,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Что для России благо – в Украине смерть
+1
Российский авторынок наконец-то дождался благословенного момента взлета. Причиной тому стали несколько запоздавшие по сравнению с мировой практикой, но все же внедренные правительством меры по стимулированию спроса. С марта месяца всем, кто сдает в утиль свою старую машину, выдается сертификат на скидку в размере 50 тысяч рублей. То есть, около 1700 долларов. И хотя вышеуказанная преференция формально касается автомобилей всех марок, собираемых на территории страны стоимостью до 600 тысяч рублей – больше всего от нее выиграли производители старых добрых «Жигулей».

Ну правда – те, кто намеревался купить, скажем, какой-нибудь недорогой (относительно, конечно) «Форд» – до этого вряд-ли ездил на разбитой «копейке» или «Москвиче».

Да и скидка в каких-то 8-15% такой уж кардинальной роли в российских реалиях не играет. Средняя зарплата-то в РФ – минимум в два раза выше нашей. А по отдельным категориям – тех же «бюджетников», являющихся в Украине убогими «пролетариями умственного труда» - разрыв в доходах еще больше. Так что, кто хотел купить желанную недорогую иномарку – сделал это уже давно и безо всякой премии. А вот владельцам советских автоновинок 70-х годов появившаяся надбавка пришлась очень кстати. Это ж почти треть новой «семерки» или четверть «Калины»! Для тех, кто считает каждый рубль – такой «денежный дождь» может оказаться последним определяющим фактором обновления своего «стального коня».

Неудивительно, что продажи АвтоВАЗа только в мае выросли на 66% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Что, впрочем, не мешает его топ-менеджменту и дальше «ужимать гайки» – например, планировать сократить еще 10% персонала. Впрочем, в основе этого лежит и трезвый расчет, вызванный пониманием того, что после «допинга» правительственных автопремий неизбежен последующий спад. Если, конечно, в работе Тольяттинского автогиганта не произойдет реальный скачек с повышением качества выпускаемой продукции. Хотя бы с помощью своего крупнейшего зарубежного акционера – французского концерна «Рено».

Конечно, Кремль все равно не бросит столь крупное предприятие на произвол судьбы. В «портфеле» последнего, после неизбежного исчерпания «пряников», уже значатся и «кнуты» для поддержания спроса на новые авто. Вплоть до полного запрета пользоваться автомобилями старше 10 лет. Впрочем, эта мера пока официально не анонсирована. Должно быть, ее авторы взвешивают – не вызовет ли она социальный «взрыв» похлеще того, что может быть из-за крупных сокращений на «ВАЗе». Тем более, что «старички» в России представлены не только ржавыми «тазами», но и вполне приличными иномарками, способными дать фору и «новью» из Тольятти.

Когда рост нацвалюты не во благо

Столь радужные тенденции у нашего «северного соседа» вызвали подъем оптимизма и у украинских представителей АвтоВАЗа. В начале весны из их уст звучала уверенность в увеличении доли своих продаж раза в два с соответствующим захватом куда большей доли авторынка, нежели сейчас. Впрочем, и ныне именно россияне – лидеры по продажам, хотя это лидерство относительное – всего-то около 15% от общего числа.

Однако после мартовского роста и апрельской стабилизации наступил серьезный майский спад. Не только у ВАЗа, правда – почти у всех заметный автопроизводителей. Дилеры пеняют на большое количество майских праздников. Ну да – лишняя «тройка» выходных дней оказалась просто «роковой» для желающих обзавестись новым авто. Которые, видимо, в остальные дни выстраивались в многолюдные очереди перед автосалонами.

Если серьезно, то после начала кризиса продавцы считают очень хорошими дни, если им удалось продать хотя бы парочку машин. Так что переполненный «красными числами» май здесь совершенно не при чем. Причина спада – совершенно в другом, и она не слишком оптимистична для производителей прежде самого популярного советского автомобиля.

Ну, с общеэкономическими причинами – все ясно. В то время, как уровень жизни (включая зарплаты) у соседей Украины неуклонно повышался – у нас он частью застыл, частью снизился. Не в последнюю причину – в результате падения курса гривны. То есть, денег у потенциальных покупателей «Жигулей» отнюдь не прибавилось. А вот цены на эти машины очень чувствительно подпрыгнули.

Виной тому и относительная стабилизация российской экономики – рубль вырос по отношению к доллару и той же гривне. Соответственно, все российские товары автоматически подорожали. Да и сам АвтоВАЗ, после введения упомянутых в начале статьи премий за утилизацию, решил, что не грех воспользоваться коньюктурой – и слегка повысил цены на свою продукцию уже и в рублях. Тем более, что доходы даже самых бедных россиян позволяют отнестись к такому шагу без особого негодования, выражающегося в отказе от покупки подорожавших моделей.

Кто на свете всех дешевле…

Но вся беда в том, что украинцы – не россияне. Да и украинский авторынок – отнюдь не копия российского. Все вышеупомянутые факторы привели к тому, что «ВАЗы» в одночасье потеряли свою прежнюю едва ли не главную «экологическую нишу» – имидж «самого дешевого автомобиля». Ну, если не считать «седьмой» модели, слегка облагороженной в начале 80-х допотопной «копейки», в свою очередь – копии итальянского «Фиата» 1966 года выпуска. «Семерка» ныне стоит 51 тысячу гривен.

Вообще, сейчас цены на продукцию даже прежде часто критикуемого за необоснованные «завышения» «АвтоЗАЗа» теперь находится в куда более выигрышном положении. Скажем, «Славута» начинается от 39 тысяч. Да, она всегда стоила дешевле «2107» – но ранее этот разрыв составлял максимум 4-5 тысяч гривен.

В «затылок» самому дешевому украинскому автомобилю «дышит» и микролитражка «Chery QQ», скопированная китайскими товарищами с корейского «Матиза», начинающаяся с 42 тысяч гривен. Уже за эту сумму покупатель получит кондиционер и гидроусилитель руля; за 46 тысяч – все мыслимые и немыслимые «вкусности», вроде «подушек безопасности», АБС, и прочих полезных «примочек»; а за 53 тысячи к ним прибавится еще и коробка-автомат. Кстати, сам «Матиз» в «Low cost» комплектации стоит 45 тысяч – однако для удешевления в этом мини-автомобильчике убрали не то, что кондиционер и прочие «излишества» - но даже запасное колесо и обогрев заднего стекла. Впрочем, за 51 тысячу вожделенный обогрев и «запаску» можно получить обратно – вместе с заработанным неплохим авторитетом качества сборки.

Более «солидные» китайские седаны «Chery Amulet» и «Geely» стартуют с отметки около 60 тысяч. «Фарш» – такой же, как и в «Chery QQ», правда, судя по отзывам – такое же и качество. Исходя из минимум половины сообщений на автофорумах – о последнем следует писать с кавычками. Но это уж – как кому повезет. Тем более, что на форумах «тазоводов» (как любовно они называют себя сами) – отрицательных отзывов лишь немногим меньше. В чем однозначно сходятся и скептики, и оптимисты – у россиян толще железо и дешевле запчасти – зато китайцы выигрывают богатой комплектацией и «мимикрией» под солидные иномарки, вроде «Тойоты». А также – ценами.

Ведь следующая за «семеркой» популярная «вазовская» «девятка» начинается уже с 61 с половиной тысячи. Да ведь за эти деньги можно приобрести ЗАЗ-Сенс (58 тысяч) – да еще и на разные мелочи, вроде сигнализации, центрального замка, антикоррозийной обработки останется. А ведь «Сенс», если не считать де-факто «славутовского» двигателя из Мелитополя – уже «нормальная» иномарка, пусть и снятая немцами (в виде Опель-Кадетта) с производства в 1995 году. Мягкая (но практически неубиваемая) ходовая часть, оцинкованный кузов, пригнанный пластик салона, прочие приятные мелочи, редко наблюдаемые на российских авто.

Однако преемница «ВАЗ 2109», «десятка» успешно побила сомнительный «рекорд» своей «младшей сестры» – стартуя с почти 69 тысячи гривен. В то время, как «Ланос» в базовой комплектации (тем не менее – с гидроусилителем руля) начинается от 68 тысяч. А ведь это, как мельком упоминалось выше – уже полная копия Опель-Кадетта 95 года. Включающая и «немецкий» движок, имеющий моторесурс от 300 до 500 тысяч км без капремонта, что «ВАЗам» пока даже не снилось. Кто не верит – пусть для интереса посмотрит на ближайшей улице, какие автомашины чаще всего ездят с таксистскими «шашечками». «Ланосов» если и не будет подавляющего большинства – то, во всяком случае, «Жигули» обнаружить среди них будет крайне сложно.

Самая дешевая «Калина» занимает среднюю позицию между «девяткой» и «десяткой» - начинаясь от 65 тысяч. Ну а заканчиваясь (в «спортивной» модификации) – трудно поверить … 92 тысячами гривен. И это - после широко разрекламированного «удешевления». Приблизительно столько же (и даже дороже, на грани 100 тысяч) стоят и самые навороченные «Приоры» (базовые начинаются от 72 тысяч.) Конечно, в «Приорах» есть и кондиционер, и подушки безопасности, и АБС. Но они есть и в «китайцах», только за значительно меньшую цену – при сравнимом качестве сборки и надежности. Да и полностью «нафаршированный» «Ланос» (правда – 2009 года) тоже начинается от 75 тысяч. А уже с 83 тысяч можно купить разной степени «фаршированности» американский «Шевроле», французский «Логан» (с очень привлекательным «нулевым» кредитом на 2-3 года), корейские «КИА» и «Хюндай»…

Сколько можно ехать «на репутации»?

В общем, исходя из вышеуказанных ценовых и эксплуатационных сравнений, удивительно не то, что «ВАЗы» в Украине не растут в продажах так сильно, как хотелось бы их продавцам – а что их вообще кто-то покупает. Судя по всему, основная причина сохранения (и даже некоторого роста) спроса кроется в элементарных привычках. «Мой дед ездил на «Жигулях», отец ездил – и я их ни на что не променяю.»

Что ж – о вкусах не спорят. Есть даже такой анекдот. Купил мужик «Роллс-Ройс», отъехал сотню километров от салона – и вдруг остановился. Позвонил продавцу, оттуда тут же прислали «эвакуатор», извинились, пообещали срочно исправить все в ближайшее время.

Через день звонят, говорят: «Простите, мы Вам дадим новую машину, в Вашей на заводе по ошибке забыли установить двигатель.» – «А как же я проехал 100 км?!» - «На репутации!»

Так что в случае с «ВАЗами» ситуация схожа, традиции - великое дело. Однако при всем уважении к российской «иномарке» заметим – что это все же не «Роллс-Ройс».

Впрочем, для оптимизма российских производителей есть и некоторые объективные предпосылки. Дело в том, что их коллеги-сталевары решили воспользоваться мировой коньюктурой – и поднять цены на 30% на стальной лист, кстати, в Украине не производящийся. Все это может привести уже с июля к подорожанию автомобилей на 5-7%.

Однако, если первоначально стальные магнаты хотели «равномерно» «рубить бабло» со всех потребителей своей продукции, без учета национальной принадлежности – не исключено, что их планы подвергнутся коррекции. Потому как в процесс вмешался Кремль в лице премьера Путина - уже настоятельно рекомендовавшего сталеварам установить для российских автопроизводителей куда более щадящую надбавку, а лучше не делать ее вообще. Если этот план будет реализован в полной мере – конкурентоспособность «ВАЗов» опять вырастет – а украинских моделей, соответственно, упадет.

Тем не менее, в настоящий момент это только гипотезы. И если ситуация в ближайшее время радикально не изменится – спрос на «Жигули» среди украинцев может очень серьезно снизиться в пользу более удачливых и качественных конкурентов.

Юрий Юрко



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх