,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Советское качество, как супербренд эпохи либерального капитализма
  • 27 декабря 2011 |
  • 18:12 |
  • MMZ |
  • Просмотров: 1532
  • |
  • Комментарии: 17
  • |
+18
Жестокая ирония времени. Все теряет свою остроту, актуальность, догматику и притягательность. Все становится на свои места или с ног на голову, как посмотреть. Удаленность от начальной точки проясняет взгляд и выстраивает мысли в нужном порядке. Правда, сюрреалистический театр иногда преподносит такие сюрпризы, бороться с которыми сознание уже не имеет сил. Ты начинаешь сомневаться в своем прошлом, своих оценках, вкусах, ощущениях, желаниях и ценностях. Ты уже начинаешь сомневаться, где же ты настоящий, а где ты ошибался.

Я уже пережил несколько каскадных обесцениваний идеалов, взглядов и молитв. Я со всеми преклонялся перед западными безделушками в 80-х. Я проклинал Союз и социализм в начале 90-х. Я видел наступившее импортное изобилие в конце тысячелетия. Дефолт, депрессию первых шагов нового миллениума, кредитный бум, пузыри биржевого и банковского капитализма. И вот снова крутой вираж в начале десятых.


Здесь вы найдете легендарное советское качество. Этот слоган (еще одно слово, ставшее уже с некоторых пор родным) заставил остановиться. Если бы мне, где-нибудь в 1987 – 88 годах сказали, что мы будем гордиться советским качеством, я бы истерически смеялся несколько часов подряд. Я уверен, что большая часть одной шестой суши сделала бы точно также. Отечественное качество, тогда было притчей во языцех. Как только наши производители не издевались над покупателями, и как только покупатели не мстили, давая хлесткие характеристики товарам с гордой надписью «Сделано в СССР».

А вот капиталистическая продукция – другое дело. Нашивки, яркие упаковки, запрещенный шик, удобство и, не будем кривить душой, красота. Да и качество в те годы у товаров с загнивающего Запада было немного другое, чем в нынешнюю либеральную эпоху.

В общем, никто при светлом рассудке и твердой памяти, не догадывался, что пройдет 30 лет, и мы станем этим гордиться. Станем гордиться советским качеством, которого, подчеркиваю для нас, тогда не существовало в природе.

Это уже потом пришло понимание глубинных экономических противоречий и разница в подходах. Для СССР важно было произвести такую вещь, чтобы хватило надолго. Если телевизор, то лет на 20, если машина, на всю жизнь и т.д. Мы не провоцировали жадность и вечную погоню за товаром. Так бы и продолжалось, если бы не постепенное проникновение других ценностей. Поэтому, холодильники еще работают, сковородки жарят, машины ездят. И все это производилось минимум полвека назад. Будет ли работать твой айфон через 50 лет вопрос для долгожителя.

Да и пищевые продукты, как оказалось, были практически органическими. У нас не было ГМО, красителей, эмульгаторов, пальмового масла и сои. У нас было мясо, соль, перец, желатин. Накормить увеличивающееся население таким способом мы не смогли. Как не смогли бы и страны с капиталистической системой, но они вовремя это поняли и призвали на помощь химиков. А экопродукты стали предметом роскоши. Да, их выращивание экономически не выгодно, и накормить растущую ораву они не смогут. Таким же предметом роскоши они были в позднем Союзе.

У Запада для экономики были свои расчеты. Им нужно было давать работу. А чтобы для рабочего класса всегда бы место для применения своих сил и получения зарплаты, рыночные экономисты и маркетологи придумали гениальную замкнутую схему. Зачем производить суперкачество, когда можно каждый год обновлять ассортимент. Это пришло уже в 90-х, когда враг повержено поглощался свободным рынком. Не стало альтернативы, долой рамки. И пошел вал одноразового ширпотреба. А для закрепления устойчивого мнения правильного выбора взялись рекламщики и гуру маркетинга. И колесо потребления завертелось с новой силой. Каждый сезон новая вещь, новый вкус, новый размер, новый тренд, новая девушка, новый мужчина, новая религия, новая пачка, новая функция, еще один пиксель. Блин! Надо остановиться.

Наступило изобилие! Мечты сбылись, полки ломятся, товаров завались. Наши рецепторы стали привыкать к новому насыщенному вкусу. От названий рябило в глазах. Днем или ночью, в любой праздник – все есть и все доступно. О ценах говорить не буду.

Но с каждым новым глотком и новым укусом, почему то не приходит счастье. Очень быстро обманная роскошь изобилия стала приедаться. Мы стали крутить носом, особенно те, кто еще помнил. Помнил вкус настоящего пломбира, вареной колбасы, шоколада без эмульгаторов и сои, молока, масла, сыра и т.д. Кто мог подумать, что мы так будем скорбеть за всем этим и считать себя идиотами, ушедшими из «рая». Мы тихо ворчали, сокрушались и шли в супермаркет, кто умнее в село, за продуктами.


Казалось, что дни нашего детства и юности, уже никогда не повторяться. Их вкус мы уже не почувствуем на наших губах.

Но время циклично и его ось дала неожиданный крен. И всеми порицаемый изгой, сотворил чудо. Реальное чудо.

Приезжая в Минск в 90-х мы издевались над тишиной, нависшей над Беларусью. Ни супермаркетов, ни рекламы, ни ночных клубов, ни наляпистых брендов. «Заповедник глубокого социализма» жал свою линию. Мы смеялись и гордились своими успехами в продвижении в цивилизованный мир.

А оказалось, что правы не мы, и что изобилие не бывает настоящим, не дарит счастливую жизнь, здоровья и удовлетворения.

Мне горько об этом писать, но я тоже поддался западным стандартам, и считал Лукашенка глупцом, который ведет свой народ к катастрофе. Зачем сопротивляться неизбежному, думал я. Слава Богу, что я ошибался.

Президент Беларуси заставил экономику производить все. Ему нужна была реальная независимость – и он ее получил. Правда на дешевом российском газе, но у Украины на том же временном отрезке этого не получилось. Маленькая Беларусь постепенно стала предметом гордости и зависти.

Примерно в 2003 году, один мой товарищ, засобирался в Минск. Я в шутку попросил привести мне тамошнее мороженное. Уже доходили слухи, что оно очень вкусное. А нашего, хоть и много, но есть его невозможно. Друг уехал, сомнения остались. Я не верил до последнего.

Все рассеялось после первого укуса. Я вернулся в 85 год. Я выхожу на улицу, жду, когда пломбир немного растает (справка, для рожденных в 90-х. Настоящее мороженное, сделанное из молока, в холодильнике замерзает до очень твердого состояния. Кусать по началу не рекомендуется) и…

Вот оказывается, каким причудливым может быть мир, социальные мифы, ложные установки, чужие правила. Все исчезает с первым укусом, первым глотком и знакомым запахом.

Противостоящая всем страна, смогла сделать то, что не получилось у огромной империи. Спасибо ей за это!

За простую истину, которую Михаил Ходорковский осознал лишь в тюрьме. Человеку не надо очень много. Количество лишь расстраивает, угнетает, заводит звериный инстинкт, дарит вечную хандру. Человеку нужно настоящее – и он будет счастлив.

Я рад, что в Киеве появились ларьки с белорусскими товарами. Это маленькие филиалы из моего детства. Я думал, что уже никогда не вернусь к себе домой.

Никогда, не говори никогда – истина, доказанная белорусской пищевой промышленностью.

На рубеже социальных эпох я не думал, что стану автором этих строк. Я не думал, что произойдет такой перелом и пленка начнет вертеться в противоположную сторону. И мы начнем гордится своим недавним прошлым.

Кажется, мы слишком рано поставили точку после слова «поражение» в противостоянии Востока и Запада в конце 80-х. Победа Запада, вполне возможно, оказалась пирровой. И теперь вместо точки появляется запятая.

My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх