,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Мистика: понятие и сущность
+1
Как бывает обычно в подобных случаях, строгого определения понятия "мистика" нет. То, что интуитивно подразумевается под словом мистика имеет больше различий в зависимости от проявлений и условий понимания, чем общих черт. Если мы попытаемся систематизировать представления различных субкультур, различных мыслителей-теоретиков, то такой общей чертой всегда окажется необъясняемая и поэтому не определенная взаимосвязь чего-то в окружающей объективной или субъективной реальности и того, что ожидают от этого люди-мистики. Эта черта и определяет суть мистики, которая, как станет ясно позже, сводится к прогностическим механизмам психики. Ниже будет обосновано такое выделение "необъяснимого" и раскрыта его естественная природа.

Вне разума людей мистика (то, что безусловно относят к мистике) никак не обнаруживается (это сейчас будет показано), во всяком случае, на сегодняшний день не известно ничего достоверного, что исследователь мог бы приписать к явлениям, вызывающим интуитивную оценку как "мистическое". Вопрос о том, может ли реально, вне зависимости от человеческого сознания, существовать нечто не познаваемое методами науки, противоречащее такой аксиоматике науки как причинность (нарушение причинно-следственной связи, нормального закона распределения вероятности, возможности предсказания будущего и т.п.), дальнодействие (мгновенное взаимодействие), трансперсональные явления (психика вне мозга), непосредственные психокинетические явления и т.п. Немалое время в различных научных лабораториях очень интенсивно исследовали возможность существования таких мистических явлений. Последний оплот таких исследований – недавно закрытая лаборатория в Принстонском институте, за 28 лет работы который не удалось зафиксировать ни одного достоверного результата. На сегодняшний день общий итог: при корректном сопоставлении (наличие бесспорно документированных данных) нет ни малейших оснований говорить о существовании в мире мистических явлений самих по себе (в отличие от воображаемых).

Несмотря на это, существует огромное количество "свидетельств", которые выдаются за проявление мистического, от "доказательств" реинкарнации и спиритизма до экстрасенсов, фотографий ауры и духов. Но абсолютно всему такому рано или поздно находится рациональное объяснение, и даже попытки привлечь квантовую физику на помощь оказываются лишь следствием невежества таких попыток.

Т.е. нет ни одного достоверно документированного материала, который говорил бы о "сверхъестественном" явлении. Все, что ходит по рукам и по умам в этом плане – фальшивки, не подтверждаемые свидетельства, откровенная ложь. Об этом на сайте говорит большое количество материалов, показывающие конкретные и наиболее массовые случаи влияния мистики на современное общество.

Мистика: понятие и сущность



Тот, кто желает возразить на это и имеет на своих руках бесспорно достоверные материалы или способен сам продемонстрировать мистическое явление объективно, может это попробовать сделать. Естественно, что тот, кто имеет что-то доказать именно он доказывает это, а не просто декларирует. Существует специальный фонд, обязующийся выплатить миллион долларов любому, кто продемонстрирует нечто сверхъествественное, любой паранормальный феномен или способность. Более, чем за 30 лет существования фонда этого не удалось никому, несмотря на большое количество претендентов.



Это вовсе не означает строгое, "научное" доказательство не существования сверхъестественного. Это означает, что все достоверно документированные проявления сверхъествественного имеют психическую природу. Мало кто из мистиков доходит до утверждения, что мистика сама себя охраняет (скрывается от любых попыток ее исследовать, но только почему-то - лишь от достоверной ее констатации :) ), а те, кто доходит, ничем не обосновывают, зачем ей нужно так скрываться, т.е. это есть лишь жалкая попытка оправдания :) А если мистика специально не скрывается, то должна была бы уже многократно и повсеместно быть зафиксированной достоверно, судя по множеству утверждений мистиков. Но этого не произошло.

И здесь нужно оставаться в тех границах понимания мистики, которая наиболее представительствует в культурах, выделяя общее из нее, а вовсе не то, чем склонен наделять мистику пытающийся ее оправдать конкретный мистический теоретик. Так, мистик может заявить, что мистика – это просто особое состояние сознания, дающие определенные духовные преимущества ("высокодуховность", как обычно говорят). Казуистике оправданий Великой Идеи нет конца и вставать на ее позиции, чтобы понять и простить изнутри, означало бы не выявить объективно присутствующую в культурах общность мистического, а погрузиться в субъективный мир частных субъективных представлений. Что же касается попыток найти некие преимущества мистического, то на сайте апологетами предпринималось множество таких попыток в обсуждениях, рассмотрены и откомментированы множество мистических книг и статей, и никаких реальных преимуществ не обнаружено. Напротив, вместо "высокодуховности", как правило, демонстрируется мелочность, несдержанность, эгоизм и желание власти. Вот пример попытки таким образом обелить мистику: Необходимость добра

Мистика: понятие и сущность


Сказанное призвано локализовать понимание известных проявлений мистики психическими феноменами, и утверждение этого имеет настолько сильные эмпирические основания, приведенные выше, что никто до сих пор не противопоставил что-то более сильное (достоверно обоснованное). Что же касается понимания сути мистики, то оно будет укрепляться по мере понимания развития мистических проявлений в психике с древнего времени до современного мистицизма. Причем, как это бывает вообще для всех феноменов психики, мистика и сегодня проявляет себя во всех своих формах, от самых древних до наиболее изощренно развитых. Самое время более пристально рассмотреть ее основы, откуда напрямую следует понимание.



Французский философ Л. Леви-Брюль (1857-1939) собрал и систематизировал огромное количество этнографических фактов, относящихся к первобытной мистике. Вот некоторые примеры проявления первобытной мистики. Если при помощи какой-нибудь сети удалось наловить особенно много рыбы, если стрела несколько раз подряд попала в цель, если при работе каким-нибудь орудием удалось особенно удачно изготовить какой-либо предмет, то эта сеть, эта стрела, это орудие считаются счастливыми. Им оказывается особенное внимание, уход за ними особенно тщателен. Все, что принесло неудачу - избегается. Пока что здесь нет мистики, но есть ее основание.

Существует много современных работ, обобщающих исследования по различным периодам развития этносов, например, книга Алексеева Н.А. Шаманизм тюркоязычных народов Сибири.
Мистика: понятие и сущность



В этих работах показывается, что самое ранее проявление мистики, какое только можно зафиксировать основывается на совершенно естественном процессе адаптации к новому на основе личной оценки значимости. Это то, что формирует распознавание ситуации, все более уточняя ее в разных условиях при проверке реальностью. Конкретно - использование оценки результата пробного испытания чего-то нового в желаемых целях. Если человек впервые сталкивается с новым и вынужден попробовать его использовать с желаемой целью, результат будет или удачный или неудачный. Чаще - случается второе. Поэтому любой удачный результат испытания нового очень значим и закрепляется как уже испытанный вариант действий, стимулируя прибегать к нему и в следующий раз. Неудачные результаты сразу фиксируют блокировку такого варианта и впредь к нему уже прибегать будет трудно (см. Адаптивные механизмы распознавания).

Все удачные результаты действия переводят восприятие в позитивный эмоциональный контекст, неудачные - негативный. Удача окрашена радостью, она желанна и мотивирует все то, что прогнозирует ее. Способы достижения удачи ищутся и находятся, в том числе - особое, мистическое отношение ко всему, что принесло удачу или приносит неудачу. Но только в том случае, если причины удачи или неудачи не очевидны. Дырка в сети, куда уходит рыба – неудача с очевидными причинами, не способная вызвать мистическое отношение.

Все такие проявления мистики невольно (неосознанно) наблюдаются и сегодня практически у любого человека. Первый опыт, показавший связь нового с желаемым и теперь доступный как прогноз возможного удачного воздействия на внешнюю реальность - это основа формирования специфически мистического стиля восприятия и действия, - мистического эмоционального контекста, при том, что она же - основа рационального исследовательского контекста (все будет зависеть от уровня опыта оценки происходящего - мировоззрения).

Мистика: понятие и сущность



Для мистического эмоционального контекста характерно, что даже если удачное действие будет повторяться множество раз, то вовсе не как исследование его различных свойств и причин достижения удачного результата, а как использование того, самого первого результата, основанное на повышенном доверии (вере) к нему.

В книге Токарева С.А. Ранние формы религии:

...“объяснения” явлений природы, содержащиеся в мифах, никогда не бывают основаны на объективном восприятии причинных связей между указанными феноменами. Напротив, они всегда субъективны и выражены путем персонификации явления, нуждающегося в объяснении.

... “объяснение” данного факта часто организуется по наивной формуле прецедента: иначе говоря, дается как бы повторение того, что уже однажды случилось... Эта характерная тенденция подменять каузальное объяснение ссылкой на предшествующий пример уже была отмечена Леви-Брюлем.

... в этиологических мифах очень часто встречается объяснение от противного (a contrario): то или иное явление существует потому, что некогда существовало прямо противоположное.

... Слабо развитый интеллект человека, пребывая в плену традиционного мышления, удовлетворялся подобным решением проблемы и не задавался другими вопросами.

... чисто экспликативная (разъясняющая — Ред.) функция мифа нередко усложняется вторжением морализующей мысли. В любом мифологическом повествовании всегда присутствует идея кары за какое-либо запретное или предосудительное деяние...

Именно недоопределенность опыта, необходимость довериться ему, несмотря на недопонимание взаимосвязи, создает специфический, мистический контекст поведения. Это отражено в самом названии: мистика (от греч. mуstikos - таинственный). Если взаимосвязь познана, то ничто более не провоцирует мистический стиль восприятия-реагирования, а вполне адекватен объективной реальности, он познан, понят (оценена значимость) для всех актуальных условий использования, и уже не безусловная вера, а хорошо взвешенная, обусловленная реальностью уверенность определяет характер его использования.

Источник

http://www.scorcher.ru



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх