,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Прибалтика доигралась. Портовые терминалы Прибалтики можно закрывать из-за потери Белорусских грузов
  • 9 декабря 2012 |
  • 16:12 |
  • V.Sabur |
  • Просмотров: 1639
  • |
  • Комментарии: 17
  • |
+20
В Литве переполох и тихая паника в верхах. Портовые терминалы можно закрывать из-за потери грузов из Белоруссии. И это лишь один из результатов мягко говоря недружественной политики трёх прибалтийских республик. Дело в том, что белорусские власти объявили о переброске своих экспортных грузов в порты Ленинградской области. Что представляется совершенно логичным - зачем платить твердую валюту враждебно настроенным соседям, если можно платить рублями своим союзникам?!
И это только небольшая часть прибалтийских неприятностей, связанная со сделанным ими в своё время выбором.


Министр иностранных дел Литвы сразу заявил о политической подоплёке этой «недружественной акции», а лидеры доморощенных ястребов Ландсбергис и глава оборонного ведомства дружно заявили, что «они молятся за белорусских политзаключённых». Надежду на дружелюбие властей соседней страны выразил и пока ещё глава правительства Кубилюс. А министр коммуникаций и транспорта Элигиюс Масюлис успокоил общественность: у Литвы много преимуществ, но даже если Белоруссия и уйдёт, то большой трагедии не будет.

Трагедии не будет - будет катастрофа. С бюджетом, рабочими местами, с бегством и без того немногочисленного населения.

Начнём анализ с экономики. В минувшем году Клайпедский морской порт перевалил более 36 миллионов тонн грузов, что стало рекордом за все годы его существования. Треть, или 12 миллионов, занимают грузы из Белоруссии: прежде всего - минеральные удобрения, а также нефтепродукты, контейнеры, трейлеры и другая колесная техника. Аналогичный расклад и в этом году. Снижение на треть, это катастрофа или пока еще беда?

А ведь кроме порта, в экспортном процессе задействована и железная дорога, обильно стригущая купоны с транзитных тонно-километров. Достаточно проехать от Вильнюса до Клайпеды, чтобы понять: белорусские хопера с минеральными удобрениями - в год их перевозится более шести миллионов тонн - заполонили литовские станции и полустанки, сплошной вереницей стоят на почти четырёхсоткилометровом пути.

Специалисты подсчитали: грузы соседней страны дают работу двенадцати тысячам человек, доходы от их перевалки доходят до трёх миллиардов долларов в год. А если посчитать занятых в смежных отраслях транспортного комплекса, начиная с таможенников?

Директор Клайпедского государственного порта по маркетингу Друнгилас считает, что потеря белорусского направления поставит под сомнение реализацию таких амбициозных проектов, как сооружение глубоководного порта - не будет не только денег, но отпадёт и сама надобность в нем, поскольку вряд ли удастся загрузить даже имеющиеся мощности. И, потом, нужны годы, чтобы договориться с грузоотправителями, подготовить портовую инфраструктуру, построить соответствующие терминалы. А ведь если ещё и Россия будет последовательно проводить аналогичную политику (а она будет), деньги от транзита исчезнут вообще. И на что тогда жить? На рижские шпроты и бальзам?

- В этой истории нас успокаивает только то, что подобные сложности стоят и перед грузоотправителями, и перед нашими коллегами из российских портов на Балтике, - говорит Друнгилас. - Так что некоторый запас времени, по моим расчетам, около года, у нас есть, и мы должны за это время найти замену. Однако в условиях стагнации европейской экономики это архисложная задача. Посмотрите статистику – по большинству европейских портов наблюдается снижение объёмов грузопереработки.

Действительно: средняя загрузка крупнейших европейских портов едва достигает 70 процентов, а мощности причальных комплексов в бельгийском Антверпене загружены всего наполовину. В этих условиях идёт ожесточённая борьба буквально за каждую тысячу любого груза. Понятно, что в этих условиях потеря 12 миллионов тонн очень похожа на катастрофу.

Да, в решении Лукашенко много политики. Вспоминается беспрецедентный случай, когда шведский самолёт проник на территорию соседней страны и выбросил там десант из тысячи плюшевых мишек с оскорбительными листовками. Когда же Белоруссия потребовала объяснений, литовские власти «сваляли дурака»: ничего не знаем, у нас никаких нарушений госграницы не зафиксировано. И тут совершенно неважно, кто в каком праве и насколько оправдана эта акция. Есть факт незаконного пересечения границы, подготовленный и прикрытый властями соседнего государства. Последствия вполне предсказуемы.

Лукашенко честно предупредил: «Литва, наш «добрый» сосед, по сути является сообщницей этого вопиющего нарушения всех принятых в цивилизованном сообществе норм и правил, приютила и сопровождала самолёт по своей территории. Ну что же, мы достойно ответим нашему милому соседу, мало не покажется...».

И ответили. Не только на эту акцию - на политику двух десятилетий. Да и как бы поступили вы? Продолжили бы вести дела с неприятным для вас человеком или предпочли платить другу и родственнику?

В Вильнюсе много лет действует вольный белорусский университет, где готовятся кадры для оппозиции, на литовские (не литовские конечно, просто идущие через местных) деньги содержатся разного рода неправительственные организации. Не так давно Ажубалис в открытую призвал «к формированию эффективных оппозиционных органов» – мол, там много шума, но мало результатов. Как будет реагировать любое европейское государство, если сосед готовит и открыто говорит подобное?

Легко представить себе вселенский гвалт, если бы Россия или Белоруссия готовили кадры для смены власти в Прибалтике. Да завтра всё "цивилизованное человечество" вопило бы и вводило санкции против агрессивных русских.

Литовский премьер педалирует в своём заявлении тему «дружественности». А какого отношения заслуживает сосед, который гадит тебе под дверь? В конечном счёте, за всё приходится платить.

Президент Белоруссии сообщил, что с российскими властями (с Путиным во время недавнего визита) достигнуто полное понимание по переводу экспортных грузопотоков в российские порты Финского залива. И это не только политика, но и экономика. Россия уже давно объявила: свои грузы переваливать в отечественных портах. Существенный вопрос: готовы ли российские порты взять на себя белорусский грузопоток?

Статистика занятная. За десять месяцев порты восточной части Балтики (прежде советские) обработали без малого 300 миллионов тонн грузов, что превысило уровень прошлого года на семь процентов. Рост неплохой, особенно на фоне стагнации или деградации западноевропейских портов. Но за средними показателями большие контрасты. Российские комплексы демонстрируют изумительную динамику: Усть-Луга нарастила объём более чем в два раза. В абсолютные лидеры выбрался Приморск - за десять месяцев у него более 60 миллионов тонн грузопереработки. Немногим уступает ему Санкт- Петербург.

А вот Клайпеда только на четвёртом месте с отставанием от минувшего года почти в шесть процентов. С ещё большим минусом работает Таллинский порт. Здесь объёмы упали более чем на 20 процентов. Другие порты стран Прибалтики пока держатся на уровне или немного улучшили положение. Снижение объёмов грузоперевалки у отстающих – уже следствие реализации глобальной цели, объявленной Путиным с десяток лет назад. И процесс набирает силу. Если раньше российские грузы составляли в Клайпедском порту около четверти объёмов, то теперь это считанные проценты. А будет ноль.

В Ленинградской области строятся новые порты, развиваются уже существующие. Автору (Мокрушину) довелось в бытность свою моряком бывать в Высоцке. Двадцать лет назад тут была пара небольших причалов, где грузились балансом (лесом) мелководные суда. Докеры трудились вахтовым методом, приезжали из Выборга, на причале не было ни одного крана.

Теперь там отстроен современный терминал, дающий ежегодно более десяти миллионов тонн грузообработки. Невиданными в мировой практике темпами развивается комплекс в Усть-Луге. В перспективе он рассчитан на перевалку 190 миллионов тонн, что поставит его в ряд мировых гигантов наравне с Сингапуром и Роттердамом, признанными лидерами. Здесь уже действуют или строятся современнейшие терминалы по перевалке нефти и её продуктов, химических грузов, угля, леса и прочее. Тут достаточно места и для размещения терминала для белорусских удобрений.

Интересные проекты разработаны и для Калининграда, занимающего выгодное положение. Его рост во многом ограничивается возможностями главного канала. Перспективы связаны со строительством глубоководного комплекса - хаба, где крупные контейнеровозы и суда типа «ро-ро» смогут сбрасывать часть груза, а далее он будут доставляться небольшими судами в европейские порты. На проходившей недавно в Санкт-Петербурге конференции Transtec 2012, заместитель начальника Управления инвестиций и программ развития Россморречфлота Алексей Володин сообщил любопытные цифры: в минувшем году мощности 63–х российских портов составили без малого 800 миллионов тонн, к 2015 году они вырастут до 990 миллионов, а к 2030 году подойдут к рекордной отметке в 1,4 миллиарда тонн.

Перевод грузов – процесс болезненный, сложный, и тут тоже могут быть разные подходы. Побольше денег оппозиции, покруче обвинения «диктаторского» режима в Белоруссии – и железная дорога и порт встанут. А транспортники из Прибалтики отправятся в поисках работы за рубеж. Туда, где хорошо понимают цену добрососедства и «доброжелательства», выражаясь языком литовского премьера.

Политический обозреватель из Литвы Валерий Мокрушин проанализировал для «NewsBalt» портовые перспективы Прибалтики
My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх