,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Российско-немецкие клише
  • 2 июня 2011 |
  • 09:06 |
  • OkO55 |
  • Просмотров: 102952
  • |
  • Комментарии: 1
  • |
0
Укоренившиеся стереотипы друг о друге немцы и русские зачастую воспринимают охотнее, чем правду. В этом — немалая "заслуга" средств массовой информации, считают участники дискуссии Moskauer Gespräche из обех стран.

Клише и стереотипы о Германии и России стали главной темой дискуссии Moskauer Gespräche, которая проходила 31 мая в Российско-немецком доме в Москве. "Типично русский, типично немецкий: все это только клише?" — на встречу с таким названием Германо-российский форум, газета Moskauer Deutsche Zeitung и центр Российско-немецкий Дом пригласили молодых людей из обеих стран подискутировать с журналистами.

В ходе встречи выяснилось, что средства массовой информации намеренно используют клише, чтобы привлечь пользователей. "СМИ вообще любят преувеличивать. Плохие новости имеют для них большую ценность", — поясняет редактор немецкого еженедельника Der Spiegel Беньямин Биддер (Benjamin Bidder). Неважно, идет ли речь о раскованных русских женщинах или погрязших в коррупции полицейских, — броские заголовки лишь укрепляют уже имеющиеся представления немцев о России.

Несправедливые клише или тонко подмеченные особенности?

"Конечно, в клише о зиме, водке и коррумпированной милиции есть доля правды, — оправдывает своих коллег немецкий журналист. — Тем не менее, это не должно мешать более глубокому взгляду на вещи". Именно дифференцированного взгляда зачастую не хватает, соглашается Сергей Сумленный, корреспондент делового еженедельника "Эксперт" в Германии. Если избитые фразы часто повторять, возникают новые клише, уверен он. В России, например, многие считают, что Германия слишком терпима и пассивна по отношению к мигрантам, рассказывает русский журналист. "По телевизору частенько показывают берлинский район Нойкёлльн как пример оплота иммигрантов-мусульман. Евросоюз, мол, превращается в европейский халифат", — говорит он.

С другой стороны, Сумленного особенно возмущает то, что немцы постоянно обвиняют русских в пьянстве. "Почему? Ведь отношение к алкоголю у среднего класса в России ничем не отличается от алкогольных привычек населения в том же Эрфурте или Манчестере", — восклицает российский журналист. По его словам, немцы все время спрашивают, можно ли ему свободно писать статьи, а цензура в России и конкуренция между премьером и президентом страны интересует их больше всего. "Кроме того, Россия ассоциируется у немцев разве что с Транссибирской магистралью и паровозом, мчащимся по бесконечным степями и покрытым снегом полям", — говорит Сергей Сумленный.

Стереотипы против действительности

Впрочем, стереотипы о Германии культивируют и российские СМИ. Немцев, к примеру, считают пунктуальными и технически одаренными. "Немецкие машины, пиво и колбаски — любимые темы", — сознается журналист "Эксперта". Бавария для многих — воплощение всего немецкого, включая традиционные короткие кожаные штаны на подтяжках и охотничьи шапки.

Российско-немецкие клише

Сергей Сумленный, Беньямин Биддер и Торстен Брецина

Когда Сумленный жалуется знакомым в Москве на то, что в Берлине ему пришлось несколько недель ждать доставки мебели, а также подключения телефона и интернета, никто ему не верит. Немцы всегда пунктуальны, уверены русские. "Это тебе Кремль приплачивает, чтобы ты плохо о Германии писал", — бывает, упрекают Сумленного друзья за его критические статьи из Берлина.

Клише будут всегда

Насколько быстро оживают старые клише со времен Второй мировой войны и давно минувшей вражды между Германией и Россией, стало ясно во время грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года, говорит Беньямин Биддер. Редактор Der Spiegel, которого тогда послали в Тифлис, хорошо помнит, как в его журнале была подана главная тема: рядом с изображением Путина и танков — заголовок "Опасный сосед".

Клише будут существовать всегда, поскольку они отображают коллективный опыт людей, уверен немецкий журналист. По его мнению, задача СМИ состоит не в том, чтобы бороться с клише с помощью позитивных примеров. Тем не менее, он призывает коллег лучше объяснять процессы в обществе. Правда, действительность в сфере СМИ не всегда этому способствует: многие издания не могут позволить себе иметь корреспондентов на местах, людей в редакциях не хватает.

Сюзанне ШПАН, Татьяна БОНДАРЕНКО

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх