,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Гданьск поворачивается к России: «россияне оставляют у нас солидные суммы»
  • 11 марта 2013 |
  • 13:03 |
  • XPEHA |
  • Просмотров: 997
  • |
  • Комментарии: 6
  • |
+8
Кшиштоф Катка
"Gazeta Wyborcza"(Польша)


Глава гданьского района записывает кулинарные ролики по-русски, советуя полякам ходить с их бизнес-партнерами в Калининграде в сауну и пить водку. Гданьск внедряет русский язык на городские указатели и хочет оказать помощь при строительстве стадиона в Калининграде и спортивного комплекса в Москве

«Добрый день, сегодня для вас готовят Чарек из Гданьска и Галина из Калининграда», — приветствуют гостей ведущие цикла кулинарных передач. Потом Галина спрашивает: «Чарек, скажи, пожалуйста, какое блюдо польской кухни мы будем сегодня готовить?»


И Чарек рассказывает по-русски как приготовить из российских продуктов мясной тартар, селедку в чесночном соусе и в йогурте, лосося, рульку или экспресс-шарлотку. Уже запланированы ролики о приготовлении бигоса и супа журек, в том числе журека в хлебе, который так полюбился россиянам. Чарек, одетый в джинсы и рубашку, — это Цезарий Беняш-Кшивец (Cezary Bieniasz-Krzywiec), староста гданьского района. Ролики снимаются для портала 3gsg.ru, который рассказывает россиянам о Поморском регионе, Гданьске, Гдыне и Сопоте.

«Это очень мило со стороны господина Беняша-Кшивеца, — улыбается генконсул России в Гданьске Сергей Пушков. — Вот как можно по-хорошему жить с соседями». Для самого старосты это совмещение личных увлечений — кулинарией и русским языком — со служебными обязанностями: миссией налаживания сотрудничества с восточными соседями. «Я думал о востоке давно: это самый близкий к нам, а одновременно самый хороший клиент. Уже видно, какое количество россиян оставляет у нас солидные суммы. А если мы завяжем экономические отношения между предпринимателями, может стать еще лучше », - рассказывает Беняш-Кшивец.

Россияне обогнали немцев


Уже несколько месяцев, с тех пор как был введен безвизовый режим с Калининградской областью, внимание большинства продавцов Гданьска и Поморья обращено к клиентам с востока. Каждый день на автобусах и собственных автомобилях сюда приезжают сотни россиян, увеличивая в кризисное время доходы наших магазинов. Мы уже не раз писали о шопинг-туризме, и не секрет, что наши торговые центры живут в основном благодаря россиянам.

В выигрыше оказались гостиницы, рестораны и даже музеи. «По числу приезжающих россияне начинают обгонять немцев, давно занимавших первое место. Это очень радует наше население, которое живет туризмом», — говорит сотрудник одного из популярных музеев Поморского региона. Он описывает сцену, увиденную им несколько месяцев назад. К музею подъехал автобус с немецкими туристами, высадил пассажиров, а через какое-то время со стоянки стал доноситься запах дыма. Оказалось, что водитель купил в супермаркете Lidl сосиски и колбаски, разжег гриль и приготовил для пассажиров обед за один евро с кофе из термоса.

«Конечно, не все немцы так экономят, но они это умеют. А когда приезжает русский, он ведет себя как барин. Он съедает приличный обед; в магазинах с сувенирами рассказывают, что сначала он кладет в корзинку вещи, и только потом спрашивает, сколько это стоит. Он не торгуется, долго не раздумывает и не жалуется, — описывает наш собеседник. — С ними нет совершенно никаких проблем. Это вежливые, милые и культурные люди».

Вспоминаем русский


В эпоху борьбы с коммунизмом и позднее, в 90-е, большая часть населения относилась к русскому языку практически как к языку оккупантов. Символом преодоления прежней зависимости было использование при международных контактах, в том числе на уровне органов самоуправления, английского языка. Аналогично выглядела ситуация с рекламными материалами: они печатались на английском, немецком, иногда на французском.

Несколько лет назад эту привычку переломил Сопот, который адресовал рекламную кампанию своих гостиниц россиянам. Сейчас русский вошел в число самых востребованных языков. На городском портале Гданьска раздел на русском языке ежедневно просматривают от трех до восьми тысяч человек.

«Мы внедряем русский в качестве третьего иностранного языка, — рассказывает вице-мэр Гданьска Анджей Бояновский (Andrzej Bojanowski). — Вскоре он появится в публичном пространстве. Мы проведем опросы, чтобы выяснить в каких местах помимо торговых центров чаще всего бывают россияне, и какая информация им нужна, а потом разработаем план перевода городских указателей на русский».

В последнее время стали популярны экспресс-курсы русского языка для продавцов и работников гостиничной сферы. «Многие люди моего поколения учили этот язык в школе, так что достаточно освежить его в памяти, и мы сможем нормально объясняться. Наше ведомство уже ведет переписку на русском, а с одним дружественным литовским регионом мы по-русски общаемся, в нашем случае это более естественно, чем использовать английский».

Как это выглядит с другой стороны


В Калининграде Польский культурный центр устраивает курсы польского языка: в 19 группах здесь занимаются 200 человек, в том числе 50 старшеклассников, которые хотят получить высшее образование в Польше. «Интерес к Польше у россиян огромен, мне кажется, он в несколько раз сильнее интереса поляков к Калининградской области», — говорит руководитель Центра Томаш Оманьский (Tomasz Omański). Россияне настроены к полякам очень дружелюбно, хотя общую атмосферу портит порой непредсказуемый и вносящий элемент неразберихи подход польских властей к выдаче виз. Оманьский обращает внимание на растущую популярность сайта Polska-kaliningrad.ru, предлагающего новости о Польше на русском языке.

«У меня много знакомых среди русских, они в восторге от Польши и говорят "как тут у вас чисто, какой порядок". Они положительно оценивают произошедшие у нас изменения, говорят, что у нас вежливые люди. А если кто-нибудь здоровается или благодарит их по-русски, это нравится им еще больше», — поделился с нами представитель местной администрации.

Подобный взгляд подтверждают советы российских интернет-порталов. Что делать в Польше? «К услугам калининградцев — весьма гостеприимные местные жители, не менее гостеприимные цены, а также хорошие дороги, порядок, чистота (по крайней мере, в городах) и огромное количество достопримечательностей. Главные плюсы визитов в соседнее государство — это небольшие расстояния и возможность комбинировать сразу несколько составляющих своего мини-путешествия. Иными словами, за один или два дня можно успеть побывать в паре исторических мест, отдохнуть на природе и закупиться продуктами на неделю», пишет, например, сайт Freekaliningrad.ru. Портал Tonkosti.ru обращает внимание, что Гданьск носит титул мировой столицы янтаря. «Главным подарком и сувениром, привезенным из этого города, должны стать всевозможные янтарные украшения, картины, мундштуки и прочие изделия. (Замечательный выбор в магазинчиках на улице Марьяцкой)», советуют там.

Восточная политика


«У меня есть данные за 2012 год, из них следует, что границу между Польшей и Калининградом пересекли за это время 4,5 миллиона человек, из них около 2,5 миллионов — россияне. Цифры показывают, что наше руководство создало благоприятные условия для сотрудничества, а в каком направлении оно будет развиваться, зависит сейчас от самих людей», — делает вывод генконсул Сергей Пучков.

В начале марта городские советы Гданьска и Калининграда подписали договор о сотрудничестве. Напрямую вытекает из документа мало: взаимные поездки художественных коллективов или спортивных команд сложно назвать амбициозными мероприятиями. Однако соглашение имеет свой особый смысл, оно свидетельствует о желании руководства городов предпринимать совместные инициативы. В календаре мэра Гданьска Павла Адамовича (Paweł Adamowicz) регулярно появляются пункты о собраниях на тему восточной политики города.

«Мы относимся к ней очень серьезно, тем более, что без поддержки публичных властей нам было бы сложно налаживать бизнес в России», — говорит Анджей Бояновский. По его словам, ключевыми для Гданьска являются два направления: Калининград и Санкт-Петербург. Обоим городам придется строить стадионы для чемпионата мира по футболу 2018 года, а гданьский стадион PGE Arena может послужить примером, как это можно осуществить. Гданьск (хоть и в ограниченном масштабе) может стать гостиничной базой для гостей калининградских матчей. «Основной стержень наших контактов — тема ЧЕ 2012, глава компании Бюро инвестиций Евро-Гданьск (BIEG) представлял в Калининграде возможности сотрудничества по их стадиону. Мы рассчитываем на предоставление консалтинговых услуг и контракты с нашими фирмами, — говорит Анджей Бояновский. — Тем временем, компании, управляющей спортивным комплексом на границе Гданьска и Сопота, группе Ergo, поступило предложение по оценке консалтинговых услуг для спорткомплекса в Москве. Мы также видим возможности для сотрудничества в области управления публичным пространством, городского регламента».

Сауна и водка


Гданьск хотел бы импортировать студентов для своих вузов из Петербурга, приглашать к себе молодых компьютерщиков, наладить сотрудничество в сфере морского транспорта и, например, продавать ветрогенераторы. Пока россиян удается привлечь шопингом и культурными мероприятиями. На концерте Дженифер Лопез 80% билетов в VIP сектор были куплены россиянами. Благодаря соседям удалось распродать все билеты и на несколько других концертов зале Ergo Arena.

«Мы отмечаем резкий рост числа таких визитов, к сожалению, лишь малая часть гостей проводит в городе больше суток, и мы считаем, что наша задача сейчас — создать предложение, которое будет адресовано разным группам клиентов», — говорит сотрудник администрации Гданьска.

Староста Беняш-Кшивец обращает внимание на восточную специфику. «Для россиян возможность заработать деньги — это еще не все, им важно познакомиться со своими партнерами, завязать личные контакты. Поэтому нужно сходить в сауну, выпить водки. Но не напиться, а именно выпить», — подчеркивает он.

Определенных успехов на восточном направлении удалось добиться владельцу мясного комбината в Гданьске Збигневу Новаку (Zbigniew Nowak). «У Збышека хорошие отношения с местным МИД, он часто ездит в Калининград, помогает реструктуризировать местное производство», — рассказывает Бояновский. «И уже сумел продать первый грузовик колбасы, добавляет Беняш-Кшивец. — Я верю, что все будет двигаться в положительном направлении. В Калининграде скоро праздник селедки, я поеду туда что-нибудь приготовить. Иногда большая политика нам мешает, поэтому нет ничего лучше личных контактов».


Gazeta Wyborcza



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх