,


Наш опрос
Хотели бы вы жить в Новороссии (ДНР, ЛНР)?
Конечно хотел бы
Боже упаси
Мне все равно где жить


Показать все опросы
Other


Курсы валют


Курсы наличного обмена валют в Украине

Внешний вид


Музейные войны
  • 12 июля 2011 |
  • 19:07 |
  • MMZ |
  • Просмотров: 48445
  • |
  • Комментарии: 2
  • |
0
За год до начала парламентской кампании украинские партии апробируют новые формы политической борьбы. К уже проверенным на практике баррикадам, не демонтированным со времени предыдущих выборов, прибавляются новые редуты. К перечню наиболее уязвимых для общественного мнения вопросов, касающихся русского и украинского языков, евроатлантической или евразийской интеграции, церковного противостояния, изыскиваются неожиданные политологические изобретения. Одной из таковых находок стали музейные войны.

Коммунисты сделали ставку

Коммунисты ищут повод поссориться с партией власти. За год с небольшим до начала парламентской кампании для единомышленников Ленина и Симоненко это крайне актуально: отвечать за провалы в социальной политике для левых равнозначно политическому самоубийству.

Одним из таких поводов стал скандал винницких коммунистов с местным губернатором Николаем Джигой по поводу создания музея в бункере Гитлера «Вервольф» в пригороде областного центра. Бывшая военная ставка Гитлера на Восточном фронте находится примерно в восьми километрах от Винницы. Строительство бункера началось в 1941 году, в апреле 1942 года он был завершен. Бункер имел собственную электростанцию, аэродром, плавательный бассейн и автономную систему водоснабжения. В наземной части пленные выстроили 81 деревянный дом, под землей располагались три укрепленных бункера, в том числе основной со стенами толщиной 2,5 метра. Но эти сооружения так до сих пор и не обнаружены. Нагромождение из камней и остатки плавательного бассейна – это все, что можно увидеть на поверхности.

Во время отступления в марте 44-го немцы взорвали «Вервольф».

Идея губернатора заключалась в развитии туристической отрасли: ставка Гитлера является одной из главных достопримечательностей области. Планировалось восстановить землянки, в которых во время войны держали военнопленных, выставить знамена и униформу офицеров и сотрудников Рейха. Причем не просто выставить в качестве экспонатов, но и предоставить туристам возможность примерить ее, да еще с автоматом наперевес и в таком виде сфотографироваться на фоне фашистских флагов. По словам сотрудников Винницкого музея, за такими проектами стояли местные коллекционеры. Однако на эти планы было наложено вето: уж больно походило все на увековечивание преступлений против человечности.

Возглавить протестное движение взялись коммунисты. Поначалу 7 июля они даже собирались перекрыть трассу государственного значения. Однако вскоре их пыл немного поостыл: собравшиеся на акцию несколько десятков активистов радикальных взглядов не разделяли. Акция завершилась обычным пикетом краеведческого музея и гневными комментариями в партийной прессе.

Оккупация без оккупантов

Иная судьба у другого скандального учреждения – «Музея советской оккупации». Под свою опеку его взяли активисты одиозной «Свободы». Впечатление от посещения этого объекта – словно в потустороннем мире побывал.

Неприметный киевский дворик. Аккуратное трехэтажное здание спряталось в тени старых каштанов. Довольно внушительная охрана у входа.

- Ах, вы в музей, - то ли снисходительно, то ли иронически встречает посетителей человек в униформе, нажимая на кнопку звонка.

Здесь, в бывшем детском садике, на двух первых этажах разместилось несколько современных офисов. И лишь на третьем – злосчастная вывеска «Музей совєтської окупації». Именно совєтської, а не радянської.

По логике музейных работников русское слово «советский» на украинский язык не переводится. Оно занесено на эту территорию как вирус, который нуждается в уничтожении.

Музей – это детище бывшего народного депутата Романа Круцика. Все экспонаты собирались по частной инициативе, кое-что подарили государственные музеи, что-то принесли члены «Мемориала», репрессированные и их наследники. Большинство из этих документов не являются оригиналами, как правило, это фотокопии.

Посетителей почти нет. Чтобы привлечь внимание к музею, неизвестные организовали странную акцию. В адрес директора музея пришло письмо от жительницы Сумской области Анны Журавской, адресованное в прокуратуру и СБУ. Женщина требовала закрыть музей и наказать его организаторов.

В прокуратуре о письме Журавской – ни слухом ни духом. Зато пан Круцик занялся личным расследованием. И выяснил, что… автор письма давно умерла. Тем не менее «расследование» стало телевизионным сюжетом, обошедшим несколько каналов. На щит вновь поднята тема национальной нетерпимости. В «Музей совєтської окупації», появившийся с благословения бывшего президента Ющенко, пытаются вдохнуть новую жизнь. «Свободе» нужно закрепиться на линии огня. При этом приватизировать идею, за которую не успели ухватиться конкуренты.

В спецслужбе завелись шпионы

Усилиями политиков на свет божий извлекается еще одна музейная тема. На это раз речь идет о «Тюрьме на Лонского» во Львове. Несколько лет назад в торжественном открытии этого музея принимали участие тогдашний руководитель СБУ Валентин Наливайченко, экс-министр образования и науки Иван Вакарчук, все областное начальство.

В оранжевые времена музей был филиалом Службы безопасности, которая, в свою очередь, являлась не столько спецслужбой, сколько департаментом антироссийской пропаганды.

Год назад в столице случился казус: на Киевском вокзале штатные сотрудники Службы безопасности Украины задержали штатного сотрудника этой же службы, подозревая последнего в подготовке к разглашению секретных документов. Речь идет о директоре музея «Тюрьма на Лонского» Руслане Забилом. Его 14 часов продержали в знаменитом здании на Владимирской, провели с ним задушевную беседу о самочувствии семьи и близких, а также посоветовали бросить «секретничать» с различными документами.

Шпионы всего мира с изумлением наблюдали за операцией украинской спецслужбы: на следующий день несостоявшийся злоумышленник стал героем телеэкранов.

Какую именно информацию хотел рассекретить директор музея и штатный работник СБУ - неизвестно. Возникает масса вопросов. Зачем нам знать, что Руслан Забилый знал то, что нам нельзя знать? Если то, что знает, но никому не расскажет Руслан, представляет государственную тайну, то почему директора музея в эти тайны посвятили? Скажете, это была другая власть, у которой были другие тайны? Но государство-то у нас одно, двадцатилетие которого мы собираемся отпраздновать, и преемственность спецслужб должна существовать.

Допустим, что на самом деле Руслан Забилый осуществил страшный грех и что-то там, в музейных архивах, несанкционированно накопал. Так ведь он никакой не секретный агент, не Джеймс Бонд и не Макс Отто фон Штирлиц, а обыкновенный любопытный историк в очках с толстыми линзами, у которого на лбу написано, что призвание у него такое – в архивах копаться!

В конце прошлого года Виктор Янукович дал указание передать институт из ведения СБУ в подчинение Института национальной памяти.

После пышного празднования во Львове 70-летия провозглашения «Акта 30 июня 1941 года», когда соратник Степана Бандеры Ярослав Стецько заявил о «восстановлении независимости» Украины, «Тюрьма на Лонского» вновь стала элементом политического противостояния. Музей остается по-прежнему центром политического влияния и за него крепко держится бывший руководитель СБУ и нынешний фактический лидер партии «Наша Украина» Валентин Наливайченко.

У «Нашей Украины» осталось немного аргументов для своего избирателя.

Ложные цели

Тему о музеях на службе политиков уместно завершить несколькими штрихами к мемориалу Памяти жертв Голодомора. Музей обошелся казне в 750 миллионов гривен. Мемориал в столичном парке Славы возводили авральными темпами, дабы успеть к 75-й годовщине голодомора. Даже в разгар социально-экономического кризиса в Украине работы велись днем и ночью. Казалось – успели.

Открытие Мемориала планировалось провести с особой помпой. Приглашения были разосланы лидерам ведущих государств мира. Однако этот жест Ющенко не был оценен: в Киев приехали лишь несколько представительных делегаций из стран Прибалтики, Грузии, Польши.

В оранжевые годы в городах и селах Украины были открыты сотни памятников и памятных знаков о Голодоморе. Цель всей этой кампании была одна: посеять вражду меж народами, указать пальцем на виновника трагедии – вот он, северный сосед!

Сегодня большинство этих памятников рушится, зарастают бурьянами. Даже в Киеве комплекс не выдержал июньского ливня, потекла крыша, обсыпается облицовка, повреждена экспозиция.
Не выдерживают испытания временем ни ложные изваяния, ни ложные идеи. И это следует хорошо помнить тем, кто, извратив прошлое, живет с ложными идеями в настоящем, пытаясь обмануть будущее
My Webpage



Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут видеть и оставлять комментарии к данной публикации.

Вверх