,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Налог на дождь и снег
  • 22 сентября 2011 |
  • 14:09 |
  • URUZ |
  • Просмотров: 2542
  • |
  • Комментарии: 6
  • |
0

Ни для кого не секрет, что в новом Налоговом кодексе законодатели прописали множество "приятных сюрпризов" для малого и среднего бизнеса. Однако еще до принятия этого резонансного документа государство в лице центральных и местных органов власти не упускало возможности стянуть с предпринимателей дополнительную копейку под видом тех или иных (иногда даже смешных) налогов. Так в редакцию UBR.UA обратился предприниматель из Мелитополя с рассказом о том, как Водоканал вынуждал его заплатить налоги с выпавших на крышу его магазина метеоосадков. В свою очередь UBR.UA попросил юриста разъяснить правовую сторону конфликта предпринимателя и Водоканала, а также рассказать, какие налоги обязаны платить собственники киосков и других торговых точек.

Спор с Водоканалом

"Пришли люди с Водоканала, которые снимают показания счетчика, принесли предписание о том, что нам необходимо провести проверку счетчика на воду за свой счет. Это стоит около 60 гривен, хотя по закону проверка счетчика проводится за счет поставщика, то есть Водоканала", - рассказывает Роман, предприниматель из Мелитополя, – Но нам ответили, что это не входит в тариф, поэтому все это должны делать мы за свой счет".

Но на этом дело не закончилось. Через какое-то время бизнесмену пришло второе предупреждение из Водоканала, где сказано, что с целью выполнения условий, указанных в Правилах пользования системой коммунального водоснабжения, ему необходимо выполнить и направить расчеты, определяющие объем сточных вод, которые в период дождей и снеготаяния неорганизованно попадают в систему городского водоотведения. "Нам объяснили, что когда идет дождь или тает снег, вода с крыши нашего магазина попадает в их канализацию, и за это мы должны платить налог", - сообщил предприниматель. К слову, его магазин находится в составе муниципального рынка: в один ряд под одной крышей стоят железные строения с подведенными водными коммуникациями, - все одинаковые. То есть в зависимости от объемов воды, стекающей с крыши конкретно его магазина, предприниматель должен платить определенную сумму налога в коммунальный бюджет. "Через пару дней ко мне пришли еще два чиновника из Водоканала и выписали нам предупреждение, в котором требовалось предоставить в юридический отдел Водоканала Акт отвода земли с указанием занимающей площади для расчета ливневых стоков. Они объяснили, что это посчитают, исходя из площади нашей крыши и данных Гидрометцентра о количестве осадков за месяц", - рассказал Роман.

В законе, на который ссылаются работники Водоканала сказано, что предприниматель обязан платить налог, при условии если вода с крыши его магазина попадает в ливневки и колодцы, находящиеся на территории потребителя. Однако Роман не является собственником магазина, а только арендует киоск у хозяина данного ряда торговых точек. Естественно, ни у хозяина, ни у арендаторов земельного акта нет. Проще говоря, в собственности хозяина находятся только киоски, а земля принадлежит государству. "У нас нет нашей территории, а ближайшая ливневка Бог знает, где находится от нашего магазина – наверное, за сто метров. Вода с нашей крыши стекает за магазин просто на землю, и вода тут же впитывается", - возмущается Роман. – Самое примечательное, что на соседней улице стоят точно такие же киоски, только без коммуникаций, то есть вода не подведена. Так им такие бумаги не разносят, потому что у них нет договора с Водоканалом, но снег и дождь-то на их крыши попадают!"

С юридической точки зрения

По мнению старшего юриста юридической фирмы LCF Law Group Елены Волянской, в спорной ситуации между предпринимателем и Водоканалом существует две проблемы. Первая – должен ли предприниматель, который является потребителем услуг по водоснабжению и водоотведению на основании действующего договора и оплачивающий объем потребленных услуг по показаниям счетчика, осуществлять его поверку своими средствами. А вторая – какой порядок определения факта и количества дополнительных объемов воды, которая неорганизованно попадает в периоды дождей и снеготаяния в сети водоотведения потребителя, и в каких случаях и порядке потребитель должен оплачивать водоотведение такой воды.

"В первую очередь определим, какими законами и подзаконными актами нужно руководствоваться, чтобы знать свои обязанности и уметь защищать свои права в отношениях с коммунальными организациями, в нашем случае – Водоканалом. В первую очередь это Водный кодекс Украины и Закон Украины "О жилищно-коммунальных услугах"", - сообщила юрист. Основные подзаконные акты: Приказ Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины от 27 июня 2008 года N 190 "Об утверждении Правил пользования системами централизованного коммунального водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах Украины"; Приказ Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 19 февраля 2002 г. N 37, которым утверждены "Инструкция об установлении и взыскании платы за сброс промышленных и других сточных вод в системы канализации населенных пунктов" и "Правила приема сточных вод предприятий в коммунальные и ведомственные системы канализации населенных пунктов Украины".

За чей счет счетчик?

Итак, что касается необходимости поверки счетчика, то, по словам Елены Волянской, действительно, в соответствии с Разделом 5 Правил №190, учет отпущенной питьевой воды осуществляется производителем (Водоканал) и потребителем средствами измерительной техники, которые внесены в Госреестр или прошли государственную метрологическую аттестацию. На основании п. 5.4 данного Раздела периодическая поверка средств учета проводится в соответствии с ЗУ "О метрологии и метрологической деятельности" и других нормативно-правовых актов. "Периодическая поверка осуществляется в установленные законодательством сроки. В соответствии с п.3 ст. 28 Закона о метрологии установлено, что периодическая поверка, обслуживание и ремонт, в том числе демонтаж, транспортировка и монтаж, средств измерительной техники осуществляются за счет предприятий и организаций, оказывающих услуги по электро-, тепло-, газо- и водоснабжению только относительно физических лиц, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности. Аналогичная норма установлена и п. 5.15 Правил №190, которыми установлено, что поверка, обслуживание и ремонт средств учета, которые принадлежат потребителям (кроме квартирных), осуществляется за их счет", - разъяснила она.

Что касается сроков поверки, то Законом о метрологии п. 2 ст. 28 установлено, что межповерочные интервалы устанавливаются нормативно-правовым актом центрального органа исполнительной власти в сфере метрологии. Таким органом является Госпотребстандарт Украины. "Как видно из предоставленных документов (акт от 08.06.2011), средства учета, которые установлены потребителем, в установленном порядке опломбированы и взяты на учет Водоканалом. Также в акте указана дата проведения Госпроверки – первый квартал 2006г. Такая проверка проводится органами Госппотребстандарт Украины, и ее результаты проставляются в паспорте прибора учета", - рассказала Елена Волянская.

Кроме того, по ее словам, в паспорте должен быть установлен срок проведения периодической поверки прибора учета. Для бытовых нужд, как правило, используются счетчики холодной и горячей воды крыльчатые номинальных диаметров DN10 - DN20. Для этих счетчиков срок поверки устанавливается, в 3 года, что указывается в паспорте. Данный срок увеличен в сравнении с ранее применявшимся (2 года) на основании совместного Приказа Госпотребстандарта, Минпромполитики и Госкоммунхоза "Об урегулировании вопроса относительно увеличения межповерочных интервалов счетчиков холодной и горячей воды" от 15 июня 2005 года N 141/212/91.

"Таким образом, следует признать правильными требования Водоканала относительно проведения поверки счетчика за счет потребителя. Но относительно срока проведения поверки необходимо учесть следующее: хоть в акте указана дата Госпроверки счетчика – первый квартал 2006 года, но действительный срок наступления даты поверки должен исчисляться с даты начала использования счетчика, поскольку срок поверки устанавливается Приказом именно для счетчиков, показания которых используются для расчетов. Рекомендуем обратить внимание на дату опломбирования счетчика, и если с даты его установки и опломбирования Водоканалом прошло 3 года – рекомендуем выполнить требования Водоканала", - сообщила юрист. Что касается порядка оплаты услуг во время проведения поверки: Приказом №190 данный вопрос не урегулирован. В то же время, Постановление КМУ от 21 июля 2005 г. N 630 "Об утверждении Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотведению и типового договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей воды и водоотведения" также распространяется и на правоотношения с юридическими лицами. Пунктом 15 данного Постановления предусмотрено, что поверка должна проводиться в срок не более одного месяца, и оплата услуг в это период проводится на основании среднемесячных показаний прибора учета за последние 3 месяца. И только в случае, если поверка длится более одного месяца, водопользование считается безучетным и оплата проводится на основании п. 3.3. Правил №190 – по сечению трубы.

За дождь тоже платить?

Что касается второго вопроса – налога на метеоосадки, то, по мнению эксперта, дать на него полный и однозначный ответ – невозможно. Эксперт отмечает, что потребители обязаны учитывать количество дополнительных объемов воды, которая неорганизованно попадает в периоды дождей и снеготаяния в сети водоотведения потребителя или через сливоприемники или колодцы на сетях водоотведения, которые размещены на территории потребителя в сети производителя на основании п. 4.10. Правил №190. "Сточными водами предприятия (здесь – потребителя) в соответствии с Правилами приема сточных вод являются все виды сточных вод, которые образовались вследствие их деятельности, а также поверхностные и дождевые воды с территории предприятия", - отметила она.

Вместе с тем, Водоканал обязан установить для предприятия количественные и качественные показатели сброса сточных вод и нормы режима сброса (п.2.2 Правил приема сточных вод). "Таким образом, при заключении договора Водоканал должен был установить все необходимые показатели сброса сточных вод, однако действующим договором предусмотрена только обязанность предприятия учитывать при расчете объемов водопотребления 100% потребленной воды. Иных условий договор не содержит. Таким образом, для начисления дополнительной оплаты Водоканал должен предоставить доказательства попадания воды в систему водоотведения потребителя или колодцы Водоканала, которые размещены на его территории, и проведя, соответствующий отбор проб сточной воды для определения в ней дождевой воды и составить необходимый акт за подписью также и потребителя", - считает Елена Волянская.

Она отметила, что при этом должны учитываться границы ведомственной принадлежности элементов системы водоотведения потребителя и Водоканала. "Так, пробы, отобранные после контрольного колодца из главного канализационного коллектора, не могут быть доказательством обязанности предприятия оплачивать сброс дождевой воды", - подчеркнула она.

По словам юриста, требования водоканала по предоставлению акта отвода земли объясняются именно необходимостью установить по нормам ГСТУ 3013-95 и данным гидрометеослужбы объемы сточных вод в зависимости от территории, которую занимает потребитель. "Следует отметить, что при размещении киоска на землях государственной или коммунальной собственности (без оформления земли в аренду или собственность), собственник недвижимости, тем не менее, пользуется земельным участком, на котором размещена недвижимость и обязан осуществлять оплату за пользование землей исходя из нормативной денежной оценки участка", - говорит Волянская. При проведении такой оценки органами земельных ресурсов устанавливается размер площади земельного участка, который находится в фактическом пользовании собственника. "Рекомендуем обратиться к собственнику за получением необходимых данных", - советует она.

"В случае если будет установлено, что неорганизованный слив вод все-таки происходит, то расчет будет осуществлен в порядке, предусмотренном п.4.10 Правил №190, Правил приема сточных вод и Инструкции об установлении и взыскании платы за сброс промышленных и других сточных вод в системы канализации населенных пунктов", - резюмировала юрист.

Автор: Анна Дурава
источник




Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх