,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Гонки трубопроводов: Nabucco не догнать Южный поток
  • 27 января 2012 |
  • 14:01 |
  • нах... |
  • Просмотров: 643
  • |
  • Комментарии: 3
  • |
+7
"В последнее время стало понятно, что с финансовой и с временной точки зрения проект реализовывать все тяжелее", - подчеркнул Морнингстар.

По его словам, этот проект уже обсуждается несколько лет, кроме того реализация такого масштабного газопровода потребует значительных сроков, и в этом случае могут возникнуть проблемы с его наполнением.

Проект газопровода Nabucco протяженностью 3300 км из Туркмении и Азербайджана в страны ЕС начал разрабатываться в 2002 году, с тем, чтобы связать Европу с крупными месторождениями природного газа в Каспийском регионе в обход России.

Инициаторами проекта выступили австрийская компания OMV Gas GmbH и турецкая BOTAS.

Также в консорциуме по строительству газопровода участвуют компании Булгаргаз (Болгария), S.N.T.G.N. Transgaz S.A. (Румыния), MOL Natural Gas Transmission Company Ltd. (Венгрия), RWE AG (Германия).

Изначально проект подразумевал поставку газа с месторождений Ирана в Персидском заливе, однако в 2006 году было принято решение изменить проект таким образом, чтобы иметь возможность поставлять газ из Туркмении и Азербайджана.

13 июля 2009 года в Анкаре премьер-министрами Турции, Австрии и Венгрии и министрами энергетики Болгарии и Румынии было подписано многостороннее соглашение о строительстве газопровода Nabucco. Тогда в церемонии участвовали президент Грузии Михаил Саакашвили, министры 20 стран, а также спецпредставитель госдепартамента США по вопросам энергетики Европы и Азии Ричард Морнингстар, заместитель помощника госсекретаря США Мэтью Брайза, еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс, а также председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу.

На момент подписания соглашения планировалось завершить строительство газопровода к 2014 году. В настоящее время сроки запуска проекта сдвинулись к 2018 году, когда начнется коммерческая добыча газа на месторождении Шах-Дениз в Азербайджане.

В марте 2010 года Турция ратифицировала свое участие в проекте и дала согласие на строительство газопровода через свою территорию. Однако уже к концу месяца переговоры о поставках азербайджанского газа в Европу между Анкарой и Баку были приостановлены по причине противоречий, обусловленных попытками Турции нормализовать отношения с Арменией.

Сегодня жизнеспособность проекта находится под большим вопросом. До сих пор страны-поставщики так и не подписали окончательного соглашения, не достигнув компромисса в определении наиболее выгодного экспортного маршрута.

Кроме того, финансовая сторона проекта вызывает множество вопросов. По оценке компании British Petroleum (BP), которая является одним из собственников месторождения Шах-Дениз (имеет 51% акций) и не принимает участия в Nabucco, общая сумма затрат на реализацию проекта составит порядка 14 млрд. евро, что практически вдвое дороже ранее заявленных 7,9 млрд.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности РФ Константин Симонов заявил, что "даже стоимость в 8 млрд. евро ставит на Nabucco крест".

"Из шести участников, которые должны внести половину стоимости, только у двух есть деньги даже на 4 млрд. евро инвестиций, а 4 млрд. должны были дать банки. Они их давать не собираются. К тому же у проекта так и не появилось ресурсной базы. А раз так, у проекта нет гарантированного сбыта. В этой ситуации банки финансировать проект отказываются. И все финансовые подтасовки, и сознательные занижения стоимости проекта начали разваливаться", - сказал К.Симонов.

Вице-президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики (ГНКАР), которой принадлежат 10% акций консорциума, Эльшад Насиров заявил, что его кампания не намерена платить "за пропускную способность, которая не нужна". По его словам, ГНКАР предпочла бы менее масштабный проект, который в дальнейшем можно будет расширить.

Ситуация вокруг Nabucco на сегодняшний день говорит о том, что проект не состоялся и вряд ли что-либо изменится. На днях глава немецкой компании RWE AG Юрген Гроссман в интервью газете The Wall Street Journal заявил, что его компания в ближайшем будущем намерена отказаться от участия в проекте Nabucco.

"Важно, чтобы каспийский газ поступал в Европу, и чтобы он поступал в тех количествах и в те места, которые нас устраивают", - отметил руководитель компании.

О том, что "перспектив у Nabucco нет" еще в 2010 году заявил вице-премьер РФ Игорь Сечин, куратор российского ТЭК.

По его словам, за то время как консорциум пустит первый газ, "начнет работать "Северный поток", а также будет продвижение по "Южному потоку". При этом "Южный поток" "будет иметь приоритет по срокам и источникам поставки".

В декабре 2011 года председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что "строительство морской части газопровода "Южный поток" начнется уже в конце 2012 года". Миллер также сообщил, что в течение 2012 года планируется завершить все проектные и изыскательские работы на морском участке газопровода.

Ранее ожидалось, что строительство газопровода начнется не ранее 2013 года.

"Южный поток", целью строительства которого является снижение зависимости России от транзита топлива по территории Украины, будет проложен по дну Черного моря из России в Болгарию, а затем разделен на две ветки. Одна из них пройдет через Грецию на юг Италии, а вторая - через Сербию и Венгрию в Австрию.

Протяженность морского участка составит 925 километров, сухопутная часть будет иметь протяженность более 2000 километров. Участниками Южного потока являются российский "Газпром", которому принадлежат 50% акций проекта, итальянская "Eni", французская "EDF" и немецкая "Wintershall". Запустить "Южный поток" российский концерн планирует уже в 2015 году.

В отношении "Южного потока" Константин Симонов заявил, что "проект в своей наземной части достиг такого состояния, что уже подписаны все документы о совместных предприятиях".

"Со Словенией у нас не было сверхсложных проблем, хотя формально она была последней страной, с которой нужно было подписать бумаги. Так политическую часть можно считать законченной, если говорить о сухопутном участке проекта. С Турцией, которая не дала согласия на прокладку газопровода в своих водах, пока вопросы остаются, но у нас есть свои аргументы. Например, существует проект обхода турецких проливов путем строительства нефтепровода из Бургаса в Александруполис", - сказал эксперт.

По его словам ситуация остается "гибкой, однако светлое будущее российского проекта уже предопределено".

Сегодня не приходится говорить серьезно о несостоявшимся конкуренте "Южного потока", так как проект существует фактически только на бумаге, и для его реализации отсутствует наполнение, в отличие от российского концерна. Конечно, отдельные участки газопровода строятся, но остается только гадать когда они соеденяться. Очевидно, что проект Nabucco создавался больше как политический администрации (президента США) Джорджа Буша-младшего, который, в первую очередь был призван снизить зависимость Европы от российского газа.

Еще одним тормозящим фактором для Nabucco является неурегулированность морских границ акватории Каспийского моря. Дело в том, что согласно проекту для того, чтобы туркменский и азербайджанский газ мог начать экспортироваться в Европу необходимо проложить транскаспийский трубопроводный участок.

Ни для кого не секрет, что с распадом Советского союза Каспийское море является спорным для пяти прибрежных государств: России, Ирана, Туркмении, Азербайджана и Казахстана. На протяжении многих лет страны пытаются разрешить ситуацию на разных уровнях и в разных форматах, однако до сих пор безрезультатно.

Против идеи прокладки трубопровода выступают Россия и Иран. Казахстан пока сохраняет нейтралитет.

Стоит отметить, что, несмотря на общую заинтересованность в реализации Nabucco Азербайджан и Туркмения остро спорят из-за принадлежности ряда богатых нефтегазовых месторождений – Сердар, Осман, а также Омар. Время от времени споры обостряются, что не способствует строительству газопровода.

Говоря о правовом статусе Каспийского моря, стоит упомянуть выступление азербайджанского эксперта Кямала Макили-Алиева. По его мнению, Каспий – не море, а озеро, и здесь не должна работать Конвенция ООН по морскому праву. Исходя из его утверждения, трубы можно прокладывать, не спрашивая соседей - достаточно договоренности с партнерами по проекту.

Юридически эта идея не имеет под собой правовой основы. Напомним, 16 октября 2007 года все прикаспийские государства подписали Декларацию, согласно которой все основные вопросы деятельности и пользования Каспийской акватории решаются совместно.

Сумеют ли договориться пять прикаспийских стран сказать пока трудно, хотя и очевидно, что позиции России и Ирана вряд ли изменятся, что еще больше усугубит положение Nabucco.

http://dpua.info/news/news-in-ukraine/ekonomika/gonki-truboprovodov-nabucco-ne-dognat-juzhnyj-pot.html



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх