,


Наш опрос
Нравиться ли вам рубрика "Этот день год назад"?
Да, продолжайте в том же духе.
Нет, мне это надоело.
Мне пофиг.


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Украина в учебниках:
  • 1 сентября 2011 |
  • 18:09 |
  • MMZ |
  • Просмотров: 1377
  • |
  • Комментарии: 2
  • |
0
В РОССИЙСКИХ УЧЕБНИКАХ ГОЛОДОМОР СЧИТАЮТ ОБЩЕЙ ТРАГЕДИЕЙ

В России подход к освещению темы Украины в школах, за исключением XX века, мало изменился с советских времен: Киевская Русь — колыбель трех братских народов, затем Украина попала под гнет поляков, от которого освободилась во время народно-освободительного восстания под руководством Богдана Хмельницкого. Он принял историческое решение о воссоединении наших народов (Переяславская Рада). После этого история Украины подается как часть общей истории Российской империи и Советского Союза.

Историк из Москвы и украинец по происхождению Виктор Мироненко говорит, что в учебниках рассказывают школьникам и о гетмане Иване Мазепе. Говорят, что он был влиятельным человеком и состоял в доверительных отношениях с самим Петром I. Но гетману это не помешало перейти в 1708 году на сторону противника Российского государства в Северной войне — шведского короля Карла XII.

Что касается XX века, то в учебниках теперь нашлось место и для ОУН-УПА. «Совсем несколькими строчками обозначают такие организации, как ОУН и УПА. О них говорили, что они были на Западной Украине еще одним препятствием к победе в Великой Отечественной войне», — говорит москвич Виталий, недавно закончивший школу. «Для россиян они остаются коллаборационистами, союзниками фашистов», — добавляет Мироненко.

Голодомор 1932-33 годов показывают немного иначе, чем у нас. Там детям рассказывают, что голод был не только в Украине, но и в других регионах СССР — Казахстане и на южных территориях России. «В РФ настаивают на том, что это была общая трагедия всех народов, которые проживали в Советском Союзе. При этом в цифрах показывают, что по количеству жертв Украина превалировала», — продолжает историк.

Что касается описания периода после распада Союза, то Украина в школьных учебниках упоминается лишь мимоходом — в контексте отношений России с другими странами СНГ.

ЧЕХИЯ: ЗАКАРПАТЬЕ БРАЛИ НЕХОТЯ

В чешских учебниках история нашего края упоминается впервые в разделе «Восточные славяне». Подчинив местные племена, князь Олег сбил их в Киевскую Русь. Расцвет Киевской Руси пришел с князем Ярославом, пишут чешские историки, который выстроил Софийский собор и создал свод законов «Русская Правда». Отмечается появление летописи Нестора и «Слова о полку Игореве». В XII столетии из Руси выделились три группы восточных славян: великороссы (около Москвы), малороссы (на юге) и белорусы (на западе). А потом на Руси появились татары, государство распалось, и с XIIІ века учебник пишет уже только о русских.

Так, в Первой мировой войне против чехов воевала исключительно Россия. Правда, историки выделяют русинов как отдельную народность Карпат. Очень любопытна чешская трактовка присоединения Закарпатья к Чехословакии после Первой мировой войны. Как пишут в учебниках, когда в 1918 году стал вопрос о формировании Чехословакии (ЧСР), Карпатская Русь пожелала войти в ее состав. Но представители тогдашнего руководства Чехословакии после командировки на землю русин привезли рапорт о сильной отсталости региона (отсутствие какой-либо промышленности), и край было решено не брать в состав. Лишь через год под давлением европейских государств во время подписания Сен-Жерменского договора Карпатская Русь со скрипом была принята на правах автономии.

Вспомнили также, что на Галичине произошел Брусиловский прорыв. Больше упоминании об Украине нет. Россию, правда, вниманием не обделили. Есть целая глава о том, как там произошла революция в 1917 году и к зарождению тоталитарного режима.

БЕЛАРУСЬ: «ХМЕЛЬНИЦКИЙ ПРЕТЕНДОВАЛ НА НАШИ ЗЕМЛИ»

В Беларуси учебники истории начинаются с возникновения Киевской Руси. Здесь так же, как и у нас и в России, рассказывают, что Киевская Русь дала жизнь трем нашим государствам, отсюда берут начало наши народы. «Историю этого периода преподают детям подробно. Учат о князьях, о том, как был крещен русский народ в 988 году и т.д., — говорит преподаватель истории в одной из минских школ Светлана Ванчук. — Затем уже речь идет о вхождении киевских земель в Великое княжество Литовское, тогда обозначились территория, которая впоследствии станет Беларусью». Окончательно территориальные границы княжества установились во второй половине XIV в. Они простирались от Балтийского до Черного моря от Брестчины до Смоленщины». На уроках также говорят о битве на Синих водах (на территории современной Николаевской области. — Авт.). В 1362 году князь Великого княжества Литовского Ольгерд разбил татарскую орду. После этого Киевская, Подольская, Черниговская и Волынская земли вошли в состав княжества.

В 1648—51 годах в Беларуси шла антифеодальная война, которая развернулась после восстания на Украине под руководством гетмана Богдана Хмельницкого. Стремясь создать собственное государство, Хмельницкий планировал присоединить в него также юго-восточные белорусские земли — Поднепровье и Полесье. «Уже летом 1648 года на тех районах Беларуси, на которые претендовал гетман, развернулась борьба казаков и крестьян против шляхты. На стороне казацких отрядов Кривошапки и Гаркуши воевало много белорусских бедных крестьян и мещан, пишут историки», — продолжает Ванчук.

В то же время в учебниках для белорусских вузов можно встретить и менее лестные для Богдана Хмельницкого трактовки. Так, там пишут о том, что его восстание привело к тотальной разрухе в крае, прервало экономический рост в Речи Посполитой. Описываются жестокости с обеих сторон в отношении мирного населения Беларуси.

МОЛДАВАНЕ УЧАТ, ЧТО ЧЕРНОВЦЫ И ИЗМАИЛ — УКРАДЕННЫЕ У РУМЫН ЗЕМЛИ

Молдавские школьники учат свою историю по учебнику «История румын». Известный писатель Георгий Каюров, живущий в Кишиневе, считает, что виной тому бедность страны: «После развала Союза они отказались от всего советского. Но страна была нищей, учебники не за что было печатать, и они взяли румынские». Суть их учебников в том, что на территориях Валахии, Трансильвании, Бессарабии, Буковины, Молдовы живут румыны, и они должны объединиться в одно государство: «Полное воссоединение Великой Румынии, пишут в учебниках, произошло в 1918 году, когда к Валахии и Трансильвании присоединились Бессарабия, Буковина и Молдова». Но после войны эти территории, согласно румынской трактовке, были незаконно отторгнуты. В числе «украденных» территорий называются Буковина (нынешняя Черновицкая обл.) и южная Бессарабия (часть Одесской области, включая Измаил).

ГЕРМАНИЯ: ПО ГЕОГРАФИИ УЧАТ АВАРИЮ НА ЧАЭС

Для Западной Европы Украина остается белым пятном. Нашей стране в школьных учебниках почти не уделяют места. Например, в Германии Украину проходят по географии. «В разделе «Всемирные катастрофы» нашему Чернобылю посвящена целая глава, — рассказывает Жанна, которая живет в Саарбрюкене. — Там детям рассказывают о том, что это одна из самых страшных трагедий мира была, о том, что радиация до сих пор дает о себе знать. Еще говорят о решении руководства СССР не говорить о взрыве и что это покалечило многих людей. Но все описывается довольно сухо, одни голые факты».

В Англии нет о нас ни строчки. Наталья Николаева 17 лет живет в Лондоне, сама родом из Санкт-Петербурга. «Здесь дети углубленно изучают историю своей страны, биографии всех королей. О том, что творилось в мире, представляют туманно. Своим детям я сама рассказывала о наших странах, — говорит Наталья. — А в новой истории в английских школах вектор меняется — там начинают преподавать о Германии, скрупулезно изучают, как так получилось, что там возник фашизм. Есть раздел посвященный тоталитаризму, который был в Союзе. Сталина приравнивают к Гитлеру. Даже есть в списке рефератов тема про Сталина и Ленина. И обязательно в здешних школах рассказывают о достижениях ХХ века — например, полете Гагарина».

ПОЛЬША: ГАЛИЧАНЕ РАЗВЯЗАЛИ ТЕРРОР

Поляки в своих учебниках нелестно отзываются об украинских националистах, хотя особо трагические страницы истории украинско-польских отношений опускают. Например, обтекаемо описан конфликт с «бандеровцами» (когда Украинская повстанческая армия убила несколько десятков тысяч поляков).

В некоторых учебниках лишь скупо констатируют факт «преступлений украинских националистов против польского народа» во времена Второй мировой войны, не углубляясь в эту больную тему. В других вообще предпочли убрать упоминания об этом. «В период между двумя войнами (после присоединения Восточной Галичины к западным соседям. — Авт.) украинцы были национальным меньшинством в Польше. Радикальные группировки галичан применяли террор против польской власти. Потому украинцы и получили ущемление в плане языка и свобод», — рассказывает о содержании «украинских» абзацев в учебниках 16-летний гимназист Януш Новак из Люблина.

Что касается более давних времен, а именно конфликта запорожцев и шляхтичей, то в школах учат, что гетман Богдан Хмельницкий пошел против польской власти и притеснял шляхту. Его восстание не расценивается как борьба за независимость. «Нас учат на уроках, что бунт гетмана Хмельницкого толкнул Украину в объятия Москвы. А потом сами же казаки пожалели о заключенном с русскими Переяславском договоре и всячески пытались поладить с поляками, подписав договор в Гадяче», — пересказывает раздел из учебника Новак.

О современной Украине в учебниках рассказывают как о потенциально «богатой стране» с благоприятным географическим положением и природными ресурсами, но из-за разрушения связей с российской экономикой и отсутствия реформ (отсюда — падение производства, инфляция и безработица) находящейся в затяжном кризисе.

Упоминают о заробитчанах, которые массово выезжают за границу в поисках лучшей жизни. Многие из таких трудятся в Польше. «А вообще, из курса истории я сделал вывод, что Украина никогда не была самостоятельной, в течение всего времени всегда принадлежала то Польше, то России», — размышляет гимназист.

ГРУЗИЯ: О БРАКАХ

В Грузии упоминаний о нашей стране совсем мало. «Учат о том, что в ІX ст. возникла Киевская Русь. Кстати, еще лет шесть назад Киевскую Русь в учебниках называли не иначе как Россия. Но в новой редакции поправили, — говорит учитель истории в школе Екатерина Данелия. — Упоминается, что между нашими странами были долгое время торговые отношения. А в XІ веке царю Баграту Четвертому помогали в феодальных войнах «русские военные из Руси». Мельком пишут о браках между владыками наших стран. Так, царица Тамара была замужем за Юрием Боголюбским, сыном Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского. Но через два года Юрия изгнали за содомию. Также тетка Тамары Русудан была замужем за киевским князем Изяславом Мстиславовичем.

«О вашей стране дети еще учат по литературе. Наш писатель Давид Гурамишвили нашел пристанище на Полтавщине, и там были созданы его лучшие произведения. Дети учат о Лесе Украинке, что она была великой поэтессой, лечилась и умерла в Грузии», — говорит Данелия.

ИСТОРИЯ ДЛЯ 47 СТРАН

Украина и Россия готовят совместное методическое пособие для учителей истории. «Сейчас мы работаем над темами культурного взаимодействия наших народов. Только потом воозьмемся за темы, по которых мы не сходимся. Например, Голодомор или ОУН и УПА, — говорит директор Института инновационных технологий и содержания образования Александр Удод. — Такие спорные вопросы не будем приводить к одному знаменателю. Будем просто предоставлять две точки зрения».

Ранее сообщалось, что такие пособия разработает наша страна и вместе с Польшей и Турцией. «В сентябре проведем форум министров образования стран Европы. Ожидаем 47 министров. Они обсудят создание единого исторического пространства Европы, — говорит Удод. — С Польшей в этом плане работаем уже давно. Историки собираются раз в год, чтобы обсудить учебники друг друга. И пишут свои рекомендации. Так, поляки попросили убрать негативные нотки по Польше в главах об освободительной войне Хмельницкого»

1.09.11

Татьяна Негода, Екатерина Стулень, Александра Харченко
My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх