,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Сколько стоит ГТС? Обнять и плакать
  • 3 февраля 2012 |
  • 15:02 |
  • irenasem |
  • Просмотров: 1105
  • |
  • Комментарии: 5
  • |
Информационное агентство «Главком» совместно с Институтом энергетических исследований провели «Энергетические дебаты» на тему: «Сколько стоит украинская ГТС: 4, 20 или 100 млрд. долларов?». В них приняли участие старший аналитик инвестиционной компании «Тройка Диалог Украина» Сергей Невмержицкий и аналитик инвестиционной группы «Арт Капитал» Олег Иванец. Вёл дебаты директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич.

Слить иль не слить - вот в чём вопрос


Масла в огонь дебатов о возможности продажи украинской газотранспортной системы подлило появившееся на днях в СМИ язвительное заявление главы «Газпрома» Алексея Миллера: «Если, как можно услышать на Украине, ГТС - это историческое сокровище, то, по-видимому, ее место в музее». Впрочем, вопрос «продавать или не продавать ГТС?» для многих присутствующих, включая журналистов, не стоял. Обсуждение большей частью свелось к тому, какую долю «трубы» продавать, и какую сумму можно выручить от продажи.

Если правительство и часть экспертов склоняется к мысли о продаже (или передаче под управление консорциуму) ГТС, то националисты едины во мнении о необходимости сохранить систему в государственной собственности. Похожую позицию высказал и Олег Иванец. Признавая обоснованность позиции России, он считает, что продажа «трубы» угрожает национальной безопасности Украины. По его мнению, именно из-за продажи своей газотранспортной системы Белоруссия скоро исчезнет с карты мира, и подобная участь уготована Украине, если она решится продать ГТС России. А определять стоимость ГТС - всё равно, что определять цену свободы и независимости.

Альтернативный вариант предложил директор Института энергетических исследований Дмитрий Марунич. По его мнению, нужно не передавать систему России, а интегрировать её в европейскую газотранспортную систему. Оговорившись, что такое вряд ли возможно, поскольку «Газпром» категорически против такого шага.

Варианты дальнейшего использования газотранспортной системы действительно имеются. Украинские власти настаивают на газовом консорциуме, в который бы вошли Украина, «Газпром» и представитель европейских газотранспортных компаний. При этом предлагаются варианты деления «поровну»: Украине либо 40, либо 34 процента, двум другим сторонам либо по 30, либо по 33 процента. При этом за Украиной сохраняется блокирующий пакет акций.

Однако Сергей Невмержицкий здраво рассудил: в Европе нет какого-то единого субъекта, который хотел бы выделить средства для приобретения трети ГТС. «Твой бизнес - это когда у тебя 100% акций предприятия. Если у тебя только 99%, то это уже не вполне твой бизнес». В то же время давление со стороны «Газпрома» усиливается. До запуска «Северного потока» российский монополист готов был на указанные выше условия, но сегодня всё ближе дата начала строительства ещё одного обходного газопровода, «Южного потока». Поэтому если в предложениях россиян ещё недавно фигурировали условия «50 на 50», то теперь речь идёт о полном контроле. Причём, время работает на «Газпром».

Делайте ставки, дамы и господа


В расчётах стоимости украинской ГТС эксперты исходили из показателя её пропускной способности, сравниваемой с другими газопроводами, строящимися или уже построенными «Газпромом». Если сопоставлять её со стоимостью белорусской ГТС, проданной за $ 5 млрд., то цена должна составить 30 миллиардов. Если считать по затратам на строительство «Северного потока», то получится сумма 58 миллиардов. Ещё один вариант - смета на строительство «Южного потока», достигающая 25 млрд. По мнению Сергея Невмержицкого примерно такую сумму - $20-25 миллиардов - и готова будет заплатить за украинскую ГТС Россия. Впрочем, при пакетной продаже сумма может несколько уменьшиться. (Напомним, Юлия Тимошенко недавно заявила, что цена украинской ГТС составляет $200 млрд. - прим. ред.)

Как считает Олег Иванец, украинская «труба» является альтернативой «Южному потоку». Чтобы перейти на прокачку газа по нему, Россия ещё должна построить этот газопровод, для чего потребуется несколько лет. В то же время, украинская ГТС уже проложена, она действует, и при продаже готового объекта, как это принято в мире, Украине полагается премия. Однако Дмитрий Марунич предупреждает: введение в эксплуатацию обоих потоков способно «иссушить» украинские газопроводы, и тогда система станет никому не нужна, Украина её попросту потеряет как неработающий производственный объект.

В то же время, страна закупает для собственных нужд огромное количество газа. Так, химическое производство использует в год до 8,5 миллиардов кубометров, население и ЖКХ расходуют порядка 27 миллиардов, а общие потребности Украины в «голубом топливе» в 2011 году составили порядка 55 миллиардов кубометров при собственной добыче чуть более 20,1 миллиардов кубометров. Поэтому Украина является одним из крупнейших потребителей российского газа, и терять такого покупателя «Газпром» не будет.

По подсчётам Марунича, при покупке ГТС за $30 млрд. «Газпром» окупит свои затраты за 30 лет. С этим сроком согласен и Олег Иванец, подметив, что необходимо учитывать и то, что компания, кроме прибыли, получит ещё и саму систему, являющуюся ликвидным активом. В то же время, строительство «Южного потока» стимулирует спрос на трубы и послужит инструментом для активизации многих смежных отраслей российской промышленности.

Эксперты были единодушны в том, что «труба» и газовые хранилища не могут быть проданы вместе, и их расчёты касаются исключительно системы трубопроводов. Хранилища же, несмотря на заинтересованность в них России, продавать нельзя, их нужно использовать для закачки газа в период снижения цен. Дмитрий Марунич указал на то, что хранилища и трубопроводы всегда составляли единую систему, управляемую когда-то из единого диспетчерского пункта, и о возможности её разделения сегодня не существует единого мнения.

Однако все эти расчёты, на мой взгляд, грешат одним недостатком. А именно, в них не учитывается состояние украинской газотранспортной системы, износ основных фондов которой составляет 70%! То есть, даже если брать максимальную сумму, просчитанную по «Северному потоку», реальная цена ГТС не может составлять более 30% этой суммы или всего 17,4 миллиардов. Если же брать расчёты, исходя из сметной стоимости «Южного потока», то и вовсе получается 7,5 миллиардов. И вместо активов стоимостью 30 миллиардов «Газпром» получит новую головную боль по реконструкции, не просто сопоставимую, а значительно превышающую затраты на строительство «Южного потока».

Альтернативы российскому газу нет


В качестве выхода из ситуации с зависимостью Украины от российского газа участники дебатов предлагали несколько вариантов, которые реализовать мгновенно просто невозможно. Заявление министра Юрия Бойко о том, что правительство будет замещать на ТЭЦ газ углём, не выдерживает критики экспертов.

Во-первых, выбросы вредных веществ при сжигании угля вызывают резкий рост онкологических заболеваний, и данных, насколько это бьёт по экономике, ни у кого нет. В Европе угольные электростанции и централи размещены вдали от городов, но выбросы от них оседают на расстоянии до ста километров от станций. Во-вторых, сжигать газ всё равно дешевле, чем обеспечить экологическую безопасность ТЭЦ. Установка эффективных фильтров в масштабах страны обойдётся за год минимум в 3 миллиарда долларов. В-третьих, просто технически невозможно использовать водно-угольную смесь для работы котлов, рассчитанных на газ. И замена их на угольные котлы обойдётся на порядок дороже стоимости фильтров.

Дмитрий Марунич объяснил, что закупить газ в Средней Азии напрямую невозможно. До недавних пор все среднеазиатские излишки покупала Россия. При этом закупочная цена составляла 400 долларов, а продавала его Украине она по 416 долларов. Сегодня и Россия не может купить там ничего. Также совершенно необоснованна надежда на закупки газа в Турции. Эта страна сама является одним из крупнейших импортёров газа, и рассчитывать на поставки газа из неё можно будет лишь в случае постройки газопровода «Набукко», начало строительства которого отодвинуто на 2017 год.

Добыча газа путём перегонки бурых углей также нереальна. За 20 лет независимости вся буроугольная промышленность была уничтожена, и для начала производства необходимы огромные капиталовложения вначале в возрождение добычи бурого угля, а потом уже в технологии перегони.

В качестве альтернативы Сергей Невмержицкий назвал сланцевый газ. Но у него тоже есть свои недостатки. Во-первых, теплоотдача сланцевого газа значительно (по некоторым данным - втрое) ниже соответствующего показателя природного газа. Во-вторых, себестоимость добычи сланцевого газа по данным американских компаний составляет от 212 до 283 долларов за 1000 кубометров. В-третьих, технология добычи (фрекинг или гидроразрыв пластов) предусматривает закачку в пласты породы смеси воды, песка и химикатов под огромным давлением, что может привести к загрязнению грунтовых вод. Кроме того, побочным явлением добычи сланцевого газа являются мелкие землетрясения. Именно из-за этого Великобритания остановила добычу сланцевого газа на своей территории. И если для Юзовского месторождения этот вопрос не критичен, то на Западной Украине из-за близости к сейсмически опасной «зоне Вранчи» они вполне могут спровоцировать катастрофическое землетрясение. Из-за экологических проблем добыча сланцевого газа также запрещена во Франции, а в день дебатов поступило сообщение об аналогичном запрете в Болгарии.

Самое же большое препятствие в возможном отказе от российского газа - отсутствие реальных проектов. Пока всё сводится к идеям, не продуманным, не просчитанным, реализация которых потребует не менее пяти лет и вложения значительных средств для подготовки инфраструктуры их реализации. Которых в бюджете просто нет.

Как поделить шкуру неубитого медведя


Хотя аналитик инвестиционной группы «Арт Капитал» Олег Иванец и сравнивает продажу ГТС с продажей свободы и суверенитета, но выход из газовой зависимости от России он видит... именно в продаже системы и проведении на вырученные средства реформ, уменьшающих потребление Украиной газа. При этом внутренние, распределительные газопроводы должны остаться в украинской собственности. Главным же препятствием в снижении потребления газа он считает неэффективность украинского производства и отсутствие газовой стратегии. По его мнению, государство должно думать о перспективе на 20-30 лет, под эту перспективу разрабатывать соответствующие планы и изыскивать инвестиции.

С данным мнением согласились все эксперты, полагая, что пример во внедрении энергосберегающих технологий необходимо брать с Европы, лидирующей в этом вопросе. А деньги от продажи ГТС необходимо пустить на модернизацию, в первую очередь, коммунального хозяйства, от дотаций которого и возникли проблемы «Нафтогаза» с платежами «Газпрому». В любом случае, вырученные от продажи «трубы» деньги должны пойти на развитие экономики, и чем «прозрачнее» схемы инвестиций, тем эффективнее будут эти вложения.

Ну, а наиболее радикальным оказался вариант директора Института энергетических исследований Дмитрия Марунича, предложившего, кроме продажи ГТС, продать россиянам и химические предприятия Дмитрия Фирташа, что позволит избавиться из государственных обязательств по оплате газа для их производственного цикла. А ещё - присоединиться к Таможенному союзу, благодаря чему не только снизятся счета за газ, но и в целом украинская экономика сможет приносить дополнительные доходы в бюджет из-за снятия таможенных ограничений на торговлю с Россией.

Александр Горохов, специально для Полемики



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх