,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Размышления о патриотизме
  • 13 октября 2010 |
  • 22:10 |
  • 9999I |
  • Просмотров: 47386
  • |
  • Комментарии: 22
  • |
0
Размышления о патриотизме


Когда-то у Аркадия Гайдара спросили: "Как воспитать ненависть к врагу, в подрастающем поколении?" Гайдар ответил: "Не нужно воспитывать ненависть, нужно воспитать любовь, любовь к Родине. Нужно показать, насколько хороша их страна. И тогда если враг посягнет на нее, у человека возникнет чувство ненависти к врагу, который хочет отобрать у него Родину, и он будет сражаться за нее".


Какой ты, «украинский патриотизм»? И даже больше: что ты такое? Наверное, среди политически активных граждан нашей страны нет никого, кто не задумывался бы над этим вопросом.

С одной стороны, ответ очевиден: украинский патриотизм – это любовь к Украине. Но позвольте! За что мне, человеку, рождённому в Харькове,Донецке,Днепропетровске,Одессе и т.д воспитанному героем Советского Союза, с детства говорящему на русском языке, любить Украину формата Ющенко-Тягныбока?

Националист, прочитав предыдущий абзац, сделает простой вывод: мол, ты не патриот, а «зросийщенный манкурт». И мне, в представлении националиста, следует сидеть тихонько и не высовываться, а, возможно, и следовать привычной формуле: «Чемодан-вокзал-Россия». У националистов всё просто.

На деле же ситуация значительно сложнее. Потому что на своей земле, в моём родном городе чужаком я ни в коем случае не являюсь. Мои воззрения не представляют в сути своей ничего экзотического, а, напротив, так или иначе, разделяются большинством земляков. По крайней мере, именно со своими земляками- мне будет всяко проще найти общий язык, чем с «великороссами» откуда-нибудь из Новосибирска или «щирыми украинцами» из Тернополя. Это мой дом, и объясните мне, с какого перепугу кто-либо со стороны будет рассказывать мне, как я должен себя тут вести?

Я хочу особо подчеркнуть: не так важно, вследствие чего возникла вот такая ситуация. Русификация, украинизация, советизация, все прочие «-зации» являются лишь названиями событий, приведших к тому или иному результату. Но этот результат является данностью, данностью являются мои воззрения и воззрения многих моих земляков. И мы, с этими воззрениями, являемся полноценными гражданами этой страны. Наш украинский паспорт ничуть не менее украинский, чем у Ющенко или Тягныбока, или вон того мальчика в футболке с трызубом, который что-то пытается рассказывать про то, на каком языке я должен разговаривать. Я ровно с тем же правом, что и они, могу говорить в интересах и от лица государства Украина.

Из этого, между прочим, следует и другой вывод. Тот самый мальчик в футболке с трызубом – ничуть не меньший гражданин Украины, чем я. Да, его воззрения – любовь к Мазепе, Бандере, Шухевичу, неприятие русского языка, представление об СССР как стране-оккупанте – для меня выглядят, мягко говоря, противоестественно. Но – и это важно понять! – он имеет на них ровно столько же прав, сколько и я – на свои. И тот факт, что наши представления о патриотизме радикально различаются, свидетельствуют лишь о глубокой, системной мировоззренческой проблеме.

Различие понятий «страна» и «государство» изучают ещё в школе. Государство – это, в первую очередь, аппарат управления определённой территорией, границы которой чётко определены. Государство – понятие, в первую очередь, административное, правовое, управленческое. Между тем, страна представляет собой скорее культурную общность. Так, на территории страны Германия долгое время существовало два государства – ГДР и ФРГ. С другой стороны, государство Британская империя осуществляло управление многими странами: Индией, Америкой и т.д.


К какой из этих категорий – «страна» и «государство» — относится понятие «патриотизм»? Безусловно, к категории «страна». Любовь к государству, его институтам, его законодательству, безусловно, может иметь место, но должна называться как-то иначе. Патриотизм базируется на культурном «фонде», характеризующем страну. Вспомните старую песню «С чего начинается Родина?». Она апеллирует именно к категориям культуры, к значимым образам и символам, причём в контексте их осмысления и переживания конкретной личностью. Патриотизм, а точнее, его наличие или отсутствие, обусловлен тем, насколько глубоко внутренний мир конкретного человека связан с культурным полем территории.

Если мы обратимся к трактовке понятия культура, то обнаружим, что её трактуют, в том числе, и как «комплекс социально значимой информации – образов, символов, традиций». Принадлежность к культурному полю региона можно определить по восприятию личностью этих символов — не столько на уровне «хорошо»/«плохо», на уровне «свой»/«чужой». Хорош или плох для русскоязычного , например, Иван Франко? Не хорош и не плох. Просто куда менее близок, чем, к примеру, Паустовский или Ильф с Петровым – по сравнению с ними, «своими», он «чужой». И наоборот, принадлежность можно определять по присутствию символов, важных для конкретного человека, в культурном поле. Так восхищающиеся французской или английской культурой русские дворяне нередко оказывались куда более понятными для иностранцев, чем для собственных крестьян.

Так вот. Проблема Украины и украинского патриотизма как раз и заключается в том, что системы образов и трактовка этих образов в разных её регионах существенно отличаются. Я не говорю даже о таких хрестоматийных примерах, как Великая Отечественная война, СССР, Российская империя. Даже на гораздо более низком уровне существуют серьёзные, я бы сказал, знаковые различия в восприятии слов «родной край», «родина», «Отечество».

Думаю, что не слишком ошибусь, сказав, что в каждой стране комплекс таких символов состоит из «региональных» и «центральных». Мемориал Линкольна, Красная площадь, Вестминстерское аббатство играют важную роль в идентификации жителей соответствующих стран. Вместе с тем, для них понятие «родина», так или иначе, связано и с «локальными» символами, значимыми лишь для жителей их местности. Всё это формирует целостный комплекс.

На Украине всё сложнее.......

Мощным «центральным» образом, занимающим большое место в сознании всех украинцев, мог стать Майдан, как символ оранжевой революции. Однако вследствие специфики тех событий и их последствий, не стал.
Локальность образов, составляющих понятие «родина», свидетельствует о локальности самого понятия «родина». Патриотизм жителей двух разных регионов просто не может быть одинаковым, так как относится, вообще говоря, к разным сущностям. И то, что эти сущности объединены в рамках одного государственного образования, для «патриотизма» как такового не имеет прямого значения, так как патриотизм не связан напрямую с понятием «государство».

А если так, то и нельзя говорить о некоем «едином» патриотизме, которому нужно «научить» всю Украину. Управлять культурным полем невозможно: это не вполне удалось даже тоталитарному СССР с его мощным пропагандистским и репрессивным аппаратом. Тем более невозможно искусственно «строить» единое культурное поле для всей очень разной Украины.

Но возникает вопрос: а как жить дальше? Как сохранить государство и гражданский мир внутри этого государства, где сосуществуют люди со столь различными представлениями?

Во-первых, нужно строго разделить в понятийном поле патриотизм и лояльность государству. Патриотизм является желательным и, как уже говорилось выше, достаточно разнородным понятием. Между тем, лояльность, выражающаяся в исполнении законов и уважении прав других граждан, должна быть безусловной и обязательной.

Лояльность к государству не означает восхищение им. Гражданин может – и в некотором смысле даже должен – видеть недостатки существующей государственной машины, бороться с ними. Законы, Конституция – это не Священное писание, но лишь совокупность «правил игры», написанных людьми и для людей. А значит, люди могут их изменять и совершенствовать в меру своего разумения. Но, пока те или иные нормы действуют, они должны быть обязательны для исполнения.

Наличие у того или иного гражданина украинского (или какого-либо иного) паспорта ни в коем разе не определяет его поведение вне прямых предписаний законодательства. И требовать, например, от гражданина восхищения украинской национальной культурой из-за его гражданства – глупая и вредная спекуляция.

Между тем, жителям всех регионов следует понять и смириться с локальным характером украинского патриотизма и с тем, что патриот в другом регионе может исповедовать совершенно другие воззрения и взгляды. Патриотизм должен быть признан гражданской добродетелью – но именно сам патриотизм, а не составляющие его факторы. Для меня, гражданина Украины и патриота Харькова,Донецка,Днепропетровска,Одессы и т.д., хорошо, чтобы жители Львова и Галичины были патриотами. При этом меня, вообще говоря, не должно волновать, что именно вызывает у них патриотические чувства. Это — их земля, их культура, их мировоззрение. До тех пор, пока их патриотизм не вступает в конфликт с моими гражданскими правами, составляющие их патриотизма являются их личным делом. И, соответственно, наоборот.

Уже жду возражений: как же строить единое государство в таких условиях? Очень просто. Повторю в третий раз: государство вообще не связано с понятием патриотизма напрямую. Государство есть механизм, набор протоколов управления. Оно определяется суверенитетом, или, проще говоря, верховенством власти этого государства на той или иной территории. До тех пор, пока гражданам того или иного региона выгодно, чтобы их территория находилась под управлением того или иного государства – государство сохранит над ней суверенитет. Это не является необходимым (можно ведь добиваться покорности и силой!), но является вполне достаточным условием.

Так что куда большее значение в успешности Украины как государства играют не культурные, а управленческие аспекты этого государства. А с административной, управленческой точки зрения Украина «скроена» как раз достаточно крепко и сбалансировано – уж в чём-чём, а в этом руководители СССР разбирались неплохо.

Поэтому я критически отношусь ко всем разговорам о возможном разделении Украины «на Восток и Запад» (читай – по мировоззренческому признаку). Это вполне может произойти, но не решит ни одной из существующих проблем. В каждом из новосозданных государств те же проблемы — пусть и по другим поводам — возникнут снова при любых попытках выстраивания концепции «единого патриотизма». Единственным рецептом для Украины является признание «локальности» мировоззрений, отсутствия единого «портрета истинного украинца», прекращение любой «культурной инженерии» в этой области на государственном уровне и децентрализация культурной политики. А общенациональные усилия следует сосредоточить на построении системы эффективного управления государством. А вот если эту систему, по тем или иным причинам, создать не удастся, то тогда распад Украины будет не просто неминуемым, но и целесообразным исходом. И в этом утверждении, как следует из вышеизложенного, нет ничего «непатриотичного».

My Webpage

зы Ватман расскажи мне , что за
Смолоскипний мітинг на честь 68 річниці створення УПА в Харкові
Может я, что то в истории Харькова пропустила?



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх