,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


ТУПИК И ЗАКАТ «ЭПОХИ ЛУКАШЕНКО» В РОССИЙСКО-БЕЛОРУССКИХ ОТНОШЕНИЯХ
  • 30 сентября 2012 |
  • 05:09 |
  • Alive |
  • Просмотров: 719
  • |
  • Комментарии: 1
  • |
-2
Наряду с Казахстаном, с которым у России после развала СССР изначально установились нормальные добрососедские и деловые отношения, наименьше проблем и разногласий Москва имела с Белоруссией, особенно в первые годы президентства Александра Григорьевича Лукашенко. Первый президент Белоруссии буквально обаял Россию, предложив объединиться с ней в Союзное государство. Однако уже с начала второго президентского срока нынешнего белорусского президента (с сентября 2001 г.) российско-белорусские отношения стали испытывать на себе все «прелести» «союзной жизни» с Лукашенко.
К лету 2010 г. в отношениях России с Белоруссией скопилось слишком много нереализованных договоренностей и вопросов, сумма которых намного превысила тот уровень, до которого в Москве еще терпели все выходки Александра Лукашенко и воздерживались от публичных оценок поведения и политики своего «союзника». Все эти проблемы в российско-белорусских отношениях достаточно полно освещались российскими средствами массовой информации, и поэтому нет необходимости повторно их перечислять. Гораздо важнее понять другое: у Москвы, что совершенно очевидно, исчезли надежды на продолжение конструктивного и плодотворного диалога с нынешними белорусскими властями в прежней атмосфере доверия и надежд на то, что белорусское политическое руководство проявит мудрость и продолжит курс на сближения наших стран и народов. Возникла необходимость расставить все точки над i и довести оценку отношений России с Белоруссией до широкой общественности обеих стран и международной общественности.

В июле 2010 г. российское телевидение по нескольким каналам начало транслировать документально-публицистические фильмы, освещающие теневые стороны внутренней и внешней политики Александра Лукашенко. В этих фильмах не было сказано и показано ничего такого, о чем бы не знали в Москве, тем более - в Минске. Подобной информации, только в гораздо больших объемах, владеют и в России, и в Белоруссии.

Но и показанного на телевидении было достаточно для того, чтобы Александр Григорьевич и его слуги возбудились до предела. Дело дошло до утверждений Лукашенко, что «кучка политиков» в Москве планирует сорвать намеченные на 19 декабря 2010 г. президентские выборы в Белоруссии и даже физически уничтожить белорусского президента. В «кучку политиков» были записаны президент России Д.Медведев, премьер-министр В.Путин, министр финансов А.Кудрин и другие. Россия стала рассматриваться Александром Лукашенко как враждебное государство! И вот уже на телеэкранах Белоруссии появились новые друзья белорусского президента: Михаил Саакашвили, прибалтийские политики. На телевидение приглашен также не состоявшийся молдавский «президент» Михай Гимпу. В Минск заспешили эмиссары Евросоюза.

Президент Белоруссии и его советники явно «сорвались с резьбы». Как отмечает источник из Минска, белорусские чиновники-пропагандисты теперь активно доказывают целесообразность дружбы белорусов «хоть с Саакашвили, хоть с дьяволом – но против России». По некоторым данным, Александр Лукашенко даже готов предложить один из белорусских военных аэродромов американцам для базирования их авиации, нацеленной на Россию! Ну, психоз какой-то!

Кульминацией начавшейся информационной войны между Россией и Белоруссией стала размещенная 4 октября 2010 г. в видеоблоге президента Дмитрия Медведева оценка российским лидером отношений между нашими странами и роли Александра Лукашенко в их нестабильности, стагнации и ухудшении. Президент не мог оставить без ответа выпады А.Лукашенко, записавшего Россию в главного врага Белоруссии. Для этого главе белорусского государства надо было или полностью потерять ориентацию во времени и пространстве или же в порыве гнева и отчаяния опрометчиво озвучить все те сокровенные мысли о России, которые он давно носил внутри себя. Последнее, похоже, ближе к истине. Кто бывал в Белоруссии и хотя бы в течение двух-трех недель внимательно следил за телепередачами республиканского телевидения с участием главного персонажа, не мог не почувствовать досады и раздражения А.Лукашенко каждый раз, когда в его выступлениях в белорусской аудитории возникала тема России.

Пресс-секретарь президента России Наталья Тимакова, комментируя оценки Д.Медведева, заявила, что отношения между Россией и Белоруссией зашли в тупике и уже не будут прежними. Тимакова отметила, что тот факт, что «Александр Лукашенко пытается въехать в новый президентский срок на антироссийской тематике, поменяло отношение к нему в личном плане и не будет способствовать активизации процессов развития отношений и взаимной интеграции».

Конечно, Москва могла бы и дальше молчать и делать вид, что на белорусском направлении ее внешней политики все нормально. Но тогда российско-белорусские отношения еще неизвестно в течении какого периода времени оставались бы в двусмысленной ситуации, когда между двумя странами заключено много всяких многообещающих договоров и соглашений, а дело вперед не идет. А не идет потому, что президент Белоруссии Александр Лукашенко и его немногочисленные доверенные лица и зависимые от воли президента подчиненные опасаются реальной интеграции с Россией из-за боязни потерять даже малую толику своих нынешних неограниченных властных полномочий. Поговорить об интеграции с Россией – пожалуйста! Получить от России под заявления об интеграции какие-то льготы и ресурсы – с удовольствием! Но не более того! Это – излюбленная «тактика» Александра Лукашенко. «Я никогда не соглашусь на поглощение Россией Беларуси. Не для того я в свое время был избран первым президентом, чтобы через десять лет убрать мою страну с географической карты Европы. Нет, мы по-прежнему ратуем за союзное государство с Россией, где оба государства были бы равноправны»,- так заявил А.Лукашенко 25 января 2007 г. Сплошное словоблудие. И так на протяжении всего президентства Александра Григорьевича!

Все это заставляет оглянуться назад и проследить, как и почему Москва и Минск оказались в этом тупике и какими могут быть выходы из него.
Александр Лукашенко был избран первым президентом постсоветской независимой Белоруссии 10 июля 1994 г. Во втором туре, опять же, первых президентских выборов в Белоруссии он получил 80% голосов избирателей, оставив далеко позади своего соперника - председателя Совета министров Республики Беларуси Вячеслава Францевича Кебича. Как известно, последний вместе с одним из авторов беловежского сговора, председателем белорусского Верховного Совета Станиславом Шушкевичем 8 декабря 1991 г. принимал участие во встрече лидеров трех постсоветских славянских государств – России, Украины и Белоруссии в беловежских Вискулях, где были подписаны печально известные Беловежские соглашения. Именно этими соглашениями был ликвидирован Советский Союз и учреждено виртуальное по форме и уродливое по своей политической сути Содружество Независимых Государств.

К моменту первых президентских выборов Александр Лукашенко в результате самовыдвижения уже стал депутатом Верховного Совета Белоруссии и довольно известным человеком в республике. Политическая жизнь тех дней предоставляла активному гражданину и уж тем более – депутату возможности для того, чтобы громко заявить о себе, обозначить свою политическую позицию и конвертировать ее в известность, популярность и заметное положение в обществе. Александр Григорьевич как раз и был таким человеком, который сполна воспользовался выпавшим на его долю политическим шансом. Известность и популярность изначально пришли к нему с полей борьбы с коррупцией.

26 января 1994 г. по результатам работы возглавлявшейся Александром Лукашенко парламентской комиссии по борьбе с коррупцией Станислав Шушкевич был отстранен от должности председателя Верховного Совета Белоруссии. Он стал первой крупной белорусской политической фигурой, нейтрализованной Александром Лукашенко на своем пути к президентству. Шушкевич пытался вернуться на главную политическую сцену Белоруссии через президентские выборы 1994 г., но проиграл их уже в первом туре голосования.

Победу на первых президентских выборах Белоруссии Александру Лукашенко обеспечила свалившаяся на него большая популярность среди населения Белоруссии как главы парламентской комиссии по борьбе с коррупцией, как активного критика Беловежских соглашений и политика, звавшего белорусов к сохранению и развитию братских отношений с Россией. И никому тогда было невдомек, что все это по большей части – последовательные шаги пиар-стратегии Александра Лукашенко на его пути к политическому олимпу в своей стране. Может быть, он и сам тогда так не думал, но действовал абсолютно точно: ничего другого более отвечавшего на тот момент настроениям большинства белорусского населения он предложить не смог бы.

Помнится, с каким восторгом весть об избрании Александра Лукашенко президентом Белоруссии встретили руководители КПРФ. «Первая победа - на Белорусском фронте» - именно так оценил это событие лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов. Этим заявлением он явно намекал на то, что данное событие – только начало в будущей цепи подобных ему процессов на постсоветском пространстве. И так думал не только лидер КПРФ. Многие политики в России и рядовые российские граждане придерживались того же мнения. Была вера в чистоту помыслов и искренность заявлений Александра Лукашенко. Его пророссийская риторика на фоне усиливавшегося маразма политики Бориса Ельцина и демонстративно недружественного по отношению к России политического руководства Украины часто восхищала российских граждан, многие из которых видели в лице Александре Лукашенко желанный прообраз нового президента России.

Первый белорусский президент стал регулярным участником программ каналов российского телевидения и нередким гостем в граничащих с Белоруссией и в более отдаленных регионах России, куда он мог совершать деловые поездки, даже не поставив предварительно в известность об этом Крем ль или МИД России. Такие поездки приобретали все более регулярный характер и становились для белорусского президента в деловом и политическом отношении настолько уже привычными и важными, что он как-то, находясь в Североморске, заявил на пресс-конференции, что Белоруссия отныне делает ставку на развитие своих связей с российскими регионами, а не с Москвой. Последней пришлось намекнуть белорусскому лидеру о необходимости соблюдения дипломатического протокола и политических приличий.

Александр Лукашенко собирал в России урожаи популярности. Одно время сразу после заключения Москвой и Минском 2 апреля 1997 г. Договора о создании Союза Белоруссии и России, а затем и подписания 8 декабря 1999 г. Договора о преобразовании Союза в Союзное государство Белоруссии и России, возникло ощущение, что реальная интеграция двух стран произойдет быстро, и на постсоветском пространстве появится новое мощное славянское государство.

Но сегодня уже на исходе 2010 год, а в реализации этого договора не произошло практически никакого реального продвижения вперед. Правда, были сформированы руководящие органы Союзного государства, на обеспечение работы которых и реализацию некоторых малозначимых союзных проектов ежегодно принимается бюджет Союзного государства, основная часть которого состоит из российских денег.

Многолетняя работа над этим геополитическим проектом, возня вокруг разработки конституционного акта Союзного государства, введения единой валюты и других интеграционных документов оказались бесплодными. Каждый раз, когда «союзники» на рабочем уровне, казалось бы, выходили на окончательно согласованные тексты и проекты решений, со стороны президента Лукашенко появлялись какие-то возражения и странные предложения типа создания двух равноправных эмиссионных центров по печатанию денег в Минске и в Москве, требование установления одинаковых с внутрироссийскими цен на энергоносители для Белоруссии еще до вступления в силу всех союзообразующих документов и т.п. Все это дезавуировало предварительно проделанную работу и возвращало стороны на исходные позиции. Но нам в России представлялось, что это - некие рабочие моменты, которые возникали исключительно якобы из-за повышенной заботы лидера Белоруссии за судьбу Союзного государства. Да и сам Лукашенко, чувствуя интерес России к реализации проекта Союзного государства, с обычным для него пафосом клялся, что будет до конца защищать этот проект, станет, так сказать, его последним солдатом.

Но дальше подобных заклинаний дело не шло. В итоге с момента избрания Александра Григорьевича первым президентом Республики Белоруссии и по настоящее время Россия находится в состоянии перманентного поиска надежной основы для развития нормальных добрососедских отношений со своим «союзником» и просто соседом, прощая при этом Лукашенко все его политические прихоти, манипуляции обещаниями, двурушничество, недружественные демарши и даже постоянные попытки шантажа российской стороны переориентацией Белоруссии на Запад..
Оглядываясь назад и знакомясь ближе с политической карьерой Александра Лукашенко, можно припомнить много событий и нюансов, которые в сумме дают ответы на то, как возник проект единения России и Белоруссии и почему он топчется на месте, а то и вообще может умереть.

Сегодня уже абсолютно ясно, что проекты Союза Белоруссии и России, а затем и Союзного государства Белоруссии и России возникли в голове Лукашенко далеко не случайно. Они стали прямым продолжением линии тех политических комбинаций и манипуляций, которые и привели Александра Григорьевича сначала в Верховный Совет Белоруссии в качестве депутата, затем сделали его главным борцом с коррупцией в своей стране, а потом уже и президентом Белоруссии. Не он первый среди белорусских политиков в 90-е годы начал эксплуатировать тему сближения Республики Беларуси с Россией. Ее активно использовал главный соперник Лукашенко на президентских выборах 1994 г. Вячеслав Кебич. Лукашенко после победы на президентских выборах оставалось только подхватить и развить этот беспроигрышный прием.

При рассмотрении методики выстраивания политической карьеры Александра Лукашенко и оценке «феномена» его политического долголетия на постсоветском пространстве (только лидеры Казахстана Нурсултан Назарбаев и Узбекистана Ислам Каримов превосходят Лукашенко по президентскому стажу) никак не обойтись без анализа его методов и приемов борьбы со своими оппонентами и политическими противниками. Далеко не случайно и не беспричинно на Западе Александра Григорьевича Лукашенко прозвали «последним диктатором в Европе».

Весь первый срок своих президентских полномочий (10 июля 1994-21 июля 1999 гг.) Александра Лукашенко провел в жесткой конфронтации с парламентом и конституционным судом Белоруссии, своими политическими оппонентами и оппозиционной прессой. За это время, несмотря на сопротивление парламента, А.Лукашенко инициировал проведение двух референдумов (май 1995 и ноябрь 1996 гг.) по вопросам изменения конституционного строя и перераспределения полномочий между парламентом и президентом.

Результаты ноябрьского референдума 1996 года позволили Александру Григорьевичу остаться у власти до 2001 г. Продолжению полномочий Лукашенко попытался воспрепятствовать председатель белорусского парламента Семен Шарецкий, но Лукашенко объявил парламент "незаконным" и распустил его. Это был уже второй роспуск Александром Лукашенко парламента Белоруссии (первый роспуск парламента созыва 1995 года был произведен поздней осенью 1996 года из-за возражений парламентариев по поводу предложенного Лукашенко проведения ноябрьского 1996 г. референдума).

17 октября 2004 г. Лукашенко провел в Белоруссии третий общенациональный референдум, по итогам которого из конституции страны было изъято положение, ограничивавшее непрерывные президентские полномочия одного лица двумя сроками.
В результате Белоруссия из парламентской республики стала президентской. Очень похоже, что с пожизненным президентом. За президентом было закреплено право назначения генерального прокурора, председателей Верховного и Конституционного судов и Национального банка, половины членов Конституционного суда и Центризбиркома, трети членов Совета Республики, право распускать парламент. Александр Лукашенко получил неограниченные, буквально диктаторские полномочия и общественное признание за ним авторитета «отца» («батьки») белорусского народа.

Для подтверждения своего статуса диктатора и грозного «батьки» Александр Лукашенко сшил себе специальную военную генеральскую форму «верховного главнокомандующего» 85-тысячной белорусской армией и красуется в ней каждый раз на проводимых войсковых учениях и воинских церемониях. В военную форму одежды теперь одевают и несовершеннолетнего внебрачного сына президента Колю – как какого-нибудь бывшего наследного принца Ирана Резу Пехлеви или наследника президента Центрально-Африканской Республики. А сам Александр Григорьевич представляет Колю главам других государств как своего наследника! В общем, братья-славяне, какой-то сплошной, не подлежащий лечению маразм!

В этот же период был подвергнут репрессиям целый ряд оппозиционных политиков, высших должностных лиц и представителей средств массовой информации. Так, бесследно исчезли непримиримые критики политики Лукашенко вице-спикер Верховного Совета, председатель центральной избирательной комиссии Белоруссии Виктор Гончар (сентябрь 1999 г.), бывший министр внутренних дел генерал Юрий Захаренко (похищен 7 мая 1999 г.), корреспондент российского телеканала ОРТ Дмитрий Завадский (7 июля 2000 г. похищен неизвестными в минском аэропорту). За несогласие с политикой президента был отправлен в отставку, а затем осужден на три года бывший премьер-министр Белоруссии Михаил Чигирь. Белорусскими властями за неугодные Лукашенко репортажи был арестован российский тележурналист Павел Шеремет. Под репрессии попали белорусские журналисты и депутаты, которые своими критическими выступлениями, что называется, дразнить президента и его ближайшее окружение.

С каждым годом и новым президентским сроком усиливались безаппеляционность оценок и суждений белорусского президента, его подозрительность и недоверие даже к своему ближайшему окружению. Жертвами недоверия «батьки» стали многолетний глава КГБ Белоруссии генерал Степан Сухоренко, секретарь Совета безопасности Белоруссии Виктор Шейман, бывший министр внутренних дел Наумов, министр обороны генерал Мальцев и другие.

Расправляясь со своими политическими соперниками, критиками и прямыми противниками по мере своего продвижения на пост первого президента и в ходе последующих избирательных кампаний по переизбранию на второй (9 сентября 2001 г.) и третий (19 марта 2006 г.) президентские сроки, Александр Лукашенко постоянно совершенствовал свои собственные политические, административные и силовые технологии в борьбе за удержание власти в своих руках. Он убедился в том, что надо быть в постоянном движении, не позволять развернуться своим политическим конкурентам и противникам, упреждать их шаги своими действиями, создавать новые возможности для расширения своей популярности среди простых белорусов и возможностей для того, чтобы оставаться на политическом олимпе Белоруссии как можно дольше. Крестьянская сметка Александра Лукашенко, помноженная на его же свежий политический и административный опыт и неуемные личные амбиции, пока оказалась более продуктивной, чем партийно-политическое прошлое и все бюрократические возможности и демократические химеры его противников.
Возвращаясь к теме Союзного государства, следует отметить, что этот проект сулил Лукашенко большие личные возможности и перспективы. Во-первых, он способствовал росту популярности первого белорусского президента как в Белоруссии, так и в России. Во-вторых, он мог стать или президентом Союзного государства или вторым лицом в нем с перспективой на «повышение». Как-то в одном из интервью на российском телевидении Александра Лукашенко спросили, рассчитывает ли он лично на достойный руководящий пост в Союзном государстве, на что белорусский президент, хитро прищурившись, задал свой вопрос журналисту: «А вы как полагаете?». В-третьих, реализация проекта Союзного государства могла продолжаться так долго, как это было выгодно для самого Александра Лукашенко.

А как эффектно Александр Григорьевич произнес свой тост на приеме в Кремле по случаю подписания договора о Союзе Белоруссии и России! Выйдя к микрофону с рюмкой водки в руке, Лукашенко сказал, что он вообще-то не пьет, но по этому случаю выпьет! Выпил и разбил вдребезги свою рюмку о кремлевский паркет! Этот жест мог означать многое, но для Александра Лукашенко на тот момент было важно убедить Бориса Ельцина, российский политический бомонд и граждан обеих стран, что его решение – искреннее и бесповоротное (вся эта церемония освещалась российским телевидением в прямом эфире) и что Белоруссия под его руководством станет самым близким и верным союзником России. По-видимому, Александру Григорьевичу это удалось: Борис Ельцин, намеревавшийся во время тоста белорусского президента закусить вкусным маринованным огурчиком, так и не донес его до рта, отложил закуску и вышел к микрофону, чтобы «побрататься» с Александром Лукашенко и выразить восхищение жестом своего белорусского коллеги и нового союзника.

Удивительное дело, но Александру Лукашенко, не обладавшему ни серьезными знаниями, несмотря на полученные уже в зрелом возрасте два высших образования, ни большим политическим опытом, но уже хорошо ориентировавшемуся в текущей политической конъюнктуре, новых политических нравах и в слабостях человеческой психологии, удавалось с легкостью манипулировать (на современном криминальном жаргоне – «разводить») как российских политиков первого эшелона, так и граждан России и Белоруссии. Лукашенко удалось даже выступить 13 ноября 1996 г. в российской Государственной Думе с изложением перспектив строительства белорусско-российской интеграции. Правда, этому выступлению предшествовал скандал: часть депутатов Госдумы (в частности, вся фракция «Яблока») покинули зал заседаний в знак протеста против присутствия в зале Лукашенко, которого российские демократы считали причастным к организации репрессий против своих политических соперников и бесследному исчезновению некоторых из них.
Известный российский политолог Дмитрий Орешкин пишет: «Лукашенко – чрезвычайно циничный и прагматичный политик, он часто разыгрывал Россию «на новенького», водил на поводке Ельцина, но ничего из обещанного так и не выполнил. Когда появился Путин, батька дал понять: со старым правительством у нас ничего не вышло, зато с Владимиром Владимировичем, молодым и перспективным политиком, мы все построим. Путин купился, и еще 10 лет Лукашенко получал из кормушки все, что душе угодно. Когда же и Путин прозрел, батька принялся за Медведева. Минувшим летом прошли совместные учения России и Беларуси, оба президента были в камуфляже, оба были чрезвычайно довольны друг другом, и Лукашенко опять напел Дмитрию Анатольевичу старую песню о главном. Главное, чтобы Медведев не «купился».

Этого не произошло, что говорит об одном: Дмитрий Медведев хорошо выучил историю отношений России с Белоруссией Лукашенко. И не купился, хотя соответствующие подходы со стороны Александра Григорьевича были.
Небезынтересно продолжение оценки, сделанной Дмитрием Орешкиным:

«Меня восхищает абсолютно бессовестный гений Лукашенко. Надо же так, на одном и том же месте стандартными приемами выдаивать из огромной страны по нескольку миллиардов долларов в год и ничего не давать взамен. Это феноменально. Батька, как и Сталин, – гений дешевого популистского пиара, рыцарь фразы. Но народу нравится. Когда приезжаешь в Белоруссию и говоришь с местными жителями, выясняется, что большинство из них свято верит, что последние пару лет вся нефть в их стране – не российская, а венесуэльская, так как черствые олигархи из России пытаются нажиться на своих соседях, завышают цены и нефть Белоруссии не продают. Это было фактом общественного мнения задолго до пресловутого договора с Уго Чавесом, который мы сейчас так бурно обсуждаем. Лукашенко гениально контролирует информационные потоки в стране, а за счет популистских эффектов – умы и сердца избирателей. Остается только восхищаться злым гением и радоваться тому, что мы с вами живем не в Белоруссии».
Возникает вопрос, почему и зачем Россия одобрила идею Союзного государства Беларуси и России и продолжает поддержку этого геополитического проекта, несмотря на явный саботаж его сегодня со стороны Александра Лукашенко и его команды?

Главное, судя по всему, заключается в том, что российское руководство смотрит на этот проект с позиций общенациональных интересов России и Белоруссии и их народов, а не личных желаний и амбиций одного человека, даже если он, возможно, и считает себя неповторимым автором этой инициативы. Реальное единение России и Белоруссии могло бы стать на постсоветскрм пространстве мощным консолидирующим фактором и стимулом для других государств и народов к установлению и развитию более тесных и продуктивных межгосударственных связей между ними.

Белоруссия - небольшая страна с ограниченными ресурсами, узкими рынками для ее продукции и относительно небольшим населением. Ее безусловным достоянием являются территория с развитой инфраструктурой, созданный в советское время промышленный и научно-технический потенциал, высокий образовательный и профессиональный уровень населения. Безусловным преимуществом Белоруссии является ее выгодное географическое положение между Евросоюзом и Россией. Но все эти преимущества могут иметь значение только при условии наложения на них российских ресурсов и крупных интеграционных проектов.

Не должно складываться впечатления, что в Белоруссии все плохо. Нет, там везде внешний порядок. Организованно и предсказуемо проводятся референдумы и выборы президента и парламента. Минск и другие белорусские города, в отличие от многих российских, хорошо ухожены. Общественный порядок повсеместно поддерживается неподкупной милицией. О террористах в Белоруссии только слышали. Хорошие дороги с расчищенными и обкошенными обочинами. Местные гаишники взяток не берут. Высокая занятость населения. Говорят, что перед декабрьскими президентскими выборами Александр Лукашенко за счет созданного им президентского фонда (реально – печатного станка) увеличил заработную плату госслужащим, работникам госпредприятий и на селе. Основная масса белорусов считает, что политика «батьки» отвечает интересам страны и их личным и, скорее всего, изберут его 19 декабря 2010 г. на четвертый пятилетний президентский срок.

Да и как не избрать? Только «батька» радеет за державу и народ. Только он политик в этой стране, а все остальные – технические специалисты и исполнители. Так, по крайней мере, он разъяснил эту диспозицию в августе 2010 г. своему премьер-министр Сергею Сидорскому. «Вы голый экономист, а не политик. Политик здесь я!». Альтернативы президенту Александру Лукашенко в Белоруссии сегодня нет. Там есть, по словам Александра Григорьевича, одни отморозки, «вякающие на иностранные деньги». 15 лет непрерывной борьбы Александра Лукашенко со своей оппозицией не прошли бесследно: в стране нет крупных политических фигур, способных бросить вызов нынешнему президенту. Да и как могли они появиться, если оппозиция загнана в полуподполье, а ее лидеры находятся под контролем органов безопасности. Говорят, что в стране по-прежнему орудуют «эскадроны смерти». Даже если это слухи, они все равно поддерживают в стране атмосферу покорности и страха.

В то же время, по данным из Минска, «люди устали от авторитарного правления, от этого невыносимого бюрократизма, культа личности, отсутствия надежд что-либо изменить». А поэтому многие люди, недовольные Лукашенко, все же пойдут на избирательные участки и отдадут за него свои голоса, чтобы не попасть под подозрение в нелояльности «батьке».

Погоду в политической жизни Белоруссии сегодня делают не партии и общественные организации и движения, а подконтрольные президенту органы власти, силовые структуры, подконтрольные властям средства массовой информации и подчиненный непосредственно Александру Лукашенко и его старшему сыну Виктору репрессивный аппарат. Белорусские средства информации каждый день внушают избирателям мысли о том, что «менять относительно сытую жизнь на трудно реализуемые лозунги людей, которые в собственном успехе не продвинулись дальше иностранного гранта, никто не будет» (газета «Белорусский партизан»). «Оппозиция наша голожопа... Они все профессиональные политики при полном отсутствии политической жизни в Белоруссии. Эти профессиональные политики никого не представляют, кроме узкой кучки сподвижников и сотрудников арендованного офиса. Страшно далеки они от народа», - заключает издание. Вот так!

Независимость Белоруссии может обеспечить только Александр Лукашенко. Только Лукашенко может сформулировать основные направления внутренней и внешней политики, только под его руководством национально-государственные интересы могут быть реализованы. "Сильная и процветающая Беларусь", "купляйце беларускае", "стабильность" - штампы, составляющие сегодня основу лексикона государственной идеологии.

Большинство белорусского населения лишено возможностей получать информацию из России и питается только той информационной продукцией, что вкладывается в их головы официальными СМИ.
Сегодня Александр Лукашенко уверен в своей победе 19 декабря. «Выборы пройдут без сучка и задоринки»,- заявил 2 ноября с.г. в Минске действующий президент Белоруссии на встрече с министрами иностранных дел Германии и Польши Гиде Вестервелле и Радославом Сикорски. Оба министра были делегированы Евросоюзом для получения от белорусского лидера заверений о том, что выборы пройдут с соблюдением всех принятых на Западе демократических процедур. Евросоюз хотел бы, чтобы у него не было поводов для сохранения в отношении Минска принятых ранее санкций и ограничений. Радослав Сикорский заявил, что Минск «в случае проведения свободных выборов сможет рассчитывать на получение около 3 млрд. евро в течение ближайших трех лет из разных источников».

Для России безусловный интерес представляют перспективы развития отношений с Белоруссией после 19 декабря 2010 г. и далее. В Москве и в России в целом, безусловно, заинтересованы в развитии российско-белорусских отношений и всесторонних связей с белорусским народом. Об этом говорят все российские политики и общественные деятели. Так думают и рядовые российские граждане. Но, как мы уже убедились, на этом пути в последние годы появилось немало препятствий личной конструкции Александра Лукашенко и его окружения.

Фактором, отягощающим российско-белорусские отношения, стала личность самого Александра Лукашенко. Напомним высказывание пресс-секретаря президента России Д.Медведева о том, что попытки нынешнего белорусского лидера «въехать в новый президентский срок на антироссийской тематике поменяли отношение к нему в личном плане и не будут способствовать активизации процессов развития отношений и взаимной интеграции». Озвучив за последнее время много резких и провокационных слов и оценок в адрес России и ее руководителей, Александру Лукашенко трудно будет «отыграть» назад. Этому не поможет даже лидер КПРФ Геннадий Зюганов, прибывший в конце октября с.г. в Минск для оказания моральной и политической поддержки «батьке».

Даже если Лукашенко и сменит «гнев на милость», российская сторона теперь вряд ли сможет верить ему. Как пишет Николай Радов в своей статье для интернет-ресурса «Regum», «трудно себе представить, что Лукашенко в один момент перестанет себя чувствовать барином в своей вотчине и начнет скрупулезно выполнять взятые на себя обязательства… Невыполненное же обещание Лукашенко, как стратегического союзника России, признать Южную Осетию и Абхазию только подтверждает тезис о том, что нынешнее руководство Белоруссии не может рассматриваться в качестве надежного политического партнера на международной арене».

С кем в таком случае вести переговоры и дела в Белоруссии? Вести переговоры с Александром Лукашенко – все равно, что толочь воду в ступе: процесс бесконечный и безрезультатный. Представляется, что после 19 декабря в команде белорусских переговорщиков появится больше должностных лиц второго (премьерского) и третьего (министры и их заместители) уровней. Они, конечно, будут строго руководствоваться указаниями своего президента, но хоть разговаривать и ними можно будет конкретно.

Белорусская сторона, конечно, снова будет пытаться выторговать для себя у России льготы, в первую очередь в сфере цен и таможенных пошлин на энергоносители. Белорусы рассчитывают на то, что в этом им поможет вступление в силу с начала 2011 года Таможенного кодекса.
Что касается судьбы Союзного государства, то у Лукашенко, похоже, интерес к нему исчезает или уже исчез. Не случайно в своем выступлении 19 октября 2010 г. в совете безопасности Белоруссии при обсуждении нового проекта концепции национальной безопасности страны Александр Лукашенко заявил о "ползучей деградации" существующих систем и механизмов безопасности в политической сфере, а также использовании методов и приемов, "нацеленных на создание различных препятствий устойчивому развитию» Белоруссии. Это не может рассматриваться иначе, как обвинение в сторону России.

В контексте снижения этого интереса следует рассматривать и возникшие в Белоруссии разговоры о выгодности для страны развития пор пути швейцарского нейтралитета, для которого «зонтик» Союзного государства будет не нужен. Появившиеся накануне президентских выборов знаки внимания к Белоруссии со стороны Евросоюза вдохновляют Минск на активный поиск путей расширения контактов, связей и взаимодействия с Евросоюзом.
Сказать однозначно, как будут развиваться отношения России с Белоруссией после 19 декабря 2010 г., сегодня трудно. Многое будет зависеть от мотивации в деятельности белорусских властей во главе с их президентом, от тех приоритетов во внутренней и внешней политике, которые они сочтут для себя более предпочтительными. Представляется, что здесь возможны несколько сценариев или вариантов действий белорусской стороны (при условии, что А.Лукашенко выигрывает очередные для него президентские выборы уже в первом туре).

Наиболее вероятным сценарием, который станет разыгрывать на российском направлении белорусская сторона, может стать «миротворчество», т.е. постепенное ослабление антироссийской линии в официальной пропаганде Минска и поиск поводов и путей для возобновления диалога с Москвой по жизненно важным для белорусов вопросам. Пойти на полное свертывание политических, экономических и интеграционных связей с Россией для Белоруссии означало бы втянуться в тяжелый политико-экономический кризис. Если президент Лукашенко все же решится на такой шаг, это в итоге серьезно ослабит его авторитет и политические позиции в собственной стране.

Одновременно Александр Лукашенко будет вести линию на развитие контактов с Евросоюзом в расчете на приобретение в его лице альтернативного политического и экономического партнера.
Другим, менее вероятным, но более жестким сценарием может стать существенное сужение Минском поля белорусско-российского политического и военного взаимодействия с замораживанием своего участия в наиболее важных проектах в этой сфере. Не исключено, что белорусское руководство использует свое членство в структурах СНГ, ОДКБ и ШОС для дезорганизации их работы. Крайним выражением этого курса могут стать попытки президента Белоруссии сколотить некое подобие «антироссийского пакта» из стран Балтии, Белоруссии, Польши, Молдавии и Грузии. Но такая затея вряд ли найдет понимание и поддержку у большинства из названных стран.
В свете всего вышеизложенного политика России на белорусском направлении после 19 декабря 2010 г. должна быть выдержанной и расчетливой. Если не произойдет ничего экстраординарного, Москва после некоторой паузы должна будет признать состоявшиеся в Белоруссии президентские выборы легитимными. Но в дальнейшем при выстраивании своих отношений с Белоруссией Россия должна будет учитывать весь негативный опыт отношений с режимом Лукашенко.

Москве в первую очередь необходимо будет совершенно четко определить ту политическую основу, на которой могут строиться новые отношения с режимом Лукашенко.
Официальному Минску надо также четко разъяснить, что в дальнейшем наши двухсторонние отношения будут строиться на строгих паритетных условиях, взаимного учета интересов сторон, соблюдения равных экономических выгод, ухода в экономическом сотрудничестве от необоснованных односторонних преференций, взаимного отказа от дискриминации интересов и прав участников экономического сотрудничества.

При любых вариантах развития отношений с Белоруссией на ближайшую перспективу Москве следует исходить из того, что полного доверия режиму Лукашенко быть не может, и Россия должна быть готовой к любым изменениям ситуации на белорусском направлении ее внешней политики.

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх