,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Захватнический чардаш: зачем венграм наше Закарпатье?
  • 26 марта 2012 |
  • 19:03 |
  • irenasem |
  • Просмотров: 901
  • |
  • Комментарии: 5
  • |
Вот и началось: шкуру павшего вола стали растаскивать на куски

Не успел несколько улечься накал страстей вокруг публикации о болевых точках территориальной целостности Украины, как опасения, высказанные в ней, получили новое подтверждение...

«Говорил же я, что вы мадьяров плохо знаете!»Захватнический чардаш: зачем венграм наше Закарпатье?

Лучший друг бравого солдата Швейка
- специально для руководства Украины


Речь идет о «сенсационном» сообщении посла Венгрии в Украине Михаля Баера о том, что официальный Будапешт поддержал инициативу «одной из политических сил» украинского Закарпатья о создании на территории области т.н. Притиснянского (вдоль течения реки Тиса) административного района компактного проживания этнических венгров.

По сути же, речь вновь зашла о создании национальной венгерской автономии на территории Украины, а также (в развитие сюжета) - о формировании национальной квоты по выборам в Верховную Раду Украины для венгерского национального меньшинства.

И хотя ничего плохого и, тем более - преступного - в подобных намерениях наших сограждан венгерского происхождения нет, подобное развитие событий вызывает определенное беспокойство...

Тенденция, однако?

«Сенсационность» последних инициатив венгерского руководства в поддержку этнических венгров Украины не случайно взята в кавычки.

На самом деле официальный Будапешт лишь вновь напомнил Киеву о своих условиях, из-за которых еще в январе текущего года (впервые за последние 18 лет) возникли проблемы с подписанием протокола украино-венгерской комиссии по вопросам обеспечения прав национальных меньшинств.

Суть их все та же - создание венгерской автономии в Закарпатье (аккурат вдоль границы с Венгрией) и восстановление мажоритарного округа для выборов в Верховную Раду. Выполнение первого требования законодательно закрепляет за этническими венграми в Украине определенную территорию и расширяет возможности местных органов самоуправления, а второго - дает уже самой Венгрии инструмент политического влияния на Украину - через венгерскую национальную фракцию в Верховной Раде.

Стоит отметить, что на фоне этих двух проблем (для которых, согласно весьма дипломатичному выражению г-на Баера, Киев и Будапешт пока «не смогли найти общую формулировку для протокола») согласование вопросов культурной жизни, образования на украинском и венгерском языках, ситуации в школах и проч. отнюдь не выглядит значительным успехом в двусторонних отношениях.

Любопытно также, что подобные инициативы «одной из вполне легальных венгерских политических сил в Украине» (с дивной оперативностью поддержанные официальным Будапештом) были выдвинуты после интересных изменений в национальном законодательстве Венгрии.

Тень Турула

Дело в том, что после принятия в стране новой Конституции, над Центральной Европой вновь замаячил призрак Великой Венгрии образца 1938 года. При реализации этой свежей конституционной идеи призрачная тень крыльев легендарного орла-Турула может накрыть не только украинское Закарпатье, но соответствующие районы румынской Трансильвании, Словакии и многострадальной Сербии.

К этому стоит прибавить и изменения, внесенные в венгерский закон о гражданстве, которые существенно облегчают его получение этническими венграми, проживающими за пределами страны. Для этого теперь нужно всего лишь не иметь судимости, на минимальном уровне владеть венгерским языком, и доказать свое венгерское происхождение.

Последнее, впрочем, не должно вызвать особых трудностей - достаточно лишь подтвердить, что кто-либо из ближайших родственников претендента на венгерский паспорт родился на территории «Великой Венгрии»...

Заметим, что, облегчая своим зарубежным соотечественникам обретение заветного венгерского гражданства, официальный Будапешт вовсе не призывает их к возвращению на отчую землю. И это понятно - в маленькой (современной) Венгрии, зажатой рамками границ Хельсинского договора (который она вынуждена была подписать по итогам Второй мировой войны) и без того усиливается экономический кризис.

«Безвозмездная» помощь, предоставленная «старыми» членами Евросоюза и США в середине 1980-х начале 1990-х годов обернулась (по определению самого г-на Баера) практически полным вытеснением собственно венгерского капитала из банковской системы страны и 10-15-летним «выдаиванием» венгерской экономики иностранными банками.

В результате Венгрия, когда-то одна из самых благополучных стран СЭВа, к настоящему времени пострадала от экономического спада 2008-2009гг. более многих других «новобранцев» Евросоюза, а сегодня с понятным беспокойством ожидает очередной волны кризиса.

Вполне понятно, почему в сложившейся обстановке правые партии Венгрии выступают даже за выход из ЕС (в зону евро страна, по счастью, пока так и не вступила). Понятно так же и нежелание официального Будапешта приютить на существующей территории страны дополнительных 2-2,5 млн. этнических венгров только из ближнего (европейского) зарубежья.

Но гораздо более интересным представляется ответ на вопрос: почему венгерское руководство, (которое кое-кто в ЕС уже обвиняет в стремлении к диктатуре - шутка ли, поддержка двух третей депутатов парламента) в сложившихся условиях инвестирует в увеличение национальной диаспоры на сопредельных территориях?


Такая забавная экономика

Ответ, как обычно, лежит на поверхности. Если руководство государства заинтересовано в росте количества своих граждан за пределами страны, значит оно практически неизбежно намерено так или иначе использовать территории компактного проживания своих компатриотов в соседних государствах.

Стоит сразу отметить, что понятие «гражданин» сегодня в первую очередь означает, какому государству человек платит налоги, в обмен на защиту (от силовой до социальной). При этом очень многие хотели бы платить налоги одному государству, а пользоваться поддержкой другого (или даже двух-трех сразу)

Конечно, мы по-прежнему далеки от мысли, что святость Хельсинских соглашений будет нарушена (хотя после «демократического» расчленения Югославии в их нерушимости все же приходится сомневаться). Но ведь в современном мире лакомые кусочки чужой территории можно выгодно эксплуатировать и без аннексирования, например, используя их в качестве неофициальных «специальных экономических зон» и тому подобных проектов, существенно облегчающих жизнь национальному бизнесу.

Для этого необходимо всего лишь обеспечить:

1. Относительную прозрачность границ и свободу передвижения, закрепленную двусторонними международными соглашениями

2. Благоприятный административный (а еще лучше - даже административно-полицейский режим)

3. Поддержку законодательного лобби в парламенте страны пребывания

4. Возможность (в случае форс-мажорных обстоятельств) оказания силовой поддержки «нашим согражданам, ответственность за защиту их жизни и имущества мы несем».

В отношении Закарпатья требования пункта первого уже соблюдаются, второго и третьего - будут достигнуты после реализации инициативы создания венгерской автономии, а сценарий четвертого (а также перспективы силовых структур Украины по его предотвращению) подробно описан в нашей предыдущей публикации Крым, Бессарабия, Закарпатье: Откуда начнется будущая война.

Что же касается значительных экономических интересов Венгрии в Украине, то они налицо. Сегодня эта страна занимает второе (после Польши) место среди «младоевропейских» инвесторов в нашу экономику. Так, согласно Госстату, к началу 2012 года объем прямых инвестиций (ПИИ) из Венгрии составил 686,1 млн. долларов (Польши - 875,5 млн. долл.)

Для сравнения - за тот же период ПИИ других наших западных соседей, граничащих с Закарпатьем, составили: Словакии - 62,7, а Румынии - 21,0 млн. долл. При этом, несмотря на некоторое официальное снижение ПИИ в течение 2011 года (отток капитала - 14,4 млн. долл.) столь же официальный товарооборот между Венгрией и Украиной продолжает нарастать - до 3-3,5 млрд. долл. в год.

Вопрос в том, насколько (и в бюджет какой страны - Венгрии или Украины) при этом выросли налоговые поступления из региона, а также насколько благоприятной для украинского бюджета остается динамика налоговых сборов на границе с Венгрией - остается открытым. Впрочем, как и вопрос, насколько (и в чью пользу) будут меняться эти показатели по мере увеличения числа «украинских венгров» и в случае создания национальной венгерской автономии в Закарпатье.

Искать же ответы на эти вопросы уже в ближайшее время придется руководству Украины, к которому, в преддверии очередных парламентских выборов и адресованы сегодня столь «выгодные» предложения официального Будапешта...


Валерий Зайцев, Новости Украины – From-UA



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх