,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Аляска
  • 9 января 2012 |
  • 20:01 |
  • XPEHA |
  • Просмотров: 1408
  • |
  • Комментарии: 2
  • |
0
Аляска Приближающийся очередная годовщина исторического договора между Соединенными Штатами Америки и Российской Империей: в 1867-м году, более 140 лет назад, за 7 миллионов 200 тысяч долларов Аляска была продана США и впоследствии стала 49-м – и самым большим по территории – штатом Америки.

До 18 марта 1867 года Аляской управляла Российско-американская компания, учрежденная в 1799 году купцом Григорием Шелиховым и государственным деятелем Николаем Резановым. Именно благодаря промышленникам – промышляли они, в первую очередь, пушниной – и благодаря купцам появилась Русская Америка. Ее центром был Новоархангельск – сегодняшний город Ситка.

Помимо Аляски, Русская Америка охватывала и часть Калифорнии, где главный правитель Русской Америки Александр Баранов создал поселение, о котором и сегодня, почти 200 лет спустя, напоминает знаменитый Форт-Росс.

Тем не менее, несмотря на всю историческую значимость Форта, в последнее время ему угрожало закрытие вместе с другими культурными памятниками из-за финансовых проблем Калифорнии. Как обстоит ситуация с ним сегодня? Каковы новости последнего времени?

На вопрос Русской службы «Голоса Америки» ответил специалист по Русской Америке Александр Петров, ведущий научный сотрудник Центра североамериканских исследований Института всеобщей истории РАН: «Мы должны делать все от нас зависящее по сохранению этого музея. Дело дошло до федеральных органов нашей страны. Посол лично принял самое активное участие в решении этого вопроса». Полного ответа на данный вопрос, сказал Петров, нет, но и опасности того, что Форт закроют, сейчас не существует.

Если пребывание русских в Калифорнии не было повсеместным и безусловным, то «российский суверенитет над Аляской был неоспорим», рассказал Владимир Мединский, историк, депутат Госдумы и автора книг «Мифы о России».

Что касается Аляски, то первые русские поселения там основал Григорий Шелихов, хотя еще в семнадцатом столетии ее обнаружили казаки, дошедшие до пролива, который позднее был назван Беринговым.

При Шелихове же в 1794 году на Аляску прибыла первая миссия православных священников. Ее поддержала императрица Екатерина II. Священники обращали коренное население Аляски в православие. Охотнее всего новую веру приняли алеуты. Сегодня самая большая православная община в Америке аляскинская.

Аляска Напомним, что в 1867 году император Александр II, который лично участвовал в российско-американских переговорах, решил вместе с великим князем Константином Николаевичем и другими либералами продать Аляску по экономическим соображениям: и без того непростая экономическая ситуация усугубилась в России после поражения в Крымской войне 1853-1856 годов. Аляска же требовала от правительства денежных вложений.

Тем временем в американском обществе стоял вопрос о ценности такого приобретения как Аляска. В прессе об этом много писали, Сенат колебался, но в итоге дал свое согласие на покупку этой территории.

Отметим, что высказываются самые разные версии, почему Россия продала Аляску.

Так, например, Владимир Мединский, комментировавший эти события, считает причиной недальновидность российских либералов, лишенных чувства государственности и экономико-политической дальновидности, потому что Аляска в буквальном смысле слова оказалась золотой жилой.

Через несколько десятилетий после заключения договора 7 миллионов, потраченные США, щедро окупились. В 90-е годы на Аляске началась золотая лихорадка.

Позднее стало известно о богатых залежах природных ископаемых, среди которых оказались нефть и газ. Их добыча составляет в наше время около 80% доходов Аляски.

Все эти обстоятельства и сегодня заставляют многих российских политиков, а также простых граждан возвращаться к теме продажи Аляски и сожалеть о ней. Об этом свидетельствует различные общественные опросы, в частности опрос, проведенный РИА Новости в рамках масс-медийного проекта «Осторожно, история!».

Споры последних лет о том, кому должны принадлежать права на нефтегазовые месторождения в Арктике – напомним, они составляют более четверти от мировых, – лишь усиливают чувство досады из-за потерянной территории, ведь, помимо Канады, Дании и Норвегии, на месторождения претендуют и США – благодаря Аляске, а позиции России слабее, чем могли бы быть.

Столица Русской Америки

Аляска Город Ситка – бывший Новоархангельск – был столицей российских владений в Америке до 1867 года. Ныне это обычный городок США, в котором живет около 9 тысяч человек. Однако в нем по-прежнему сохраняется влияние русской культуры, истории и языка.

В августе 2010 г. в Ситке прошла Международная конференция по Русской Америке. Это четвертая конференция такого рода – первая состоялась в 1979 году.
Тэд Поулсон (Thad Poulson), главный редактор местной газеты Daily Sitka Sentinel говорит, что русское наследие используется для привлечения туристов – в городе огромное количество фирм и магазинов с русскими названиями. В частности, широко используется фамилия основателя города – директора Российско-Американской кампании Александра Баранова. Поулсон отмечает: «Ситка уже застолбила свое место в истории. Эта часть американского побережья активно колонизировалась русскими. После продажи Аляски в 1867 году почти все они уехали, а история осталась. Туристы приезжают в Ситку в том числе и потому, что хотят увидеть то, что осталось от колониальной эпохи».

В центре города стоит Собор святого Архангела Михаила, в котором хранится чудотворная икона Ситкинской божьей матери. Ее авторство приписывается Владимиру Боровиковскому, который создал много икон для Казанского собора в Санкт-Петербурге.
Аляска Настоятель Собора – отец Сергий – имеет необычную биографию. Он родился в Венесуэле и долгое время был священником в Академии армии США в Вест-Пойнте. Он считает, что православие смогло прижиться в Америке благодаря тому, что миссионеры не пытались уничтожать традиции местных жителей, наоборот – они интересовались языком и обычаями индейцев, алеутов, эскимосов: «Сейчас у нас в храме 600 человек прихожан. Русских практически нет здесь, а культура осталась. Люди говорят на английском языке, но сохраняют русские обычаи – они умеют испечь пирог, знают, как подавать чай. При этом они настоящие индейцы – в барабаны бьют, перья носят, а в церковь идут!»

В последние годы в бывшей столице Русской Америки вновь стали селиться выходцы из России. Одна из них – Ольга Борланд (Olga Borland), которая вместе с мужем владеет компанией Russian American Company, оперирующей сетью магазинов. Она отмечает, что русские традиции вошли в жизнь местных жителей: «Во многих семьях сохранились кулинарные рецепты: люди знают как делать пасху, куличи… Сохранились какие-то легенды, рассказы. Часто говоришь с кем-нибудь из местных, и он заявляет: «А я русский!» – потому что у него прапрадедушка или прабабушка были русскими».

Ряд священнослужителей, действовавших на Аляске, вошли в историю России. Первым епископом Русской Америки стал Иннокентий Вениаминов (формально он был третьим епископом, но двое его предшественников на Аляску не прибыли – они умерли в дальней дороге). Впоследствии он стал митрополитом, а в 1977 году – был причислен к лику святых. Он перевел Евангелие от Матфея на язык алеутов и заканчивал его перевод на язык тлинкитов, когда был отозван в Петербург.

В Ситке действует музей – Дом епископа – это историческое здание, в котором жил святой Иннокентий. Томас Кук (Thomas Cook), сотрудник Национальной службы парков США (National Park Service) проводит экскурсии по дому, и по долгу службы детально изучил биографию первого епископа Аляски. По его словам, индейцы тлинкиты, которые долгое время воевали с русскими колонистами, прониклись к ним доверием во многом именно благодаря действиям Иннокентия, который помог им справиться с эпидемией оспы.

Отец Сергий говорит: «Святой Иннокентий, который построил этот храм, переводил священное Писание на местные языки – алеутский, тлинкитский… Благодаря этому православие стало частью жизни этих народов». Стоит добавить, что первым святым-уроженцем этих мест был Яков Нецветов, который распространял христианство среди индейцев-атабасков.

Отец Сергий говорит, что во многих частях Аляски в законсервированном состоянии сохраняются обычаи России начала-середины 19 века: «У нас на Аляске 97 приходов. В некоторых здешних храмах хранятся иконы 16 века». Особую гордость отца Сергия вызывает то, что именно в Русской Америке открылась первая в Америке школа иконописи.

Дасти Кидд (Dusty Kidd), директор Национального исторического парка Ситки (Sitka National Historical Park) говорит, что Ситка – наиболее исторический город Аляски: «Ее принято называть столицей Русской Аляски, но она не была настоящей столицей. Столица – это город, в котором находится правительство. В Ситке работали директора Российско-Американской компании, однако они были коммерсантами, а не чиновниками. Но Ситка была центром, вокруг которого выстраивалась вся история Русской Америки. Важно добавить, что, например, в Ситке действовала первая корабельная верфь на западном побережье Америки».
7 октября 1867 года в Ситке прошла торжественная церемония передачи Аляски Соединенным Штатам – был спущен российский флаг и поднят американский. Большинство русских, живших на территории Аляски, уехали, хотя согласно российско-американскому договору их правам и имуществу ничего не угрожало.

Аляска Боб Медингер (Bob Medinger) директор Исторического общества Ситки (Sitka Historical Society) говорит, что смена владельца Аляски привела к некоторым парадоксальным переменам в жизни местных жителей: «Если человек лег спать 7 октября 1867 года, то проснулся он 18 октября. Потому что Россия использовала юлианский календарь, а США – григорианский. Также интересно, что США изменили систему временных зон, чтобы инкорпорировать Аляску в американскую систему времени».

Впрочем, есть мнение, что Россия де-факто продала не всю Аляску, а лишь относительно небольшой участок территории. Потому что большую часть нынешнего штата США тогда контролировали отнюдь не российские солдаты и чиновники, а многочисленные племена. Только в 1971 году федеральные власти США достигли компромисса с лидерами коренных народов Аляски и согласились выплатить им компенсацию.

Дасти Кидд говорит, что русская культура остается важной составной частью общины Ситки. В последнее время он работал над важным проектом – возобновления колокольного звона в православном храме – проблема заключалась в отсутствии колоколов и квалифицированного звонаря.

По наблюдениям Ольги Борланд многие туристы приезжают в Ситку специально, чтобы прикоснуться к русской культуре: «Я на Аляске живу уже 20 лет. За все это время я видела только двух человек – туристов, кто открыто враждебно относился к России. Они были людьми пожилыми и сохранили какой-то настрой эпохи “холодной войны”. А у остальных наблюдается очень открытый и дружелюбный интерес».

My Webpage





Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх