,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Рецепт спасения Украины: политика разумного протекционизма
  • 20 июля 2011 |
  • 12:07 |
  • MMZ |
  • Просмотров: 112298
  • |
  • Комментарии: 3
  • |
0
Виктор Иванович Суслов в представлении не нуждается, а его послужной список впечатляет. Заслуженный экономист Украины, в прошлом — председатель Комитета ВР по вопросам финансов и банковской деятельности, министр экономики и экс-глава Государственной комиссии по регулированию рынка финансовых услуг, он изнутри знает работу законодательной и исполнительной власти Украины и причастен ко многим реформам, проводившимся с самого начала независимости.

Но главное — Виктор Иванович один из немногих, кто внятно описывает нынешний экономический кризис, его прогнозы сбываются, а компетентные высказывания по разным вопросам, точность суждений и оценок вызывают уважение специалистов и неизменный читательский интерес.

В рамках дискуссии, инициированной «2000», мы обратились к Виктору Ивановичу с просьбой изложить свое видение путей выхода Украины из кризиса.

— Главная причина кризиса в Украине общеизвестна и состоит в политике быстрой, неподготовленной и непродуманной интеграции отечественной экономики в систему международного разделения труда. Двадцать лет независимости — срок, достаточный для того, чтобы в соответствии с либеральными экономическими концепциями Украина проявила свои сравнительные преимущества в глобальном разделении труда.

Она их и проявила, стихийно, по-либеральному, определив конкурентоспособные отрасли: металлургию и химическую промышленность с сопутствующим экспортом продукции низкой степени переработки (по сути — сырья), аграрный сектор и пищевую промышленность, добычу и экспорт минерального сырья, услуги по транзиту газа, нефти, грузов и пассажиров через территорию страны, а также экспорт дешевой рабочей силы.

В нашей стране сохранилась часть промышленного производства и сопутствующих научных и инженерно-конструкторских работ в основном в сфере производства продукции военно-технического назначения, аэрокосмической промышленности и в некоторых других отраслях благодаря сохранению прежних, еще советских кооперационных связей с российскими предприятиями. Судьба этих предприятий сегодня под вопросом ввиду нацеленности руководства Украины на дальнейшую интеграцию в экономическое пространство Евросоюза и отказа от участия в Таможенном союзе с Россией, Беларусью и Казахстаном.

Сильно деградировали, износили свои основные фонды и требуют огромных инвестиций отрасли инфраструктуры — энергетика, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство. Остальная часть промышленности в условиях либерального внешнеэкономического режима, окончательно закрепленного членством Украины в ВТО, не выдержала конкуренции и прекратила свое существование. Сегодня уже сложно говорить о возрождении станкостроения, приборостроения, электронной промышленности и многих других отраслей машиностроения, не говоря уже об отраслях, когда-то производивших предметы потребления. Нелишне напомнить, что Украина находится на самых последних позициях во всех мировых рейтингах конкурентоспособности (в 2011 г. — на 57-м месте из 59).

Такая интеграция в систему международного разделения труда имеет два крайне негативных последствия.

Во-первых, экспорт сырьевой ориентации, который обеспечивает сегодня более 50% валютных поступлений страны, крайне зависим от конъюнктуры мирового рынка. Так, при падении спроса на металл и снижении цен в первую очередь становятся неконкурентоспособными технически устаревшие и энергоемкие предприятия. Теперь, после перехода на европейский уровень цен на импортируемый газ и прогнозируемый рост этих цен, украинская металлургия под угрозой окончательной утраты конкурентоспособности.

Во-вторых, при очень высокой степени открытости экономики Украина не смогла сбалансировать свои валютные поступления и валютные расходы. Накопленная к настоящему времени величина валового внешнего долга, превысившего 120,5 млрд. долларов и продолжающего быстро расти — яркое подтверждение этому.

А значит, кризис не преодолен и гривня на пороге очередной девальвации. Грядущее падение курса национальной валюты неизбежно, потому что оно обусловлено особенностями украинской макроэкономической политики, которую я называю политикой девальвационной спирали, или точнее, девальвационного штопора. Экономическая суть происходящего в том, что Украина расходует валютных средств больше, чем зарабатывает, постоянно наращивая свой валовой внешний долг.

Основная причина этого — постоянное отрицательное сальдо торгового баланса страны за счет превышения импорта над экспортом. В Украине импорту в прямом смысле нет альтернативы — потому что национальное производство большинства товаров попросту отсутствует. Поступлениями по другим статьям счета текущих операций дефицит торгового баланса не перекрывается, а значит, эту разницу нужно покрыть притоком средств по финансовому счету платежного баланса, т.е. за счет иностранных инвестиций и кредитов. Но иностранные инвестиции в Украину преимущественно носят спекулятивный характер, по сути являются теми же заемными средствами, ведь они обычно инвестируются в ценные бумаги и как приходят, так и уходят, а увеличение кредитного покрытия дефицита — это и есть наращивание долгов, которые рано или поздно нужно отдавать с выплатой процентов.

В результате через какое-то время в полном соответствии с рецептами либеральной экономической теории с целью стимулирования экспорта и выравнивания платежного баланса проводится девальвация национальной валюты. При этом ценовая конкурентоспособность украинских товаров на внешних рынках повышается, а поскольку импортные товары становятся более дорогими в гривне на внутреннем рынке, то эта мера временно ограничивает импорт.

При этом особенностью украинской экономики является то, что в результате девальвации не происходит замещения импорта внутренним производством, как это должно быть в соответствии с либеральными концепциями, потому что современные производства промышленных товаров, в том числе предметов потребления, в Украине попросту отсутствуют.

Поэтому после девальвации вначале происходит сокращение импорта, потом начинается рост цен на импортные товары и на ввозимое сырье, энергоносители и комплектующие вследствие понижения валютного курса гривни, и некоторое время это сдерживает потребительский спрос, а когда становится ясно, что товаров такого же назначения по более низким ценам все равно не будет, потребительский спрос постепенно восстанавливается, и начинает раскручиваться инфляция цен.

Далее, пока валютный курс гривни остается стабильным, а цены растут, эффективность импорта снова постоянно возрастает, импорт снова начинает опережать экспорт, и дефицит торгового баланса снова увеличивается. Так от одной девальвации гривни мы переходим к следующей.

И в конечном итоге получается, что Украина живет в системе девальвационного цикла.

Продолжительность этого цикла определяется быстротой наращивания дефицита счета текущих операций платежного баланса, следовательно, динамикой спроса и ценами на товары украинского экспорта, темпами инфляции, а также возможностями получения новых иностранных кредитов для сбалансирования платежного баланса в целом.

После каждой девальвации обслуживать долги становится все труднее, ведь вследствие падения курса гривни обесцениваются сбережения граждан и другие активы, выраженные в национальной валюте. Обязательства в иностранной валюте, напротив, резко возрастают в цене, а значит, одновременно возрастает стоимость обслуживания долгов (вот почему необходимо окончательно на законодательном уровне запретить валютное кредитование физических лиц!). Это означает, что старые долги мы можем обслуживать лишь с помощью новых заимствований, и уже можно констатировать, что фактически Украина втянулась в строительство долговой финансовой пирамиды.

Обрушение этой пирамиды с последующим дефолтом страны неизбежно наступит после того, как иностранные кредиторы перестанут давать новые кредиты для выплаты старых долгов. Это случится раньше или позже, если только не будет изменена экономическая политика.

Прежде всего мы должны разорвать порочную систему девальвационной спирали — нужно настаивать на пересмотре общего либерального курса экономической политики. Ведь страны с неконкурентоспособной экономикой не могут проводить открытую, либеральную экономическую политику. Если они ее все же сознательно проводят — они проводят политику постоянного обнищания собственного населения и деградации экономики.

Поэтому проведение политики разумного, умеренного протекционизма, при полном соблюдении соглашений по ВТО и других международных договоров должно стать ближайшей задачей, главной целью реальных экономических реформ, что позволит обеспечить выравнивание торгового баланса. Результатом такой политики должно быть увеличение экспорта товаров и услуг и сокращение их импорта, в том числе за счет импортозамещения. Политика протекционизма, конечно, предполагает возрастание роли государственного регулирования экономики и отказ от многих иллюзий «рыночного саморегулирования». Именно наличие эффективного государственного регулирования экономики объясняет успех реформ во всех успешных странах — от Китая до Бразилии.

Например, только одно значительное повышение акцизных налогов, которые являются внутренними для страны и не ограничиваются международными соглашениями, на дорогие автомобили и другие импортные предметы роскоши, могло бы заметно сократить импорт и способствовать выравниванию торгового баланса.

Однако главным направлением протекционизма должна стать политика государственного стимулирования экспорта.

Можно вновь вспомнить, что Украина располагает уникальными предприятиями ракетно-космического и военно-промышленного комплекса, разработками в сфере производства пассажирских и грузовых самолетов, кораблестроении, многих других отраслях. Это — потенциал увеличения экспорта за счет товаров с высокой добавленной стоимостью. Только его нельзя реализовать без участия государства.

Государство повсеместно играет решающую роль в стимулировании высокотехнологичных и наукоемких производств и поддержке экспорта их продукции — от передовой системы образования и подготовки кадров до создания системы экспортного кредитования и страхования экспортных контрактов. Швеция, Финляндия, Голландия, например, располагают высокотехнологичными производствами вовсе не потому, что там благоприятные для этого природные условия. А в Украине до сих пор даже не ставилась задача создания государственной комплексной программы поддержки экспорта отечественной продукции высокотехнологичных производств. Зато украинские чиновники и депутаты очень любят создавать комплексные программы безналогового импорта иностранных товаров — сейчас под предлогом Евро-2012, ранее — под другими бесчисленными предлогами.

Поэтому возможность проведения эффективной политики государственного регулирования экономики в целях поддержки экспорта и ограничения импорта сразу же наталкивается в Украине на другую нерешенную проблему — тотальную коррумпированность законодательной, исполнительной и судебной власти. По оценкам международных экспертов, по уровню коррупции в 2011 г. Украина занимает предпоследнее место в Европе. Так что рост уровня госрегулирования у нас почти автоматически означал бы рост коррупции.

Надо четко понимать, что борьба с коррупцией — вопрос не экономики, а политики, вопрос власти. Поскольку для успеха этой борьбы сами борцы должны быть по крайней мере не коррумпированы, на положительные результаты здесь рассчитывать сложно.

Но коррумпированное государство еще нигде не было проводником эффективных реформ. В Украине, где по оценке президента страны только при проведении госзакупок добычей коррупционеров ежегодно становится от 4 до 7 млрд. долл. бюджетных средств, невозможно реализовать эффективные государственные научно-технические программы. Такая страна не может быть интересна серьезным иностранным инвесторам. Она становится разве что полем для игр мошенников и спекулянтов.

Поэтому искоренение коррупции в действующей ныне власти является главной, а может быть, и единственной реформой, в которой по-настоящему нуждается Родина.

Похоже, Украина теряет еще один, и видимо, последний шанс расширить рынок для своего экспорта в составе зоны свободной торговли с участием примерно одинаковых по уровню конкурентоспособности стран, выравнять свой торговый баланс и получить доступ к более дешевому газу и другим видам сырья, т. е. одновременно уменьшить расходы по импорту. Речь идет об участии в Таможенном союзе с Россией, Беларусью и Казахстаном, или, точнее, о вероятном сознательном отказе от такого участия.

Участие Украины в ТС могло бы быть поводом также для исправления ошибок, допущенных при вступлении в ВТО, ведь уровень таможенной защиты украинского внутреннего рынка сегодня один из самых низких в мире — около 4,5%, в то время как в ТС средний уровень таможенных пошлин составляет 10,5%.

Отказавшись от этих возможностей, Украина остается одна. Далеко не случайно политическая риторика Запада в отношении Украины в последнее время резко ужесточилась. Как из рога изобилия посыпались обвинения в недопустимом уровне коррупции, свертывании демократии и подавлении оппозиции, избирательном правосудии, гонениях на журналистов и ограничении свободы слова. Фактически таким образом Украине четко указывают ее место. Увы, теперь оно находится в буферной зоне между серьезными игроками — Евросоюзом и Таможенным союзом. Однако мне представляется, что пока что в наших силах воспользоваться шансом из этого периферийного положения наконец выпрыгнуть.

Валентин Ингульский
My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх