,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Украинская политическая борьба в терминах психоанализа
  • 13 октября 2008 |
  • 21:10 |
  • dnukr |
  • Просмотров: 22224
  • |
  • Комментарии: 8
  • |
0
Применяемые в этом тексте термины «племенная паранойя», «эмоциональная чума», «массовый психоз» и некоторые другие не имеют дискредитирующего подтекста. Я использую их для оценки современной политической ситуации, придерживаясь принципа дополнительности: политологических и социологических понятий явно недостаточно, чтобы осознать характер и масштаб переживаемого нами национального бедствия.

Более того, отсутствие в публичной сфере именно психологического анализа действий и ментального облика современных украинских политиков способствует искажению в общественном сознании картины социальной жизни и маскировке фундаментальной беззащитности человека перед лицом того хаоса, который у нас зовется политикой. Поясню на свежих примерах.

Президент Ющенко и его партийные помощники в последнее время постоянно говорят о «национальных интересах» - должность обязывает. Но этот слоган они всякий раз исполняют крещендо в качестве боевого клича – для мобилизации политического ресурса в борьбе с премьер-министром Тимошенко, которая якобы «предает» национальные интересы. Трагизм ситуации в том, что глава государства и его секретариат, инициируя эту борьбу в форме открытой свары, не только разрушают систему управления страной, но и провоцируют в этой системе то, что можно назвать политической и моральной невменяемостью!

Второй пример. Лидер оппозиции Янукович недавно в Луганске публично заявил, что главная наша беда – «оранжевая орда», захватившая власть в стране в 2005 году. Поэтому, естественно, уничтожить этого врага – главная политическая задача для его партии. Комизм ситуации не только в том, что этот политик ментально законсервировал себя в прошлом и не чувствует перемен. Еще комичнее, что Янукович выступал накануне приезда в Луганск «вождя оранжевой орды» президента Ющенко - по случаю 70-летия области.

Этот «сюрреализм» не имеет разумного объяснения: в политическом словаре нет таких слов. Действия этих (и не только этих) политиков в рамках политического дискурса не поддаются рациональной интерпретации. Но их можно понять и объяснить с помощью психоанализа. В отмеченных выше случаях перед нами типичное проявление племенной (партийной) паранойи – этого извечного спутника человека.

Как замечает Дж. Франкл, параноидальные навязчивые идеи действовали на протяжении всей истории человечества, проявляясь в различных религиозных и политических системах и цивилизациях. Мы можем также наблюдать эти проявления, например, у невротиков и маленьких детей, в воображении которых обитают чудовища, генетически унаследованные со времен ледникового периода. Тогда наш предок лишился подножного корма и вынужден был перейти к мясной пище, охотясь на зверя, который сам охотился на него. С этого невозможно-ужасного трамплина и стартовал Человек разумный, психическая структура которого навсегда обременена маниакальными фантазиями, страхами, агрессией и потребностью в защите и любви.

Проблема в том, что мы доверяем управлять страной лицам, чья инфантильная либо невротическая психическая структура не способна к зрелому, адекватному восприятию реальности. В условиях социального кризиса такие политики представляют опасность для страны, ибо не знают другого способа самоутверждения, чем компенсация собственной слабости путем проецирования ее на других лиц. Борьба с этими «врагами» становится смыслом и условием их политической жизни.

Но настоящая опасность заключается в том, что борьба с мнимыми политическими врагами, мотивированная племенной паранойей, превращается в партийную программу и прямо влияет на принятие политических решений. В итоге происходит массовое заражение душевной болезнью, которую специалисты называют «эмоциональной чумой» (В. Райх).

Имеется в виду, что и сами политики, и их сторонники в обществе («электорат») погружаются в состояние помраченного сознания, массового психоза и не способны заметить расхождения между своими действиями и их объяснением. Истинный мотив всегда скрыт и замещен кажущимся мотивом.

Так, обычная коммерческая погоня за голосами избирателей выдается за героическое отстаивание национальных интересов, бизнес-план финансово-промышленной группы – за стратегический проект развития страны, а, скажем, превращение законодательного органа в закрытое акционерное общество, где конвертируется власть в собственность, выдается за инструмент стабильности и благополучия народа.

Такое коллективное ложное восприятие реальности становится возможным, потому что между этими политиками и их избирателями устанавливается глубинная психическая связь. Политик все провалы своей деятельности относит на счет своих противников, что вызывает сочувственный энтузиазм у коллективной «бабки Параски» под различными партийными флагами. С другой стороны, эти «бегущие за колесницей» проецируют на политика свои ожидания, который в ответ для придания себе значительности и привлекательности становится в «позу воина» и отождествляет себя с исполняемой должностью или титулом.

При этом происходит то, что К.Юнг называет психической инфляцией, — «расширение» личности политика, разбухание личностной сферы за счет присвоения воображаемых качеств, которые «обязаны» по должности, хотя их нет у него в действительности. Разбухшие амбиции, завышенная самооценка, ложный статус становятся «второй натурой», которая приводит к атрофии настоящей личности. В результате, замечает К.Юнг, «за внушительной оболочкой скрывается маленькое жалкое существо», трансформирующее свои невротические реакции в политические решения.

Насколько разрушительными для общества могут быть действия таких политических лидеров, свидетельствует опыт тоталитарных режимов XX-го столетия, да и наш собственный опыт последних пятнадцати лет. Распространение религиозного фундаментализма и фанатизма, национализма и расизма в наше время питается из того же источника.

Следует отметить, что этот трагический опыт общество не может критически переварить, поскольку «переживает» его в основном не через институты «демократии участия», а через телевизор. Так называемые ток-шоу, демонстрируемые в лучшее для просмотра вечернее время, стали ареной для нарциссического утверждения идентичности жертв психической инфляции и своеобразной теплицей для ускоренного выращивания «рассады» паранойи.

Неудивительно, что демократия по-украински – это не система частной собственности, открытая для всех граждан страны, а олигархический режим, в котором демократия, правосудие и свобода создавать свой капитал являются привилегий для узкого круга бизнесменов и технократов. Капитал в таких условиях создается в основном путем неправовой практики присвоения природной ренты и сверхэксплуатации труда.

Неудивительно, что кризис приобрел перманентный характер, а каждая избирательная кампания у нас – апофеоз «эмоциональной чумы», разрушающей психическое здоровье нации.

Социальные издержки такого положения вещей катастрофичны: гражданин превращается либо в апатичного пофигиста, либо в агрессивного «зрителя», заряженного на борьбу с «врагами» другого цвета. Тем самым объективно внимание общества отвлекается от главного – от исторического процесса формирования нового господствующего класса, который превратил хозяйство страны в «трофейную экономику» для «стационарных бандитов».

К сожалению, наш президент, парламент, партийные лидеры менее всего склонны формулировать национальные интересы в сфере производства и присвоения богатства страны. Они не озабочены тем, что должно быть первым пунктом в повестке дня любого государственного деятеля, - предотвращением социальных конфликтов в условиях ограниченных ресурсов. Иначе говоря, защита прав собственности и личного достоинства всех граждан отодвинуты в повестке дня страны в «разное».

Риск продления такого состояния выражается просто: всякая демократия вырождается в новую тиранию, если в стране нет интеллектуальных и политических ресурсов для выхода из кризиса.

Николай Козырев



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх