,


Наш опрос
Как изменилась Ваша зарплата в гривнах за последние полгода?
Существенно выросла
Выросла, но не существенно
Не изменилась
Уменьшилась, но не существенно
Существенно уменьшилось
Меня сократили и теперь я ничего не получаю


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


«Отдавать священные чувства на поругание — это значит лишить страну будущего»
  • 30 августа 2011 |
  • 18:08 |
  • MMZ |
  • Просмотров: 693
  • |
  • Комментарии: 2
  • |
0
«Отдавать священные чувства на поругание — это значит лишить страну будущего»


Так, неожиданно для многих, заявил Эльдар Рязанов, назвав происходящее по отношению к нашей культуре катастрофой


Уверен, что заявления известного кинорежиссера, сделанные им на страницах правительственной «Российской газеты» (номер от 19 августа), станут действительно неожиданностью для многих. Ведь Рязанов известен не только как постановщик фильмов, пользующихся до сих пор всенародной любовью, но и как противник того строя жизни, при котором эти фильмы создавались.

Все последние двадцать лет, как и до этого, он был с теми, кто поносил советское время и социализм, прокладывая дорогу капитализму в нашей стране и всемерно способствуя его утверждению. Достаточно вспомнить подобострастный телехолуяж, сотворенный Эльдаром Александровичем перед президентскими выборами 1996-го — на ельцинской кухне, с поеданием котлеток от Наины Иосифовны.

«Отдавать священные чувства на поругание — это значит лишить страну будущего»


И вдруг!..
Нет, я не буду это пересказывать и постараюсь ограничиться минимальными комментариями. Пусть говорит в основном сам Рязанов — дословно то, что высказал он в интервью обозревателю «Российской газеты» Валерию Кичину. Поводом для интервью, текст которого напечатан под уклончиво-ограничительной редакционной рубрикой «Мнение», стал переход в частные руки знаменитой советской киностудии «Ленфильм», давшей нашему кино, как признаёт обозреватель правитель-ственной газеты, немало шедевров.

«Отдавать священные чувства на поругание — это значит лишить страну будущего»


Вообще-то самим по себе фактом очередной приватизации сегодня вряд ли кого удивишь. У нас ведь ныне действует принцип «Всё на продажу!» И как-то даже символично, что с продажей «Ленфильма» г-ну Евтушенкову совпал ещё один громкий торг — отторжение Министерством обороны в пользу некоего г-на Рубинера части охранной зоны легендарного музея-усадьбы «Архангельское». По воле случая — да нет, пожалуй, по логике теперешней жизни! — материал об «Архангельском» появился в одном газетном номере и даже на одной странице с материалом о «Ленфильме». А то, что оба они опубликованы 19 августа, то есть в день, с которого принято вести отсчёт «молодой», двадцатилетней «новой России», придаёт им расширительно итоговый, в некотором роде знаковый характер: как говорится, за что боролись…

Итак, читайте Эльдара Рязанова.

«Отдавать священные чувства на поругание — это значит лишить страну будущего»


О продаже «Ленфильма», частном сознании и жлобах, которые определяют очень многое
— Продажа «Ленфильма» — это катастрофа для кинематографа и нашей культуры.
…Уже долго наблюдаю этот феномен: частное сознание. Оно сугубо утилитарно. Оно — плоское, целиком ориентированное на деньги. И для выколачивания прибылей готово играть на самых низменных инстинктах. Мы так много раз в этом убеждались, что и от продажи «Ленфильма» трудно ждать исключения из правила.
…Я плохо осведомлён о том, как шёл этот процесс (создание частных киностудий. — Ред.) в Америке и сколько жлобов стояло там на пути кино к тому, чтобы стать искусством. У нас эти жлобы определяют в массовой культуре очень многое. Я не говорю о конкретном человеке, который покупает «Ленфильм», — я говорю об этой среде людей невежественных, с грубыми вкусами, соображающих по части наживы, но мало что понимающих в кино. Я не верю в их благородство — для этого слишком мало оснований… Ни с одним бизнесменом общего языка мне найти еще не удавалось. Возможно, существуют невероятные исключения, но мне они не попадались.
О прибыли материальной и духовной
— Она (дорогая земля, на которой находится «Ленфильм» и где предполагают строить бизнес-центры, элитные дома и т.п. — Ред.), с точки зрения бизнеса, должна приносить прибыль. Но в том-то и дело, что есть вещи, которые не должны приносить денежную прибыль. Потому что они приносят другую прибыль — не материальную, а духовную. Ее никакими деньгами измерить нельзя. Это земля, которая имела отношение к Козинцеву, Москвину, Хейфицу, Юткевичу, Эрмлеру, Герасимову, Венгерову, Шостаковичу, Авербаху, Кошеверовой, Герману, Мельникову… Здесь снимались фильмы, которые делали славу нашему кино. Это место, как говорили прежде, «намоленное». Оно связано не только с прошлым — от него тянутся нити в сегодня и в завтра. Всё это разорвать — конечно, это преступление перед нацией. К тому же и обнародованная сумма, за которую покупают «Ленфильм», смехотворна: таких денег стоит хорошая квартира в центре Москвы или особнячок в Подмосковье. Одна только коллекция картин «Ленфильма» стоит в десятки раз больше.
О продаже заповедной зоны музея-усадьбы «Архангельское»

«Отдавать священные чувства на поругание — это значит лишить страну будущего»


— Это действительно ужас. Я там не раз снимал — и на территории этой дивной усадьбы, и в театре Гонзаго. Эти места дороги каждому москвичу, да и всем россиянам. И то, что эти сокровища будут принадлежать очередному толстосуму, опять-таки нельзя назвать иначе, чем национальной катастрофой.
…В том и беда, что такие акции, как с «Ленфильмом», не только сами по себе преступны по отношению к нашей истории и культуре, но и открывают дорогу к новым преступлениям. Это низведение высокого искусства к ширпотребу.
О капитализме, социализме, традициях и сохранении национальных сокровищ
— Наш капитализм… какой-то уродливый. То, что я вижу вокруг, принципиально чуждо культуре. Культура массовая, дешёвая, захлестнувшая наше кино и ТВ, — возможно, такому капитализму к лицу. Но если говорить о настоящей культуре, то наш капитализм не выказал никаких признаков интереса к ней.
Теперь о традициях. Социалистические идеи плюс верившие в них люди дали миру советский кинематограф. Эти идеи развивались не только на воспевании советского строя, как сейчас утверждают, но и на критике «социализма с нечеловеческим лицом». Так рождалось кино, главный признак которого — оно живое! В этих идеях многое совпадало с общечеловеческими, с христианскими ценностями, хотя и называлось иначе.
В эти идеи верило огромное количество умных и талантливых людей — как можно отбрасывать их опыт! Тем более что в нём много здравого. Межнациональные отношения были значительно лучше, чем теперь. Заботы о детях было больше. Заботы о здоровье людей, о культуре. Даже тот социализм, что был у нас, по многим позициям превосходит наш хромой, но безудержно хищный капитализм. В СССР никогда не было проблемы денег для кино. Даже во время войны «Ленфильм» сохранили — как Эрмитаж и Русский музей, как одно из национальных сокровищ!

О нынешнем состоянии российского кино и священных чувствах по отношению к прошлому
(В ответ на реплику обозревателя «РГ»: «Оппоненты вам напомнят, как государство вмешивалось в творческий процесс, как давило на художников, как требовало поправок…»)

— Уж кто-кто, а я всё это испытал на себе. Но современные продюсеры заняты ровно тем же, только часто их требования бывают ещё нелепее и глупее. На их совести тот уровень, на который опустилось наше кино, потерявшее не только свои традиции, но и зрителя.

…На самом деле зрителей развращают. Я с отчаянием смотрю на то, как из нашего кино уходят такие понятия, как художественный образ, идея, сочувствие, милосердие, одухотворённость. А испарившись из кино, они уходят и из сознания людей. Режиссёры старшего поколения — Глеб Панфилов, Пётр Тодоровский, да и я тоже — чувствуют себя отодвинутыми от кинопроцесса. Не нужны наши знания, опыт. И зрители теперь судят о кинематографе по чудовищным сериалам, напоминающим плохую художественную самодеятельность.

«Отдавать священные чувства на поругание — это значит лишить страну будущего»


…Но я ещё раз хочу подчеркнуть: существуют священные чувства по отношению к прошлому. Они позволяют нам ощущать себя его наследниками, хранителями национального культурного достояния. Ведь страну объединяют не только единство площади проживания и язык. Её объединяет культура, скрепляющая прошлое с настоящим. Отдавать эти всенародные чувства на поругание для того, чтобы богатели бизнесмены, — это значит лишить страну будущего.

НЕМНОГО В ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Что добавить к сказанному народным артистом СССР, лауреатом Государственных премий СССР и РСФСР Эльдаром Александровичем Рязановым? Может быть, размышляя о том, чем вызваны такой сильный критический его всплеск в отношении нашего нынешнего дня и определённая переоценка советского прошлого, стоит вспомнить формулу Маркса: «Бытие определяет сознание»? Может, надо вспомнить также Ленина: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»?

Совершенно очевидно, что прежде всего сегодняшнее состояние нашего кино и российской культуры в целом вызвало столь бурную реакцию талантливого режиссёра. Но не только. Обратите внимание, как говорит он про межнациональные отношения, про заботу о детях, о здоровье людей… Все сравнения с прошлым советского времени — не в пользу «нашего хромого, но безудержно хищного капитализма». Оказывается, при социализме было лучше или даже «значительно лучше».

Конечно, Э.А. Рязанов далёк от идеализации «того социализма, что был у нас», но признаёт его превосходство «по многим позициям». И, говоря о социалистических идеях и веривших в них людях («огромное количество умных и талантливых людей»), он восклицает: «…Как можно отбрасывать их опыт!» В самом деле, разве можно?!

Сохраняется у Эльдара Александровича и наивная вера в какой-то иной, «хороший» капитализм: «Наш капитализм совсем не тот, что в Америке». Но, увы, это всё, как говорится, взгляд со стороны. Есть реальный капитализм со своими безжалостными, бесчеловечными законами, со своим железным принципом: «Ничего святого — всё на продажу!» Вот он всё и диктует.

И ведь суть того плачевного состояния, в котором оказалось некогда великое наше кино, не только в приватизации студий. Суть — во всей атмосфере жизни, которая утвердилась у нас за последние двадцать лет, где превыше всех идеалов стали деньги.

В такой атмосфере невозможно создать ни «Карнавальную ночь», ни «Берегись автомобиля», ни «Иронию судьбы». А вот, к примеру, «Старые клячи» (согласитесь, Эльдар Александрович) ни в какое сравнение с теми прекрасными фильмами советского времени идти не могут.

То же самое можно сказать и о работе других признанных киномастеров — имена некоторых из них названы Э.А. Рязановым. Сравните их творчество в советское время и в постсоветское. Небо и земля! Так далеко теперь до того высочайшего художественного уровня…

Случайно ли стал он недостижимым? Нет! Это — закономерность.

Да, «государство вмешивалось в творческий процесс», были редакторы, запреты на что-то. Однако, может быть, не всегда к худшему? Потому что ведь при этом было создано и навеки останется главное — замечательный художественный результат, выдающиеся фильмы, великое советское искусство.

А вот что делать сегодня, как выходить из такого поистине провального положения, в котором оказались страна и её культура, об этом, наверное, мастерам нашей культуры пора всерьёз задуматься.

«Отдавать священные чувства на поругание — это значит лишить страну будущего»

My Webpage
Отредактировал irenasem (30 августа 2011)



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх