,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


На перекрестке народов и религий
  • 19 сентября 2010 |
  • 17:09 |
  • irenasem |
  • Просмотров: 53664
  • |
  • Комментарии: 6
  • |
0
История Крымского или Таврического полуострова в наше время все чаще становится предметом геополитических спекуляций. Из уст некоторых политиков, особенно активистов крымско-татарского Меджлиса, звучат слова о "коренном народе" и "исконной религии" полуострова. При этом они апеллируют к вырванным из контекста истории отдельным событиям, будь то присоединение полуострова к Российской империи в XVIII веке или депортация крымских татар с полуострова в XX веке. Соответственно все остальное население Крыма выставляется то ли завоевателями, то ли гостями, мешающими строительству исламского государства. Искажение истории становится опасным инструментом разжигания межнациональной и межконфессиональной розни.

Подлинная же история Крыма открывает нам множество народов и религий, внесших свой неотъемлемый вклад в развитие полуострова; демонстрирует не только войны и трагедии, вызванные попытками добиться главенства одного народа и веры, но и примеры мирного и взаимовыгодного сосуществования народов и религиозных общин на полуострове при терпимости их друг к другу. Уникальность Крыма в том, что он является домом для многих народов и святыней для различных религий.

Для нас — славян — Таврида, омываемая Черным морем, некогда носившим название моря Русского, является родиной русского православия. Даже поверхностное знакомство с историей Крыма позволяет сделать вывод: нельзя назвать один из народов полуострова "коренным", как невозможно выделить и "коренную" религию Крыма.

Коренным населением полуострова могли бы называть себя тавры — первые обитатели полуострова, давшие ему первое дошедшее до нас название — Таврида. Издревле обитали в Крыму и скифы. Этих гордых и свободолюбивых людей, прекрасных наездников и бесстрашных воинов часто упоминали античные авторы. Скифское царство появилось на землях нынешнего Крыма в VII веке до н. э.

Интересно, что многие ученые считают скифов предками нынешних восточных славян. Со скифами встретились на полуострове греки, чьи галеры впервые появились у берегов Тавриды в VI веке до н. э. Греки, некогда первые переселенцы на полуострове, за десятки веков тоже стали коренными жителями Крыма. Многие прибрежные города полуострова, среди которых Херсонес, Керкинитида (нынешняя Евпатория), Пантикапей (нынешняя Керчь), Феодосия, Ялта и многие другие, были основаны именно греческими колонистами. Греки завезли сюда виноград и обучили местных жителей виноделию, высадили первые оливковые рощи. На полуострове расцвели греческие государства — Боспорское царство и Херсонесская республика.

Эллинские колонисты предпочитали мирное сотрудничество завоеванию. Они строили города и порты, выращивали виноградники и делали вина, активно торговали со своими соседями и охотно делились с ними достижениями своей цивилизации, принимая понравившиеся им изобретения и обычаи местных жителей. По одной легенде, великого греческого героя Геракла учил стрельбе из лука скифский воин Тевтар, а по другой — именно у скифов греки заимствовали стремена, а скифы у греков — виноделие.

Греческие колонисты отличались веротерпимостью. Принеся в Тавриду эллинский пантеон, они отнюдь не пытались бороться с верованиями местных народов и позволяли строить их храмы в своих городах. Именно через греческие города в Крым пришел свет христианской веры.

Предание гласит, что апостол Андрей Первозванный явился на землю Херсонеса и создал христианскую общину из его жителей, а после через полуостров прошел до берегов Днепра, где проповедовал славянам и водрузил крест на горе, где был основан Киев.

В I веке н. э. римский император Траян сослал на каменоломни Херсонеса Папу Римского Климента. В ссылке ученик апостола Петра проповедовал христианство. Узнав об этом, император велел бросить его в море. Но нетленное тело Климента было впоследствии найдено братьями Кириллом и Мефодием — христианскими проповедниками и создателями славянской письменности.

С IV века н. э. Тавриду в полной мере можно было назвать христианской землей. Летописи сохранили для нас имена многих херсонесских епископов, из которых наиболее известен епископ Капитон, "обративший в христианство всю страну Корсунскую". В III веке в Херсонесе и других греческих городах Тавриды были построены первые христианские храмы, а в V веке основан первый на полуострове монастырь, названный именем Святого Георгия. В VIII веке в Тавриде существовали уже три христианские епархии — Херсонесская, Кафская и Сурожская, а сам полуостров стал центром христианства в Причерноморье.

Для наших славянских предков Таврида никогда не была землей незнаемой. Сюда приходили караваны славянских купцов, приезжали славянские воины, которых охотно нанимали на службу византийские императоры. Славяне, как и греки, были веротерпимыми. Именно на земле Тавриды приняли крещение первые славяне, которые понесли христианство на Русь.

Всем известно о походе на Херсонес киевского князя Владимира. Когда славянские дружины Владимира осадили город, византийские братья-императоры Василий II и Константин VIII вынуждены были выполнить договор с русским князем и отдать ему в жены принцессу Анну, признав Владимира правителем, равным византийским императорам. Именно в Херсонесе князь Владимир и его ближайшие сподвижники приняли в 988 году крещение. А по возвращении в Киев князь начал крестить Русь.

Но еще веком ранее поход в Тавриду совершил славянский князь Бравлин. Житие Стефана Сурожского рассказывает, что Бравлин овладел Херсоном, Керчью и Судаком, но под влиянием чудес у раки святителя Стефана принял крещение.

Во время похода Владимира на Херсонес в его дружинах уже было немало христиан, которые по заключении мира посещали херсонесские храмы. После крещения Руси ее связь с Тавридой еще более укрепилась. Восточная часть Крыма вошла в состав славянского Тмутараканского княжества. В Херсонесе и других городах полуострова были русские кварталы. Центр и юг полуострова занимали Генуэзская республика и христианское греко-славянское княжество Феодоро со столицей в городе Мангуп, тоже имеющее тесные связи с Русью.

С XI века на земли Тавриды стали массово переселяться армяне, которые несколько веков занимали второе место по численности на полуострове.

В XII веке на земли Руси и Тавриды пришла беда — монголо-татарское нашествие. В 1223 году татарский темник Ногай впервые совершил набег на Тавриду, взяв штурмом несколько городов. С этого периода в истории полуострова впервые появляются предки нынешних крымских татар, начавшие расселяться в степном Крыму. В 1266 году Менгу-хан образовал в Крыму татарское ханство и подарил его своему племяннику Орам-Тимуру.

В 1395 году в Крым вторглись орды хана Тамерлана, уничтожившие многие православные города полуострова. Во время этого набега погибла дочь мангупского князя Феодора, канонизированная впоследствии Православной церковью как святая крымская царица Феодора.

Но летописи свидетельствуют, что татары не всегда враждовали с феодоритами, славянами и другими жителями полуострова. Татары учились у них выращивать виноград, торговали, роднились, а порой и перенимали веру. В тот период в татарской среде еще не был распространен ислам, и они без особой вражды относились к крымским христианам. Да и сами крымские татары уже отличались от монголо-татар, пришедших некогда на полуостров: в формировании крымско-татарского этноса приняли участие кипчаки, готы, греки, хазары…

Борьбу против христианства на полуострове начал в XV веке воинственный хан Менгли-Гирей, объявивший ислам "единственно верной" религией крымских татар. Со времени его правления татары стали нападать на христианские города, уничтожать храмы и монастыри.
В этот период на южном побережье Черного моря возникает и укрепляется мусульманская Османская империя. В 1453 году османы берут штурмом центр православного мира Константинополь и, переименовав в Стамбул, провозглашают столицей своей империи. Завоевание Крыма турки-османы рассматривали как священную войну. В 1475 году в Крыму высаживается десант Османской империи. Под ударами турок пал город Кафа, были разгромлены другие генуэзские поселения. Плененный татарский хан стал вассалом турецкого султана. Османская империя решительно насаждала на полуострове ислам, турецкий язык, турецкий стиль в архитектуре. Полуостров сменил свое название с греческого Таврида на тюркское — Крым.

Чтобы окончательно покорить полуостров и уничтожить города княжества Феодоро — последние форпосты христианского мира в Крыму, — турки стянули на полуостров новые силы, привезли самые мощные по тем временам пушки, стрелявшие 100-килограммовыми ядрами.

Мангупский князь воззвал о помощи к давним друзьям и единоверцам — русским князьям. Посол князя сулил в жены сыну русского великого князя Ивана III мангупскую принцессу. Русское посольство посетило Мангуп и передало подарки князю и княжне. Но русские воины каждый год отбивали набеги татар и не смогли прорваться на полуостров, чтобы прийти на помощь единоверцам.

Под ударами турецких пушек захлестнутые рядами янычарской пехоты погибали греко-славянские города Тавриды. Пять месяцев длилась осада столицы Феодоро — горной крепости Мангуп. Уцелевшие жители запирались в храмах, но и там не могли найти защиту от свирепых завоевателей. Феодориты были вырезаны или угнаны в плен. Последний мангупский князь Александр был казнен.

Но и уничтожив христианские княжества, татары и турки не смогли изгнать православие с полуострова. Уцелевшие греческие и славянские жители Тавриды восстанавливали свои храмы и монастыри, строили в неприступных местах новые.

Татарские ханы не всегда препятствовали им, даже брали под свою защиту наиболее чтимые православные святыни. Так, Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае недалеко от дворца крымских ханов пользовался их покровительством и получал воск для свечей. Этот монастырь также поддерживали и русские государи.

Однако в большинстве своем отношение татар и турок к христианам было высокомерно-презрительным. "Монастыри и храмы были по несколько раз разоряемы и сожигаемы. Христиане уходили в лесные дебри, горные трущобы, устраивали храмы в пещерах", — свидетельствуют летописи. На христианских могильных камнях тех веков часто встречается надпись: "зарезан раб Божий". Крымских христиан безнаказанно грабили и унижали, изнуряли тяжелыми работами. Каждые пять лет они должны были платить особую подать малолетними мальчиками для пополнения корпуса янычар. Христианское духовенство терпело всякого рода оскорбления, унижения, поборы. Христианам запрещено было даже ставить кресты на церквях и вешать колокола…

Долгие годы православные славяне приходили в Крым или рабами, или мстителями — на быстрых казачьих конях или "чайках" врываясь на полуостров, чтобы освободить единоверцев, которых татары тысячами захватывали во время ежегодных набегов на славянские земли.

Ситуация изменилась в XVIII веке, когда усилившаяся Россия смогла обезопасить от вековых набегов южнорусские земли, вырвать Крым из-под турецкого владычества и усмирить ставшее мировым центром работорговли Крымское ханство. В 1774 году был подписан мирный договор, согласно которому владычество Турции над Крымом заканчивалось. А в 1873 году, после нескольких лет войн и переворотов в Крыму, татарская знать обратилась к России с просьбой о принятии Крымского ханства в русское подданство. Перед этим отрекся от престола последний крымский хан, бежавший в Россию. Крымский полуостров был окончательно присоединен к России. Татары, присягнувшие на верность Российской империи, получили многие права и вольности, как и населявшие побережье и горный Крым греки, славяне, армяне и представители других народов и верований. Татарская знать была приравнена к русскому дворянству, исламское духовенство получило такие же права, как православное священство.

Под скипетром российских государей равно процветали крымчане всех народностей и верований. Полуостров стремительно заселялся переселенцами из России, казаками, греческими и немецкими колонистами. Нужно отметить, что во многих войнах с Турцией крымские татары не переходили на сторону своих единоверцев, а сохраняли верность российскому престолу. Начиная с присоединения Крыма к России и до 1918 года, большой честью для себя татарские мурзы и беи считали службу в русской армии, а резиденцию русских государей в Ливадии охранял татарский гвардейский эскадрон.

Крым расцветал и как один из центров русского православия. Для строительства и развития православных храмов и монастырей на полуострове много сделал князь Григорий Потемкин-Таврический. Огромнейший вклад в возрождение и развитие православия на полуострове внес архиепископ Херсоно-Таврический Иннокентий. Главным делом своей жизни он считал создание в Крыму православной святыни наподобие греческого Афона — свой "русский Афон". "Крым как будто создан для того, — говорил Иннокентий, — чтобы быть нашим русским Афоном. Я желал бы понемногу возобновлять в горах его разрушенные храмы и поселять при них монахов: Таврия далеко превзойдет греческий Афон".

Святейший Синод одобрил помыслы архиепископа, и вслед за этим последовало открытие Успенского, Херсонесского, Инкерманского, Космо-Дамиановского, Кизилташского и Катарлезского монастырей. В 1879 году на полуострове была создана Таврическая епархия. В 1873 году начала работу Таврическая духовная семинария, за 47 лет своего существования подготовившая сотни священников.

Православный русский Крым развивался, не ущемляя и не притесняя представителей других народов и религий. В новопостроенных городах наряду с православными храмами строились мечети и кенассы. Стратегия мирного сосуществования принесла плоды — полуостров процветал вплоть до рокового 1917 года.

События революции и гражданской войны стали потрясением для всех народов и конфессий Крыма. На смену православному, но веротерпимому белому воинству генерала Врангеля пришли красные комиссары, объявившие все религии подлежащими искоренению — "опиумом для народа"…

Национальный конфликт вновь вспыхнул на полуострове во время Великой Отечественной войны: 20 тысяч крымских татар дезертировали из советской армии и пошли на службу нацистской Германии, начав уничтожение жителей Крыма. Крымско-татарские национальные формирования участвовали в охране концлагерей, уничтожении населенных пунктов, содействовавших партизанам, геноциде еврейского населения полуострова. Эти действия стали причиной для депортации татар в Узбекистан после освобождения Крыма в 1944 году.

Татарские политики активно используют этот факт для обоснования своих требований особых привилегий. При этом они умалчивают о том, что для советского руководства это был как раз более мягкий шаг, нежели меры, предусмотренные тогдашними законами, согласно которым были бы казнены или отправлены в лагеря почти все мужчины крымско-татарского народа. Умалчивается и тот факт, что в 1944 году с полуострова по ложным обвинениям были депортированы крымские армяне, болгары и греки, а еще в 1941 году — крымские немцы. Возвращение этих народов на полуостров прошло без политической шумихи и этнических конфликтов.

80-е годы XX века стали началом нового духовного возрождения Крымского полуострова. Здесь вновь начали открываться православные церкви и храмы других традиционных для полуострова конфессий. Для православных славян Крым — родина православия, земля, хранящая множество православных святынь. Семнадцать веков насчитывает история христианской Тавриды и крымских славян. "Первые шаги нашей православной веры по нашей земле начались здесь, в Крыму. Я думаю, что одно только это превращает Крым в духовный центр для всего нашего народа", — заявил Патриарх Русской Православной церкви Кирилл во время недавнего визита на полуостров.

Для крымских греков полуостров является родной землей вот уже более двадцати пяти веков. Дольше, чем известная история всей Европы. Почти десять веков живут на земле Тавриды армяне, бережно сохраняя свои древние храмы и монастыри.

Семь веков насчитывает история сформировавшегося на полуострове народа крымских татар, и не менее 500 лет истории Крыма связано с исламом.

Многие века живут и сохраняют свою веру народы полуострова — караимы, немцы, болгары и другие. Все они являются неотъемлемой частью Крыма.

Земля древней Тавриды знала века мирного сосуществования народов и религий полуострова, знала века войн и противостояний, к которым приводили попытки поставить один народ и одну веру выше других. И сегодня самим крымчанам решать — платить им кровью за мнимую исключительность или жить в мире на полуострове, являющемся перекрестком народов и религий…

Игорь РУДЕНКО-МИНИХ



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх