,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Здоровый бизнес на больных
0
Здоровый бизнес на больных

Если лекарства продаются на каждом углу, значит – их едят горстями. Чем вызвана эта болезнь Украины и Киева, и почему аптечный киоск у нас окупается за полгода?

Здоровый бизнес на больныхГлянув на вывески на столичных улицах, можно решить: здесь живут самые больные люди на планете. Киев, в котором еще лет 15 назад на несколько кварталов приходилась одна аптека, сейчас ими просто зарастает, и никакой экономический спад – этому не помеха. Куда там столицам «старой Европы», где поиск таблетки занимает полчаса и больше! Конечно, в самом «аптечном расцвете» ничего плохого нет: это просто показатель спроса на медикаменты. Но вот то, что спрос этот завышен многократно, – уже настоящая беда.

– Прибыльность и популярность аптечного бизнеса объясняются вовсе не «громадными наценками», – говорит глава Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк. – Да, многие импортные препараты продаются в Украине по удвоенным ценам в сравнении со среднемировыми. Приобретенные в рамках госзакупок – так и вовсе по утроенным… Но это накрутки от поставщиков. Аптеки же, как постановил Кабмин, от себя могут накинуть не больше 25%. Рентабельность этого бизнеса объясняется другим: высоким оборотом.

Причина первая: народ действительно болен

Лекарства – заманчивый товар всегда и везде: легкий, компактный, с многомесячным, а то и многолетним сроком хранения, и при этом жизненно необходимый покупателю. Человек перейдет на хлеб и воду, залезет в долги, но за спасение от боли и смерти заплатит, сколько потребуют. В Украине же спрос на медикаменты еще и повышен, что неудивительно: по статистике, у нас лишь около 25% граждан считают себя здоровыми. Для сравнения: в большинстве стран ЕС этим могут гордиться 70–80%, ирландцы дотянули до 86%, и даже аутсайдеры-португальцы со своими 38,6% оставляют нас далеко позади. Но дополнительно к спросу естественному в Украине существует спрос неестественный.

Причина вторая: наши доктора выписывают «всего побольше»

По словам Сердюка, украинские врачи выписывают среднему пациенту намного больше препаратов, чем за рубежом. И не только потому, что вузы выпускают безграмотных «блатарей», а многие медики получают от фармацевтических компаний гонорары за «продвижение» продукции. Умный и честный доктор тоже обречен раздувать список назначений, поскольку не знает, какой из медикаментов как сработает!
– Нашему врачу приходится лечить наугад, – утверждает эксперт. – У нас почти не действует система фармакологического надзора, в рамках которой каждый врач сообщает «наверх» о побочных эффектах и неэффективных лекарствах: сейчас так поступают только 7% медиков. У нас нельзя полагаться на анализы. Из 5778 лабораторий лишь 266 не побоялись принять участие в национальной программе оценки качества – и в 20% случаев дали неправильные результаты! В итоге врач, прописав одно-два лекарства, рискует «промахнуться» мимо болезни, а это – потеря репутации, клиентуры или вовсе обвинение во врачебной халатности. Уж лучше назначить все, что выпущено промышленностью: тогда недуг наверняка отступит. Конечно, у больного через некоторое время печень может отвалиться – и он, кстати говоря, снова побредет в аптеку… Но кто докажет, что это от медицины?

Причина третья: медицинская реклама в безграмотном обществе

Наш человек, традиционно не верящий врачам, предпочитает залечивать себя собственноручно – по принципу «где-то что-то слышал». В очередной раз это подтвердила история со свиным гриппом, когда с прилавков смели все антибиотики – средство, предназначенное против бактерий, но бессильное против вирусов. И вот на такую аудиторию обрушивается реклама медикаментов: телевизионная, газетная, плакатная, развешанная в поликлиниках, распространяемая в роддомах… Какой эффект это дает – можно понять на примере Польши: когда там запретили рекламировать лекарства, их оборот упал на 15%. А ведь поляки склонны к самолечению куда меньше нас: стоимость препаратов, купленных по рецепту, государство компенсирует им почти полностью!
Здоровый бизнес на больных



Знающий человек
«Там, где достаточно одного препарата, в Украине назначат два-три»
Элен Лефевр-Шоле, директор проекта «Здоровье матери и ребенка», запущенного в нашей стране американским Агентством международного развития:

– По моим наблюдениям, в Украине слишком злоупотребляют медикаментами. Там, где достаточно одного препарата, назначат два-три. Здесь лечат даже такие несуществующие болезни, как дисбактериоз и гидроцефальный синдром. Я много лет проработала педиатром в Париже и немало поездила по миру, но с подобными диагнозами столкнулась только в Украине и России.

Обратите внимание
Их проверяют, проверяют – а они все торгуют!


Работники госструктур, контролирующих аптечный бизнес, наперебой уверяют «Газету…»: не надо полагать, что аптечным бизнесом занимается все больше коммерсантов. Сейчас в основном происходит расширение уже существующих сетей. Одиночной же аптеке конкурировать с ними крайне трудно – в первую очередь потому, что поставщики лекарств дают скидки, зависящие от объема закупок.
Правда, даже одиночная аптека дает владельцу право открывать аптечные киоски, и государственные требования к ним очень скромны – был бы умывальник и площадь в 8 «квадратов»… Но киоск не может торговать рецептурными препаратами, а они – как правило, самые дорогие! – составляют 70% наименований. Открыть же саму аптеку и содержать ее не так уж и просто.

Начнем с того, что киевские власти не позволяют «человеку с улицы» оформить аренду в бойком месте. А «любая квартира», как думают многие, для аптеки не подойдет: по нормам, помещение должно быть выведено из жилого фонда, иметь отдельный вход с пандусом для инвалидных колясок и располагаться на первом этаже. Общая площадь должна составлять не меньше 50 «квадратов», и не меньше 18 из них (в сельской местности – не меньше 40) приходятся на торговый зал. Обязательны вытяжка, «материальная комната» с холодильником для хранения товара и место для отдыха персонала. Еще в аптеке и аптечном киоске должны быть все препараты обязательного перечня, свыше сотни наименований – то есть держать только самые ходовые таблетки не получится.

Никакую другую торговую точку не проверяют так, как аптеку. Пожарная инспекция, СЭС (она, помимо прочего, закрывает аптеку при малейших признаках грибка), налоговая инспекция, Антимонопольный комитет, Госкомитет по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Управление по защите прав потребителей. Госинспекция по контролю качества лекарственных средств в 2009 году отобрала аптечные лицензии у 275 субъектов хозяйствования: кто «не соблюдал лицензионные условия», кто пытался помешать проверке, а кто и забыл сообщить о каких-то изменениях в своей деятельности. Наводит ужас отдел по борьбе с экономическими преступлениями, чьи сотрудники часто просят продать рецептурный препарат без рецепта – «для больной бабушки в селе». Кроме того, по аптекам ходят представители фармкомпаний – ищут поддельные препараты и при подозрении снимают с реализации всю партию.
Но перечисляем мы эти сложности вовсе не для того, чтобы вызвать сострадание к аптечному бизнесу: скорее, подчеркиваем, что в него идут, несмотря ни на что.

Автор: Владимир АЛИФАНОВ

Ссылка



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх