,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


История манипулирования в иллюстрациях
0
«Журналистика» от Савика Шустера

Как-то во время очередной перекочевки Савика Шустера на более денежный телеканал одна из газет заинтересовалась моим мнением о роли на канале телеведущего и, в применении к Шустеру, — конкретно его. Я отметил, что Шустер имеет неоспоримый талант. Правда, талант этот имеет мало общего с журналистикой, так как служит он политической пропаганде, пиару, идеологической промывке мозгов. Г-н Шустер любит появляться то на одном, то на другом «круглом столе» или каком-нибудь мастер-классе, проводимом для журналистов, и порассуждать именно о журналистике.

Помнится, после появления моего комментария в печати один из членов команды Шустера, кочующий вместе с ним по обширному телепространству Украины, выразил свои обиды: мол, как я мог усомниться в журналистских талантах Савика! Я же напомнил об одном периоде из неофициальных биографий Шустера, гуляющих по интернету: когда патрон моего собеседника выпускал в Афганистане фальшивый дубль газеты «Красная Звезда», и спросил: «Ты можешь представить, чтобы, скажем, Опра Уинфри или Ларри Кинг (популярнейшие американские ведущие) подделывали бы чужие газеты и выдавали фальшивую информацию за истину?!»

Кажется, мой собеседник обиделся еще больше: журналистскую непогрешимость патрона в его глазах не могли поколебать интернетовские слухи.

И вот тогда я решил разобраться с информацией о том периоде жизни звезды сегодняшнего украинского телеэфира. Ведь информация, которой сам Шустер охотно делится с интервьюерами, полна противоречий и недомолвок. И уж точно в ней нет ни слова о «Красной Звезде». Я даже как-то попросил одного журналиста, который собирался брать интервью у Савика, задать ему вопрос — чтобы телеведущий окончательно развеял любые сомнения в связи с этими слухами. Но, по признанию интервьюера, Шустер не самым дипломатичным образом (как написали бы официальные репортеры, «не подтвердил, но и не опроверг эту информацию») отверг данный вопрос.

Однако в последнее время стали выходить мемуары людей, с которыми Шустер так или иначе был связан по своей деятельности в Афганистане. Для них — в отличие от Шустера — «холодная война» уже закончилась, а стало быть, завершилась и их «святая миссия» борьбы против СССР. Они уверены, что пришла пора рассказать и о ней, и о миссии коллег, в том числе и Савика. Они с гордостью описывают подробности, о которых, на мой взгляд, Савик Шустер предпочел бы не распространяться.

И эти истории не оставляют никаких сомнений в том, что Савик Шустер — большой специалист с четвертьвековой практикой по части пропагандистских материалов: искажение истины, подмена свободы слова ее злоупотреблением ради достижения идеологической цели — в этом смысле он последователен.

Да простит меня читатель за обилие ссылок, но, учитывая важность темы и тот факт, что есть люди, которые видят звезду в Шустере (вон недавно спикер украинского МИДа Олег Волошин даже приравнял критику Савика к критике украинской государственности), ваш покорный слуга постарался снабдить каждую цитату и приводимые материалы соответствующими ссылками на первоисточники.

Фальшивый врач, фальшивый журналист

Не стану отвлекаться на нестыковки в официальных биографиях и пересказах самого г-на Шустера (согласно различным документам, он — Шевелис, он же Шауль, он же Сол, он же Савикас Шустерис). А также на то, получил ли он высшее образование или, как утверждают его бывшие коллеги, не получил, был ли он медиком или не был. В конце концов Шустер не министром юстиции Украины работает, а потому диплом у него, вероятно, никто не спрашивал.

А вот то, каким образом Савик оказалсяв Афганистане, где стал журналистом, вопрос любопытный. Сам Шустер в интервью Александру Чаленко описывает это следующим образом: «Совершенно случайно прочел во французском еженедельнике L'Express короткий репортаж о том, как два французских врача из гуманитарной организации Medicins Du Monde («Врачи мира»), благодаря моджахедам попали на территорию Афганистана со стороны Пакистана, и что они собираются открывать там медицинскую миссию» (см. интервью Шустера Александру Чаленко).

Но в интервью Дмитрию Гордону Шустер эту «случайность» описывает иначе: «О своем стремлении (попасть в Афганистан. — Авт.) я говорил друзьям-диссидентам в Париже, главным образом Горбаневской. Все прикидывал: «Как бы попасть в Афганистан и сделать оттуда репортаж? Представляете, человек, родившийся в Советском Союзе, делает репортаж о войне в Афганистане, но с другой стороны — это было бы нечто!»... Вдруг из Парижа звонит Горбаневская: «Немедленно купи французский журнал «El Express» — там очень интересное интервью двух врачей, вернувшихся из Афганистана»(см. интервью Шустера Дмитрию Гордону).

Итак, по Шустеру, в стремлении «случайно» попасть в Афганистан ему и потребовалось всего-то поговорить с одной из видных активисток антисоветского движения Натальей Горбаневской и купить журнал. А затем (согласно легенде) — приехать в Париж, пройти собеседование у «Врачей мира», которым он «представился врачом, хотя им не был» (см. интервью Шустера Гордону). Тоже любопытное признание, поскольку по одной из биографий Савика — он получил медицинский диплом в канадском университете McGill еще в 1976 г. (см. интервью Шустера газете The St. Petersburg Times). Итак, Савик Шустер в первый раз попал в Афганистан в 1981 г., через «Врачей мира», выдав себя за доктора, хотя «Врачи» и заподозрили в нем агента КГБ! (см. интервью Шустера Гордону2). Но с собой взяли.

Получается, никому не известный (чуть за тридцать) эмигрант из Советского Союза, подозреваемый в связях с КГБ, запросто обводит вокруг пальца «Врачей мира», а «Врачи» так в нем заинтересованы, что даже диплома не спрашивают. И Савик спокойно и многократно пересекает границы, (тщательно контролирующиеся на тот момент американскими и пакистанскими спецслужбами). Он, еврей, становится «своим» среди афганских моджахедов, которые на дух не переносят все советское и все еврейское тоже. И это все — без соответствующего обеспечения со стороны спецслужб? Действительно, талант!

Интересно, что о подготовке Савика Шустера и его «компаньонов» для перехода афганской границы вспоминает в своей книге «О диссидентах и сумасшествии: от Советского Союза Леонида Брежнева до «Советского Союза» Владимира Путина» известный голландский психиатр Роберт ван Ворен, посвятивший себя борьбе против СССР (а ныне — против России) и помощи советским диссидентам (за свои заслуги Ван Ворен стал даже почетным гражданином родной Шустеру Литвы).

В мемуарах о борьбе на фронтах «холодной войны» Ван Ворен охотно делится воспоминаниями о тесном сотрудничестве с лидером диссидентского движения Владимиром Буковским (которого потом при содействии американских спецслужб обменяли на чилийского коммуниста Луиса Корвалана). Голландский психиатр с удовольствием ныне вспоминает, как он встречался с Буковским в дорогих ресторанах на Елисейских полях в Париже — «за длинным столом со всем руководством диссидентского движения, в поедании огромной горы устриц, которые подавались на огромных подносах».

«Иногда Буковский посылал меня инструктировать людей по поводу их поездок. Однажды я был послан в Рим для встречи с двумя членами Partito Radicale Italiana, итальянской политической партии, которая по мере своих сил поддерживала диссидентское движение. Антонио Станго и Савик Шустер планировали путешествие в Афганистан, который в тот момент был оккупирован Советами. Идея заключалась в том, чтобы они «украсили» стены в Кабуле фальшивой «Красной Звездой», газетой Советской армии. Газета выглядела как настоящая, но была заполнена статьями диссидентов, в которых советских солдат призывали покинуть Афганистан, и в которых публиковались репортажи о преступлениях, совершаемых советскими солдатами в стране. Первая полоса имела большой заголовок «Все домой!», включая рисунок советского солдата, который разбивал свое ружье напополам. Я рассказал Станго и Шустеру, как я переправлял своих людей в Советский Союз. Вскоре после нашей встречи они смогли въехать в Афганистан и достигли своей цели: в течение ночи, когда советские солдаты отошли на свои военные базы, они расклеили фальшивые номера «Красной Звезды» на стены домов в Кабуле» (книга Роберта ван Ворена «On Dissidents and Madness: From The Soviet Union of Leonid Brezhnev to the «Soviet Union» of Vladimir Putin», с. 75—76).

Любопытное признание. Оказывается, Шустер изначально ехал в Афганистан с «особой миссией». И эта миссия была далека и от медицины, и от журналистики. Савик, по его словам, ездил в Афганистан неоднократно и провел там в общей сложности 36 месяцев (см. интервью Шустера Александру Чаленко). Но, согласитесь, было бы странно предполагать, что Шустеру понадобились бы дополнительные консультации по поводу того, как попасть в Афганистан, если бы он до этого там уже побывал. Ведь уже в первую свою «ходку» он завел прочные связи с «командирами афганского Сопротивления» (см. интервью Шустера Дмитрию Гордону). Стало быть, воспоминания Роберта ван Ворена, очевидно, касаются именно первой афганской миссии Савика. И миссию свою тот видел в выпуске фальшивых пропагандистских материалов конкретного идеологического содержания, а отнюдь не в журналистике или медицине.

Операция «Чонкин»

Но, похоже, подобного рода «журналистика» полюбилась Шустеру еще до Афганистана. Во всяком случае, бывший его коллега по Радио «Свобода» Иван Толстой в журнале «Звезда» в 2001 г. в статье «Человек рыночный, или Бурная весна Савика Шустера» вспоминал, что его первый опыт подобных фальшивок имел место быть еще в 1980 г., во время Олимпиады в Москве. Поскольку не могу поручиться за достоверность этих сведений, приведу цитату Толстого целиком: «После вторжения советских войск в Афганистан Савик участвовал в одной остроумной антисоветской акции. Вместе с коллегами из итальянского журнала «Фриджидере» («Холодильник») — настолько левацкого издания, что оно было уже антикоммунистическим, — он составил фальшивую газету «Правда», по бумаге (купленной в Финляндии) и шрифтам неотличимую от «Правды» настоящей. Надежные туристы с пачками лже-«Правды» отлично справились с заданием в олимпийской Москве. Сохранился кадр: огромная московская автостоянка, и у каждого автомобиля за дворники засунута такая газетка. Требовалось какое-то время, чтобы понять всю неожиданность шутки. Ернический тон, что-то из Войновича, что-то из Аксенова (я сам не видел, доверяюсь очевидцам), голый по пояс Суслов с наколкой Сталина на груди, а главное — истинное пророчество! — репортаж о том, как Советский Союз распадается на куски. Летом 80-го года все это было куда как эффектно».

Не берусь судить, насколько точно история с фальшивой «Правдой» отражает действительную роль Шустера в ее изготовлении — пусть это останется на совести коллеги Шустера. Во всяком случае номер такой был, и основатель желтого журнальчика Frigidaire итальянский дизайнер и пропагандист Винченцо Спаранья до сих пор хвастается в своих мемуарах, что и он был причастен к этому (а в тесной связи Шустера со Спараньей вы сейчас убедитесь).

На передовой странице фальшивой «Правды», датированной 28 июля 1980 г., действительно красовалась смонтированная фотография голого Суслова под большим заголовком «Россия сломила бесов!». Фальшивка сообщала о том, что в СССР «произошел переворот», а Брежнев с Сусловым бежали в Прагу. «Нет Союза, нет Советских, нет Социалистических, есть только Республики! — писалось в этом пропагандистском «шедевре». — Даже если Вы уже знаете, стоит повторять каждый день, что Советского Союза больше нет. Пришел конец огромной империи большевистской партии. Брежнев, Суслов и компания не властвуют больше над несчастной Россией». Далее сообщалось: «группа свободолюбивых офицеров» арестовала депутатов Верховного Совета СССР и «объявила об официальном отделении РСФСР от СССР». Ну, и дальше в таком же духе. Вот такая вот, с позволения сказать, «журналистика».

Именно тогда, по словам Толстого, «Савик почувствовал истинный вкус борьбы». Автор пишет: «Интернационал сопротивления — это было гораздо интереснее и куда денежнее, чем итальянский «Холодильник». Шустер предложил выпускать фальшивую «Красную Звезду» — для советских солдат в Афганистане. Предложение было принято».

О миссии Савика Шустера в Афганистане бытует немало воспоминаний — уж слишком много людей было там задействовано. Самыми информативными мемуарами являются воспоминания непосредственного соучастника акции, компаньона Шустера — Винченцо Спаранья. Цель его Frigidaire в том, чтобы «совершать революцию посредством комиксов». Не так давно Спаранья презентовал свою книгу на итальянском языке — «Frigidaire. Невероятная история и удивительные приключения наиболее революционного арт-журнала в мире». И главный повод для гордости в ней — те самые фальшивки, которые выпускались под его редакцией, включая фальшивые «Правду» и «Красную Звезду».

А еще ранее он издал книгу «Фальшивый смех», в которой также с гордостью описал операции с лжегазетами. Спаранья рассказал о том, как в 1970—80-е гг. промышлял выпуском фальшивых номеров различных коммунистических газет. Начал он в июне 1979 г. с выпуска фальшивого номера польской газеты Trybuna Ludu, приуроченного к визиту Папы Римского в Варшаву. В этой газете было сообщено о том, что Иоанн Павел II официально провозглашен королем Польши. А затем Спаранья рассказывает о начале сотрудничества с «молодым литовским беженцем Савиком Шустером» . Сам Спаранья очень гордится своими «творениями», считая их гениальным применением «техники партизанской борьбы». Правда, журналистикой он это все-таки не называет.

Если в рассказах о фальшивой «Правде» Спаранья больше пишет о сотрудничестве с антисоветской диаспорой во главе с Буковским и Горбаневской, то истории о фальшивой «Красной Звезде» сопровождены подробным описанием тесной кооперации с Савиком и занимательными фотографиями, которыми почему-то Шустер не делится с украинскими журналистами, обильно размещая свои интервью (обычно все беседы журналистов с Шустером сопровождаются одной и той же фотографией — молодой Савик в чалме романтично глядится в объектив. Если Савику нравится фотография в чалме и не очень нравятся фотографии с фальшивками, то его бывшему компаньону, наоборот, больше по душе фото, демонстрирующие их причастность к пропагандистской «утке». К примеру, интервью с Винченцо Спаранья сайту Erewhon о его афганских приключениях проиллюстрировано очень показательной фотографией, на которой изображены три веселых человека, а подпись гласит: «Отель «Dean's» в Пешаваре, Пакистан. Винченцо Спаранья, Савик Шустер веселятся, глядя на смеющегося Рухани Вардака, одного из наиболее активных лидеров моджахединского Национального Исламского Фронта». В руках Вардака — тот самый поддельный номер «Красной Звезды» (интервью Спараньи сайту Erewhon).

В том, что и этот номер является фальшивкой, нет никаких сомнений, так как Спаранья и в своих мемуарах, и на своих сайтах разместил изображение подделки — он действительно очень гордится ими. Фальшивый номер органа Министерства обороны СССР датируется январем 1984 г. В нем содержится поздравление «Братья-солдаты, с Новым 1984 годом!» и сообщается об окончании войны.

Спаранья на своем сайте «Фриголандия» (Frigolandia) повествует о том, что акция, которую они готовили с Шустером, носила кодовое название «Операция «Чонкин». Судя по этому сайту, идея фальшивой «Правды» принадлежала Шустеру и Буковскому, а лже-«Красную Звезду» придумал сам Спаранья, который «решил обратиться непосредственно к солдатам Красной Армии». Далее сайт «Фриголандия» повествует: «Осенью 83-го Спаранья, Шустер и фотограф Цезар Дальяна поехали в Пакистан и Пешавар, затем с помощью моджахедов проникли в Афганистан, прибыв в сердце Кабула, оккупированного Советами, 2 ноября 1983 г.».

Здесь Спаранья называет точную дату прибытия их с Шустером в Афганистан и указывает на то, с чьей помощью они туда пробирались, но вы не найдете ни слова о «врачах» или иных «потусторонних» силах.

Подробный рассказ об этой истории со ссылкой на воспоминания Спараньи и французский журнал Actuel содержится и на сайте известного американского художника и общественного деятеля Марка Валлена «Искусство за изменения».

Вот как эту историю преподносит сайт Валлена: «В 1980-х годах правительство США тренировало, финансировало и вооружало исламских моджахедов Афганистана для сопротивления советскому вторжению в их страну. Сегодня эти тренировки и это изощренное оружие обернулось против Соединенных Штатов — своего рода «отдачей». Пока ЦРУ было занято подготовкой предшественников ныне ненавидимого Талибана, другие использовали иной тип оружия. Винченцо Спаранья и Савик Шустер были двумя журналистами, которые работали в итальянском ежемесячном журнале Frigidaire.

В 1983 г. эта пара вредителей решила немного развлечься за счет советской оккупации Афганистана. Спаранья и Шустер печатали фальшивую версию официальной газеты Красной Армии, «Красной Звезды», и переправляли ее в Афганистан прямо под носом советских оккупационных отрядов.

История манипулирования в иллюстрациях


Тайно работая в течение трех месяцев, журналисты организовали команду, которая создала русскоязычную пародийную версию «Красной Звезды». Русская писательница Наталья Горбаневская написала текст, а художник создал центральную иллюстрацию, которую разместили на первой странице».

Сайт Валлена приводит выдержки из фальшивки Спараньи — Шустера:

«Чрезвычайный специальный выпуск «Красной Звезды», который вы держите в руках, абсолютно беспрецедентен. Вплоть до сегодняшнего дня эта газета полностью писалась Коммунистической партией и руководилась ею. Сегодня она написана группой многих солдат, представляющих все основные гарнизоны Советского Союза.

Братья! Солдаты! Новости, которые пришли к нам из Афганистана и из всех регионов Советского Союза, полны радости. Военное вторжение закончено! В Афганистане — долгожданный мир! Правительство Бабрака Кармаля — в изгнании. Отряды Советов и моджахедов братаются! Товарищи, наш главный враг наконец-то повержен! Разрушайте ваше оружие и давайте возвращаться домой. Война окончена!»

Судя по сведениям сайта «Искусство за изменения», Савик Шустер со своим итальянским компаньоном отпечатали более 7 тыс. экземпляров газеты — тираж очень даже неплохой. Учитывая тот факт, что для лже-«Правды» использовалась финская бумага, можно предположить, что и качество лже-«Красной Звезды» было соответствующим. А значит, нет никаких сомнений в том, что «Операция «Чонкин» была очень хорошо профинансирована — и явно не афганскими моджахедами.

Но вернемся к подробному описанию на сайте Марка Валлена самой операции:

«Спаранья и Шустер... хотели разработать механизм доставки их газеты во все оккупированные зоны Афганистана. Они наладили контакт с бойцами Исламского Национального Фронта, Исламской Партии и «Хезби Ислами», чей командир, Абдул Хак, гарантировал их безопасный проход в зоны, которые он контролировал. Было договорено, что боевики «Хезби Ислами» расклеят и распространят агитки в то время, как Спаранья и Шустер будут фотографировать эти действия. Моджахеды ходили в бой со своими минометами и автоматами Калашникова, но теперь они были также снабжены странным новым оружием — кипами фальшивой газеты «Красная Звезда».

Сайт «Искусство за изменения» приводит немало фотографий, свидетельствующих о том, что лжегазеты не только лепили на стены. Эту газету «обязывали читать» и советских военнопленных. Судя по тому, что имя Шустера всплыло в более солидной, чем журнал «Холодильник», западной прессе, именно благодаря интервью с военнопленными, можно предположить, кто конкретно предлагал им фальшивку.

Сайт Валлена делает любопытное признание: «Спаранья и Шустер заявляли, что их «шалость» была их и только их собственным проектом. Мы можем никогда не узнать, была ли эта пара действительно независимой или находилась на содержании у Центрального Разведывательного Управления с целью ослабления Советов, но определенно, их пародия на «Красную Звезду» внесла огромный вклад в историю...

Было бы наивно предполагать, что листовочная кампания Спараньи и Шустера не была частью операции, проводимой ЦРУ и другими разведывательными агентствами с подрывной целью против Советов в Афганистане; единственный вопрос заключается в том, понимали ли Спаранья и Шустер, кем они используются. Их операция базировалась в Пешаваре (Пакистан), где располагалась штаб-квартира Пакистанской межведомственной разведки (МВР). МВР и ЦРУ снабжали разведывательной информацией группировки афганских боевиков-исламистов, оперирующих в Пакистане. Более того, МВР и ЦРУ координировали их подготовку, финансирование и вооружение исламских боевиков. Немыслимо предположить, чтобы МВР и ЦРУ были бы не в курсе того, что замышляли Спаранья и Шустер, или эти шутники могли бы совершить свои проделки без санкции МВР или ЦРУ». Вряд ли можно сомневаться в истинности этого предположения.

Первый майдан Шустера: «Теперь ты — настоящий журналист»

Неслучайно настоящий журналист Курт Лобек, освещавший на протяжении многих лет события в Афганистане для телекомпании CBS News, в книге «Священная война, Нечестивая победа: Очевидец секретной войны ЦРУ в Афганистане» упоминает и Савика Шустера.

Описывая операции ЦРУ и свои контакты с Абдулом Хаком, который одновременно был и патроном Савика Шустера в Афганистане, Лобек вспоминает: «С помощью Савика Шустера, литовского беженца, были напечатаны фальшивые копии советской армейской газеты «Красная Звезда» и фальшивые плакаты Красной Армии. Газеты распространялись среди солдат в гарнизонах в Кабуле и его окрестностях, а плакаты расклеивались на стенах по городу. Они поощряли дезертирство и неподчинение приказам» (книга Кнута Лобека Holy War, Unholy Victory: Eyewitness to the CIA'S Secret War in Afghanistan, с. 118).

Стоит подчеркнуть, что Лобек на протяжении всей своей журналистской деятельности в Афганистане тесно сотрудничал именно с полевым командиром Абдулом Хаком, а потому должен был соприкасаться и с Савиком Шустером. А сам Савик в различных интервью не раз рассказывал о том, что обязан жизнью этому моджахеду — тот, по его словам, спас «литовского беженца» от смертной казни на рубеже 1988—1989 гг. Шустер даже называет боевика своим «другом» (см. интервью Шустера Александру Чаленко). Так что вряд ли Лобек был не в курсе, кто стоял за операцией с лже-газетой.

Но еще более подробные и откровенные воспоминания о «приключениях» Савика Шустера в Афганистане появились в мемуарах известного американского публициста Роберта Каплана в книге «Солдаты Бога: С исламскими боевиками в Афганистане и Пакистане». Каплана тоже трудно назвать просто журналистом, несмотря на его долгие годы работы в массмедиа США — хотя бы потому, что до недавнего времени он был советником министра обороны США Роберта Гейтса, а ныне является сотрудником Вашингтонского центра по новой американской безопасности, тесно сотрудничающего с администрацией Барака Обамы в сфере таких вопросов, к которым в Америке не принято слишком близко подпускать журналистов.

Несмотря на особенности своей нынешней работы, Каплан очень откровенно описывает некоторые события, связанные с его пребыванием в Афганистане, и уделяет немало места своим контактам с Савиком Шустером, даже не задумываясь о том, что для того, возможно, «холодная война» еще не закончилась.

В книге Каплан, много общавшийся с Шустером и во время войны, и (что тоже очень показательно для его нынешнего рода деятельности) после войны в Афганистане, прямо говорит об участии Савика в кампании по распространению поддельных советских газет. Американец рассказывает подробности различных переходов Шустера через границу Афганистана, но также ни слова не говорит о «врачах», к которым в последнее время отсылает украинских журналистов сам Савик. Каплан пишет: «В 1983 г., после встречи с Савиком Шустером, литовским евреем и бывшим советским гражданином, Хак, абсолютно фанатичный мусульманский воин против Советского Союза, поверил ему до такой степени, что организовал для него серию поездок внутрь». Автор довольно четко указывает, что «первый визит Шустера в Кабул был организован Хаком осенью 1983 г.», при этом подчеркивает, что сам «Хак не участвовал в этой поездке» (книга Роберта Каплана Soldiers of God, с. 64, 74—75). Как видим, американец никоим образом не связывает Шустера с «Врачами мира», не упоминает и о «докторе Шустере», хотя, как будет показано ниже, Каплан знал о Шустере очень многое.

Американский публицист в мельчайших подробностях (явно со слов самого Шустера) описывает первую «миссию» Савика в Афганистан: «Маленький мальчик, член подпольной группы Абдула Хака, провел Шустера в Кабул. Хак снабдил своего друга телохранителями-моджахедами, когда Шустер объяснил Хаку, что он планировал совершить внутри столицы, находящейся под советской оккупацией... В 11 часов вечера мальчик привел Шустера в дом партизан на центральном базаре, где он выпил немного чая. Шустер сказал, что ему нужна вода для того, чтобы смешать клей, который он принес с целью расклеить антикоммунистические газеты на стенах Мирвас-Майдан, площади в самом сердце города... Затем несколько моджахедов, вооруженных автоматами Калашникова и гранатами, прибыли, сопровождая его, на Мирвайс-Майдан, расставив по два боевика на каждом перекрестке, чтобы прикрыть отступление. Только Шустер и еще один моджахед не были вооружены: они несли пластиковые мешки, наполненные копиями газеты» (книга Роберта Каплана, с.75—76).

Приключению на «Майдане» (стоит полагать, первом майдане Шустера) Каплан уделяет много внимания, рассказав и о том, как Савик безуспешно пытался найти воду для клея, чуть не сорвав свою «блестящую операцию», и о том, как «Шустер самолично расклеил 16 копий газеты на стенах вокруг площади» (книга Роберта Каплана, с. 76). Именно 16! Не 15, не 20, а 16!

Думаю, нет смысла говорить о том, что за газету клеил Савик Шустер в Кабуле. Каплан открывает новые подробности, связанные с этой фальшивкой: «Газеты были поддельными копиями четырехстраничного ежедневника советского Министерства обороны «Красной Звезды», произведенной в Италии Шустером в сотрудничестве с несколькими европейскими издателями, включая итальянский молодежный ежемесячник Frigidaire (в буквальном переводе — «Замороженные Новости»). Обложка была идеей Шустера. Она изображала советского солдата в Афганистане, ломающего об колено автомат Калашникова и провозглашавшего по-русски «Кончай войну! Все по домам!» — ту же самую фразу, которую... Ленин использовал во время первой мировой войны, побуждая российских солдат дезертировать из царской армии» (книга Роберта Каплана, с. 77). Недавний советник министра обороны США так описывает последствия «акции Шустера»: «Несколькими часами позже советские отряды окружили всю территорию, прилегающую к площади, обыскивая все дома в поисках копий газеты. Говорят, два офицера афганского режима были расстреляны в связи с этим инцидентом». Интересно, Савик гордится этими расстрелами?

Каплан пишет: «Советская «Литературная газета» в статье, озаглавленной «Подделки газет», заявила, что фальшивка была работой ЦРУ» (книга Роберта Каплана, с. 77). Еще американец неоднократно в своей книге отмечал, что не верил до конца в искренность Шустера по поводу побудительных мотивов его действий. Но на чьи деньги и под эгидой каких структур (способных влиять на решения моджахедов) совершалась эта акция — тут автор сомнений не выражает.

И знаете, что сказал Абдул Хак вернувшемуся в Пешавар Савику Шустеру после развешивания фальшивки на стенах Кабула? «Теперь ты — настоящий журналист». Похвала, прозвучавшая в 1983 г. из уст лидера моджахедов (книга Роберта Каплана, с. 77), судя по всему, так польстила Шустеру, что он поделился этой цитатой с американцем и решил, что он и вправду журналист. Благодаря фальшивым «Правде» и «Красной Звезде»!

«Литовский Тиль Уленшпигель»

Роберт Каплан, уделивший в книге много внимания своим беседам с Савиком Шустером, не скрывает симпатий к нему, описывая его следующим образом: «Шустер, которому было тогда 35 лет, всегда разговаривал с кривой, вопрошающей улыбкой восточно-европейского интеллектуала... Его глаза были наполнены теплом, внутренним свечением, общим для изгнанных восточноевропейцев... Он имел черные курчавые волосы, смуглое лицо и тонкие темные очки. Иногда, в связи с тем, как загорались его глаза в момент, когда он говорил, он напоминал мне Эйнштейна» (книга Роберта Каплана, с. 64).

Судя по повествованию американца, он долго и тщетно пытался понять, что движет «изгнанным восточноевропейцем» и кто стоит за ним. Похоже, его интересовал и вопрос, как исламские фанатики, ненавидящие все еврейское, могли сотрудничать с «литовским беженцем». Шустер ответил на это следующим образом: «Во-первых, я не сказал Абдулу Хаку, что я был евреем... Я не был уверен, как он отреагирует. Когда я ему рассказал об этом, я быстренько пояснил, что я агностик, что я на самом деле не верю в Бога. Эта последняя реплика внезапно разозлила его. «Сейчас ты говоришь, как советский», — сказал он. Поэтому я сказал ему в качестве извинения, что я сомневаюсь во всем в жизни, но что я готов принять существование Бога. В конце концов, Абдул Хак приучился жить с моим неверием» (книга Роберта Каплана, с. 64).

Ну что ж, способности г-на Шустера в умении убеждать нельзя не оценить. Судя по его рассказам, врачи поверили ему, что он врач, антисемиты поверили, что он не еврей, журналисты поверили, что он журналист, диссиденты поверили, что он «литовский беженец». Кстати, последнее словосочетание используют по отношению к Шустеру многие, хотя, судя по его различным интервью, он был вполне доволен жизнью в Литовской ССР и даже своей скромной комсомольской деятельностью (см. интервью Шустера Дмитрию Гордону). То есть в категорию эмигрантов Шустера, конечно, следует зачислить, но беженец — это уж слишком! И тем не менее именно эту форму в отношении себя Шустер предпочитает использовать.

Роберт Каплан пишет, что Савик объяснял свою деятельность идеологическими мотивами: «Шустер объяснял: то, что он делал в Афганистане, он делал «исходя из исторической памяти». Он считал себя «литовским националистом». Он мог провести много параллелей между советским надругательством над его землей и надругательством над Афганистаном. Он пересказывал мне всю мерзкую историю того, как Литва была захвачена Сталиным после пакта с Гитлером от 1939 г., потом захвачена Гитлером после нацистского вторжения в Советский Союз в 1941 г., а потом снова возвращена Сталиным после окончания войны. Антисемитизм в Литве не беспокоил его. Шустер верил, что «истинные партизаны и борцы сопротивления против Советов не были антисемитами».

Однако эту версию Каплан воспринимал с трудом: «Я знал, что Шустер, как и большинство других в Пешаваре, имели провозглашаемую причину принятия на себя рисков и истинную причину. Провозглашаемая им причина была «Литва»; об истинной причине я мог только догадываться». «Шустер признавал, что он постоянно боялся погибнуть или быть схваченным, — пишет американец. — Но он никогда даже не пытался объяснить, почему он упорствовал, чтобы попасть внутрь (Афганистана. — Авт.). Я не покупался на его аргумент о литовском национализме» (с. 65, 74).

Итак, согласно версии Савика Шустера, которую он преподносил «для американского пользования», «беженцем» двигали «литовский национализм» и «историческая память», ненависть к СССР (читай, к России), «надругавшимся» над бедной Литвой. Каплан понимает, что только это не может быть побудительным мотивом для действий его собеседника, что что-то или кто-то еще стоит за Шустером, но так прямо, как художник Марк Валлен, он не может высказать свое предположение.

Нам же сегодня стоит обратить внимание на те пояснения, которые давал Шустер четверть века назад.

Заметьте, в современных интервью он ничего не говорит о своем «литовском национализме», миссии, диктуемой ему «исторической памятью», — эдакий литовский Тиль Уленшпигель: «Пепел Бараускаса (считается в современной Литве «первой жертвой советской оккупации») стучится мне в сердце».

Сегодня может сложиться мнение, что единственным побудительным мотивом Шустера являются деньги. Он сам неоднократно подчеркивал во многих своих интервью, как он любит дензнаки во всех их проявлениях. Наверняка не без этого. Однако обращает на себя внимание одно обстоятельство: Шустер четверть века последователен в своей идеологической линии. На кого бы он ни работал — на исламских экстремистов или итальянских леворадикалов, на Радио «Свобода» или на антисоветское подполье в Париже, на «бандеровское подполье» в Администрации Президента Украины или на государственное украинское телевидение, — Шустер всегда борется против одного ненавидимого им государства. Того государства, которое, по его мнению, ответственно перед его «исторической памятью». И эта борьба совсем не из области журналистики.


Нашпигованный «Шпигель»

Кстати, чего не хватает в подробных описаниях деятельности Савика Шустера в Афганистане, изданных Робертом Капланом? О журналистике там ни слова!

Американец порой чуть ли не по часам, в мельчайших подробностях описывает, как «литовский беженец» безбожно пил («Как и многие восточные европейцы, Шустер расслаблялся лишь посредством алкоголя», с. 66), как ездил на рикше покупать музыкальную кассету, как переходил границу с Абдулом Хаком в октябре 1984 г. и другие подробности более чем тесных взаимоотношений Савика с лидером исламских фанатиков. (Которые, кстати, сегодня занимаются тем же, чем и 25 лет назад, однако «журналиста» Шустера они уже почему-то не интересуют).

Каплан подробно описывает, как Савик прилагал неимоверные усилия для того, чтобы скоординировать действия разрозненных полевых командиров Афганистана, свести их вместе, подчинить их единому командованию, с этой целью Шустер даже организовал визит Абдулы Хака в штаб-квартиру ООН в Нью-Йорке. Но какое отношение данные усилия имеют к журналистской деятельности?

Мало того, эти действия напрямую противоречат правовому статусу журналистов, находящихся в зоне боевых действий. Согласно Дополнениям к Женевской конвенции, действующим с 1977 г. (то есть они распространялись уже и на «журналистскую» деятельность Шустера в Афганистане), каждое удостоверение военного корреспондента должно быть снабжено следующей памяткой: «Владелец этого удостоверения обязан вести себя во время командировки в соответствии с самыми строгими нормами профессиональной этики и не вмешиваться во внутренние дела государств, на территорию которых он выезжает, а также не участвовать ни в какой политической или военной деятельности, либо в какой-нибудь другой деятельности, которая может привести к прямому или косвенному участию в боевых действиях в зонах, где он находится в опасной командировке». Практически каждому из этих пунктов противоречила деятельность Савика Шустера в Афганистане.

Положение о профессиональной этике содержится чуть ли не в каждом кодексе любого солидного издания Запада, о былом сотрудничестве с которыми сейчас повествует в своих биографических интервью Шустер (само собой, на различные «Замороженные Новости» это не распространяется). И хотя в большинстве западных репортажей Шустер фигурировал как «фрилансер», я как человек, близко знакомый с этическими кодексами западных газет, утверждаю: если бы публикующее его репортажи издание знало о главной деятельности Савика в Афганистане, оно не стало бы сотрудничать с таким «репортером» даже как со «свободным журналистом» (само собой, на различные орудия пропаганды вроде Радио «Свобода» это не распространяется). Объяснение простое: если ты (неважно, ради каких целей) занимаешься заведомо пропагандистской деятельностью и штампуешь фальшивки, то ты уже не можешь быть объективен в освещении событий. Ведь никаких гарантий того, что ты (пусть даже ради «святой исторической миссии») не начнешь снабжать фальшивками и западные издания.

Я разыскал пару «репортажей» Шустера из Афганистана в номерах немецкого журнала «Шпигель» за май 1983 г. Первая публикация называется «Мы убьем их всех» (разумеется, о гордых и свободолюбивых моджахедах), вторая — «Мы ведем здесь бессмысленную войну» (естественно, о советских военнопленных).

Те «факты», которые описывает в своих статьях «русскоязычный канадец» (а именно так его представляет «Шпигель»), просто-таки холодят кровь! Шустер берет интервью у советских военнопленных, захваченных в Афганистане («по случайному совпадению», находит он там и земляков из Литвы — понятное дело, «историческая миссия» и не такие совпадения допускает), и открывает ужасающие подробности. Из этого интервью мы узнаем, что:

— советские солдаты открыто торгуют гранатами и автоматами на рынках Афганистана;

— советские офицеры служат там только по одной причине — они получают за свою службу «чеки» в 4—5 раз больше средней зарплаты рабочего в СССР;

— советских солдат обирают офицеры, присваивая себе солдатское сгущенное молоко и тушенку;

— изголодавшиеся солдаты вынуждены менять на еду сапоги и амуницию;

— а чтобы их не обвинили в утере оружия, солдаты крадут друг у друга автоматы и затем продают их;

— офицеры избивают солдат даже за разговоры с афганцами.

И так далее, и тому подобное — статьи Савика Шустера в «Шпигеле» нашпигованы еще немалым количеством информации, которая и сейчас, когда написаны тома об афганской войне, кажется сенсационной. Но вот что интересно: не так давно я наблюдал ток-шоу Савика, посвященное очередной годовщине вывода советских войск из Афганистана. Обсуждалось многое, Савик вставлял свои комментарии как знаток Афганистана, а ветераны, по-моему, даже не поняли, что с ними говорит человек, целившийся в них с другой стороны идеологического фронта. Что перед ними человек, который все еще продолжает свою «холодную войну».

Казалось бы, Шустер мог бы припомнить и свои репортажи 80-х, и спросить бывших советских офицеров о «тушенке-сгущенке» и «чеках». Но сегодня Савик предпочитает не касаться «подробностей», когда-то «раздобытых у советских военнопленных».

«Единожды солгав, кто тебе поверит?»

Или не было таковых вообще? Просто наш герой по привычке соорудил а-ля лже-«Правда», на которую «купились» солидные западные издания? А почему нет? «Холодная война» закончилась для Спаранья, для Лобека, для Каплана, но она не закончена для Савика Шустера. Его «миссия» продолжается, как продолжается и использование все тех же приемов, которые применялись им в период становления его как «настоящего журналиста» (во всяком случае, по версии моджахедов).

Начав с фальшивой «Правды» и фальшивой «Красной Звезды» (16 копий которой Савик самолично расклеил на стенах в Кабуле), Савик выполняет в украинском телеэфире ту же лжеинформационную миссию, с которой он начинал в дни московской Олимпиады, пропагандируя суррогат «свободы слова». И называться он может кем угодно — пропагандистом, агитатором, миссионером, «литовским националистом», бузотером, авантюристом, «культурным партизаном», хулиганом, мошенником и т. д., но только не журналистом.

И тот факт, что лжежурналистику от Савика Шустера некоторые «медиаэксперты» сегодня пытаются представить как пример высокого профессионализма, а Савик «расклеивает» свои фальшивые «Звезды» (тиражами гораздо большими, чем 16) теперь еженедельно на телеканале, содержащемся на деньги украинских налогоплательщиков, свидетельствует о серьезном искривлении сознания медийного и политического общества нашей страны. Об абсолютном непонимании этим обществом элементарных, базовых основ свободы слова, которой так любят прикрываться специалисты по фальшивой журналистике.

Да, в здоровом обществе, конечно же, тоже на свой кусок с маслом зарабатывают и агитаторы, и пропагандисты, контрпропагандисты, идеологи и специалисты по манипулятивным технологиям. Но в здоровом обществе в принципе не может быть ситуации, при которой человек, чьей профессией всю жизнь был выпуск подделок, становился бы «моральным авторитетом», популярным телеведущим и назывался бы журналистом. Принцип «единожды солгав, кто тебе поверит?» закрывает дорогу в профессиональную журналистику людям с подобным бэкграундом.

My Webpage




Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх