,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Российский военно-технический заказ для Украины
  • 21 августа 2012 |
  • 19:08 |
  • MMZ |
  • Просмотров: 1093
  • |
  • Комментарии: 11
  • |
+8
В середине июля этого года министр обороны РФ Анатолий Сердюков принял участие в заседании российско-украинской межгосударственной комиссии, которое состоялось под председательством президента России Владимира Путина и президента Украины Виктора Януковича в Ялте.

Как сообщила позже пресс-служба МО РФ, глава российского оборонного ведомства проинформировал членов комиссии о состоянии и перспективах российско-украинского военного сотрудничества. Как отметил министр обороны России, среди иных моментов рассматривается и возможность привлечения украинских предприятий для ремонта российской бронетанковой техники и кораблей Черноморского флота РФ. По словам Анатолия Сердюкова, более детально эти вопросы будут рассматриваться в августе этого года, во время очередного заседания подкомитета по вопросам безопасности российско-украинской межгосударственной комиссии.

Эти заявления прозвучали в духе прошедших в начале июля переговоров во время встречи Анатолия Сердюкова с украинским коллегой Дмитрием Саламатиным в рамках 62-го заседания Совета министров обороны государств-участников СНГ. Заметим, что с утилизацией боеприпасов вопрос практически решен - еще 28 февраля 2012 г между украинским госконцерном «Укроборонпром» и российским ОАО «Оборонсервис» был подписан договор, согласно которому украинская сторона выполнит соответствующие работы на сумму 235 миллионов рублей. А вот относительно ремонта кораблей ЧФ РФ ситуация не столь определенная, хотя вопрос этот в Украине горячо обсуждается давно и является для украинских судоремонтников весьма актуальным.

Похоже, что и этот вопрос найдет свое практическое разрешение в ближайшее время. Министр обороны Российской Федерации Анатолий Сердюков 20 августа прибыл с официальным визитом на Украину. В Киеве глава российского оборонного ведомства провел переговоры с министром обороны Украины Дмитрием Саламатиным.

Под председательством двух министров состоялось пятое заседание Подкомитета по вопросам безопасности российско-украинской межгосударственной комиссии. В ходе заседания были обсуждены вопросы военного и военно-технического сотрудничества России и Украины, в том числе и кооперации в области ремонта, модернизации вооружения и военной техники.

«Около 170 российских и украинских предприятий будут участвовать в реализации разрабатываемой в настоящее время программы военно-технического сотрудничества, рассчитанной до 2017 года», - заявил министр обороны РФ Анатолий Сердюков по итогам прошедшего заседания и подписания итогового Протокола.

И это очень важно для Украины. Прошлые разногласия между Киевом и Москвой по поводу вопросов базирования Черноморского флота РФ в Севастополе и Крыму, вполне естественно, заставили российскую сторону отказаться от услуг украинских судоремонтных предприятий для нужд своего флота. При этом у российского командования особых проблем с ремонтом своих кораблей и судов не возникло: в регионе хватает судоремонтников и в других странах, где с радостью ухватились за серьезные заказы. Чего не скажешь о самих украинских судостроителях – в частности, специализирующихся на ремонте и модернизации военно-морской техники. Ведь от отечественных, украинских ВМС заказы поступают эпизодически, а из военных флотов других стран заказчиком де-факто был исключительно ЧФ РФ.

Отсутствие заказов для судоремонтных предприятий, в свою очередь, больно ударило и по развитию социальной сферы в городах Украины, где расположены судоремонтные предприятия, ведь местные бюджеты лишились серьезных отчислений. Кроме того, долгие годы без работы приводят к разрушению производства как такового – нет средств на обновление и модернизацию производственных мощностей, а имеющееся оборудование катастрофически устаревает. Но что намного страшнее – теряется кадровый потенциал, ведь молодых специалистов в этой сфере Украина фактически не готовит, а опытные рабочие ищут себе применение в иных сферах, уходя с простаивающих предприятий. По данным ассоциации судостроителей Украины «Укрсудпром», за годы независимости объемы производства судостроения сократились в 10-15 раз, что привело к утрате высококвалифицированной и неплохо оплачиваемой работы для 120-150 тысяч корабелов. Это означает, что с сохранением подобной тенденции, даже вернись в один прекрасный день чудесным образом прежняя загрузка предприятий, возникает большой вопрос, кто именно будет работать по выполняемым контрактам.

Да что говорить, уже и сегодня судостроение ощущает всю остроту кадрового вопроса. Так, в начале реализации контракта на постройку для Китая малых десантных кораблей на воздушной подушке (МДКВП) «Зубр» на НПО «Море» весной 2011 года произошла крупная авария. По официальной версии, из-за кадрового голода на предприятии «сработал человеческий фактор», который привел к несинхронной работе кранов, удерживавших на стапеле один из кораблей. В результате с корабля снесло бронеплиты обшивки, а в основном сборочном цехе предприятия обрушилась часть кровли. По заверениям судостроителей, эта крупная авария не привела к срыву графика контракта с КНР, однако эксперты отметили, что хроническое недофинансирование оборонки государством довело до критической черты отток квалифицированного персонала из этой отрасли.

Между тем судоремонт наряду с судостроением – весьма серьезная составляющая экономического потенциала Украины, объединяющая на сегодня 25 отраслевых исследовательских институтов, 7 больших предприятий, производящих судовые двигатели и другое судовое оборудование для кораблестроения, 11 судостроительных заводов, а также 11 предприятий, производящих судовой инструмент.

Стоит напомнить о потенциале украинского военного судостроения. В советские времена украинские судостроители ежегодно сдавали заказчику в лице ВМФ 11-15 кораблей. Из них один корабль высокой сложности или судно обеспечения, производящиеся раз в 3 - 4 года - авианосец (авианесущий крейсер проекта 1143) либо ракетный крейсер (проект 1164 «Украина»), либо плавучая техническая база (ПТБ) перезарядки реакторов атомных подводных лодок (проект 2020). Также 2 больших противолодочных корабля (БПК), 8-12 кораблей на подводных крыльях или воздушной подушке.

При этом расположенные в Украине предприятия судового машино- и приборостроения, как утверждают разработчики и производители, обеспечивали проектирование и изготовление лучших в мире морских газовых турбин, самых современных радиолокационных комплексов, гидроакустических комплексов, огромное количество разнообразного судового оборудования, приборов и пр. Судоремонтные заводы имели 13 плавучих доков и были способны выполнять ремонт кораблей и судов практически всех классов.

Среди подобных предприятий – такой «монстр», как «Севастопольский морской завод им. С.Оржоникидзе», двухсотлетний опыт работы которого позволяет выполнить любой ремонт, докование и переоборудование судов разных классов и целей до 280 метров длиной и 34 шириной, с осадкой до 10 метров. Между тем на Севастопольском морском заводе корабль Черноморского флота РФ последний раз ремонтировался аж в 2003 году - девять лет назад!

И это на сегодня был последний случай ремонта российского военного корабля на украинском предприятии. По данным руководства Севастопольского морского завода, маркетинговой службе предприятия удалось обеспечить полную загрузку мощностей до конца 2012 года, и здесь весомую долю в пакете заказов занимают работы по модернизации опять-таки российского судна, правда гражданского, – кабелеукладчика, принадлежащего «Сбербанку России».

В то же время за последние три года 6 кораблей ЧФ РФ были отремонтированы на судостроительных предприятиях в Болгарии.

В целом ситуация с ремонтом кораблей ЧФ РФ в последние годы сложилась следующая. В разгар противоречий между Москвой и Киевом по вопросам нахождения российского флота на украинской территории в 2007 году по решению правительства РФ ремонт кораблей и судов ЧФ РФ в объеме Государственного оборонного заказа (ГОЗ) был перенесён на расположенное в Севастополе Федеральное государственное унитарное предприятие Минобороны России «13 судоремонтный завод ЧФ» (ФГУП «13 СРЗ ЧФ»). «Мобилизация всех сил» позволила заводу в течение 2007-2010 гг. успешно подготовиться и выиграть все контракты по ГОЗ.

А в 2011 году в соответствии с указом президента Российской Федерации ФГУП «13 СРЗ ЧФ» Минобороны России был объявлен единственным исполнителем, у которого размещаются заказы для реализации Государственной программы вооружения по теме «Работы по сервисному обслуживанию и ремонту кораблей и судов Черноморского флота». 31 января 2011 года был подписан трехлетний контракт между Министерством обороны РФ и заводом на работы по сервисному обслуживанию и ремонту кораблей и судов ЧФ РФ. За 2011 год был проведен ремонт 91 корабля и судна ЧФ с выполнением ремонтных работ по всем боевым частям, для чего завод привлек 42 соисполнителя работ.

Понятно, что для судоремонтников Украины жизненно важно добиться получения части этих заказов, а также занять главное место среди соисполнителей работ в контрактах ФГУП «13 СРЗ ЧФ». В начале этого года власти Севастополя обратились к руководству Украины с просьбой в ходе переговоров с Россией поднять вопрос о возвращении ремонта кораблей Черноморского флота на Севастопольском морском заводе. О том, что украинская сторона заинтересована в возобновлении ремонта кораблей ЧФ РФ на украинских предприятиях, неоднократно заявляли в ассоциации судостроителей «Укрсудпром», в Союзе промышленников и предпринимателей Украины (в частности, глава этой организации народный депутат Анатолий Кинах), в горсовете Севастополя, в Совете организации ветеранов Украины и пр.

В России эти призывы также нашли отклик – идею возвращения ремонта поддержали, например, некоторые депутаты Государственной думы РФ, глава Института стран СНГ Константин Затулин, генерал-полковник Леонид Ивашов, который в 1996-2000 годах возглавлял Главное управление международного военного сотрудничества Генштаба ВС РФ, и др. К тому же эту идею поддерживает и руководство Минобороны России, о чем и заявлял, начиная с января этого года, глава ведомства Анатолий Сердюков.

Важно и то, что Украина в ответ на возвращение заказов может способствовать решению принципиальных для российской стороны вопросов. Так, в конце июля этого года заместитель главного инженера ФГУП «13 СРЗ ЧФ» Анатолий Мельник заявил севастопольским СМИ, что для этого российского предприятия очень сложно закупать необходимое оборудование и комплектующие, необходимые для ремонта, в России. «Практически все предприятия отказывают нам в поставках, потому что мы находимся на территории Украины. Нужно, чтобы межгосударственная комиссия решила вопрос о нулевой ставке НДС. Мы – российское предприятие, которое за счет средств российского Минобороны ремонтирует российские корабли, а платим НДС Украины», - отметил он. И добавил, что начиная с 2005 года, когда Министерство обороны России начало ремонтировать военные корабли на контрактной основе, 13-й судоремонтный завод Черноморского флота был вынужден вложить 132 млн. рублей своих оборотных средств, чтобы выполнить поступающие заказы.

Таким образом, возвращение на украинские судоремонтные предприятия заказов от ЧФ РФ несет в себе несомненные «плюсы» и для Украины, и для России. Как заметил по этому поводу в свое время первый вице-президент Ассоциации «Укрсудпром» экономист Виктор Лисицкий: «Сотрудничество с ЧФ – это колоссальный рынок бизнеса, на котором хорошо может заработать Украина, а Россия получить свой интерес».

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх