,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


История львовского смрада
+8

Туристы, приезжающие во Львов, говорят, что наш город пахнет историей. Запах старых стен, цветочный воздух парков, аромат кофеен, ладана церквей и костелов ... Так было когда-то. Сейчас запах истории перебивает отвратительный запах, который накрывает весь Львов.

Санитарное состояние всегда было проблемой для крупных городов. Опыт и культура их жителей очень медленно формировали экологическое сознание. Отсюда многочисленные эпидемии, мор, гибель городов и целых цивилизаций.

С самого начала существования Львова роль канализации выполняла река Полтва с ее большими и малыми притоками. Даже в середине XIX в. люди не придумали ничего лучшего, как использовать естественную систему реки и ее притоков для создания канализации уже в современном понимании этого слова.

Причиной этому стала разрушительная активность реки во время весенних паводков и больших ливней, а также человеческий фактор, когда застраивались территории, откуда вытекали источники Полтвы, соответственно, её уровень понижался до такой степени, что вода не успевала смывать продукты жизнедеятельности людей, которых становилось все больше .

Большие паводки случались не раз. Львовские документы свидетельствуют о значительных наводнениях в 1511, 1514, 1617 годах. А в 1770-м вода потопила подвалы низменности домов, церковные и костельные подземелья, вынеся оттуда весь товар и скелеты погребенных монахов. Наводнение в июне 1811 разрушило мосты, мельницы и дома.

Древние полисы не имели системы лишения нечистот, тогда даже и речи не было не то что о монтаже унитазов, а даже об их существовании. Поэтому обычные бытовые отходы часто попадали прямо под ноги, а промышленные вывозили куда-то дальше. Львов в этом контексте не выделялся: хозяйки в центре выливали помои на улице, которые еще не имели брусчатки, а лишь неширокие тротуары. Грубые и твердые нечистоты вывозили за город и высыпали в Полтву в районе нынешнего Оперного театра. Ранней весной и во время дождей город превращалось в сплошную лужу, в которой застрял государь император Иосиф II, когда впервые посетил Львов в 1780. С тех пор новая власть берется за обустройство города в современном европейском понимании этого слова.

Однако следует отметить, что первое вмешательство в жизнедеятельность львовской реки произошло еще в XIII в. в период построения городских укреплений. Полтву, которая в районе нынешнего проспекта Свободы была болотистая и ещё не чётко сформирована, направили в одно русло, что позволило построить стены и оборонительный ров, куда и пустили поток. Крепостной ров наполняла другая река - Ортим, что стекала из-под Высокого замка примерно по улицам Кривоноса-Лысенко. Полтва же дополнительно наполняла ров только в случае необходимости и принимала в себя излишки воды. В оборонительный ров сбрасывать отходы было категорически запрещено, для этого уже тогда использовали Полтву.

В XV в. к центру прокладывают первые подземные водопроводы. Одновременно копают канализацию. В пригородах такую ​​функцию выполняют рвы, канавы (или деревянные желоба, названные «корытами»). Прежде сточную систему провели в учреждениях общественного значения - городской бане, госпитале, конюшне. Канализации прокладывали также монастыри.

После неприятного происшествия со светлейшим императором закипела, или «потекла», работа. Возобновляют старые каналы, ликвидировав городские укрепления, перекрывают как коллектор северный и южный оборонительные рвы (ныне ул. Валовая и Леси Украинки). Все это стекается в Полтву, которая однозначно становится открытым канализационным коллектором в центре города. 1839 под руководством зодчего Флориана Ундеркы начинают перекрытия реки в двух местах, где вследствие проводимых работ образовались нынешние площади Мицкевича и Торговая. Эти работы лишь на некоторое время лишили проблемы. Каналы строили преимущественно из дерева, иногда из тесаного камня и известкового раствора, нередко не было возможности соблюдать нужных углов наклона. Все это привело к утечке стоков. Крытая дубовым настилом часть Полтвы под ул. Академической (ныне ул. Шевченко) также не выдерживала никакой критики. Поэтому с 1870-х годов для ремонта старых каналов использовали гидравлическую известь, а для строительства новых - кирпич и цемент.

В то же время обсуждают проекты сплошного перекрытия Полтвы в центральной части города. Инженер Людвиг Радванский, изучая европейский опыт, предлагал раздельную систему канализации, когда в реку попадают воды из существующих источников и потоков, а коллектор проложен отдельным каналом. Но городские власти решили иначе, предпочтя проект инженера Вацлава Ибианского. Работы начали 1885 на ул. Шевченко,1887-м - на просп. Свободы между двумя уже замурованными участками. Одновременно с тем стали развивать канализационную сеть. Работы проводят довольно быстрыми темпами: по состоянию на 1895 проложено 38,4 км коллекторов, на 1906-й - 60,6 км. Для обслуживания каналов 1898 образовано городское заведение очистки клоак и канализаций, в котором в 1939 работало почти 800 человек.

В 1908-1912 годах началось внедрение целостной системы канализации города, которое предусматривало использование существующих коллекторов, перестройку имевших несоответствующие габариты, и сооружение новых. Главным коллектором должна стать Полтва. Работы над канализированием города продолжались вплоть до начала Второй мировой войны. В то время длина каналов достигла 130,8 км.

После войны процесс канализации продолжили - он даже приобрел большую интенсивность вследствие строительства новых кварталов и промышленных предприятий. Правда, был лишен четкой системы, а порой и логики. Нехватка материалов и упрощение технологии были типичным явлениям, были случаи, когда коллектор вместо наклона строили с подъемом. Обещанные еще в 1908 году очистные сооружения введены в эксплуатацию только в 1965-м.

Наиболее резонансной канализационной аварией был взрыв накопленного газа в коллекторе на улице Городецкой в ​​1962 году. Особой огласки событие приобрело потому, что именно в то время и по этому маршруту следовал генсек Никита Хрущев.

Сейчас львовская канализация получила мировую славу, не меньшую, чем парижская. Спасение в ее дебрях во время Второй Мировой войны описала в своих воспоминаниях еврейская девочка Кристина Хигер.
Но вспоминают сейчас о львовской канализации значительно чаще совсем не из-за этого. Львовянам надоедает неприятный запах.

Возможно, мы и правы, ища виновных в истории или во власти. Но надо помнить, что причиной этого также и мы с вами и решать проблему также нам. Тем более, что есть хороший пример того, как возникла проблема и как ее решили наши трудолюбивые предки.

http://md-eksperiment.org/etv_page.php?page_id=1380&album_id=86&category=STATJI



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх