,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Оглядываясь вперед
  • 3 октября 2008 |
  • 10:10 |
  • YoGik |
  • Просмотров: 12431
  • |
  • Комментарии: 5
  • |
Пребывая на путях миграции из беднейших стран Азии, имея относительно высокий по среднемировым меркам уровень жизни, наша страна все больше привлекает нелегальных мигрантов. Вместе с ними приходят новые экзотические болезни, этнические преступные группировки, радикалистские и экстремистские организации, в том числе и исламистского характера. Нельзя исключать и проявления такой болезни современности как международный терроризм.


В некоторых соседних государствах все громче звучат голоса, предъявляющие к Украине территориальные претензии. Практически не умолкает и пропагандистский хор, нередко отрицающий само существование нашей страны как независимого и суверенного, европейского, демократического государства.


Да и внутри Украины – совсем не тишь и благодать. Культурная, языковая и экономическая неоднородность регионов страны стали объектом политических спекуляций и вовсю используются политическими силами не только в Украине, но и за ее пределами.


Глубокая неадекватность возникающим вызовам и рискам нашего истеблишмента формирует условия для нарастания общественного протеста. Политические улицы полны неожиданностей. Даже такой чрезвычайно положительный процесс, как развитие Киева и других крупных городов страны и, соответственно, масштабные новостройки в них стали очередным поводом для всплеска общественного возмущения. Благие намерения сделать город современным привели к варварской застройке старых районов и, как правило, к массовым протестам.


В условиях снижения вертикальной мобильности, фактического закрытия социальных лифтов протест приобретает опасные формы, может подталкивать к радикализации общества, отдельные признаки которой уже видны невооруженным глазом. Не упрощает ситуацию и массовая фрустрация, неверие в возможности политической системы решить возникшие проблемы, которые усилились в последние годы.


Низкая эффективность государственных институтов, недостаточный профессионализм публичной службы, высокий уровень коррупции усложняют реагирование на вызовы современности, тормозят необходимые, давно назревшие и перезревшие реформы. Не менее опасна и пресловутая слабость механизмов стратегического планирования, которая может превратить нашу страну в своеобразного всадника без головы.


Принципиально важна проблема качества нашей элиты, ее адекватности современной ситуации, способности должным образом исполнять свои общественные функции. В последнее время много думаю об этом. И часто задаю вопрос своим собеседникам – «Скажите честно, вы видите в Украине национально ориентированную, государственно настроенную, стратегически мыслящую элиту? Да даже не элиту, просто наличие в высших эшелонах власти критической массы людей, преследующих не только собственные интересы, но и государственные, или способных понять эти интересы?» В ответ я редко слышу что-то вразумительное.


А потому могу сказать точно – если в политикуме не произойдут кардинальные изменения в отношении собственной страны, если новое поколение не начнет подпирать сложившийся истеблишмент, перспективы Украины весьма сомнительны. Потому что элита – это люди, понимающие свою ответственность перед страной. Это люди, которые ощущают вызовы истории, умеют на них реагировать и находить адекватные ответы. И еще одно – это люди, которые не только работают в сегодняшнем дне, но и думают о завтрашнем.


Естественно, возникает вопрос, а как же можно в таких неблагоприятных условиях обеспечить неприкосновенность и целостность нашей территории и демократических институтов, поступательное развитие экономики и социальной сферы, защиту прав и свобод каждого украинского гражданина? Убежден, что, в частности, через грамотное использование заложенного в Украину внешнеполитического потенциала.

Ее выгодное географическое положение, транзитные ресурсы, богатейшие залежи полезных ископаемых, наибольшие в мире площади черноземов – величайшее достояние нашей страны и в то же время – ее тяжелый рок. Украина владеет золотой картой, являясь джокером в евразийской геополитической колоде. От того, на чьей стороне Киев, во многом зависит исход очередного раунда Большой игры.

Именно потенциал нашей страны, ее важность для судеб Европы определяют нереальность нейтралитета, а его сторонников превращают в лучшем случае в прекраснодушных Маниловых, а в худшем – в гробокопателей национальных интересов.

Отдельные политики договорились до того, что видят в нейтральности прообраз национальной идеи объединяющего начала. В качестве примера приводятся пять европейских стран, которых международные традиции признают нейтральными – Австрия, Ирландия, Финляндия, Швеция и Швейцария. Все они придерживаются политики нейтралитета, хотя юридическое закрепление их статуса у них несколько отличное.

Эти пять стран являются членами ООН, ОБСЕ, сотрудничают с НАТО как участники программы «Партнерство ради мира». Все, кроме Швейцарии, являются членами ЕС и даже участвуют в Корпусе быстрого реагирования ЕС, но ни одна из них не имеет иностранных баз на своей территории.

Что касается сопоставления оборонных возможностей этих стран и Украины, то картина такова:

- Все нейтральные страны имеют высокоразвитую и стабильную экономику – по общему уровню ВВП превосходят Украину в 3-5 раз, а по уровню ВВП на одного жителя – в 20-35 раз!

- Нейтральные страны имеют высокий уровень военных расходов – превосходят в этом Украину в 4,5–12 раз, а также достаточно мощные вооруженные силы и развитую оборонную промышленность.

Отмеченные особенности позволяют этим странам выполнять главную функцию, вытекающую из их нейтралитета, – защищать свой статус собственными силами без участия в системах коллективной обороны. Хотя в последнее время в Финляндии и, особенно, в Швеции быстро распространяются другие настроения.

Можем ли мы сделать такой же вывод для Украины? Увы… А поэтому должны четко следовать провозглашенным уже 6 лет назад приоритетам. Речь идет о членстве в Организации Северно-атлантического договора. Любые полумеры, паллиативы опасны. Яркий пример – гарантии Будапештского меморандума, подписанного всеми ядерными державами, после отказа Украины от ядерных вооружений. Они предусматривали, в частности, отказ от использования экономического давления на Украину. Надо ли напоминать о газовой теме, которая поднимается одной из стран-гарантов практически каждый год?

Повторюсь, выбор в данной ситуации однозначен. НАТО. И не только потому, что вступление в Альянс позволит решить проблемы в сфере безопасности и обороны Украины. Но и потому, что этот выбор повышает планку требований к государству, позволяет перенимать опыт демократических, а не авторитарных стран. Просто потому, что речь идет о присоединении к влиятельному клубу наиболее развитых государств мира, то есть о повышении роли Украины в мировой политике, ее международного веса. Альянс – это не рай, а путь в него – не легкая прогулка. Развитие всегда сопряжено с трудностями.

Было бы наивно полагать, что, столь категорично отстаивая право Украины на дорогу в НАТО, я упускаю из виду вероятность повышенной температуры в украинско-российских отношениях. Впрочем, не вероятность, а определенность. А потому было бы интересно вернуться ко всему периоду независимости Украины и выяснить, что в течение этого периода наша великая соседка предложила своему стратегическому партнеру. Ответ предлагаю искать своим оппонентам, но о газе – ни слова.

Возвращаясь ко дню нынешнему. Я внимательно изучил Концепцию внешней политики РФ, утвержденной президентом Д.Медведевым 12 июня сего года. Впечатлений много. Но три фактора представляются основными.

Во-первых, в концепции до сих пор ощущается влияние модели осажденной крепости, со дня на день ожидающей штурма со стороны превосходящих сил противника.

Во-вторых, на авторов документа, по моему скромному убеждению, ощутимое влияние оказали идеи О.Шпенглера, А.Тойнби и русских евразийцев. В варианте Концепции 2008 года слова, производные от «цивилизация», встречаются 13 раз. А теперь загляните в Концепцию образца 2000 года.

И, в-третьих, тональность текста чрезвычайно жесткая. Российская Федерация, безусловно, находится на политическом и экономическом подъеме и собирается извлечь все дивиденды из складывающейся ситуации. Тем более евроатлантическая интеграция – пусть и трудный, но единственный путь для Украины с точки зрения ее независимости и безопасности.

И последнее. Список угроз, как актуальных, так и потенциальных, всем сказанным выше не исчерпывается. Очевидно, что система национальной безопасности нашей страны не до конца готова ответить на новые вызовы сегодняшнего, а тем более, завтрашнего дня. Прежде всего, речь о необходимости усиливать интеллектуальный потенциал, добиться роста профессионализма чиновников и военнослужащих, сформировать эффективные механизмы принятий и контроля государственных решений.

И в этом контексте как никогда требуется усиление роли СНБО как органа стратегического планирования.

Директор Института проблем национальной безопасности, Академик НАН Украины Владимир Горбулин.



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх