,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


ЯНУКОВИЧ ПЕРЕПИСАЛ УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС
  • 27 апреля 2011 |
  • 11:04 |
  • irenasem |
  • Просмотров: 262356
  • |
  • Комментарии: 2
  • |
-1
В нашем распоряжении оказался проект нового Уголовно-процессуального кодекса (УПК), подготовленный администрацией президента (АП). Он меняет модель уголовной юстиции, предусматривая значительное усиление роли суда в уголовном процессе и расширение прав защиты. Согласно документу органами, которые будут уполномочены на проведение следствия, являются подразделения МВД, СБУ и налоговой милиции, однако окончательно органы прокуратуры лишатся следственной функции только через три года после вступления кодекса в силу.

Подготовкой реформы уголовной юстиции в администрации президента занимаются с августа 2010 года. Вчера Ъ удалось ознакомиться с проектом нового УПК, разработанного АП. Это предварительный проект, с которым пока, помимо чиновников АП, знакомы лишь руководители правоохранительных органов и члены парламентского комитета по вопросам правосудия. Проект кодекса еще не зарегистрирован в Раде. В документе, имеющемся в распоряжении Ъ (насчитывает 10 глав и 157 страниц), указано, что текст УПК будет уточняться после получения замечаний и предложений правоохранительных и судебных органов.

Главное новшество реформы уголовной юстиции состоит в расширении прав защиты и усилении роли суда в процессе расследования уголовных дел и фиксации доказательств. «В новой модели суд будет той площадкой, где прокурор уравнивается в правах с защитником, они оба имеют право подавать доказательства и инициировать проведение следственных действий»,-- сказал Ъ глава подкомитета Верховной рады по вопросам уголовно-процессуального законодательства Святослав Олийнык. За счет этого будет соблюдаться принцип состязательности и равного доступа к материалам дела прокурора и адвоката, соблюдение которого является едва ли не наиболее важным новаторством нового УПК. «Задача реформы как раз и заключалась в введении принципа состязательности процесса»,-- отметил господин Олийнык. По его словам, этот проект УПК является «более прогрессивной моделью». «Но все зависит от того, сколько от этой модели останется после работы правоохранительного лобби в Раде»,-- подчеркнул он.

Председатель Высшего специализированного суда по рассмотрению гражданских и уголовных дел Владимир Фесенко сказал Ъ, что с проектом нового УПК он пока подробно не ознакомился. «Роль суда должна остаться той же: он должен быть ближе к людям — этим следует руководствоваться разработчикам нового Уголовно-процессуального кодекса. Если проект будет в интересах людей, мы будем его поддерживать, но там (в проекте УПК.--Ъ) есть и некоторые положения, не совсем отвечающие тем требованиям, которые мы предъявляем»,-- отметил господин Фесенко.

Согласно новому проекту УПК, сужается круг ведомств, которые имеют право проводить досудебное расследование. К ним будут отнесены следственные подразделения МВД, СБУ и налоговой милиции Государственной налоговой службы. Как известно, на сегодняшний день следственная функция находится также у органов прокуратуры. Вместе с тем в переходных положениях УПК указано, что ряд преступлений, а именно — совершенные сотрудниками СБУ, органов прокуратуры, МВД и должностными лицами, «занимающими особо ответственное положение», останется в ведении следственных органов прокуратуры еще три года после вступления нового УПК в силу.

При этом меняется роль прокурора в уголовном процессе, который теперь фактически становится руководителем следствия и будет отвечать за весь процесс: от начала расследования до вынесения приговора в суде. При этом, надзирая за ходом расследования, прокурор сможет влиять на него. Так, согласно проекту УПК (ст. 38), прокурор будет иметь право, в частности, «давать следователю, органу досудебного расследования указания относительно осуществления следственных (розыскных) действий или негласных следственных (розыскных) действий», принимать участие в проведении следственных действий, «инициировать перед руководителем органа досудебного расследования вопрос об отстранении следователя от проведения досудебного расследования». При этом руководители органов досудебного следствия «обязаны выполнять поручения и указания прокурора, которые даются в письменной форме». «В новой модели усиливается роль прокуратуры в отношении надзора, контроля за следствием, но самого следствия в прокуратуре не будет. Все процедурные действия будут связаны именно с судом, да и само следствие фактически перейдет в суд»,-- кратко охарактеризовал новую модель в разговоре с Ъ глава парламентского комитета по вопросам правосудия Сергей Кивалов.

Меняется и список мер пресечения, которые могут быть избраны подозреваемому или обвиняемому. Так, новым УПК предлагается ввести такие меры пресечения, как «личное обязательство» («заключается в возложении на подозреваемого, обвиняемого обязательства выполнять возложенные на него следственным судьей, судом обязанности») и «домашний арест» («заключается в запрете подозреваемому, обвиняемому покидать жилье круглосуточно или в определенный период суток»). Следует отметить, что в условиях домашнего ареста по отношению к лицу, которому избрана такая мера пресечения, могут применяться «электронные средства контроля». Вместе с тем разработчики нового УПК предлагают избавиться от такой широко распространенной сейчас меры пресечения, как подписка о невыезде.

Кроме того, проектом вводится понятие сделки, которая может быть заключена как между потерпевшим и подозреваемым, так и между прокурором и подозреваемым либо обвиняемым о признании виновности. «В соглашении о признании виновности указываются… безоговорочное признание подозреваемым (обвиняемым) своей виновности в совершении уголовного правонарушения; обязанности подозреваемого (обвиняемого) относительно сотрудничества в открытии уголовного производства, совершенного другим лицом; согласованное наказание и согласие подозреваемого (обвиняемого) на его назначение; последствия заключения и утверждения сделки, последствия невыполнения и неполного выполнения сделки»,-- говорится в ст. 468 проекта УПК.

В администрации президента проект УПК пока не комментируют по существу, отмечая, что это еще не последний вариант кодекса. «24 апреля истек срок предоставления правоохранительными органами постатейных замечаний к кодексу. Сразу после майских праздников мы планируем провести заседание рабочей группы, созданной при президенте, после чего планируем отправить проект кодекса на экспертизу в Венецианскую комиссию,-- рассказал Ъ советник президента--руководитель главного управления по вопросам судоустройства АП Андрей Портнов.-- После Венецианской комиссии мы рассчитываем на законодательную инициативу главы государства перед парламентом». По его словам, на рассмотрение Верховной рады, помимо УПК, будет внесен законопроект «Об адвокатуре», а также проект закона о внесении изменений в закон «О прокуратуре».

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх