Ученые: бактерии обладают коллективным разумом
  • 8 апреля 2009 |
  • 13:04 |
  • kasta |
  • Просмотров: 18667
  • |
  • Комментарии: 0
  • |
Израильским ученым удалось доказать существование у бактерий примитивной формы социального сознания. В будущем это открытие может помочь микробиологам найти эффективный способ борьбы с бактериальными инфекциями.

Согласно результатам совместного исследования ниверситетов Тель-Авива и штата Техас, результаты которого опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Science, бактерии не только способны собирать информацию из окружающей среды, но и принимать коллективные решения.

Ученые вырастили две колонии микробов Paenibacillus dendritiformis в одной посуде и затем сократили им поставку питательных веществ. В результате бактерии не объединились в одну общую семью, как ожидалось, а стали уничтожать те клетки, которые оказались в "приграничной зоне".

Стоило ученым разделить колонии непроницаемой мембраной, как уничтожение бактерий прекратилось.

Эти наблюдения навели ученых на мысль, что у этих организмов есть примитивный коллективный разум, который позволяет им выживать в случае, если клеткам грозит голод, шок от высокой температуры или воздействия ядов. В этих случаях они выделяют специальное вещество, которое сокращает популяцию.

"Этот механизм похож на сокращение деления обычных клеток, когда им не хватает питательных веществ, - говорит руководитель исследования профессор Эшел Бен-Якоб. - Но у бактерий есть примитивная форма социального сознания. Они знают, как собирать информацию из окружающей среды и передавать ее друг другу. Они могут распределять задачи и хранить "коллективную память". Химический язык, с помощью которого они общаются, превращает колонии микробов в большой "мозг", который управляет реакцией на изменения окружающей среды".

По словам Бен-Якоба, система защиты бактерий может использоваться против них самих. Теоретически нужно только дать колонии химический сигнал опасности, и тогда бактерии начнут уничтожать друг друга. Теперь ученым остается самое сложное - доказать эффективность оружия против бактериальных инфекций.

Напомним, как доказали недавно американские ученые в ходе испытаний нового метода оральной вакцинации, бактерии могут эффективно использоваться вместо традиционного шприца.

источник