,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Дело Тимошенко, как показатель некомпетентности украинской «элиты»
  • 12 декабря 2011 |
  • 23:12 |
  • Forum |
  • Просмотров: 613
  • |
  • Комментарии: 0
  • |
0
15 ноября с.г. Верховная Рада Украины приняла внесенный президентом В. Януковичем законопроект о гуманизации ответственности за экономические преступления, но ожидаемого многими события не произошло, - поправки, исключающие из Уголовного кодекса ст. 365, по которой 11 октября с.г. экс-премьер Украины Ю. Тимошенко была приговорена к семи годам лишения свободы, отклонили.
Дело против Тимошенко сделало его фигурантку настолько известной во всём мире, что даже в Сенегале (!?) появились её пылкие сторонники, устраивающие митинги в поддержку лидера украинской оппозиции. Описанию дела посвящены тысячи статей в сотнях газет десятков стран мира в диапазоне от полного одобрения приговора, до такого же его неприятия, тем не менее, даже этот огромный массив информации не освещает многие реальные причины вынесения приговора и уж, тем более, те достаточно странные обстоятельства, которые к этому приговору привели. Так что, эта тема ещё не раз будет становиться предметом журналистских расследований, каждый раз открывая всё новые подробности реальных причин заинтересованности в этом деле разных сторон, а также приводя примеры вопиющей некомпетентности украинской "элиты" по обе стороны "судебно-газовой баррикады".
Во всяком случае, дело против Тимошенко явно выходит за рамки стандартного уголовного дела, инспирированного властями против политического оппонента с целью его дискредитации, по аналогии с нашумевшим делом против экс-главы МВФДоминика Стросс-Кана. Стросс-Кан, несмотря на уже общепризнанную сфабрикованность уголовного дела против него, тем не менее, вынужден не только полностью отказаться от борьбы за пост президента Франции, но и лишён возможности полноценного участия в политической жизни страны. Дело против Тимошенко, в отличие от франко-американской фальсификации, нельзя назвать полностью сфабрикованным, так как экс-премьер-министр действительно превысила свои служебные полномочия, поскольку положенного по законодательству Украины решения Кабинета министров на подписание, так называемых, "газовых контрактов", в январе 2009 года не было. Поэтому, с этой точки зрения, её вина абсолютно очевидна и полностью доказана, однако, Тимошенко по-прежнему остаётся лидером оппозиции, причём гораздо более популярным и поддерживаемым за рубежом, нежели в собственной стране. Более того, на её полноценном участии в политической жизни Украины настаивают лидеры стран, которые постоянно публично кичатся своей приверженностью к жесточайшему соблюдению "буквы закона"!?
Правда, нельзя не отметить и того, что другие компоненты её приговора, мягко говоря, вызывают большое сомнение. Прежде всего, наличие у Тимошенко именно того умысла на совершение преступления, который указан в приговоре. Вряд ли можно поверить в то, что она могла в должности премьер-министра Украины "зависеть" от российской стороны вследствие наличия давнего уголовного дела по долгам 1996-1997 годов некогда возглавляемой Тимошенко украинской компании ЕЭСУ министерству обороны РФ, настолько, чтобы именно по этой причине способствовать подписанию контрактов на поставку газа из России на Украину по "завышенной цене"!? Вообще-то закон "сохранения денег" гласит, что любое сомнительное повышение цены товара в контрактах, как правило, напрямую связано с личной заинтересованностью его подписантов. Правда, в бизнесе эта формулировка является скорее аксиомой, чем "законом", поскольку, в силу вполне понятных причин, связь завышения цены и личных интересов подписантов в большинстве случаев остаётся недоказуемой, даже несмотря на её совершенную очевидность. В данном конкретном случае вопрос личной материальной заинтересованности Тимошенко в подписании "газовых контрактов" на "невыгодных" для Украины условиях украинским судом даже не рассматривался.
Не лучше обстоят дела и с заявленными убытками НАК "Нефтегаз Украины", которые якобы возникли вследствие того, что он понёс дополнительные затраты на приобретение производственно-технологического газа для транзита российского газа в страны Европы. Т.е., повышение цены после подписания новых контрактов (по сравнению с 2008 годом) в 2009 году на $53,8 (29,8%), а в 2010 - на $77,19 (43%) на поставку 33-37 миллиардов кубометров газа в год, ни одному потребителю этого газа на Украине никаких убытков не принесло!? В убытке оказался только "Нефтегаз", и то исключительно в результате повышения затрат на обслуживание транзита российского газа по территории Украины!? В это можно поверить, только если не читать ничего, кроме приговора и "экспертных заключений". Например, министр регионального развития и жилищно-коммунального хозяйства А. Близнюк, отвечая в ноябре с.г. на вопросы депутатов в Верховной Раде заявил, что "33 тысячи километров наших сетей почти амортизированы, там потери достигают почти 30%, в домах мы теряем практически 40% тепла", поскольку "система поставки тепла была построена на Украине еще в советские времена. И тогда никто не знал, сколько стоит газ". Учитывая то, что эти слова в полной мере относятся и к газотранспортной системе Украины протяжённостью 37,6 тысяч километров, построенной в те же советские времена, начиная с 1948 года, то где гарантия, что в качестве "убытков" от "контрактов Тимошенко" не показали совершенно объективные потери "Нефтегаза" от эксплуатации дряхлой газотранспортной системы, о необходимости модернизации которой говорится уже не один год? Кроме того, премьер-министр Украины Н. Азаров, выступая 17 сентября с.г. на встрече с журналистами в ходе форума "Ялтинская европейская стратегия" также заявил об убыточности газотранспортной системы Украины и даже о намерениях правительства её законсервировать, однако... вследствие её недостаточно эффективной эксплуатации и отсутствия понимания перспектив транзита российского природного газа в Европу, но отнюдь не в связи с убытками от "газовых контрактов Тимошенко". То ли премьер-министр был "не в курсе", что газотранспортная система Украина "убыточна" вследствие "газовых контрактов Тимошенко", то ли он не рискнул позориться перед журналистами, озвучивая такой такие "профессионально" состряпанные "выводы экспертов" из дела против Тимошенко.
Безусловно, умиляет и тщательно высчитанная(до копеек!) сумма "убытка" в размере 1.516.365.234 гривны 94 копейки (около $190 миллионов), что, несомненно, должно продемонстрировать народу рачительность новых властей, берегущих каждую государственную копейку! И это при том, что Верховная Рада Украины, приняв в текущем году законы "О некоторых вопросах задолженности за потребленный природный газ и электрическую энергию" и "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины" относительно вопросов налогообложения природного газа и электрической энергии, списала долги предприятий топливно-энергетического комплекса перед государственным бюджетом на сумму более 24 миллиардов гривен!? В том числе были списаны обязательства теплоэнергетиков и облгазов перед дочерней компанией "Газ Украины" НАК "Нефтегаз" за потребленный, но не оплаченный газ в размере 12,3 миллиарда гривен! При этом, несмотря на колоссальный размер нанесённого государству ущерба, никого, ни к какой ответственности привлекать даже не собирались.
Кстати, в октябре с.г. в Каире также на семь лет был осужден бывший египетский чиновник и также за "газовые контракты". Подписанные в 2005 году контракты предусматривают поставку египетского природного газа в Израиль в течение 15 лет, начиная с 2006 года, в объеме 1,7 миллиардов кубометров в год, но по выводам суда, вследствие подписания невыгодных для Египта договоров на поставку природного газа в Израиль, государство даже при таком объёме поставок потеряло порядка $4 миллиардов! К тому же, оказывается, египетские суды гораздо гуманнее украинских, тем более, что в отличие от египтянина, Тимошенко, согласно приговору, в свой карман не положила ни копейки.
Стоит также отметить, что дело в отношении Тимошенко велось так "тщательно" и на таком "высочайшем профессиональном уровне", что некоторые его документы датированы... 31 апреля!? После этого о таких "мелочах", как рассмотрение прокурором документов одного дела, а назначение экспертизы по ним по другому делу (!?), пожалуй, даже говорить не стоит. Все нелепости дела перечислять нет смысла, но, безусловно, впечатляет "шедевр юридической мысли", выраженный в "глубокомысленном" выводе, что, поскольку суд "не видит оснований для назначения более мягкого наказания", к Тимошенко применяется лишение свободы на 7 лет, так как именно этот срок суд считает "необходимым и достаточным для её исправления и предупреждения совершения новых преступлений"!?
Надо полагать, что при вынесении приговора "высококвалифицированный" судья пребывал в глубочайшей убеждённости, что находясь на свободе Тимошенко может заключить от имени "Нефтегаза" очередной, ещё более невыгодный для Украины контракт с "Газпромом" на поставку газа и не пребывая в должности премьер-министра Украины!? Если даже по делу, которое находится под пристальным контролем со стороны международной общественности, правозащитных организаций и глав правительств десятков стран, допускаются такие юридические "ляпы", то более убедительное доказательство деградации украинской правоохранительной системы сложно придумать.
Тем более что это далеко не исключение из украинской судебной практики. Одного из украинских бизнесменов посадили на шесть лет по обвинению в том, что он вступил в преступный сговор 16 ноября, после чего 10 ноября этого же года поехал в банк оформлять подложные документы. Кроме того, согласно обвинению по другому эпизоду этого же дела, его осудили ещё за совершение преступления в городе, который находился за 600 километров от того места, где вместе с другими сотрудниками своей фирмы он реально пребывал во время "совершения преступления", что было документально установлено тем же "профессиональным" судьёй, который, тем не менее, вынес бизнесмену обвинительный приговор и по этому эпизоду. Если добавить, что само уголовное дело было возбуждено следователем 27 октября на основании материалов, направленных ему из другой инстанции только 30 октября, то ощущение нереальности будет просто абсолютным. Тем не менее, украинские прокуратура и суд в указанных обстоятельствах дела, так же, как и в постановлениях по делу Тимошенко от 31 апреля, не видят абсолютно ничего неестественного либо противозаконного!?
В принципе, в этом нет ничего удивительного. Созданная ещё при президенте Л. Кучме кланово-коррупционная система сращения власти и бизнеса, подмявшая под себя правоохранительные органы, и прекрасно существующая на Украине до настоящего времени, практически полностью ликвидировала реальную конкурентную среду, породив отсутствие потребности в общественно-политической сфере и властных структурах компетентных специалистах со своим профессиональным мнением, которые потихоньку исчезают, как вид, всё более заменяясь послушными и беспрекословными, но тупыми и безграмотными "исполнителями", причём на самом высоком уровне. Чего только стоят пояснения высокопоставленного украинского чиновника на процессе по Тимошенко, что он "не может объяснить суду, где именно находился или находится оригинал поручения премьер-министра Украины, копию которого он нашёл в своих документах, а также лично ли он передал указанные директивы премьер-министра главе НАК "Нефтегаз Украины" или последний самостоятельно взял их со стола в зале переговоров"!? После совершенно бесстыдной публичной констатации такого "беспамятства" в отношении важнейших документов, имеющих государственное значение, говорить о "компетентности" украинских чиновников самого высокого ранга, обслуживающих украинские политические "элиты", явно не приходится.
Вполне возможно, что эти "ляпы" объясняются тем, что дело Тимошенко кроилось, как говорится, на скорую руку, поскольку у власти первоначально не было намерения действительно упрятать её за решётку. После проигрыша президентских выборов, Тимошенко не смогла сохранить свою команду, из которой перешло на сторону регионалов достаточно много влиятельных политиков, после чего сама Тимошенко, как классический "сбитый лётчик", со своей ослабленной командой не представляла для Януковича особой опасности на политической арене, к тому же власти прекрасно осознавали, что чрезмерные репрессии в отношении известного и харизматичного политика могут привести к новому всплеску её популярности в обществе, что в настоящее время и происходит. По данным социологического исследования, проведенного компанией "Рейтинг" с 26 октября по 6 ноября с.г., популярность Ю. Тимошенко среди избирателей (19,3%) практически сравнялась с рейтингом В. Януковича (20,1%)!
Скорее всего, уголовное дело по "газовым соглашениям" в отношении Тимошенко задумывалось нынешней властью исключительно как "страшилка" для давления на Москву в целях изменения ценовой политики на поставляемый газ. После известных "харьковских соглашений" украинское руководство явно почувствовало себя жестоко обманутыми, - договор о базировании Черноморского флота РФ продлили на 25 лет (аж до 2042 года), а скидка на газ только на год!? Если и дальше продолжать "обмен любезностями" в таком духе, то к концу президентского срока Януковичу на Украине уже и менять-то нечего будет.
Поэтому и решили надавить на Москву уголовным делом против Тимошенко, поскольку признание украинским судом незаконности подписания украинской стороной "газовых соглашений" даёт Украине реальную возможность перейти от деклараций к конкретным действиям по опротестованию этих соглашений в международном суде.
Естественно, что при этом был твёрдый расчёт на то, что Запад безусловно поддержит эту антироссийскую "газовую" атаку, а Тимошенко будет скомпрометирована как перед Россией, так и перед Западом, как политик, которому нельзя доверять. Однако "стратегические" расчёты властей полностью провалились, - Россия не испугалась, Запад не поддержал, а украинские власти стали заложником собственного сценария, из которого не смогли найти адекватный выход. В итоге власти были просто вынуждены посадить Тимошенко, поскольку прекращение уголовного дела против неё в этой ситуации выглядело бы ещё глупее, а Украина в результате бездарных политико-правовых игрищ её властей оказалась в беспрецедентной политической изоляции, поскольку за всю её 20-летнюю историю ещё ни разу позиции России, США и Европы в отношении действий украинского руководства не совпадали так, так в оценке процесса против Тимошенко.
Тем не менее, украинские власти продолжают наращивать "правовое" давление на Тимошенко, в том числе очередным возобновлением старых уголовных дел, очевидно в виду высокой цены "газового" вопроса, которую озвучил нынешний премьер-министр Н. Азаров в программе "Экзамен для власти" в эфире украинского "Первого национального" телеканала в ноябре с.г., заявив, что Украина в результате пересмотра газовых контрактов с Россией рассчитывает экономить порядка $6 миллиардов в год!? Естественно, что под "Украиной" в данном случае подразумеваются интересы украинских олигархов, являющихся собственниками предприятий, потребляющих российский газ, а не государство и не НАК "Нефтегаз", который, даже если поверить в представленные в суд "официальные данные", "потерял" за два года действия указанных контрактов всего около $190 миллионов.
Причём, судя по последним событиям, до нынешних властей так и не дошло, что Тимошенко поддерживают не потому, что не считают её виновной, а исключительно потому, что в силу многих обстоятельств она является более предпочтительным партнёром, нежели Янукович, и для Запада, и для России. На Западе прекрасно знают роль Тимошенко в организованной в 1990-х годах схеме поставок газа на Украину группой Кучма-Лазаренко-Тимошенко, в которой Лазаренко, как премьер-министр, издал постановление и обеспечил контроль над тем, чтобы украинские предприятия покупали газ только через корпорацию ЕЭСУ, Кучма, как президент, "крышевал" схему, обеспечивая её безопасность и "неприкосновенность" от правоохранительных органов, а Тимошенко, как руководитель ЕЭСУ, тупо перепродавала газ и перечисляла участникам схемы через оффшоры их "доходы".
Об этом достаточно популярно написал в своей книге "Казино Москва"(Casino Moscow), вышедшей в 2001 году, племянник известного американского политолога Збигнева Бжезинского - Мэтью Бжезинский, встречавшийся с Тимошенко ещё в период расцвета газового "бизнеса" ЕЭСУ и назвавший её в своей книге "женщиной ценой в 11 миллиардов долларов"! А в нынешнем году в одном из самых престижных и популярных кинотеатров Голливуда Arclight Theatre Hollywood прошёл премьерный показ телевизионного документального фильма "Украденный попкорн", снятый американским режиссером Бреттом Алленом, в котором рассказано не только о мошеннических схемах, использовавшихся Лазаренко, но и о причастности к ним Тимошенко.
В ходе уголовного процесса в США в отношении Лазаренко, признанного виновным в финансовых махинациях, было установлено, что "Тимошенко являлась соучастником схемы мошенничества и сговора с целью отмывания средств, полученных от мошенничества с переводом денег и мошеннических операций ЕЭСУ". Так что "вашингтонскому обкому" чрезвычайно выгодно иметь во главе Украины абсолютно управляемого политического "лидера", который хорошо понимает, что в случае малейшего неповиновения американским "директивам", он будет незамедлительно арестован в любой стране мира по решению американского суда по обвинению в "мошенничестве с переводом денег и мошеннических операций ЕЭСУ". Как ранее было выгодно иметь во главе Украины политического "лидера" с женой - экс-сотрудницей госдепа США, ради чего и был устроен "оранжевый майдан" с последующим беспрецедентным назначением В. Ющенко на пост президента Украины решением Верховного суда Украины.
Поэтому возбуждение даже ещё двух десятков уголовных дел против Тимошенко ситуацию не только не поменяет, а наоборот сделает её ещё хуже для украинских властей. Запад заявил чётко и однозначно, - Тимошенко должна "принять полноценное участие в будущих выборах" украинского парламента, а это означает жёсткий ультиматум для нынешних властей, что максимум в мае следующего года она должна быть на свободе со снятой судимостью. В противном случае Запад просто не признает легитимность этих выборов. В отличие от ситуации в Беларуси, где Россия в силу обстоятельств вынуждена признавать легитимность любых выборов, в данном конкретном случае к Западу может присоединиться и Россия, а это будет означать полный крах нынешней власти.
В настоящее время Запад от более решительных санкций в отношении официальных представителей украинской власти сдерживает только то, что дело Тимошенко пока находится в стадии судебного рассмотрения. Увы, но стандартность мышления Тимошенко и её команды, принявших правила "судебно-политической игры" властных структур, заметно облегчает положение последних и даёт время для политико-правовых манёвров. Жёсткость приговора суда первой инстанции в этих условиях абсолютно понятна, поскольку таким образом был сделан определённый "задел" для его смягчения последующими судами и нет никаких сомнений в том, что Апелляционный суд снизит срок Тимошенко, как минимум, на два года, чтобы оставить возможность Верховному суду в свою очередь снизить срок настолько, чтобы появилась возможность для её условно-досрочного освобождения по факту отсиженного. Схема не нова и буквально на днях применена таджикским "правосудием" в отношении известного дела "лётчиков", после чего они получили свободу прямо в зале суда.
Если бы Тимошенко была более последовательной в декларации своего негативного отношения к украинским судам и отказалась бы от подачи апелляции, после чего приговор вступил бы в законную силу, то положение Януковича стало бы совершенно критическим уже сейчас, поскольку, что делать с вступившим в силу приговором в отношении Тимошенко и как выходить из этой ситуации, власти понятия не имеют. Как, по-видимому, не представляют себе, к чему может привести "реанимация" старых дел по неуплате налогов ЕЭСУ, по которым возобновила расследование налоговая милиция Украины.
В настоящее время в Высоком суде Лондона рассматривается иск Березовского к Абрамовичу, в ходе которого вскрываются такие детали происхождения нынешних миллиардных состояний российских олигархов, которые наносят вреда имиджу России и представителям её "элиты", в том числе правящей, гораздо больше, чем тысячи разоблачительных публикаций независимых журналистов. В частности, выяснилось, что по итогам залогового аукциона госпакет акций "Сибнефти" достался Абрамовичу в 1995 году за $100,3 миллиона, после чего он выплатил Березовскому и Патаркацишвили за "содействие" в этой сделке $1,3 миллиарда наличными, не считая заграничной недвижимости, самолетов и ювелирных украшений, а затем в 2005 году продал "Сибнефть" за $13,1 миллиарда... обратно государству в лице "Газпрома"!? Комментарии, как говорится, излишни. Кроме того, Абрамович был вынужден признать, что в 1990-е годы для российского бизнеса "обычной практикой" было уклонение от уплаты налогов и крышевание бизнеса не только правительственными, но и криминальными структурами. Естественно, что все прекрасно понимают, что эта "обычная практика" применялась и другими российскими олигархами, сколотившими свои состояния в то же самое время.
А что узнают о происхождении состояний украинских олигархах в результате рассмотрения 4-х дел против ЕЭСУ по фактам уклонения от уплаты налогов, где фигурирует экс-премьер? Тимошенко, как и Березовскому, терять уже нечего, поскольку на её личный имидж и на отношение к ней, как на Западе, так и в России, никак не повлияют даже самые скандальные "новые открытия", а вот некоторым другим политикам и бизнесменам вполне возможно придётся забывать о поездках за рубеж даже для отдыха, не говоря об участии в политической жизни страны. В частности, Тимошенко вполне может затронуть вопрос об "уплате налогов" нынешним вице-премьером, министром социальной политики и лидером партии "Сильная Украина" С. Тигипко, который в 2007 году продал принадлежавшие ему акции ТАС-Коммерцбанка и ТАС-Инвестбанка за $735 миллионов. Учитывая их тесные связи с 1980-х годов, когда Тигипко был первым секретарём Днепропетровского обкома комсомола, Турчинов (нынешний заместитель Тимошенко по партии "Батькивщина") завотделом пропаганды и агитации обкома, а Тимошенко при их поддержке развивала бизнес в молодёжном центре "Терминал", то Тимошенко и Турчинов могут рассказать очень много "интересного" о некоторых "деталях" бизнеса Тигипко.
Во всяком случае, сам вице-премьер наотрез отказывается говорить не то что о сумме уплаченных государству налогов с продажи своих банков, но даже о самом факте их уплаты, как это произошло недавно во время одного из ток-шоу на украинском телевидении, даже несмотря на то, что это поставило его в совершенно дурацкое положение перед десятками присутствующих в студии и миллионами телезрителей. А учитывая отказ Тигипко перед вторым туром президентских выборов в январе 2010 года от поддержки Тимошенко, которая публично пообещала в случае её победы назначить Тигипко премьер-министром, зато принял участие в работе правительства Януковича на более низком уровне, то стимулов для разоблачительных выступлений у Тимошенко и её команды более чем достаточно. К тому же эта тема будет весьма охотно подхвачена Западом, как прямое доказательство политической избирательности процесса в отношении Тимошенко и дальнейшей компрометации Януковича и его соратников.
Учитывая то, что буквально за последние пару лет приобрели достаточно значительные активы, в том числе за рубежом, такие поддерживающие Януковича известные бизнесмены, как Р. Ахметов, Ю. Иванющенко, Д. Фирташ и некоторые другие, то говорить Тимошенко есть о чём. Вопрос только в том, насколько далеко она готова зайти в своих "откровениях", и смогут ли реализовать эти замыслы её "компетентные" советники, а в том, что ей есть о чём рассказать, сомневаться не приходится.
Фёдор Яковлев
Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/polit/1470779.html



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх