,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Бедные люди
  • 13 декабря 2011 |
  • 14:12 |
  • MMZ |
  • Просмотров: 603
  • |
  • Комментарии: 2
  • |
+5
По прошествии двадцатилетия со времени перехода от советского строя к нынешнему бедность представляется одной из доминант общественного сознания и сущности общества.

Можно сказать, что исторический процесс протекает под знаком бедности. Двадцать лет назад произошло ее лавинообразное нарастание во всех смыслах этого слова. Население вынужденно или добровольно обрушилось в социально-экономическую, психологическою и духовную бедность, в потемках которой и продолжает большей частью пребывать. Бедность накрыла, она полезла со всех щелей и воцарилась.

Массе граждан стали не нужны русский язык, Пушкин, морально-этические учения величайших мыслителей (прежде всего опять же таки русских). Они превознесли претенциозных каннибалов – не в силу каких-то блистательных откровений, содержащихся в их учениях, а ввиду принадлежности к одним пещерам. Стали успешно делать капитал на знании одного языка, да и то несовершенном, принадлежности к одной национальности. Стали выпячивать культурную бедность и ограниченность, как просящие милостыню инвалиды – свои увечья. И даже потрясать ими, требуя себе на этом основании уступок и привилегий.

Вопрос «Иметь или быть?» банально разрешился в пользу «иметь», будто какое-нибудь «2x2». Иметь – и чем больше, тем лучше.

По сути, бедный – прежде всего тот, кто психологически ощущает себя таковым. Происходит это в значительной степени под давлением общества, показывающего на него пальцем: вот бедный, убогий. Посмотрите на него, какой он несчастный. Бросьте ему что-нибудь, какую-нибудь кость. Бедных разрывают на части конкурирующие партии и, выставив их, как щит, перед собой, прут к богатствам.

На фоне таких бедных психологически комфортно бывает зажиточным, «состоятельным господам», полагающим, что их жизнь удалась.

Среди множества оттенков религиозности и верований возобладало верование, вложенное Достоевским в уста персонажа «Униженных и оскорбленных» князя Волковского, состоящее в том, что «в свете можно так весело, так мило прожить и без идеалов…». «Жизнь – коммерческая сделка, – учил этот персонаж, – даром не бросайте денег, но, пожалуй, платите за угождение, и вы исполните все свои обязанности к ближнему, – вот моя нравственность, если уж вам ее непременно нужно, хотя, признаюсь вам, по-моему, лучше и не платить своему ближнему, а суметь заставить его делать даром». Не правда ли, актуально?

В советской стране не существовало резкого разделения по критерию обладания материальными благами, – а это вековечное и чрезвычайно болезненное и кровавое разделение. По крайней мере, оно психологически не ощущалось, не приводило к массовому самоуничижению малоимущих и чванливому самодовольству богатых, что разрушающе действует как на одних, так и на других. Окружающие не воспринимались как бедные и богатые – существа различной полноценности. Были разделения по другим линиям, но не столь острые.

Относиться к людям, как к равным, заведомо пренебрегать их материальным положением и судить о них по их поведению в обществе, по тому, какова их душа, – в большей мере свойственно как раз осмеянному «советскому мышлению». Величие этой «ущербности», возможно, еще предстоит осознать.

Философ Сенека говорил, что не может считать человека нищим, пока тому хватает того, что у него есть, и что беден не тот, у кого мало, а тот, кому не хватает имеющегося. С этой точки зрения получается совсем иной профиль нынешних бедных.

Таких бедных описывают в «Форбс», ежечасно показывают по телевизору. Вот томительно обсуждается вопрос налогообложения роскоши, средств, переводимых в офшоры, – это одни бедные имитируют заботу о других бедных. И еще вопрос, кто из них беднее. Роющийся в мусорном бачке, чтобы найти себе пропитание, и роющийся в общем кошельке – государственном бюджете, чтобы пересесть на более престижную иномарку, – кто из них более нищий? И кто из них раньше утешится? И чем?

Вокруг слишком много бедных разных оттенков – малоимущих не только по отношению к средствам к существованию, но и к правде, великодушию, состраданию, пониманию, бескорыстию. Множество за чертой бедности в социально-экономическом плане, а сколько в нравственном, повторяющих вслед за князем Волковским: «…Ведь я вижу, что я живу в обществе пустом; но в нем покамест тепло, и я ему поддакиваю, показываю, что я за него горой, а при случае я первый же его и оставлю… Я на всё согласен, было бы мне хорошо, и нас таких легион, и нам действительно хорошо».

Кто их подсчитает, этих нищих?..
My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх