным образом речь идёт о сфере услуг, т.к. она занимает больше 79% в экономике США), а равно из-за хронической безработицы, свойственной современному капитализму по ряду внутренних причин. Рост постоянного капитала в его органическом строении неминуемо продолжится. Технологическая безработица будет устойчиво набирать обороты, о чём ранее писал ещё В. Леонтьев.

Аналогично мы не можем обеспечить даже примерно равный европейскому уровень потребления для стран третьего мира из-за ограниченности природных ресурсов.

Кроме этого, одним из факторов максимального роста потребления является постиндустриальный тип экономики, требующий дешевой рабочей силы. Но если страны третьего мира станут постиндустриальными, кто встанет на их прежнее место? Кто будет поставлять для них дешевую рабочую силу? (Вопрос о международном разделении труда.)

Но это в принципе невозможно с чисто эмпирической точки зрения, ведь для обеспечения европейского уровня жизни уже только для одного Китая не хватит мировых ресурсов.

На долю США, где проживают 5 % населения планеты, приходится 40 % потребляемых ресурсов.

Кроме этого, в конечном счете, идеология гедонизма как догма ведет к неотвратимому регрессу. (Эрих Фромм: «Иметь или быть».)

3. Ресурсные рамки

(Валерий Легасов: «...любое современное производство имеет удручающе малый суммарный коэффициент полезного действия. Мы научились получать колоссальный эффект, но в дело, в реальную, нужную нам работу пойдет лишь два, четыре, самое большее — 10 процентов». «Земной шар сотрясают энергетический, продовольственный кризисы: не хватает пищи, чуть ли не последние запасы «полезных ископаемых» подгребаются по сусекам».)

Одной из глобальных проблем человечества является ограниченность природных ресурсов. Мы не можем произвести больше материи, чем имеем. Мы можем только эффективнее использовать имеющуюся материю. Проблема эффективности давно стоит на повестке дня. Это и «зеленая энергетика» и энергоэффективность, и повторная переработка, и экологически безопасные технологии, и т.д. Это и есть те самые предпосылки для подлинно устойчивого характера развития человечества, о которых мы упоминали в самом начале. Хотя это и не более чем предпосылки, это всё же первые шаги на переходе от экстенсивного к интенсивному развитию.

Одним же из императивов интенсивного развития постиндустриальной цивилизации является такой рост производительной силы, обеспечить который способна только комплексная автоматизация производственных процессов.

Но здесь прячутся ещё одни пределы современного капитализма – денежная система.

4. Рамки денежной системы

Дело в том, что в полной мере переход от экстенсивного характера развития к интенсивному, или от «технической» эпохи к «технологической», в терминологии академика В. Легасова, или от денежной системы к ресурсоориентированной, по Жаку Фреско, обеспечивает материально-техническую базу такого уровня развития, который способен обеспечить высоким уровнем и качеством жизни каждого человека (научно обоснованная норма и рациональная культура потребления), а это возможно только при максимальной автоматизации всех производственных процессов, где человек выбывает из производственной цепочки и встает рядом с ней, перестраивая её в соответствии со своими потребностями. (Льюис Морган: «искусность в ... производстве имеет решающее значение для степени человеческого превосходства и господства над природой; из всех живых существ только человеку удалось добиться почти неограниченного господства над производством продуктов питания. Все великие эпохи человеческого прогресса более или менее прямо совпадают с эпохами расширения источников существования».) (Василий Леонтьев: «Если кого-нибудь спросить, какая сила за последние двести лет внесла больший, чем все остальные, вклад в феноменальный экономический рост, он скажет – технологический прогресс».)

При таком уровне развития, где, согласно пирамиде А. Маслоу, будут удовлетворены все потребности более низкого уровня, человек сосредоточится на потребностях более высокого уровня, на работе с информацией, потребляя её, перерабатывая и производя знания или эмоции (творческое самовыражение).

Теоретически здесь, казалось бы, может быть решена проблема географических рамок, т.к. потребление и производство информации бесконечно, не имеет границ. Но это не так. Дело в том, что подлинное производство знаний или искусства тесно сопряжено с идеального рода мотивацией, духовной мотивацией. Самые великие произведения и открытия сделаны не за деньги, не из-за меркантильных соображений (хотя при угрозе физической смерти от голода или унизительном уровне жизни и меркантильную мотивацию, в том числе, отрицать никак нельзя).

В результате денежная система просто утратит всяческий смысл, а вместе с ней и современная капиталистическая система. (Карл Маркс: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции».)

Такого рода проблематика ставит перед нами два варианта возможного развития человечества. Но неизбежно самого развития как такового.

Негативный вариант заключается в переходе к такому развитию только элитной части общества в резервациях «за высоким забором», и перманентному регрессу большей части человечества на периферии с его уничтожением элитой в связи с угрозой усугубления экологического кризиса.

Позитивный вариант заключается в самом широком вовлечении масс в переход к подлинно устойчивому развитию. К переходу в технологическую эпоху, к ресурсоориентированной экономике. (Льюис Морган: «С наступлением цивилизации рост богатства стал столь огромным, его формы такими разнообразными, его применение таким обширным, а управление им в интересах собственников таким умелым, что это богатство сделалось неодолимой силой, противостоящей народу. Человеческий ум стоит в замешательстве и смятении перед своим собственным творением. Но все же настанет время, когда человеческий разум окрепнет для господства над богатством, когда он установит как отношение государства к собственности, которую оно охраняет, так и границы прав собственников. Интересы общества безусловно выше интересов отдельных лиц, и между ними следует создать справедливые и гармонические отношения. Одна лишь погоня за богатством не есть конечное назначение человечества, если только прогресс останется законом для будущего, каким он был для прошлого. Время, прошедшее с наступления цивилизации, - это ничтожная доля времени, прожитого человечеством, ничтожная доля времени, которое ему еще предстоит прожить. Завершение исторического поприща, единственной конечной целью которого является богатство, угрожает нам гибелью общества, ибо такое поприще содержит элементы своего собственного уничтожения. Демократия в управлении, братство внутри общества, равенство прав, всеобщее образование освятят следующую, высшую ступень общества, к которой непрерывно стремятся опыт, разум и наука. Оно будет возрождением - но в высшей форме - свободы, равенства и братства древних родов».)

BY MR.GM
THEZEITGEISTMOVEMENT.RU



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх