,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Пираты и Украина
  • 26 ноября 2008 |
  • 09:11 |
  • Stiff |
  • Просмотров: 27295
  • |
  • Комментарии: 8
  • |
До недавнего времени слово "пираты" ассоциировалось у большинства граждан с Джоном Сильвером на деревянной ноге, капитаном Бладом да, пожалуй, Николаем Еременко-младшим из первого советского боевика "Пираты ХХ века". Но теперь сомалийские "скитальцы морей" настолько оборзели, что новости о них практически ежедневно появляются в газетах и на ТВ, генсек ООН посвящает им специальный доклад, а НАТО, ЕС и даже Россия посылают в Аденский залив корабли, чтобы изловить мерзавцев и вздернуть на нок-рее. Одна только Украина, чьи граждане, между прочим, томятся в пиратском плену, ни мычит, ни телится, а только туманно сообщает о каких-то переговорах с разбойниками. Зато у нас голодомор...

Вольные альбатросы

"С января 2008 года у берегов Сомали было захвачено порядка 65 торговых судов", - говорится в обнародованном на днях докладе генсека ООН. Согласно оценкам экспертов, "с начала нынешнего года пиратам в виде выкупа было выплачено от 25 млн до 30 млн долларов". "Из-за постоянной и серьезной угрозы, которую представляет пиратство в водах у побережья Сомали, а также постов, выставляемых на дорогах самозваными и клановыми ополчениями", доставка гуманитарных грузов страдающему от внутреннего конфликта населению страны "становится все более дорогостоящим и опасным предприятием", подчеркнул Пан Ги Мун.

И впрямь, эти сомалийцы (или кто они там по национальности) становятся все развязнее. Вот только самые свежие сводки.

Сегодня, 21 ноября, поступила информация о том, что пираты освободили после уплаты выкупа захваченный в конце сентября принадлежащий греческой компании танкер Genius, который шел под флагом Либерии. Сумма выкупа не сообщается. На судне находится 19 членов экипажа. Танкер был захвачен пиратами, когда направлялся из Румынии в Объединенные Арабские Эмираты.

В среду, 19 ноября, пираты освободили гонконгский сухогруз Grate Creation, захваченный 18 сентября 2008 года. Нападение на сухогруз произошло, когда судно направлялось из Туниса в Индию. На борту судна находились 24 китайских моряка и гражданин Шри-Ланки. Сумма выкупа также не сообщается.

15 ноября в руки пиратов попала самая крупная добыча за все время нападений - бандиты захватили саудовский супертанкер Sirius Star и потребовали за освобождение судна и его экипажа 25 миллионов долларов. По последней информации, сейчас судно находится в небольшом порту Харадере, в 300 км к северу от Могадишо. На борту танкера - два миллиона баррелей нефти, что составляет более четверти ее дневного производства в Саудовской Аравии. Стоимость груза оценивается примерно в 100 миллионов долларов. В Международном морском бюро (IMB), занимающемся борьбой с пиратами, уже признали, что нападение на Sirius Star - один из редчайших случаев в их практике. Пираты, по сути, впервые решились на захват судна не в Аденском заливе, где они уже привыкли совершать нападения.

В тот же день было захвачено судно Delight, шедшее из Гонконга в иранский порт Бандар-Аббас с 36 тыс. тонн пшеницы на борту. Всего, по данным IMB, с января 2008 года сомалийские пираты успели совершить нападения на 83 судна, из которых 33 были захвачены. Сейчас в их руках находятся 11 судов и 200 заложников. Среди них и экипаж украинского судна Faina, по поводу которого все еще ведутся переговоры (об этом ниже).

Уместно будет напомнить, что в июле СБ ООН принял резолюцию о борьбе с пиратами, в которую вступили ЕС, Южная Корея и Индия. Евросоюз утвердил решение о проведении первой в своей истории военно-морской операции, которая будет направлена против пиратов в районе побережья Сомали. Операция, получившая название "Аталанта", предполагает отправку к берегам Сомали от шести до десяти кораблей. Они будут координировать свои действия с военными из НАТО и США. С сентября патрулирует неспокойные воды российский корабль "Неустрашимый". Впрочем, патрулирование опасной зоны площадью 2,6 млн кв. км, даже усилиями десятка стран, не приносит ощутимых результатов.

Обычно пираты действуют по следующей схеме. Суда захватывают абордажные команды в составе около 10 человек, а вслед за "штурмовиками" прибывает подкрепление, как правило, по 50 человек. После этого судно отгоняют в порт Эйль, где под охрану его берут совсем другие люди. Пиратскую вольницу обслуживают практически все жители Эйля. Пиратство стало основным двигателем экономики в этом месте. Благодаря крупным выкупам в портовом городе появились дорогие машины и шикарные особняки, учитывая, что почти половина населения Сомали зависит от гуманитарной помощи извне.

Краткая история пиратства

Когда возникло пиратство - доподлинно неизвестно. Вероятно, этот промысел появился сразу же, как только человек освоил мореплавание. А вот историю современного пиратства можно отсчитывать от разных точек, но основополагающей является 1856 год. В этом году ведущие европейские страны на Парижском конгрессе подписали договор, запрещающий каперство - т.е. пиратство частных судовладельцев, купивших у государства так называемый каперский патент, позволяющий захват и уничтожение неприятельских кораблей, а также нейтральных кораблей, перевозящих груз для противника.

Определение пиратства и методы борьбы с ним содержатся в Конвенции ООН по морскому праву, которая вступила в силу с 16 ноября 1994 года. В соответствии с этим документом, все государства в максимально возможной степени обязаны сотрудничать в деле пресечения пиратства в открытом море или любом другом месте за пределами юрисдикции какой-либо страны. Право оказывать вооруженный отпор сомалийским пиратам подтвердила резолюция №1838, принятая Советом Безопасности ООН 7 октября сего года. Документ призывает все страны, заинтересованные в сохранности морских перевозок, принимать активное участие в борьбе с пиратством у берегов Сомали, в частности, размещая в водах морские суда и военно-воздушные силы.

По данным Международной морской организации, современное пиратство подразделяется на три вида. Первый вид представляет собой обычные шайки, которые вооружены ножами и пистолетами. Используя фактор внезапности, они нападают на суда в открытом море или в гавани, а затем грабят пассажиров и экипаж. Как правило, они не покушаются на захват самого судна, а ограничиваются лишь судовой кассой и частью груза, который перегружают на свои катера и лодки.

Второй вид - это банды, вооруженные крупнокалиберными пулеметами, автоматами и гранатометами, которые нередко истребляют весь экипаж, захватывают судно и груз.

Третий вид - это международные организованные группы, которые захватывают корабли с особо ценными грузами. Они используют современную спутниковую навигацию и средства связи, обладают агентурной сетью, обширными связями в различных эшелонах власти.

По методам действий пираты делятся на два типа - "индонезийский" и "сомалийский". Первый тип, распространенный прежде всего в водах Юго-Восточной Азии, подразумевает охоту за ценным грузом. Люди в этом случае являются досадной помехой и часто уничтожаются. Второй тип нападений, практикующийся в основном в африканских водах, предусматривает захват заложников с целью получения выкупа.

Основными плавсредствами нынешних пиратов являются быстроходные катера, лишенные и намека на пушки, а основой огневой мощи является легкое стрелковое оружие. В лучшем случае - крупнокалиберные пулеметы, гранатометы и безоткатные орудия, которые можно установить на катерах.

Историко-географически пиратов делят на следующие виды (не могу удержаться, чтобы не привести эти данные - уж очень любопытно).

Тжекеры - ближневосточные пираты в XV-XI вв. до нашей эры.

Долопийцы - древнегреческие пираты, также известные как скирийцы, во второй половине VI века до нашей эры селились на острове Скирос. Основной район их действий - Эгейское море.

Ушкуйники - новгородские речные пираты, промышлявшие по всей Волге вплоть до Астрахани, главным образом в XIV веке. (Всю прежнюю жизнь я был свято уверен, что ушкуйник - это одежда вроде зипуна. А вот как вышло...).

Флибустьеры - морские разбойники XVII века, грабившие, главным образом, испанские корабли и колонии в Америке. Слово произошло от голландского "vrijbuiter" - "свободный захватчик трофеев", так как первыми поселенцами на Сан-Доминго (после испанцев) были именно выходцы из Нидерландов. Флибустьер был всегда снабжен особой разрешительной бумагой от правительства колоний той страны, за которые он воевал.

Корсары - слово появилось в начале XIV века от итальянского "corsa" и французского "la corsa". В отличие от флибустьера, корсaр всегда сражался только за свою страну или, по крайней мере, только за одну страну, не жил и не оперировал вне своей страны, всегда ограничивался действиями только на море и никогда не проводил операций на суше.

Кaпер - частное лицо, получившее от государства лицензию на захват и уничтожение судов неприятельских и нейтральных стран в обмен на обещание делиться с нанимателем.

Что касается знаменитого "Веселого Роджера", то идея плавать под собственным пиратским флагом, достаточно опасная и нерациональная, появилась, видимо, в целях морального воздействия на экипаж атакуемого корабля. С этой целью устрашения первоначально использовался кроваво-красный флаг, на котором часто изображали символы смерти: скелет или просто череп. Именно от этого флага, по наиболее распространенной версии, происходит выражение "Веселый Роджер". По-французски красный флаг назывался "Joli Rouge" ("Красивый Красный"), а англичане переделали его в "Jolly Roger" - звучит похоже. Еще одно толкование исходит из факта, что дьявол иногда упоминается как "Старый Роджер", и флаг символизировал гнев дьявола.

Разумеется, пираты не ходили под "Веселым Рождером" (или его вариацией), используя для маскировки любые другие флаги, а полотнище с черепом и костями (или другим похожим рисунком) поднималось перед самым боем с целью деморализовать противника. Кстати, изначально флаг с черепом был международным - он показывал, что на борту корабля эпидемия.

* * *

По большому счету для украинцев пиратство, скорее всего, и далее оставалось бы чем-то средним между приветом из детства и новостью, услышанной краем уха по пути из комнаты в кухню. Если бы не судно "Faina", 25 сентября захваченное у берегов Сомали. "Faina" следовала в Кению и перевозила военную технику. На борту судна сначала находились 17 украинцев, трое россиян и один гражданин Латвии. 28 сентября из-за гипертонического криза умер капитан судна - гражданин Российской Федерации Владимир Колобков. По официальной версии, на борту судна - 33 танка Т-72, гранатометы, зенитные установки и боеприпасы, которые Украина продала Кении.

То есть практически два месяца украинские граждане находятся в плену, в нечеловеческих условиях и под дулами автоматов. А что же наши власти? - вполне может спросить читатель. Как они намерены освобождать своих соотечественников? А никак - отвечу я. До сих пор нам рассказывают о каких-то переговорах, которые непонятно кто ведет с пиратами. Почему непонятно кто? Да потому, что, как объяснил заместитель главы Секретариата Президента Андрей Гончарук, "есть определенные вещи, которые не могут быть обнародованы, чтобы не навредить процессу освобождения украинских моряков". То есть вроде бы кто-то с кем-то о чем-то говорит, но "маленькому українцю" об этом знать не положено, ибо не фиг.

Впрочем, есть одно крайне неприятное объяснения пассивности наших властей и, в первую очередь, дорогого Виктора Андреевича, который по должности обязан делать все возможное и невозможное для защиты представителей "его нации". Так вот, сразу после захвата судна "Faina" в нескольких украинских СМИ появилась информация о том, что на борту корабля была контрабанда. По официальным данным, "Faina" везла 33 танка Т-72 1979-1983 годов выпуска, зенитно-пулеметные установки ЗПУ-4 1954 года выпуска без боеприпасов, гранатометы РПГ-7В 1978-1986 годов выпуска с остаточным ресурсом 30% и без боеприпасов. Снаряды для танковых орудий, боеприпасы осколочно-фугасные ВОФ-36, бронебойно-подкалиберные снаряды. Все они произведены в 1977-1979 годах. Их вес вместе с упаковкой составляет 813 т. Всего стоимость военного груза на судне, по официальным данным, оценивается в $10 млн. Но главное сокровище - ремонтные комплекты к танкам. В Африке это такой же дефицит, как запчасти к автомобилям в советское время. Но осведомленные источники назвали журналистам сайта "Версии" другую стоимость "военных сокровищ" - почти в десять раз больше. И намекают, что, помимо задекларированных военных товаров, там может быть контрабанда - например, стрелковое оружие, пользующееся у постоянно воюющих друг с другом африканцев гораздо большим спросом, чем зенитные установки 50-летней давности...

Кстати, публично версию возможной контрабанды подтвердил и глава комиссии по расследованию вопросов о поставках оружия Верховной Рады Валерий Коновалюк. "По нашей информации, на судне "Faina", захваченном сейчас пиратами в Сомали, присутствует контрабандный груз оружия. Кроме того, есть данные, что и то вооружение, которое заявлено на этом судне (а это танки, боевые машины, зенитные установки), направлялось в Южный Судан, который находится сейчас под жесткими санкциями ООН", - заявил депутат.

Казалось бы - причем тут Ющенко? Ну, это как посмотреть. Скажем, Юлия Тимошенко публично обвинила президента в "крышевании" незаконной торговлей оружием. Не удержусь и процитирую премьер-министра: "Вся торговля оружием находится под непосредственным контролем президента и СНБО. Правительство практически отстранено от этой деятельности. И поэтому мы, безусловно, направим контрольно-ревизионное управление, чтобы разобраться. Но я не исключаю, что президент и СНБО просто не допустит контролирующие структуры правительства, чтобы проверить честность и законность торговли оружием... Правительство сегодня пытается бороться со всеми теневыми явлениями в экономике. И если надо прекращать незаконную торговлю оружием, то надо из подчинения президенту передавать правительству"...

И еще одно. Очень часто проблему с пиратами решают достаточно просто - посредством внесения выкупа за захваченное судно и экипаж. Наша же родная страна не желает выделять на спасение своих граждан ни копейки. Зато у нас богатый внутренний мир и мы во время глобального кризиса вполне можем позволить себе тратить миллиард гривень на сооружение памятников жертвам Голодомора. Виктору Ющенко давно пора надеть на казенный пиджак красочный круглый значок с надписью "Хочешь узнать про Голодомор - спроси меня КАК!". Иногда просто неудобно слушать, скажем, Владимира Огрызко, которому явно нечем заняться, кроме как упрашивать разные страны признать Голодомор геноцидом.

Не спорю, Голодомор - ужасная трагедия, забывать которую нельзя ни в коем случае. Но использовать ее в своих корыстных целях - по меньшей мере, подло. Не говоря уже о том, что упомянутый выше миллиард можно было использовать, например, на оснащение детских больниц необходимой медицинской аппаратурой и лекарствами. И хочу уверить Виктора Андреевича, что спасенные от смерти дети стали бы гораздо лучшим памятником жертвам Голодомора, чем тысяча бронзовых монументов.

Автор: Александр Максимов

http://www.intermedia.org.ua/ru/articles/37995



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх