,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Мировоззренческие искания
  • 18 января 2013 |
  • 23:01 |
  • Alive |
  • Просмотров: 1095
  • |
  • Комментарии: 0
  • |
-7
У потребительского общества нету своего идеолога и нету основополагающей книги.

Это, конечно, ошибка. Как у коммунистов есть Маркс, так и у буржуа-потребителей есть свой отец-основоположник — Торстейн Веблен. Ту роль, что для коммунистов играет «Капитал», для буржуа-потребителей играет книжка Веблена «Теория праздного класса». Другое дело, что, в отличие от пролетариев, буржуа-потребители не слишком нуждаются в идеологии, а просто потребляют в свое удовольствие. Но идеология существует, и вполне разработанная.

В частности, Веблен описывает, как потребитель осуществляет выбор. Вовсе не рационально. В огромном супермаркете, где полно разнообразных товаров и каждого товара по несколько наименований, потребитель смотрит не на товар, не на качество его и даже не всегда на цену.

Потребитель смотрит на других потребителей и сообразует свой выбор с их выбором. То есть потребление в современном обществе — это способ социализации, способ определить свое место.
Веблен описывает четыре основных способа выбирать товар.

1. Есть люди, которые покупают самое дешевое, полагая, что незачем зря тратить деньги.

2. Есть люди, которые покупают самое дорогое, полагая, что чем дороже товар, тем качественнее.

3. Есть конформисты: люди, которые покупают то, что покупают все.

4. И есть снобы: люди, которые покупают то, чего не покупает никто.

Последите за собой: вы наверняка относитесь к одной из этих описанных Вебленом потребительских групп. Я, например, отношусь ко второй, за что частенько получаю от родных справедливые упреки в безумной расточительности.

Правда в том, что все эти четыре способа выбирать неверны.
Дешевый товар может оказаться совершеннейшей дрянью, годной только на выброс, и покупать такую вещь — значит выбрасывать деньги на ветер.

Дорогой товар вовсе не обязательно окажется самым качественным. Пользоваться огромной популярностью может какая угодно широко разрекламированная гадость. Не пользоваться популярностью могут не только уникальные товары, предназначенные утонченным ценителям прекрасного, но и просто плохие товары.

Наши способы выбирать сплошь неверные и нерациональные. Но это не значит, что глупые. Дело в том, что рациональный способ выбирать товар очень затратный. Зайдя в супермаркет за бутылкой вина, вы не будете сорок минут листать в айфоне справочник Паркера, сравнивая его оценки с оценками винного справочника «Гамберо Россо». Вы схватите бутылку с полки, руководствуясь одним из вебленовских принципов, и сэкономите тем самым кучу времени, сил и нервов. Вероятнее всего, вы выберете не лучшее вино по соотношению цена/качество. Но вино доставит вам удовольствие, укажет вам самим и окружающим на место в социуме, которое вы занимаете или хотели бы занимать.

Так вот. Я не утверждаю, но (подобно любимому моему Оригену Диаманту) предлагаю подумать, не является ли в современном мире вера своего рода супермаркетом идей. А что если мы выбираем себе веру, религиозную принадлежность точно так же, как покупатель в супермаркете выбирает товар? По тем же вебленовским принципам?

Идей в информационном пространстве вокруг нас великое множество. Разобраться во всех невозможно или, во всяком случае, очень затратно. Надо убить кучу времени, усилий, а иногда даже денег. Черт его знает, как относиться к суррогатному материнству, пенсионной реформе, расходам на вооружение, однополым бракам, ювенальной юстиции, выборам в Координационный совет, благотворительности и Олимпиаде в Сочи.

Но стоит только выбрать себе веру (атеизм давайте тоже считать верой), как практически все явления окружающего мира мгновенно сами собой сортируются на плохие и хорошие.

Если человек сказал себе, что он православный христианин, то он автоматически оказывается против суррогатного материнства, за пенсионную реформу, за расходы на вооружение, против однополых браков, против ювенальной юстиции и против выборов в Координационный совет.

Если человек сказал себе, что он атеист, то, стало быть, за суррогатное материнство, против пенсионной реформы, против расходов на вооружение и за однополые браки. И то, и другое — неверный способ выработать свое отношение ко всем перечисленным явлениям. Но и не глупый, потому что значительно менее затратный, чем разбираться во всем.

Храмы наших вер — на порядки дешевле, чем социологические исследования, необходимые, чтобы предсказать и оценить отдаленные общественные последствия одного только (к примеру возьмем) суррогатного материнства. Православная церковь со всеми ее куполами, «мерседесами», резиденциями патриарха и нанопылью на порядки, согласитесь, дешевле, чем наука, а отвечает на все вопросы скопом. «Фейсбук» (давайте считать его церковью атеистов) вообще не требует затрат, более того, приносит прибыль, но тоже ведь отвечает скопом на все вопросы методом быстрого рейтингового голосования.

Вы возразите, что есть же, дескать, атеисты, которые тем не менее против суррогатного материнства, и есть же, дескать, православные, которые за однополые браки. Есть. Я, например. Но эти люди относятся к четвертому вебленовскому типу — к снобам, выбирающим товар, который не выбирает никто.

Давайте подумаем: что если ради облегчения своих мировоззренческих исканий мы выбираем себе веру как товар в супермаркете?

1. Самую дешевую веру. В церковь не ходить, не молиться, не поститься, но считать себя православным. Или наоборот: научных книжек не читать, но считать себя атеистом и не верить во всю эту поповскую хрень. И вся недолга.

2. Самую дорогую веру. Молиться, поститься, паломничать и на все вопросы отвечать цитатами из Библии. Или наоборот: читать научные книжки и на все вопросы отвечать с использованием научных терминов.

3. Такую же веру, как у всех. Быть верующим, если все знакомые верующие. Или, наоборот, быть атеистом, если все знакомые атеисты.

4. Не такую веру, как у всех. Быть православным, который за однополые браки. Быть атеистом, который против абортов.

В эпоху супермаркетов все эти способы выбрать веру неверные и нерациональные. Но что если мы используем именно их, поскольку они не глупые и очень экономят затраты?

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх