,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Украинский бронетранспортер БТР-4 – удар по самолюбию отечественных «оборонщиков»
  • 17 апреля 2013 |
  • 21:04 |
  • URUZ |
  • Просмотров: 3963
  • |
  • Комментарии: 10
  • |
0
Большая часть предприятий советского ОПК после развала СССР досталась России. Второй по значению военно-промышленный потенциал получила Украина. С тех пор украинские успехи на мировом рынке вооружений крайне болезненно воспринимаются в Российской Федерации.

В частности, гордость нашей «оборонки» весьма задела перспектива международных контрактов на поставку созданного в начале 2000-х годов в Харькове колесного бронетранспортера БТР-4, предлагаемого на экспорт под звучным именем «Буцефал». Что же представляет собой эта машина и почему в борьбе за иностранные заказы она теснит отечественные аналоги?

Как правило, все едкие комментарии российской стороны относительно успехов украинского оружия сводились и сводятся к одному – ничего нового «оборонщики» соседней страны сделать не могут, торгуют техникой еще советских времен. Можно подумать, Россия продает что-то другое. Танк Т-90 такой же российский, как Т-80УД – украинский. Оба – советские.

В наших СМИ нередко встречаются высказывания, что БТР-4 также не принадлежит к числу новых разработок: это, мол, всего лишь развитие БТР-80. Авторы подобных утверждений скорее всего просто не знают, о чем пишут. Развитием БТР-80 является совсем другой бронетранспортер – БТР-3.

Прототип БТР-4, созданный в ХКБМ имени А. А. Морозова в рамках ОКР «Ладья», впервые продемонстрировали на выставке «Аэросвiт» в 2006 году. Под обозначением БТР-4Е 24 июля 2012 года машина была принята на вооружение украинской армии.

БТР-4 – плавающий бронетранспортер с колесной формулой 8x8. Предназначен для транспортировки личного состава мотострелковых подразделений и их огневой поддержки в бою. Максимальная боевая масса – 17,5 тонны, с дополнительной бронезащитой – до 25 тонн. Экипаж – три человека: командир, оператор, водитель. Десант – 7–9 человек. Дизельный двигатель ЗТД мощностью 500 лошадиных сил обеспечивает максимальную скорость движения по шоссе 110 километров в час, на плаву – 10 километров в час, запас хода по топливу – 690 километров. БТР оснащен дистанционно управляемым модулем вооружения «Парус», в состав которого могут входить 30-мм автоматическая пушка, спаренный с ней 7,62-мм пулемет, 40-мм автоматический гранатомет, ПТРК «Барьер» с четырьмя ПТУР (максимальная дальность стрельбы – пять километров). Предусмотрена возможность оснащения машины другими боевыми модулями, например «Гром», «Шквал» или БАУ-23. Бронетранспортер приспособлен для использования в условиях применения противником оружия массового поражения.

БТР-4 производится в версиях командирской (БТР-4К), командно-штабной (БТР-4КШ), разведывательной (БРМ-4К), ремонтно-эвакуационной (БРЭМ) машины, а также машины огневой поддержки (МОП-4К), санитарно-эвакуационной (БСЭМ-4К) и других.

Главная же особенность «Буцефала» – широко распространенная во всем мире компоновочная схема, принципиально отличающаяся от принятой в качестве базовой при создании советских колесных бронетранспортеров. В передней части находится отделение управления, в средней – моторно-трансмиссионное, а в задней расположены боевое и десантное отделения. Такая компоновка обеспечивает более безопасный выход десанта из машины под огнем противника. Дистанционно управляемый модуль вооружения позволяет оператору вести огонь, оставаясь внутри корпуса БТР.

При необходимости боевое и десантное отделения без изменения компоновочных решений по силовой установке и трансмиссии быстро трансформируются для создания широкого семейства боевых машин. Не лишним будет упомянуть, что такая компоновка принята в качестве стандартной в странах блока НАТО.

Договоренности и намерения

В декабре 2009 года Ирак подписал контракт с Украиной о поставке 420 «Буцефалов»: 270 в варианте БТР-4 с боевым модулем «Парус», 80 командирских машин БТР-4К, 30 командно-штабных БТР-4КШ, 30 санитарных БСЭМ-4К и 10 ремонтно-эвакуационных БРЭМ-4. В конце 2010 года отправка первой партии бронетранспортеров из-за проблем с орудиями была задержана, после чего машины 1 и 2-й партий слили в одну.


В сбое виновна не столько украинская сторона, сколько иракская. Специалисты из Ирака не приехали на тестовые испытания, а затем и вовсе попросили перенести сроки приемки «Буцефалов» на более поздние. Первая объединенная партия (26 машин) прошла приемку только в марте 2011 года и 20 апреля была отправлена в Ирак. В начале мая 2012-го иракцы приступили к приемке 2-й партии в составе 62 БТР. До конца года заказчику планируется передать и 3-ю партию БТР-4 – 94 бронетранспортера.

Ситуация с македонским контрактом не так прозрачна. По результатам работы выставки IDEX-2009 в Абу-Даби, где украинский БТР стал одним из самых популярных экспонатов, было объявлено, что Македония рассматривает возможность закупки до 200 БТР-4 с немецким двигателем Deutz. Ряд экспертов высказывали сомнение в количестве машин, так как реально македонская армия нуждается не более чем в 80 бронетранспортерах.

Украинский бронетранспортер БТР-4 – удар по самолюбию отечественных «оборонщиков»


И тут, как чертик из табакерки, выскочила американская компания Defence Solutions, Inc. Ее глава Тим Ринггольд заявил о присоединении к готовящейся сделке. В частности, он сообщил: «Defense Solutions стала членом команды потому, что БТР-4 предлагает лучшее соотношение цена-качество на рынке, и потому, что Украина и Македония являются важными союзниками США в глобальном противодействии террору». По словам бизнесмена, предполагается, что БТР-4 будет производиться на Украине, собираться в Македонии, а Defense Solutions обеспечит поставку консорциуму разрешенных к экспорту американских технологий, использование которых позволит сделать новую боевую бронированную машину (ББМ) совместимой со стандартами НАТО. Речь среди прочего идет о двигателях, трансмиссии, системах связи, системах управления огнем и, возможно, вооружении.

Ринггольд подчеркнул, что объем мирового рынка БТР-4, отвечающего стандартам НАТО, в ближайшие десять лет может составить 2500–4000 машин средней стоимостью 1,5–2 миллиона долларов за каждую в зависимости от конфигурации. Руководитель Defense Solutions утверждает, что даже с полностью интегрированными технологиями БТР-4 будет самым дешевым в своем классе по затратам на эксплуатацию и станет прекрасным предложением для новых членов НАТО и миротворческих операций ООН.

Таким образом, можно сделать вывод, что американцы предполагали продвигать новое изделие на восточноевропейский рынок, а также поставлять его своим союзникам в горячих точках, например Ираку и Афганистану. Такой «зигзаг удачи» определенно мог бы оказаться новым этапом в развитии украинской легкой бронетехники. Но после всех этих заявлений о намерениях никакой новой информации о македонском контракте или об украинско-американском сотрудничестве в производстве БТР-4 обнаружить не удалось.

Болезненная реакция

Другое дело, контракт Украины с Казахстаном. На проходившей в Астане оборонной выставке KADEX-2012 3 мая 2012 года государственные компании двух стран – «Укроборонпром» и «Казахстан инжиниринг» подписали соглашение о совместном производстве БТР-4 для казахстанских вооруженных сил. В общей сложности планируется изготовить 100 машин: 10 – в текущем году, 90 – в следующем. Выпуск бронетранспортеров намечено организовать на базе одного из предприятий национальной компании «Казахстан инжиниринг», начиная с крупноузловой сборки с постепенным увеличением доли изготавливаемых казахстанской стороной комплектующих и запасных частей, а также расширением линейки производимых модификаций.

В этом событии, собственно, нет ничего особенного – Россия уже давно утратила монополию на продажу оружия странам так называемого ближнего зарубежья. Да и сокрушаться особого повода нет – практически одновременно с БТР-4 Казахстан заключил с Рособоронэкспортом контракт на поставку 90 бронетранспортеров БТР-82. Не хотят казахстанские товарищи класть все яйца в одну корзину и правильно делают.

Удивляет в связи с казахстанским контрактом другое – болезненная реакция некоторых российских СМИ и ряда экспертов. Они, например, высказывая недоумение по поводу приобретения Астаной ненадежных украинских бронетранспортеров, ищут в этой сделке коррупционный след. Позволительно спросить: а чем российская техника надежнее? Чем продукция Харьковского дважды ордена Ленина, орденов Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени и Красной Звезды завода транспортного машиностроения имени В. А. Малышева хуже продукции Арзамасского машиностроительного? Или кто-то всерьез полагает, что уровень технической культуры в России выше, чем на Украине?

Следовало бы задуматься

Еще один «экспертный» опус: «Хотя БТР-4 и представляет достаточно серьезное продвижение в сторону современной концепции колесного бронетранспортера по сравнению с семейством БТР-80, однако при этом БТР-4 явно уступает наиболее современным западным образцам. БТР-4 отягощен рядом откровенно устаревших либо неудачных технических решений («кабиноподобная» носовая часть корпуса, заимствованная от БТР Fuchs 70-х годов, большой передний свес), имеет недостаточную защищенность и особенно совершенно несоответствующую современным требованиям противоминную защиту».

Читая сие заключение, точно не знаешь, что делать – смеяться или плакать... Носовая часть БТР-82 по сути заимствована у БТР-60ПБ 60-х годов, защищенность тоже недостаточна да и о противоминной защите говорить не приходится. По большому счету это все тот же советский бронетранспортер, лишь слегка «улучшенный». Нет ни перехода на модульную конструкцию корпуса, ни модулей вооружения, которые можно было бы менять в зависимости от спектра выполняемых задач на той же базе, и т. д. Разработчики, похоже, по-прежнему собираются воевать на этой машине с блоком НАТО, предварительно швырнув на Центрально-Европейскую равнину десяток атомных бомб.

Экспертам, озабоченным успехами БТР-4 (несмотря на истерию, весьма скромными) на мировом рынке вооружений, вместо того чтобы брызгать слюной в угаре великодержавного шовинизма, следовало бы задуматься: почему машина, соответствующая стандартам НАТО (а сейчас в мире это что-то типа знака качества), появилась на Украине раньше, чем в России? В чем тут дело? По-видимому, в том, что у Украины нет нефти и газа, а значит, приходится выкручиваться, что-то придумывать и изобретать. Отсутствует у украинских товарищей и мания величия, мешающая созданию принципиально новых образцов техники. Они не считают свои танки, БТР, БМП, пушки, самолеты и т. д. лучшими в мире.

Конечно же, БТР-4 – не предел совершенства, у машины немало недостатков и детских болезней. Однако ключевыми в его оценке являются уже упоминавшееся соответствие стандартам НАТО и привлекательное соотношение цена-качество, чем аналоги западного производства похвастать не могут. Довольно успешно продвигаемый в последние годы на мировой рынок финский БТР Patria, например, стоит в пять раз дороже, а с надежностью у него тоже есть проблемы. Тем не менее в отсутствие предложений от отечественного ОПК эта машина уже заинтересовала и наше Министерство обороны, собирающееся закупить 500 штук. БТР-4 мы уж точно не закупим. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

источник



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх