,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Итоги украинской «независимости»: банкротство экономики и государства
+15
Украина, получив государственную самостоятельность и унаследовав богатый ресурсно-производственный потенциал, не проявила способности не только развиваться, но хотя бы сохранить экономику, не в состоянии она построить новое жизнеспособное государство и отстоять свой суверенитет. Украина превращается в подмандатную территорию с нищим, вымирающим и разбегающимся населением. Таков итог 20-летней политики.

Экономика Украины провалилась в первые же годы самостоятельности. Было потеряно более 40% основного капитала, объем ВВП упал на 60%, инвестиций в основной капитал — на 80%. Этот спад не преодолен до сих пор. Сравним: ВВП Беларуси в первые годы понизился на 20%. Уровень 1990 г. преодолен еще в первые годы двухтысячных, сохранены и работают все предприятия, в том числе сельскохозяйственные, создано много новых, практически нет безработицы (0,6%). Исходно обладая меньшими, чем Украина, ресурсами и производственными мощностями, Беларусь добивается более высоких экономических показателей. По данным 2010 г., ВВП на душу населения в Беларуси — 12,3 тыс. долл., рост по сравнению с 1995 г. — 2,9 раза; в Украине — 6 тыс. долл., рост по сравнению с 1995 г. — в 1,5 раза. Средняя заработная плата в настоящее время в Беларуси 544 долл., в Украине — 394 долл.

Но самое главное — отечественная экономика не развивается. Во всех странах в периоды экономических трансформаций происходил бурный рост (СССР, Германия, Япония, Китай и др.). Ничего подобного не наблюдается у нас. После катастрофического спада 90-х годов идет вялый рост при обеднении структуры экономики. Валовая добавленная стоимость в 1991 г. составляла 36% ВВП, а в 2010-м — 27,1%. Машиностроение и металлообработка в объеме промышленной продукции в 1991 г. составляли 26,4%, в 2011 г. — 11,6%; легкая промышленность соответственно 12,3% и 0,7%.

Исчезли или доживают последние годы множество высокотехнологичных отраслей: самолетостроение, судостроение, производство турбин, синтетических алмазов и инструментов из них, электронных приборов и др. На низком уровне и не увеличивается доля высокотехнологичной продукции (5-й и 6-й уклады составляют только 4,1%). Украина теряет доходы даже на транзите нефти и газа, трубопроводные системы которых остались от СССР. Транзит нефти сократился до 25% мощности, транзит газа — наполовину, и продолжает падать.

Производство продукции животноводства на душу населения

Табл. 1.Подобного разрушения не было даже в результате войны. Уже через 10 лет после войны, в 1955 г., объем промышленной продукции УССР был в 2,2 раза больше довоенного уровня. А сейчас после выхода на «самостоятельность» прошло 20 лет, однако исходные объемы еще не достигнуты [1].

Происходит явная деиндустриализация и деградация экономики. Статистика и средства массовой информации замалчивают огромную безработицу (официально считается 8%). Но сюда не включают нуждающихся в работе земледельцев.

Потребление продукции животноводства на душу населения, кг
Табл. 2.Они кое-как кормятся из приусадебных участков, но нет денег на другие нужды, в том числе на социально-бытовые и культурные. Надо бы учесть также распространенную неполную занятость. К не обеспеченным работой можно отнести от 5 до 7 млн. чел., работающих за рубежом. В сумме не обеспечено работой более 23% экономически активного населения. Сравнимо с Испанией или Грецией!

Уменьшается население страны, не повышается продолжительность жизни. Еще в начале 90-х население составляло 52,2 млн. чел., сейчас — 45 млн. Институт демографии и социальных исследований прогнозирует до 2050 г. 36 млн. [3].

Капиталооснащенность сельского хозяйства
Табл. 3 Наблюдается упадок во всех сферах.

Характерны показатели сельского хозяйства, производящего продовольствие [2].

Расчеты показывают уменьшение на 70—80%. А сколько разрушенных ферм, разобранных ирригационных систем, ремонтной техники и др.! Ежегодно снижается поголовье коров. В магазинах продаются фальсифицированные молоко и молочные продукты с пальмовым маслом. Импортируется сомнительного происхождения и качества мясо. Для Украины, которая привыкла гордиться своими землями и смогла бы прокормить весь континент, — это позор!

Внутренние причины кризисов

Украину постигло два экономических кризиса: в 90-х и 2008—2009 гг. С 2012 г. разворачивается третий. И можно ожидать еще один, проистекающий из условий предстоящего вхождения Украины в зону свободной торговли с ЕС. На кризис 2008-го и 2013 г. оказал влияние глобальный кризис. Однако списывать на него экономический упадок страны ошибочно, поскольку основные его причины имеют внутреннюю природу.

О потерях экономики в 90-е гг. мы уже говорили. Этот катастрофический спад возник из-за неправильного подхода к реформам. Преобладало стремление все поскорее разрушить. Была сломана вся система управления экономикой, разбиты крупные производственно-технологические комплексы, раздроблены предприятия, ликвидированы коллективные крупные предприятия в сельском хозяйстве. Непродуманная спешная приватизация и вседозволенность привели к разграблению и ликвидации многих предприятий. Наспех создавалась совсем иная денежная и финансовая система. Не учитывалось, что новая либеральная система с преобладанием мелких частных предприятий и отсутствием планового регулирования намного дороже прежней: увеличились издержки, доля непроизводительных затрат, потребовалось многократно больше денег и т. п.

Разрушительное воздействие на экономику оказала и новая система налогов. Она была (и остается) способом отвлечения в налоги оборотных средств предприятий. Налоги стали многократно превышать прибыль. Возросла доля убыточных предприятий [4].

Последовал провал экономики с гиперинфляцией и потерей многих высокотехнологичных производств, последствия всего этого не преодолены до настоящего времени. Уровень экономики значительно опустился и остается низким.

Ослабленная экономика тяжело перенесла следующий кризис 2008—2009 гг. Он начался в 2005 г. Его основные причины: хроническая убыточность внешней торговли, нарастание корпоративной инвалютной задолженности, высокий удельный вес инвалюты в кредитовании, преобладающий рост импорта по сравнению с экспортом. Экономика Украины стала зависима от иностранных кредитов. Поэтому когда прокатилась волна мирового кризиса, — упал спрос на товары украинского экспорта и закрылись источники инвалютного кредитования, экономика страны рухнула.

Вина правящих кругов и проявленная ими некомпетентность в период кризиса 2008—2009 гг. видна на примере убыточности внешней торговли. Украина в 2005 г. спешно напрашивалась в ВТО. Были введены согласованные с ВТО таможенные тарифы на импорт. Но они оказались в 2,5 раза меньшими, чем в среднем в ВТО. Из-за этого импорт стал преобладать над экспортом, бюджет лишился больших доходов, внешняя торговля стала хронически убыточной. Ежегодно Украина теряет на этом до 1,5 млрд. долл.

Действующее правительство спохватилось и обратилось в ВТО с просьбой пересмотреть около 270 тарифов, но получило отрицательный ответ.

Как можно было допустить такой провал? И никто за это не ответил и не признал ошибки. Ни Тимошенко, ни Терехин, ни Яценюк, который подписал итоговые документы, ни другие руководители.

То же можно сказать и о притоке иностранной валюты и росте ее доли в кредитовании экономики. И т. д.

Кризис 2008—2009 гг. завершился фазой социально-долгового упадка. Увеличились долги и бюджетный дефицит, что создает необходимость сокращения социальных расходов. Что, как видим, происходит в Европе. Внешний валовой долг Украины в 2012 г. составил 36,6% ВВП, а в I кв. 2013 г. достиг 136,3 млрд. долл., 76,5% ВВП. Бюджетный дефицит в 2008 г. был 14,2 млрд. грн., а в 2012 г. — 50,7 млрд. грн. За 5 месяцев 2013-го он составил 18,5 млрд. грн., или в годовом исчислении 44,4 млрд. грн.

На этом неблагоприятном фоне с 2012 г. начал разворачиваться очередной финансово-экономический кризис. Ведь основные кризисогенные факторы продолжали действовать — убыточность внешней торговли, преобладающий рост импорта над экспортом, невосстановление износа основных фондов. Появилось еще одно обстоятельство: неокупаемость инвестиционных затрат в Евро-2012. Опять стала ухудшаться ситуация на внешних рынках, падает транзит энергоносителей.

Проблемы сбыта могут быть решены следующим образом: это вступление в Таможенный союз, плановое инновационное обновление продукции, понижение обменного курса гривни. Последний путь болезненный, но его, видимо, не избежать.

Оппозиция втягивает страну в рынок ЕС, который окончательно подорвет ее экономику. Требования ЕС для нее просто убийственны [7].

В 2012 г. существенно сократилось кредитование экономики. Его объем за год увеличился всего на 2,2%. Высокими оставались кредитные ставки — в среднем 17,5% в национальной валюте. И это почти при отсутствии инфляции, которая, как известно, повышает процентную ставку. В результате промышленное производство уменьшилось на 2%, сельскохозяйственное — на 4,5%.

В нынешнем году ожидается нулевой или даже отрицательный прирост ВВП. В I кв. он уже снизился на 1,1%. За 5 месяцев объем кредитов увеличился только на 1,9%. Уровень кредитных ставок в национальной валюте составил в среднем 15,2%. Продукция промышленности упала еще на 5,2%.

Кстати, острая фаза кризиса 2008—2009 гг. началась именно с сокращения кредитования. Очевидно, экономика вошла в дефляционную депрессию — тяжелую и длительную фазу нестабильности. Экономика падает, долги растут. Правительство снова обратилось к МВФ за новыми кредитами. Но условия МВФ известны: повышение тарифов на газ, энергию и ЖКХ для населения.

А впереди маячит еще более суровый финансово-экономический кризис, если Украина подпишет соглашение о ЗСТ с ЕС. В проекте договора предусмотрено для нашей страны понижение и обнуление таможенных защитных ставок, ограничение экспорта украинских товаров, введение жесткой системы технических, санитарных, организационных и прочих нормативов вплоть до изменения колеи железных дорог, ограничение деятельности на энергетических рынках и т. п.

Далеко не равноправны таможенные тарифы. Так, на экспорт свинины из Украины тариф 10,2% + 93 евро за 100 кг, а из ЕС только 5%. Масло сливочное в Европу будет стоить 189,6 евро за 100 кг, а в Украину — 10% со снижением на 5 лет. Сардины в Европу — 23%, в Украину — 0%. Тариф на пшеницу в Европу — 94 евро за тонну при ограничительной квоте 950—1000 тыс. т. и на кукурузу — 94 евро за тонну и квоте 400—650 тыс. т.

Кроме того, европейские производители получают субсидии, которые для Украины ограничиваются и запрещаются. По металлопродукции из Европы в Украину устанавливается нулевая пошлина, а из Украины — произвольная, т. е. какая заблагорассудится [11]. В то же время ТС предлагает обоюдное снятие пошлин. Российский бюджет на экспортных пошлинах потеряет 5 млрд. долл. в пользу Украины, примерно столько же — Газпром [6].

Все это еще больше ухудшит финансовое положение Украины, заставит сократить производство, обанкротит массу предприятий, особенно мелких. Сильно возрастет безработица. Нужно быть врагами своей Родины, чтобы согласиться на европейский вариант.

Аргументация в пользу ассоциации и общего рынка с ЕС просто поражает своим невежеством. Наивные надежды на инвестиции и технологическое сотрудничество. Инновационные проекты — дорогой товар, оружие конкуренции, и никто их нам не подарит. Иностранные инвестиции в основной капитал за 20 лет составляют только 5% общего объема. Они и не увеличатся, поскольку для инвестора главное условие — наличие рынка сбыта и возможность получать высокую прибыль. В Украине этого нет, а при присоединении к ЕС ситуация только ухудшится.

Бытует мнение, что украинские олигархи боятся российского бизнеса как более сильного. Как будто европейские компании почему-то будут церемониться. Более того, Таможенный союз предлагает Украине только торговое и производственно-кооперационное сотрудничество без политической и государственно-организационной интеграции, тогда как ЕС втягивает ее в полное организационное и политическое подчинение, в состав формирующейся европейской конфедерации, где Украина как третьеразрядная провинция будет бесправна. И условия бизнеса будут диктовать транснациональные компании.

Вхождение на европейский рынок для Украины губительно — Европа в силу ряда объективных причин не нуждается в наших товарах. Европе нужно только сырье — низкообработанные металлы, зерно и масличные, а также рынки сбыта своих товаров. Поэтому создание в ЗСТ с ЕС для Украины чревато такими последствиями:

1. Увеличением потока импорта товаров, прежде всего потребительских, и ростом убыточности внешней торговли.

2. Подавлением остатков промышленного производства, несырьевого сельского хозяйства (животноводства, садоводства, овощеводства, виноградарства и виноделия), ростом безработицы и бедности.

3. Исчезновением оптовой и розничной торговли под конкурентным давлением крупных европейских фирм (эти процессы обусловят прежде всего разорение малого и среднего бизнеса).

4. До европейского уровня повысятся потребительские цены при в несколько раз меньших зарплатах.

5. Подорожанием импортируемых газа и нефти и уменьшением их транзита.

6. Окончательным превращением Украины в нищую сырьевую полуколонию ЕС с вымирающим и разбегающимся населением, а также упадком культуры, образования и соответственно языка, не говоря уже о науке.

Наша страна уже имеет горький опыт. Она поспешно напросилась в ВТО. И что получила? Постоянный финансовый дефицит внешней торговли порядка 10—15 млрд. дол. в год. В 2011 г. отрицательное сальдо по товарам составило 14,2 млрд. долл. И правительство ничего с этим сделать не может.

Украина вошла в Европейское энергетическое сообщество (ЕЭО). Тем самым утрачен интерес России к газотранспортному консорциуму. Россия замыкает кольцо обходных каналов поставок газа в Европу (Северный и Южный потоки, газопровод через Беларусь) и по сути ликвидирует газотранспортный потенциал Украины. А что дает нам ЕЭО?

Мы только проигрываем. Никаких веских аргументов в пользу ЗСТ с ЕС и евроинтеграции ни правительство, ни оппозиция привести не могут. Одни эмоции: мы, дескать, европейцы. Отказываемся от присоединения к Таможенному союзу с Россией, Беларусью и Казахстаном, экономическая выгодность которого подтверждается практическими расчетами и доводами [5]. Ведь Россия ввозит огромное количество продовольствия. Она в силу исторически сложившейся специализации и связей заинтересована в производственной и научной кооперации с Украиной. Так, весьма сдержанными расчетами в совместном отчете Института народнохозяйственного планирования РАН и Института экономики и прогнозирования НАНУ показано, что при вступлении Украины в ТС можно ожидать прироста экспорта на 17,2%, или 6,2% к ВВП и уменьшения стоимости импорта на 5,8 млрд. долл. [5]

Кроме того, можно рассчитывать на мультипликативный эффект от роста объемов продукции совместных предприятий и развития кооперации в высокотехнологичных отраслях (например, в авиакосмической, атомном машиностроении, в производстве вооружений). Ведь и сейчас украинская машиностроительная продукция содержит от 30 до 90 комплектующих из России. Улучшение условий торговли, отмена экспортных пошлин, уменьшение цены на газ Украине может принести около 9 млрд. долл. в год. Объем стратегического ВВП Украины может повыситься на 17%. Все эти расчеты косвенно подтверждаются практикой двух лет существования Таможенного союза. За два года объем торговли в союзе вырос в два раза.

Экономика России и ТС — это огромный развивающийся рынок! Причем с защитой от гнетущего импорта. Войдя в ТС, Украина могла бы коренным образом улучшить свое экономическое положение. В частности, обеспечив себя на приемлемых условиях поставками газа и заработком на транзите энергоресурсов. Ничего подобного не способен предложить ЕС. Он находится в глубоком кризисе и не имеет перспектив значительного роста.

Для импульса к развитию необходимы оживление в экономике, активизация предпринимательства. Для этого требуется расширение рынков сбыта товаров с относительно высокой добавленной стоимостью. Такая возможность на рынках ЕС для Украины практически исключена. Продукцию машиностроения и несырьевых отраслей сельского хозяйства пока покупают у нас преимущественно на Востоке. В 2009 г. экспорт Украины в СНГ был на 45% больше, чем в ЕС. При этом удельный вес машин, оборудования и приборов в экспорте для СНГ составил 58,7%, а для ЕС только 17,4%. При торговле Украины своей машиностроительной продукцией с СНГ она имеет положительное сальдо 4,2 млрд. долл., а с ЕС отрицательное — 6,1 млрд. долл. При торговле с ЕС импорт Украины на 46% превышает экспорт. При торговле с СНГ, если не учитывать газ и нефть (эти товары не станут дешевле при покупке в ЕС), экспорт превышает импорт [8].

Нужен решительный поворот во внешнеэкономической политике в сторону Таможенного союза и евразийского пространства, иначе условий для развития не будет. Причем не нужно отождествлять торгово-кооперационные отношения с ТС и политическую интеграцию с Россией. Надо уметь оставаться политически независимыми, но использовать экономически выгодный рынок.

Намерение правительства ввести Украину параллельно в ЗСТ с ЕС и ТС с СНГ, на наш взгляд, не может дать положительных результатов или даже осуществиться. Товары из ЕС через ослабленную таможенную границу Украины начнут проникать на рынки СНГ (замаскированный реэкспорт и т. п.). Кроме того, усилится поток украинских товаров, вытесняемых европейскими. Все это заставит рынки СНГ защищаться, и зона свободной торговли рассыплется.

Украина не сможет усидеть на двух стульях. Надо уметь торговать со всеми, но специальный режим с пониженными таможенными тарифами должен быть согласован между двумя рынками без посредников. А Украину хотят поставить в положение полупрозрачного посредника между рынками, не связанными таможенными договорами (не учитывая общие правила ВТО). Вряд ли из этого что-нибудь получится.

Поучительно мнение американского специалиста Джона Перкинса о политике т. н. свободной торговли западных государств: «Свободная торговля — настоящий эвфемизм. Она дает транснациональным компаниям привилегии, которых лишены национальные производители». Он приводит пример, как Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) разорило Мексику: «Американские президенты и конгресс ввели целую систему правил, запрещающих другим странам облагать пошлиной американские товары и субсидировать местных производителей, которые могли бы конкурировать с нашими (американскими) агрофирмами, но не отменили пошлины и дотационные программы на территории США, таким образом предоставив американским агрофирмам несправедливое преимущество...», в результате чего американские агрофирмы заполонили Мексику кукурузой по демпинговой цене, не покрывающей производственные издержки [9]. Нечто подобное готовят и для Украины.

Если у правительства (любого!) не хватит ума и воли пересмотреть политику в направлении, выгодном для страны, упадок экономики и благосостояния населения будет усиливаться, и Украина лишится государственного суверенитета.

Украина — несостоявшееся государство

Итак, украинская власть (в согласии с оппозицией) подводит экономику к полному банкротству. Это основное проявление ее неспособности управлять страной. Налицо признаки несостоявшегося государства:

1. Нарушается и многократно пересматривается Конституция. Подписание соглашения об ассоциации Украины с ЕС противоречит ряду статей Конституции, поскольку может лишить Украину суверенитета в таких областях, как государственная политика, уголовное право, экономика, предпринимательство, социальная политика, здравоохранение, образование.

2. Парламент значительную часть времени не работает, устраивая скандалы и драки.

3. Партии, входящие в Раду, не имеют принципиальных программных различий (кроме коммунистов), а просто борются за власть в интересах бизнеса.

4. Законы и указы президента не выполняются по всей стране, отдельные регионы и города устанавливают свои нормативные правила и порядки, противоречащие общегосударственным. При этом сохраняется форма унитарного государства.

5. Президент и поддерживающая его партия полностью отказались от предвыборных обещаний и проводят несамостоятельную и антинациональную политику.

6. Политику Украины определяют внешний диктат и влияния, страна по сути утрачивает суверенитет и в недалеком будущем лишится его полностью; частичное или полное вхождение в ЕС лишает Украину остатков государственной самостоятельности, превращает во внешнеуправляемую территорию.

7. Население страны не представляет собой политической нации, отсутствует единство во взглядах на принципиальные проблемы организации общества и политики; допускается даже функционирование террористических баз, готовящих наемников и ставящих своей целью изменение государственного строя (в Крыму).

8. Ведомства США игнорируют существование государства Украина. Так, военное ведомство безраздельно хозяйничает в лабораториях и хранилищах возбудителей особо опасных инфекций и проводит эксперименты на населении Украины. В 2009 г. в Тернополе была вспышка легочной чумы, заявленная якобы как грипп. Вполне вероятно, что «утечка» инфекции была умышленной.

9. В стране разрушен правопорядок. Государство не в состоянии гарантировать неприкосновенность собственности. Рейдерские захваты предприятий, помещений и квартир стали чуть ли не повседневными. Благоприятные условия для этого — коррумпированность городских органов власти и судов.

10. Страна утратила способность к социально-экономическому развитию, экономика деградирует.

Итоги господства либерал-националистических партий и выдвигаемых ими президентов и премьер-министров, а также Партии регионов — это банкротство экономики и уничтожение национального государства. Если еще можно что-то спасти, то для этого требуется крутой поворот в политике.

Автор: Виктор Сергеевич НАЙДЁНОВ, д. экон. наук, профессор

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх