,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Особенности рейдерства по-харьковски
  • 28 января 2010 |
  • 12:01 |
  • delhana |
  • Просмотров: 16763
  • |
  • Комментарии: 3
  • |
0
У этой истории нет конца. Хотя она уместила в себя дореволюционный расцвет и советскую экспроприацию, постперестроечную приватизацию и борьбу за собственность нынешних времен. Это — слепок Харькова за последнее столетие с четвертью в миниатюре, по которому можно лучше понять особенности нынешнего смутного времени.

А берет она начало в далеком 1877 году, когда домовладение, расположенное по ул. Екатеринославской и примыкавшее к Тюремной площади, в котором ранее располагались казармы харьковской жандармской команды, было приобретено харьковским купцом 2-й гильдии Юлием Михайловичем Файнбергом. Предприимчивый купец перестроил доставшиеся ему строения на свой манер, а точнее — под меблированные комнаты. Коммерческий успех был гарантирован, ибо близость недавно построенного железнодорожного вокзала, а также стремительный экономический рост делали свое дело.

В 1893—1898 гг. по проекту архитектора Стрижевского было построено двухэтажное здание (с надстройкой в фасадной части) гостиничного типа, которое и сохранилось до настоящего времени в практически неизменном виде (правда, адрес был несколько другой — улица Екатеринославская, 58). Но к этому моменту повысившийся в статусе купец уже 1-й гильдии Ю.М. Файнберг стал испытывать большие проблемы со своим “гостинично-бордельным” бизнесом. Мелкие кражи в меблированных комнатах, инциденты с содержащимися при них “девицами” стали причиной регулярных и не совсем желательных контактов с полицией. А кроме того — служащие Файнберга были вынуждены регулярно участвовать в различных бракоразводных процессах, устраиваемых между супругами по случаю супружеской неверности.

В связи с этим владелец злополучных комнат, пользовавшихся к тому времени весьма дурной славой, поспешил сдать их в аренду тогдашнему управлению Курско-Харьково-Севастопольской железной дороги (впоследствии Южные железные дороги). В качестве офисов дом по улице Екатеринославской прослужил харьковчанам до самой революции 1917 г., после чего владелец его выехал за границу, а само здание было национализировано “победившим пролетариатом”. Впрочем, использование его при этом мало изменилось — в здании расположилась гостиница с р-р-революционным названием “Первое Мая”, первые этажи которой в годы НЭПа сдавались “под офисы” различным коммерческим и некоммерческим организациям. Среди последних числилась и некая иудейская община “Файнберг”, которая занимала несколько комнат гостиницы и использовала их в качестве помещения для отправления религиозных обрядов. В результате деятельности Губернской ликвидационной комиссии по отделению церкви от государства деятельность общины в 1924 г. была прекращена, а имущество — конфисковано. Впрочем, улов тогдашних комиссаров и борцов с опиумом для народа был невелик — как свидетельствует архивное дело, им досталось лишь несколько свитков Торы да пара десятков стульев.

Что же до самого здания, оно спокойно просуществовало в виде коммунальной гостиницы “Первомайская” до конца советских времен, и только в левом крыле перешло в ведение медицинского учреждения — там расположился и до сих пор находится родильный дом. В 1992—1994 гг. целостный имущественный комплекс гостиницы “Первомайская”, расположенный по адресу: ул. Свердлова (Полтавский Шлях), 52 — был приватизирован трудовым коллективом. В результате возникло акционерное общество “Гостиничный комплекс “Славия”, которое занимает большую часть этого здания по сей день.

Но в середине первого десятилетия ХХІ века, когда в Украине поднялась волна рейдерских захватов, на этот лакомый кусок (здание и земля в центре города, рядом с Южным вокзалом) нашлись новые претенденты. В изобретательности им не откажешь, равно как и в отсутствии каких бы то ни было моральных принципов. Но обо всем по порядку.

В 2003 году известным харьковским бизнесменом А. Л. Иоффе регистрируется религиозная община так называемого “прогрессивного” иудаизма. И дело даже не в том, что данное, весьма нетрадиционное течение, малопопулярно среди харьковских евреев. В 2005 году гражданка Литвиненко В.И. при поддержке “Религиозной общины прогрессивного иудаизма” подает заявление в Червонозаводской районный суд г. Харькова об установлении юридического факта — что указанная “община прогрессивного иудаизма” является законным правопреемником (!) той самой общины “Файнберг”, существовавшей до 1923 года и разгромленной красными комиссарами. Сей удивительный факт устанавливается судом на основании “показаний очевидцев”, родившихся значительно позже. Но судья Никулина Л.П. острым взглядом слепой Фемиды вникла в разницу между ортодоксальными и “прогрессивными” иудаистами, установив, что в 1920—1922 гг. в доме по ул. Екатеринославской, 52 раздавались молитвы не каких-нибудь, а именно “прогрессивных” иудеев, причем того же самого направления, что и современные “прогрессисты”. На юридическом языке поведение г-жи Никулиной впоследствии было квалифицировано как “неполное изучение обстоятельств дела и нарушение процессуального законодательства”, но это случилось значительно позднее. А вот тогда, 28 декабря 2005 года участники данного процесса — судья Никулина Л.П. и председатель совета “общины прогрессивного иудаизма” Иоффе А.Л. — расстались, надо полагать, весьма довольные друг другом. Ибо в соответствии с провозглашенным именем Украины Решением Червонозаводского районного суда г. Харькова от указанной даты было установлено “признать религиозную общину прогрессивного иудаизма, зарегистрированную Харьковской областной государственной администрацией 14.03.2003 г. (свидетельство № 557, идентификационный код 24354563) правопреемником религиозной общины прогрессивного иудаизма, которая находилась в молитвенном доме “Файнберга”, расположенном по адресу: г. Харьков, ул. Екатеринославская, 52 (ныне ул. Полтавский Шлях)”.

Следующим актом сценария рейдерского захвата стала подача “Религиозной общиной прогрессивного иудаизма” иска теперь уже в Хозяйственный суд Харьковской области — ни много ни мало, а о признании права собственности данной общины на указанное здание, а точнее — ту его часть, что была не занята родильным домом. Суть иска в том, что будто бы данное здание всегда находилось в собственности соответствующей иудейской общины, государство в 1924 году лишь взяло это здание “попользоваться”, а теперь, в силу Закона Украины “О свободе совести и религиозных организациях” подлежит возврату “законному владельцу” — “Религиозной общине прогрессивного иудаизма”. Судья Хозяйственного суда Лаврова Л.С., “идя навстречу пожеланиям еврейской религиозной общественности”, совершила сразу несколько научных открытий. Идя значительно дальше, чем судья Червонозаводского суда Никулина, она установила, что, оказывается, “с начала двадцатого столетия (!) в городе Харькове действовала религиозная община прогрессивного иудаизма, размещенная в молитвенном доме “Файнберга” по ул. Екатеринославской, 52 (ныне ул. Полтавский Шлях), которая с тех времен и до настоящего времени не прекращала своей деятельности (!). В 1924 году синагога “Файнберга” была закрыта государственными органами, а здание молитвенного дома перешло государству в бесплатное пользование (!), однако община продолжала свою деятельность… Таким образом, суд приходит к выводу о том, что спорные помещения никогда не находились ни в государственной, ни в коммунальной собственности (!), а наоборот, дом № 52 по ул. Полтавский Шлях г. Харькова находился в бесплатном пользовании государства (!!!).” Исходя из вышеизложенного, наш самый гуманный и отзывчивый суд в лице не менее отзывчивой судьи Лавровой постановил — признать право собственности Религиозной общины прогрессивного иудаизма на “бесхозные” помещения общей площадью 3133 квадратных метров, расположенные по адресу: Полтавский Шлях, 52 (Решение Хозяйственного суда Харьковской области от 08.02.2006 г.).

Жаль, что суд не потрудился открыть дореволюционные карты и узнать, что спорное здание в начале века имело адрес Екатеринославская, 58 (а не №52, как записано в судебном решении). Тезис о том, что государство “взяло спорное здание в бесплатное пользование” вообще отдает невиданным великодушием со стороны истца и суда. Ведь могли, черт возьми, и арендную плату за 80 с лишним лет взыскать с нашего бедного государства! Также суд “лихим кавалерийским наскоком” обошел балансодержателей и пользователей данного здания, как будто вопрос о собственности их вообще не касается. Ну а наглость, с которой новоявленные прогрессивные иудеи объявили бывший бордель “культовым сооружением”, имеющим статус синагоги, поверг в шок даже представителей еврейской общественности Харькова. Как следует из письма Главного раввина Харькова и Харьковской области главе Харьковской обладминистрации и харьковскому городскому голове, датированным 01.06.2006 г., “сведения о наличии в Харькове в дореволюционные годы общины прогрессивного иудаизма отсутствуют… в здании по ул. Полтавский Шлях, 52 располагался доходный дом, в котором имелась комната для молитв… не видим оснований считать здание по ул. Полтавский Шлях, 52 культовым сооружением”.

Ну а возглавляемые весьма известным в Харькове бизнесовым кланом “прогрессивные иудеи” (или “иудейские прогрессисты”) тем временем уже готовились к следующему этапу захвата “бесхозной” собственности. А именно — вооружившись вступившим в силу решением суда, оперативно выданным свидетельством Харьковского ГорБТИ и призвав на помощь наряд милиции, приступили к “вступлению в права собственности” и выселению “незаконных хозяев”. Которые, как уже говорилось выше, узнали о том, что они “незаконные”, только в этот момент. К этому моменту Религиозная община прогрессивного иудаизма, движимая, надо полагать стремлением найти наилучшее применение новоявленной синагоге, успела передать права на управление эти зданием некоей коммерческой фирме под звучным названием ООО “Текила”. Увы, то, какое отношение имеет данный напиток к религиозным обрядам иудеем (равно и то, какие “религиозные обряды” могли совершаться в меблированных комнатах при наличии соответствующих девиц), история умалчивает.

Известно, что главное в методике рейдерских захватов — это молниеносность в установлении физического контроля над “спорной” собственностью. Кто сумел водвориться на соответствующую территорию, здание, помещение — тот и является ее фактическим хозяином, независимо от последующих решений судов и прочих инстанций. Увы — представители “Текилы” не оправдали высокого доверия “богоизбранных” иудейских прогрессистов, не сумев захватить вверенные им в управление 3000 квадратных метров. И колеса судебной машины завертелись в обратном направлении.

06 июля 2006 г. Харьковский областной апелляционный суд отменяет решение Червонозаводского районного суда. 6 декабря 2006 года Харьковский апелляционный хозяйственный суд своим Определением отменяет Решение Хозяйственного суда Харьковской области о признании прав собственности Религиозной общины прогрессивного иудаизма на здание гостиницы. Данное определение было трижды подтверждено судами высшей инстанции, но в 3 июня 2009 года Высший административный суд, сославшись на несоблюдение правил подсудности, неожиданно отменяет его. Наконец 6 октября 2009 года Харьковский апелляционный хозяйственный суд своим постановлением вновь отменяет решение суда 1-й инстанции (о признании права собственности “прогрессивных иудеев” на здание гостиницы).

Какие выводы следуют из случившегося?

Нет сомнений, что в нашем городе живут люди, для которых религия предков — лишь средство для добычи материальных благ. И это нельзя признать национальной особенностью, скажем, еврейского народа. Не сегодня-завтра какая-нибудь группа товарищей создаст и зарегистрирует секту “православных прогрессистов” или “прогрессивных исламистов” и при помощи пакета гречки приведет в суд очередную бабушку, которая расскажет о том, что именно эти самые “прогрессоры” молились, например, в Госпроме или совершали обряд в Зеркальной Струе, после чего злые коммунисты их разогнали.

Кроме того, хочется заметить, что у этой истории нет конца. Ни плохого, ни счастливого. Судебные споры о праве собственности на здание бывшей гостиницы “Первомайская” продолжаются. И в этом отражается все нынешнее смутное время, время бесконечных споров за власть и собственность, за деньги и место у кормушки.
ссылка



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх